№п/п | Тема урока | Часы | Планируемые результаты | Виды деятельности | Беседы | Дата |
Предметные | Метапредметные и УУД | | | |
Осень золотая (1-8 ч.) |
1. | Какого цвета осень? Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Изображение золота осени (акварель, гуашь) | 1ч. | Познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков ИЗО, последовательным расположением цветов в спектре; дать представление о живописи; формировать навыки и умения организации рабочего места; развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве; воспитывать интерес к предмету. | Знать правила работы с материалами и инструментами; знать последовательность расположения цветов в спектре; умение организовать своё рабочее место. Личностные: понимание значимости организации рабочего места. Регулятивные: освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью. Познавательные: систематизирование знаний о материалах и инструментах. Коммуникативные: умение объяснять свой выбор. | Вступительное слово; беседа; слушание музыки; знакомство с материалами и инструментами; знакомство с правилами организации рабочего места; беседа; демонстрация приёмов работы; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа «Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека». | |
2. | Земля-кормилица. Натюрморт. Сочинение сказки про осень (акварель, гуашь) | 1ч. | Продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. Ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; учить выполнять изображение с натуры, | Знать о форме предметов и цветовой гамме; знание правил работы с акварельными красками; умение работать акварельными красками; умение наблюдать. Знать правила составления натюрморта. | Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; знакомство с формой предметов; дидактическая игра; знакомство с цветом предметов; приёмы работы с акварелью; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. Выполнить рисунок. | | |
3. | Щедра осенью земля-матушка. Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь) | 1ч. | Учить выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; познакомить с понятием «композиция»; развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов; воспитывать аккуратность, уважение к труду. | Умение выполнять изображение с натуры, смешивать краски; знать значение понятия «композиция»; умение анализировать форму, цветовую окраску предметов. | Словесно-иллюстративный рассказ; рассматривание и описание картин «Фрукты на блюде» И.И.Машкова и «Яблоки и листья» И.Е.Репина; анализ форм; изучение цвета фруктов; композиция рисунка; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; итог урока. Выполнить рисунок фруктов с натуры. | Беседа «Творчество И.И.Машкова и И.Е.Репина». | |
4. | . Природа-художница. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению (акварель, гуашь) | 1ч. | Ознакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства; творчеством художника И.И.Левитана; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия. | Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве И.И.Левитана; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками. Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру. Желания выполнять учебные действия. Регулятивные: формирование умения ориентироваться в пространстве. Познавательные: осмысление себя в окружающем мире. Коммуникативные: умение работать в паре, группе. | Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции И.И.Левитана «Золотая осень»; сравнение пейзажей И.И.Левитана и И.С.Остроухова; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. Выполнить рисунок «Осенний пейзаж». | Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | |
5. | В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги) | 1ч. | Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков работы карандашом и акварелью; развивать наблюдательность; содействовать воспитанию эстетической восприимчивости. | Умение выполнять изображение с натуры; умение работать карандашом и акварельными красками; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; беседа о форме листьев рябины и её ягод. Этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. Выполнить рисунок рябины. | | |
6. | Осенью капуста — барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению (акварель, гуашь) | 1ч. | Учить выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; развивать умение анализировать форму и цветовую окраску овощей; воспитывать интерес к предмету. | Умение выполнять изображение с натуры; различать оттенки красок; анализировать форму и цветовую окраску; знать правила работы с акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; рассказ учителя об овощах. Определение формы овощей; определение цвета овощей; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | |
7. | В золоте Хохломы — золото осени. Рисование кистью золотого петушка (гуашь черная, красная) | 1ч. | Познакомить с узорами в изделиях мастеров Хохломы; закрепить знания об узоре, ритме, силуэте; формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи; способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного творчества. | Знания об узоре, ритме, силуэте; знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Хохломы; умение выполнять хохломской узор различными приёмами рисования. | Проверка готовности к уроку; беседа; приёмы выполнения элементов цветочного узора в хохломской росписи; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ; подведение итога урока. | Беседа «Творчество народных мастеров». | |
8. | В золоте Хохломы — золото осени. Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная) | 1ч. | Познакомить с узорами в изделиях мастеров Хохломы; закрепить знания об узоре, ритме, силуэте; формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи; способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного творчества. | Знания об узоре, ритме, силуэте; знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Хохломы; умение выполнять хохломской узор различными приёмами рисования. | Проверка готовности к уроку; беседа; приёмы выполнения элементов цветочного узора в хохломской росписи; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ; подведение итога урока. | Беседа «Творчество народных мастеров». | |
Зимняя сказка (9-15) |
9. | В золоте Хохломы — золото осени. Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы | 1ч. | Познакомить с узорами в изделиях мастеров Хохломы; закрепить знания об узоре, ритме, силуэте; формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи; способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного творчества. | Знания об узоре, ритме, силуэте; знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Хохломы; умение выполнять хохломской узор различными приёмами рисования. Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру. Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность. Познавательные: формирование представления о творчестве народных мастеров. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор рисунка. | Проверка готовности к уроку; беседа; приёмы выполнения элементов цветочного узора в хохломской росписи; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ; подведение итога урока. | Беседа «Творчество народных мастеров». | |
10. | В золоте Хохломы — золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи. | 1ч. | Познакомить с узорами в изделиях мастеров Хохломы; закрепить знания об узоре, ритме, силуэте; формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи; способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного творчества. | Знания об узоре, ритме, силуэте; знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Хохломы; умение выполнять хохломской узор различными приёмами рисования. | Проверка готовности к уроку; беседа; приёмы выполнения элементов цветочного узора в хохломской росписи; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ; подведение итога урока. | Беседа «Творчество народных мастеров». | |
11. | Краски природы в наряде русской красавицы. Украшение наряда красавицы (акварель, гуашь, фломастер) | 1ч. | Познакомить с творчеством художника К.А.Коровина; формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей; способствовать развитию детского воображения. | Знать о творчестве художника К.А.Коровина; умение графически передавать изображение предметов сложной формы; человеческой фигуры; умение работать карандашом и акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. Выполнить рисунок «Снегурочка» | Беседа «Творчество художника К.А.Коровина». | |
12. | В гостях у зимней сказки. Дом Деда Мороза (графические материалы) | 1ч. | Познакомить с творчеством художника К.А.Коровина; формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей; способствовать развитию детского воображения. | Знать о творчестве художника К.А.Коровина; умение графически передавать изображение предметов сложной формы; человеческой фигуры; умение работать карандашом и акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. Выполнить рисунок «Дом Деда Мороза» | Беседа «Творчество художника К.А.Коровина». | |
13. | Герои русских народных сказок. Изображение героев зимних сказок. | 1ч. | Познакомить с творчеством художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка. | Знать о творчестве В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; знание о роли фантазии в искусстве; умение графически передавать пропорции сложных по форме предметов; умение композиционно выстраивать свой рисунок; умение работать с акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа «Особенности сказочного жанра». Беседа «Творчество художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова | |
14. | Снежный пейзаж. Изображение черной и белой линиями зимнего пейзажа (графические материалы) | 1ч. | Ознакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства; творчеством художника К. Юона; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках зимы; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия. | Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве К. Юона; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа «Творчество художника К. Юона». | |
15. | Цвет зимы — белый. Рисование снежных цветов на окне. | 1ч. | Познакомить с рисованием узоров; закрепить знания об узоре, ритме, силуэте; формировать графические умения и навыки в рисовании кистью; способствовать развитию эстетического восприятия родной природы. | Знания об узоре, ритме, силуэте; знать элементы морозного узора, украшающего наши окна; умение выполнять узор различными приёмами рисования. | Проверка готовности к уроку; беседа; приёмы выполнения элементов узора; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ; подведение итога урока. | Беседа: «Как образуются узоры на стекле?» | |
| Весна-красна(16-25) | | |
16-17. | В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек. Роспись глиняных игрушек (акварель, гуашь) | 2ч. | Способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с натуры, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знать о народных промыслах. Личностные: формирование позитивного отношения к людям труда, к народным художникам. Регулятивные: освоение способов работы с материалами и инструментами. Познавательные: осмысление алгоритма работы с материалами и инструментами; осмысление правил безопасности. Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать в парах, в группах (под руководством учителя в процессе решения проблемных ситуаций | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. Выполнить рисунок игрушки с натуры. | Беседа «Каргопольская игрушка». | |
18-19. | Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | 2ч. | Формировать графические умения и навыки по рисованию предметов сложной формы; познакомить с творчеством художников-портретистов; развивать умение самостоятельно решать композиционные задачи; воспитывать уважение к защитникам Отечества. | Умение графически изображать предметы сложной формы; знать о творчестве художников-портретистов; умение самостоятельно решать композиционные задачи. | Проверка готовности учащихся к уроку; знакомство с жанром портретной живописи; актуализация знаний; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа «Жанр портретной живописи». | |
20. | Конь-огонь. Сказочная композиция (акварель, гуашь, фломастер) | 1ч. | Формировать графические умения и навыки по рисованию предметов сложной формы; познакомить с творчеством художников-анималистов; развивать умение самостоятельно решать композиционные задачи; воспитывать любовь к животным. | Умение графически изображать предметы сложной формы; знать о творчестве художников-анималистов; умение самостоятельно решать композиционные задачи. | Проверка готовности учащихся к уроку; знакомство с жанром портретной живописи; актуализация знаний; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа: «Жанр живописи анимализм». | |
21. | Весна-красна — праздник света и тепла. Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь) | 1ч. | Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. Выполнить рисунок «Весенний цветок». | Беседа «Творчество Ф.П.Толстого». | |
22-23. | Дымковская игрушка. Повтор и вариации по мотивам дымковских узоров (гуашь) | 2ч. | Способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с натуры, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знать о народных промыслах. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа «Дымковская игрушка». | |
24. | Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | 1ч. | Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. Выполнить рисунок «Весенней веточки». | Беседа «Творчество Ф.П.Толстого». | |
25. | Вешней воды никто не уймет. Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | 1ч. | Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. Выполнить рисунок «Весенний ручеёк». | Беседа «Творчество Ф.П.Толстого». | |
Разноцветное лето (26-30) |
26. | «У лукоморья дуб зеленый...». Рисование героев сказок А. С. Пушкина по представлению (акварель, гуашь) | | Познакомить с творчеством художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка. | Знать о творчестве В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; знание о роли фантазии в искусстве; умение графически передавать пропорции сложных по форме предметов; умение композиционно выстраивать свой рисунок; умение работать с акварельными красками. Личностные: формирование позитивного отношения к труда, к поэтам и художникам. Регулятивные: освоение способов работы с материалами и инструментами. Познавательные: осмысление алгоритма работы с материалами и инструментами; осмысление правил безопасности. Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать в парах, в группах (под руководством учителя в процессе решения проблемных ситуаций | Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа «Особенности сказочного жанра». Беседа «Творчество художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова | |
27. | Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных весенних цветов (акварель, гуашь) | | Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | Беседа «Творчество Ф.П.Толстого | |
28-29. | Образ приближающегося лета. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь) | 2ч. | Продолжить формирование графических умений и навыков; познакомить с творчеством художников И.Шишкина, В.Поленова; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников И.Шишкина, В.Поленова; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; знакомство с творчеством художников И.Шишкина, В.Поленова; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. Выполнить рисунок на тему «Лето». Подготовить рассказ о своей любимой картине, принести репродукцию этой картины. | Беседа «Творчество художников И.Шишкина, В.Поленова». | |
30-31. | Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь) | 2ч. | Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. Выполнить рисунок «Весенний ручеёк». | | |
32-33. | Какого цвета страна родная. Рисование родной природы по представлению (художественные материалы по выбору) | 2ч. | Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | |