Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Содержание учебного курса не противоречит содержанию авторской программы Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс.
№ п\п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика учебной деятельности учащихся |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
1 | Знакомство с учебником. Книга – самое великое чудо. | | 4 | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | Рукописные книги Древней Руси | | 5-7 |
3 | Первопечатник Иван Федоров | | 8-12 |
4 | Урок – путешествие в прошлое | | |
Устное народное творчество ( 13 ч) |
5 | Устное народное творчество. Русские народные песни
| | 13-17 | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
| Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
6 | Докучные сказки
| | 18-19 |
7 | Народные промыслы Древней Руси. Сравнение искусства слова и прикладного искусства. | | 20-21 |
8 | Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | | 22-27 |
9 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Особенности волшебных сказок.. | | 22-27 |
10 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Анализ поведения героев. | | 22-27 |
11 | «Иван-царевич и серый волк» | | 28-39 |
12 | «Иван-царевич и серый волк» Характеристика противопоставленных героев. | | 28-29 |
13 | «Сивка-бурка» | | 40-50 |
14 | «Сивка-бурка» Сравнительный анализ образа Ивана-Царевича в русских народных сказках. | | 40-50 |
15 | Обобщающий урок. Тест№1 «Устное народное творчество» | | 51-56 |
16 | Художники И.Я. Билибин и В.М. Васнецов. Сравнение картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. | | 57 |
17 | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку» | | 58 |
Поэтическая тетрадь 1 ( 10 ч) |
18 | Как научиться читать стихи. Составление памятки выразительного чтения. | | 59-61 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
19 | Ф.Тютчев «Весенняя гроза» | | 62 |
20 | Ф.И.Тютчев «Листья»
тературное чтениею | | 63 |
21 | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | | 64-65 |
22 | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро» | | 66-67 |
23 | И.Никитин «Встреча зимы» | | 68-71 |
24 | И.Суриков «Детство» | | 72-75 |
25 | И.Суриков «Зима» | | 76-77 |
26 | Литературная гостиная «Поэтическая тетрадь №1» (чтение стихотворений наизусть) | | 62-77 |
27 | Обобщающий урок. Тест №2 «Поэтическая тетрадь №1» | | 78-80 |
Великие русские писатели ( 20 ч) |
28 | А.С.Пушкин: жизнь поэта. | | 81-91 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
| Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. |
29 | А.С.Пушкин: творчетво поэта. | | 81-91 |
30 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | | 92-129 |
31 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Особенности литературной сказки. | | 92-129 |
32 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Анализ и характеристика произведения. | | 92-129 |
33 | И.А.Крылов. «Мартышка и очки» Особенности композиции басни. | | 130-135 |
34 | И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна» Выделение морали басни. | | 136-137 |
35 | И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» Чтение басни наизусть. | | 137-139 |
36 | М.Лермонтов: жизнь и творчество. | | 140-145 |
37 | М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | | 140-145 |
38 | М.Лермонтов. «Утес» | | 146-147 |
39 | М.Лермонтов. «Осень» | | 147 |
40 | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя) | | 148-151 |
41 | Л.Н.Толстой «Акула» Пересказ текста. | | 152-156 |
42 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | | 156-159 | | |
43 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | | 160-162 |
44 | Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве» | | 162 |
45 | Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» | | 163 |
46 | Научно-познавательный стиль текста. Составление текста рассуждения по плану. | | 163 |
47 | Обобщающий урок по теме Тест №3 «Великие русские писатели» | | 164-166 |
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч) |
48 | Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
| | 167-170 | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
49 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
| | 170-172 |
50 | К.Д.Бальмонт. «Золотое слово» | | 173 |
51 | И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | | 174-177 |
52 | Обобщающий урок. Тест№ 4 «Поэтическая тетрадь 2» | | 178 |
Литературные сказки (11 ч) |
53 | Литературные сказки. Особенности литературных сказок. Воспроизведение сюжета по иллюстрации. | | 180-181 | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
| Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
54 | Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к Аленушкиным сказкам» | | 182 |
55 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Хараткеристика главного героя сказки. | | 183-187 |
56 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | | 188-191 |
57 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» Характеристика лягушки. | | 188-191 |
58 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» Составление плана и пересказ текста. | | 188-191 |
59 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | | 192-208 |
60 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» анализ поступков главных героев. | | 192-208 |
61 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» Сравнительный анализ главных героев. | | 192-208 |
62 | Обобщающий урок. Тест №4 «Литературные сказки» | | 209-213 |
63 | Составление списка внеклассного чтения. Выставка книг «По страницам сказок» | | 214-215 | | | | |
Были – небылицы (10 ч) |
64 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | | 4-11 | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
65 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» Сравнение реальных и выдуманных событий в рассказе. | | 4-11 |
66 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» Создание собственной концовки рассказа. | | 4-11 |
67 | К.Паустовский. «Растрепанный воробей» | | 12-24 |
68 | К.Паустовский. «Растрепанный воробей» Анализ поведения главных героев. | | 12-24 |
69 | К.Паустовский. «Растрепанный воробей» Нахождение средств выразительности в прозаическом тексте. | | 12-24 |
70 | А. Куприн «Слон» | | 25-41 |
71 | А. Куприн «Слон» Определение главной мысли рассказа. | | 25-41 |
72 | А. Куприн «Слон» Составление контекстного плана текста. | | 25-41 |
73 | Обобщающий урок. Тест № «Были – небылицы» | | 42-44 |
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч) |
74 | С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» Определение эмоциональной окраски стихотворения. | | 45-49 | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
| Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
75 | С. Черный «Воробей». Средства выразительности. | | 45-49 |
76 | С. Черный «Слон» | | 45-49 |
77 | А. Блок «Ветхая избушка» | | 50-54 |
78 | А. Блок «Сны» | | 50-54 |
79 | А. Блок «Ворона» | | 50-54 |
80 | С. Есенин. «Черемуха» | | 55-56 |
81 | Литературная гостиная «Поэтическая тетрадь 1» | | |
82 | Обобщающий урок. Тест № «Поэтическая тетрадь 1» | | 56 |
Люби живое (21 ч) |
83 | М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний) | | 57-59 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
| Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
84 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | | 60-67 |
85 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» Рассказ о главном герое. | | 60-67 |
86 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» Краткий пересказ текста. | | |
87 | В.И. Белов. «Малька провинилась» | | 68-72 |
88 | В.И. Белов «Малька провинилась» Объяснение нравственного смысла рассказа. | | 68-72 |
89 | В.И. Белов. «Еще про Мальку» Характеристика Мальки. | | 68-72 |
90 | В.И. Белов. «Еще про Мальку» Анализ поступка Мальки. | | 68-72 |
91 | В. Бианки. «Мышонок Пик» | | 73-82 |
92 | В. Бианки. «Мышонок Пик» Анализ поступка детей. | | 73-82 |
93 | В. Бианки. «Мышонок Пик» Пересказ путешествия мышонка. | | 73-82 |
94 | В. Бианки. «Мышонок Пик» Характеристика Мышонка. | | 73-82 |
95 | В. Бианки. «Мышонок Пик» Анализ произведения. | | 73-82 |
96 | Б. Житков. «Про обезьянку» Анализ знакомства Яшки с мальчиком. | | 83-97 |
97 | Б. Житков. «Про обезьянку» Характеристика Яшки. | | 83-97 |
98 | Б. Житков. «Про обезьянку» Сжатый пересказ текста. | | 83-97 |
99 | В. Астафьев. «Капалуха» | | 98-102 |
100 | В. Астафьев. «Капалуха» Анализ нравственного смысла произведения. | | 98-102 |
101 | В. Драгунский. «Он живой и светится» | | 102-106 |
102 | В. Драгунский. «Он живой и светится» Анализ произведения. | | 102-106 |
103 | Обобщающий урок по теме «Люби живое» | | 106-108 |
Поэтическая тетрадь 2 (9 ч) |
104 | С.Я. Маршак. «Гроза днем» | | 109-111 | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. | Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым стихотворением. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
105 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» | | 109-111 |
106 | А. Барто. «Разлука» | | 112-115 |
107 | А. Барто «В театре» | | 112-115 |
108 | С. Михалков. «Если» | | 116-117 |
109 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок» | | 118-119 |
110 | Литературная гостиная «Поэтическая тетрадь 2» | | |
111 | Проект «О времени года» (О природе, о детях) | | 120-121 |
112 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» | | 122 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок ( 13 ч) |
113 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Смысл названия произведения. | | 123-128 | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
| Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
114 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Пословицы и поговорки в рассказе, их значение и роль в тексте. | | 123-128 |
115 | А. Платонов «Цветок на земле» Составление характеристики Афони. | | 129-136 |
116 | А. Платонов «Цветок на земле» Чтение по ролям. | | 129-136 |
117 | А. Платонов «Еще мама» | | 137-143 |
118 | А. Платонов «Еще мама» Определение основной мысли рассказа. | | 129-143 |
119 | М. Зощенко «Золотые слова» | | 144-153 |
120 | М. Зощенко «Золотые слова» Характеристика героев с опорой на речь. | | 144-153 |
121 | М. Зощенко «Великие путешественники» | | 154-164 |
122 | М. Зощенко «Великие путешественники» Составление плана и пересказ текста. | | 154-164 |
123 | Н. Носов «Федина задача» Особенности юмористического рассказа. | | 164-169 |
124 | Н. Носов «Телефон» Составление диалога. | | 170-172 |
125 | Обобщающий урок. Тест № «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | 172 |
По страницам детских журналов ( 9 ч) |
126 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | | 175-178 | | | | |
127 | Ю. Ермолаев «Проговорился». Чтение в лицах. | | 179-183 |
128 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». Составление вопросов к тексту. | | |
129 | Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды?» Составление сборника собственного сочинения «Вредные советы» | | |
130 | Г. Остер | | |
131 | Р. Сеф «Веселые стихи» | | 186-188 |
132 | Обобщающий урок. Тест № «По страницам детских журналов» | | 188 |
Зарубежная литература (4 ч) |
133 | Мифы Древней Греции | | 189-199 | Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
134 | Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок» | | 200-215 |
135 | Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»
| | 200-215 |
136 | Обобщающий урок. Литературная викторина «Знатоки книг» | | |