ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Умники и умницы» разработана в соответствии:
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
образовательная программа начального общего образования МБОУ Купавинской СОШ № 22 (2017г.);
учебный план МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2019-2020 учебный год;
календарный учебный график МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2019-2020 учебный год;
с авторской программой Л.В.Мищенковой «Развитие познавательных способностей. 36 занятий для будущих отличников»
с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой Юным умникам и умницам «36 занятий для будущих отличников». 2 класс (Москва, «РОСТ»)
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. «36 занятий для будущих отличников».
Автор Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2018.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Планируемые результаты учебного курса
В результате изучения курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения; доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам;
находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
называть положительные и отрицательные качества характера;
проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания;
соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:
пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге;
самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Всего часов |
1 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 5 |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
6 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
| Итого: | 34 |
Краткое содержание тем учебного курса 2 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Книгопечатная продукция
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2018. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2014.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 4-е изд.- М.: Просвещение 2013. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стандартам).
Технические средства
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
Календарно-тематическое планирование
Рабочих недель – 34,5
Часов – 34 (1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Название раздела. |
По плану | Корректировка (если необходимо) | Тема |
1 | 02.09.2019-06.09.2019 | | Снова в школу |
2 | 09.09.2019-13.09.2019 | | Снова в школу |
3 | 16.09.2019-20.09.2019 | | Как из рога изобилия |
4 | 23.09.2019-27.09.2019 | | Кое-что о школе |
5 | 30.09.2019-04.10.2019 | | Овощи с грядки |
6 | 07.10.2019-11.10.2019 | | Курам на смех |
7 | 14.10.2019-18.10.2019 | | Сказочный листопад |
8 | 21.10.2019-25.10.2019 | | Развиваем воображение и фантазию |
9 | 04.11.2019-08.11.2019 | | Морские обитатели |
10 | 11.11.2019-15.11.2019 | | Бьём баклуши |
11 | 18.11.2019-22.11.2019 | | Зоологическое ассорти |
12 | 25.11.2019-29.11.2019 | | Клуб юных живописцев |
13 | 02.12.2019-06.12.2019 | | Цветочная угадайка |
14 | 09.12.2019-13.12.2019 | | Открываем долгий ящик |
15 | 16.12.2019-20.12.2019 | | Звёздный дождь |
16 | 23.12.2019-27.12.2019 | | Ёлочка с волшебными шишками |
17 | 13.01.2020-17.01.2020 | | Учимся быть внимательными и заботливыми |
18 | 20.01.2020-24.01.2020 | | Засучив рукава |
19 | 27.01.2020-31.01.2020 | | Сундучок занимательных заданий |
20 | 03.02.2020-07.02.2020 | | Симметрия |
21 | 10.02.2020-14.02.2020 | | Герои сказок в ребусах и загадках |
22 | 17.02.2020-21.02.2020 | | Учимся быть честными |
23 | 24.02.2020-28.02.2020 | | «Учитесь властвовать собой» |
24 | 02.03.2020-06.03.2020 | | Учимся управлять своими чувствами |
25 | 09.03.2020-13.03.2020 | | Любопытные факты из жизни животных |
26 | 16.03.2020-20.03.2020 | | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных |
27 | 30.03.2020-03.04.2020 | | Пятое колесо в телеге |
28 | 06.04.2020-10.04.2020 | | Здравствуй, сказка! |
29 | 13.04.2020-17.04.2020 | | О водных судах |
30 | 20.04.2020-24.04.2020 | | Китайская грамота |
31 | 27.04.2020-01.05.2020 | | По тропинкам математики |
32 | 04.05.2020-08.05.2020 | | Сказки А. С. Пушкина |
33 | 11.05.2020-15.05.2020 | | На загадочной волне. Загадки - загадки для умственной зарядки |
34 | 18.05.2020-22.05.2020 | | Самолётик «Нескучалкин». На даче |
Итого: 34 часа. |
17