СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа в группе предшкольного образования «Учимся вместе» «От слова к букве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказам по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.

      При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа в группе предшкольного образования «Учимся вместе» «От слова к букве»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На заседании ШМО

Протокол №_________________

Рук. ШМО ___________

Принято на заседании Педагогического Совета Протокол № ­­­­______________

Утверждено

ПРИКАЗ № ______________
Директор МБОУ«Каракулинская СОШ»
Мухачева Г.В. _______________




Рабочая программа

в группе предшкольного образования «Учимся вместе»

«От слова к букве»


Составитель: Назарова Валентина Михайловна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Рецензент: Кирьянова Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории











2017-2018 уч.год


Пояснительная записка.



Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребёнка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительный 21 век внёс свои коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсивность обучении, увеличение нагрузки наряду с ухудшением здоровья детей и ростом школьных проблем заставляют искать варианты дошкольной подготовки, которые смогли бы обеспечить ребёнку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частичную разгрузку на первых, самых сложных порах обучения.

Обращаясь к проблеме преемственности различных эта­пов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе ста­ла одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспи­тателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Самым слабым местом школьного образования на сегодняшний момент остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться, т.е. связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

В соответствии с проектом Поста­новления Правительства (декабрь 2004 г.) «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на пе­риод до 2008 г.: приоритеты образова­ния как вклад в социально-экономичес­кое развитие страны» в структуру обще­го образования вводится предшкольная ступень образования, в рамках которой обучение осу­ществляется с пяти (пяти с половиной) лет.

Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет чёткого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными могут быть различные программы подготовки к школе.


На данный момент, уровень готовности будущих перво­классников к систематическому обуче­нию различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.


Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. развитие умения говорения и слушания;

  2. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

  3. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

  4. развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

  5. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

  6. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

  7. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;

  8. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.


При подготовке к обучению языку дети знакомятся с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное, выразительно читать выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям сказки, рассказы.

В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.

Дети овладевают диалогической и монологической речью. Учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия.

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.

Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Предваряющие ориентировочные действия – обведение контура предмета, общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, пальчиковая гимнастика и др.

Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказам по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.


Содержание программы.

Развитие и совершенствование устной речи.


 Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.

 Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.

 Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.

 Формирование правильного понимания переносного значения слов.

 Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.

 Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

 Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.

 Развитие диалогической и монологической речи.

 Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.

 Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.

 Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

 Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.

 Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.

 Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

 Рассказ по картине: описание изображенного на картине.

 Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.


Подготовка к обучению чтению.


 Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.

 Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

 Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.

 Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.

 Выделение звуков в начале, конце и середине слова.


Подготовка к обучению письму.


Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.

Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 6 месяцев обучения.



Планируемые результаты.


Дети должны уметь:


 правильно произносить все звуки;

 отчетливо и ясно произносить слова;

 находить слова с определенным звуком;

 определять место звука в слове;

 соблюдать орфоэпические нормы произношения;

 составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

 составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

 пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;

 соблюдать элементарные гигиенические правила;

 ориентироваться на странице в тетради.




Тематическое планирование



Тема занятия:


Кол-во часов

1

Знакомство. Речь устная и письменная. Предложение.

1

2

Слово. Звук. Р/Р Мои игрушки. Составление рассказа о своей любимой игрушке.

1

3

Путешествие по сказкам. Знакомство со словами, обозначающими предмет.

1

4

Слово. Слог. Знакомство со словами, обозначающими признак предмета.

1

5

Ударение. Ударный слог. Деление слов на слоги.

1

6

Буква А, У, О, Э, Ы, гласные звуки «а, о, у, ы, э».

Печатание букв.

1

7

Буква И, Ю, Я, Е, Ё, гласный звук «и».

Печатание букв.

1

8

Согласный звук и буква М.Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний.

Р/Р Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

9

Согласный звук и буква Р. Чтение и печатание слогов-слияний, слов.

Большая буква в именах людей.

Р/Р Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке».

1

10

Согласный звук и буква Й.

Р/Р Слова – признаки. Составление вопросительных предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию».

1

11

Согласный звук и буква Л. Конструирование слов из слогов.

Р/Р Многозначные слова.

1

12

Согласный звук и буква Н. Конструирование слов из слогов.

Р/Р Слова синонимы.

1

13

Согласные звуки и буквы Б, П. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний с примыкающей согласной. Печатание слогов.

Р/Р Коллективное рассказывание сказки «Колосок».

1

14

Согласные звуки и буквы Ф, В

Р/Р Коллективное рассказывание сказок «Волк и 7 козлят», «Гуси-лебеди».

1

15

Согласные звуки и буквы Г, К. Большая буква в кличках животных.

Р/Р «Кот – герой сказок».

1

16

Согласные звуки и буквы Д, Т.

Р/Р Игра «Найди слово в слове».

1

17

Согласные звуки и буквы Ж, Ш.

Р/Р Ребусы. Составление рассказа по картинке «Морж в цирке».

1

18

Согласные звуки и буквы З, С. Конструирование слов из букв.

Р/Р Инсценирование сказки «Теремок».

1

19

Согласный звук «ш и ч».

Чтение и печатание слогов-слияний, слов.

1

20


Согласные звуки и буквы Ц.

Р/Р Пословицы. Конструирование слов из букв.

1

21


Буквы Ъ, Ь (смягчающий и разделительный) знаки. Их роль в слове.

Р/Р Составление предложений по картинке «Семья». Пословицы о семье.

1

22

Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Колобок».

1

23

Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль».

1

24

Итоговое занятие «Мы теперь не дошколята, мы теперь ученики».

1


Список используемой литературы


  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. - Харьков - Москва: "Инфолайн",2003.

  2. Афонькин СЮ. Уроки оригами в школе и дома. - М.: "Фким", 2000. 207 с.

  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО "Дрофа", 2000.

  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: "Астрель", 2001.

  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: "Просвещение", 2001. 93 с.

  6. Гаврина СЕ. Развиваем руки - чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. -Ярославль: "Академия Холдинг", 2002. 200с.

  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. - Тула: "Родничок", 2001.

  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки, //прописи. "РОСМЭН -ПРЕСС", 2004.

9. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 2000

10. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: "Карапуз", 2008.
11. Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001. – 126 с.

12.Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных

классов.// Школа радости. - Ростов - на - Дону: "Феникс", 2002. 319 с. 13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-Санкт -

Петербург: 2005.40 с. 14.Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. "Радуга", 2007.