Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании ШМО
Протокол №_________________
Рук. ШМО ___________
Принято на заседании Педагогического Совета Протокол № ______________
Утверждено
ПРИКАЗ № ______________
Директор МБОУ«Каракулинская СОШ»
Мухачева Г.В. _______________
Рабочая программа
в группе предшкольного образования «Учимся вместе»
«От слова к букве»
Составитель: Назарова Валентина Михайловна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Рецензент: Кирьянова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2017-2018 уч.год
Пояснительная записка.
Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребёнка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительный 21 век внёс свои коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсивность обучении, увеличение нагрузки наряду с ухудшением здоровья детей и ростом школьных проблем заставляют искать варианты дошкольной подготовки, которые смогли бы обеспечить ребёнку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частичную разгрузку на первых, самых сложных порах обучения.
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
Самым слабым местом школьного образования на сегодняшний момент остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться, т.е. связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
В соответствии с проектом Постановления Правительства (декабрь 2004 г.) «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г.: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень образования, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет.
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет чёткого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными могут быть различные программы подготовки к школе.
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
развитие умения говорения и слушания;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
При подготовке к обучению языку дети знакомятся с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное, выразительно читать выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Дети овладевают диалогической и монологической речью. Учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.
Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Предваряющие ориентировочные действия – обведение контура предмета, общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, пальчиковая гимнастика и др.
Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказам по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Содержание программы.
Развитие и совершенствование устной речи.
Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.
Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.
Формирование правильного понимания переносного значения слов.
Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.
Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.
Развитие диалогической и монологической речи.
Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.
Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.
Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.
Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Рассказ по картине: описание изображенного на картине.
Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.
Подготовка к обучению чтению.
Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.
Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.
Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.
Выделение звуков в начале, конце и середине слова.
Подготовка к обучению письму.
Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 6 месяцев обучения.
Планируемые результаты.
Дети должны уметь:
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице в тетради.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия: | Кол-во часов |
1 | Знакомство. Речь устная и письменная. Предложение. | 1 |
2 | Слово. Звук. Р/Р Мои игрушки. Составление рассказа о своей любимой игрушке. | 1 |
3 | Путешествие по сказкам. Знакомство со словами, обозначающими предмет. | 1 |
4 | Слово. Слог. Знакомство со словами, обозначающими признак предмета. | 1 |
5 | Ударение. Ударный слог. Деление слов на слоги. | 1 |
6 | Буква А, У, О, Э, Ы, гласные звуки «а, о, у, ы, э». Печатание букв. | 1 |
7 | Буква И, Ю, Я, Е, Ё, гласный звук «и». Печатание букв. | 1 |
8 | Согласный звук и буква М.Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Р/Р Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 |
9 | Согласный звук и буква Р. Чтение и печатание слогов-слияний, слов. Большая буква в именах людей. Р/Р Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке». | 1 |
10 | Согласный звук и буква Й. Р/Р Слова – признаки. Составление вопросительных предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию». | 1 |
11 | Согласный звук и буква Л. Конструирование слов из слогов. Р/Р Многозначные слова. | 1 |
12 | Согласный звук и буква Н. Конструирование слов из слогов. Р/Р Слова синонимы. | 1 |
13 | Согласные звуки и буквы Б, П. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний с примыкающей согласной. Печатание слогов. Р/Р Коллективное рассказывание сказки «Колосок». | 1 |
14 | Согласные звуки и буквы Ф, В Р/Р Коллективное рассказывание сказок «Волк и 7 козлят», «Гуси-лебеди». | 1 |
15 | Согласные звуки и буквы Г, К. Большая буква в кличках животных. Р/Р «Кот – герой сказок». | 1 |
16 | Согласные звуки и буквы Д, Т. Р/Р Игра «Найди слово в слове». | 1 |
17 | Согласные звуки и буквы Ж, Ш. Р/Р Ребусы. Составление рассказа по картинке «Морж в цирке». | 1 |
18 | Согласные звуки и буквы З, С. Конструирование слов из букв. Р/Р Инсценирование сказки «Теремок». | 1 |
19 | Согласный звук «ш и ч». Чтение и печатание слогов-слияний, слов. | 1 |
20 | Согласные звуки и буквы Ц. Р/Р Пословицы. Конструирование слов из букв. | 1 |
21 | Буквы Ъ, Ь (смягчающий и разделительный) знаки. Их роль в слове. Р/Р Составление предложений по картинке «Семья». Пословицы о семье. | 1 |
22 | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Колобок». | 1 |
23 | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль». | 1 |
24 | Итоговое занятие «Мы теперь не дошколята, мы теперь ученики». | 1 |
Список используемой литературы
Александрова Э.И. Развивающие прописи. - Харьков - Москва: "Инфолайн",2003.
Афонькин СЮ. Уроки оригами в школе и дома. - М.: "Фким", 2000. 207 с.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО "Дрофа", 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: "Астрель", 2001.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: "Просвещение", 2001. 93 с.
Гаврина СЕ. Развиваем руки - чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. -Ярославль: "Академия Холдинг", 2002. 200с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. - Тула: "Родничок", 2001.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки, //прописи. "РОСМЭН -ПРЕСС", 2004.
9. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 2000
10. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: "Карапуз", 2008.
11. Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001. – 126 с.
12.Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных
классов.// Школа радости. - Ростов - на - Дону: "Феникс", 2002. 319 с. 13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-Санкт -
Петербург: 2005.40 с. 14.Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. "Радуга", 2007.