СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа В мире информатики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 3-4 классов "В мире информатики" на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа В мире информатики в начальной школе»

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

Все ускоряющиеся темпы общественного развития влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.

Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков информационной деятельности – деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ. Изменение характера социальных требований к системе образования связаны также и с тем, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить информацию и использовать её для решения своих проблем.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Создать условия, которые позволят молодому человеку не только познакомиться с основами наук, но и присвоить различные схемы освоения опыта, помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у учащихся познавательные интересы средствами современных образовательных технологий, развитием критического мышления и занимательности.

Особенности класса.

Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 3-4 классов. Дети в классе достаточно коммуникабельные. Работоспособность классов достаточно высокая. Это позволяет организовать на уроке разнообразие видов деятельности.

Большая группа учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что некоторые из них не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных особенностей. Для этого в программу включены уроки, предусматривающие индивидуально-групповую работу, и индивидуальные творческие работы.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

1. Общая характеристика программы.

Описание места учебного предмета, курса

Программа рассчитана на 0,5 учебного часа в неделю, предусмотренный школьным компонентом учебного плана. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение Программы «Увлекательный мир информатики» в 3 и 4 классе составляет 34 часа.



2. Цель и задачи программы.

Целью изучения Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» в 3-4 классах является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).


Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;

  • формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;

  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ.

Место программы в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 17 часа в 3 классе и 17 часа в 4 классе - по 0,5 часа в неделю, продолжительность занятий 45 минут.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.


Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-15 мин)

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)


По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2 раза) для учащихся проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции, в конце курса проводится защита Проекта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики»


3-й класс (17 ч)

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически: объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Информационная картина мира.

Понятие информации

Информация, источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации).

Обработка информации

Отбор полезной информации Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером (чёрный ящик). Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.


Устройство компьютера.

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.

Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).


Алгоритмы и исполнители.

Первое знакомство с алгоритмами.

Составление и выполнение алгоритмов, их запись в словесной форме. Последовательность действий и результат выполнения алгоритма. Исполнитель алгоритмов Мышка – художник. Адрес клетки. Исполнитель алгоритмов. Работа с истинными и ложными высказываниями. Массовость алгоритмов. Повторение пройденного. Твои успехи.


Дополнительные задания.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.

4-й класс (17 ч)

Алгоритмы

Алгоритм, схема и построчная запись алгоритма. Описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами. Повторение пройденного.


Группы (классы) объектов

Описание состава объекта (структуры системы) с помощью схемы состава. Описание признаков и действий составных частей объектов. Учимся создавать проекты. Твои успехи.


Логические рассуждения

Определение истинности высказываний, в том числе со словами «не», «и», «ил». Описание связей между высказываниями-условиями и высказываниями-заключениями с помощью правил «если-то». Учимся создавать проекты.


Применение моделей (схем) для решения задач

Раздел включает в себя задания на обобщающее повторение изученного материала, развитие логического мышления и воображения. Защита проекта.


Требования к уровню подготовки учащихся


Планируемые результаты освоения Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» (конец 4-го класса)


В итоге работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:


Личностные:

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • Развитие мотивов учебной деятельности;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить решение в спорных ситуациях.

Метапредметные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать звуки, изображения, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Овладение начальным сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  • Овладение начальным сведениями о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации; о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память); о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;

  • Об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели,

об истинных и ложных высказываниях;


Обучающиеся должны иметь представление:

  • о понятии «информация»;

  • о многообразии источников информации;

  • о том, как человек воспринимает информацию;

Обучающиеся научатся:

• исполнять правила поведения в компьютерном классе;

  • приводить примеры источников информации;

  • приводить примеры работы с информацией;

  • приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);

  • приводить примеры полезной и бесполезной информации;

  • запускать программы с рабочего стола;

  • выбирать нужные пункты меню с помощью мыши;

  • пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Епtег, вводить с клавиатуры числа;

  • с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

  • с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации

Обучающие получат возможность научиться:

  • составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

  • ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;

  • определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка;

  • вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать звуки, изображения, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;

  • планирования бытовой и учебной деятельности;

  • безопасной работы на компьютере;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Программу обеспечивают:

Интернет-ресурсы.

Сайт издательства «Просвещение» - htt://school-russia.prosv.ru/info.aspx?_no=25738

Электронная газета «Интерактивное образование» - htt://io.nios.ru/index?rel=32 point=198 = 1064

Инновации в воспитании и обучении детей. Эволюция подходов к детскому обучению. - htt://kidevo.ru/?q=node

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - htt://www.openclass.ru/node/142284

http://school-collection.edu.ru.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт.

1

Информация, источники информации. Правила техники безопасности.

1

18.01.2019


2

Работа с информацией.

1

25.01.2019


3

Входная и выходная информация (данные).

1

01.02.2019


4

Отбор полезной информации.

1

08.02.2019


4

Шифры перестановки и замены.

1

15.02.2019


5

Использование различных алфавитов в шифрах замены.

1

22.02.2019


6

Обработка информации человеком.

1

01.03.2019


7

Действия с информацией

1

08.03.2019


8

Компьютер – универсальная машина для обработки информации.

1

15.03.2019


9

Устройство компьютера. Системная плата. Процессор.

1

22.03.2019


10

Устройство компьютера. Оперативная память

1

05.04.2019


11

Устройства ввода информации.

1

12.04.2019


12

Внешняя память.

1

19.04.2019


13

Устройство компьютера. Обобщение и систематизация знаний

1

19.04.2019


14

Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями.

1

26.04.2019


15

Составление и выполнение алгоритмов

1

17.05.2019


16

Последовательность действий и результат выполнения алгоритма.

1

24.05.2019


17

Составление и выполнение алгоритмов.

1

18.01.2019


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 4 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт.

1

Правила техники безопасности. Алгоритм.

1

18.01.2019


2

Ветвление в построчной записи алгоритма

1

25.01.2019


3

Ветвление

1

01.02.2019


4

Цикл в построчной записи алгоритма.

1

08.02.2019


5

Алгоритмы с параметрами.

1

15.02.2019


6

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

1

22.02.2019


7

Закрепление по теме «Алгоритмы». Практическая работа.

1

01.03.2019


8

Общие и отличительные признаки группы объектов.

1

08.03.2019


9

Схема состава объекта.

1

15.03.2019


10

Адрес составной части объекта.

1

22.03.2019


11

Массив объектов на схеме состава.

1

05.04.2019


12

Признаки и действия объекта и его составных частей.

1

12.04.2019


13

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

1

19.04.2019


14

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

1

19.04.2019


15

Описание отношений между объектами с помощью графов.

1

26.04.2019


16

Пути в графах.

1

17.05.2019


17

Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов.

1

24.05.2019



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!