Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.
Все ускоряющиеся темпы общественного развития влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.
Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков информационной деятельности – деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ. Изменение характера социальных требований к системе образования связаны также и с тем, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить информацию и использовать её для решения своих проблем.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Создать условия, которые позволят молодому человеку не только познакомиться с основами наук, но и присвоить различные схемы освоения опыта, помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у учащихся познавательные интересы средствами современных образовательных технологий, развитием критического мышления и занимательности.
Особенности класса.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 3-4 классов. Дети в классе достаточно коммуникабельные. Работоспособность классов достаточно высокая. Это позволяет организовать на уроке разнообразие видов деятельности.
Большая группа учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что некоторые из них не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных особенностей. Для этого в программу включены уроки, предусматривающие индивидуально-групповую работу, и индивидуальные творческие работы.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
1. Общая характеристика программы.
Описание места учебного предмета, курса
Программа рассчитана на 0,5 учебного часа в неделю, предусмотренный школьным компонентом учебного плана. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение Программы «Увлекательный мир информатики» в 3 и 4 классе составляет 34 часа.
2. Цель и задачи программы.
Целью изучения Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» в 3-4 классах является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ.
Место программы в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 17 часа в 3 классе и 17 часа в 4 классе - по 0,5 часа в неделю, продолжительность занятий 45 минут.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Примерная структура занятия
Организационный момент (1-2 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10-15 мин)
Релаксация (1 мин)
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2 раза) для учащихся проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции, в конце курса проводится защита Проекта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики»
3-й класс (17 ч)
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически: объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Информационная картина мира.
Понятие информации
Информация, источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации).
Обработка информации
Отбор полезной информации Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером (чёрный ящик). Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации
Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.
Устройство компьютера.
Фундаментальные знания о компьютере
Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Алгоритмы и исполнители.
Первое знакомство с алгоритмами.
Составление и выполнение алгоритмов, их запись в словесной форме. Последовательность действий и результат выполнения алгоритма. Исполнитель алгоритмов Мышка – художник. Адрес клетки. Исполнитель алгоритмов. Работа с истинными и ложными высказываниями. Массовость алгоритмов. Повторение пройденного. Твои успехи.
Дополнительные задания.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.
4-й класс (17 ч)
Алгоритмы
Алгоритм, схема и построчная запись алгоритма. Описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами. Повторение пройденного.
Группы (классы) объектов
Описание состава объекта (структуры системы) с помощью схемы состава. Описание признаков и действий составных частей объектов. Учимся создавать проекты. Твои успехи.
Логические рассуждения
Определение истинности высказываний, в том числе со словами «не», «и», «ил». Описание связей между высказываниями-условиями и высказываниями-заключениями с помощью правил «если-то». Учимся создавать проекты.
Применение моделей (схем) для решения задач
Раздел включает в себя задания на обобщающее повторение изученного материала, развитие логического мышления и воображения. Защита проекта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» (конец 4-го класса)
В итоге работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные:
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
Развитие мотивов учебной деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить решение в спорных ситуациях.
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать звуки, изображения, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Овладение начальным сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
Овладение начальным сведениями о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации; о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память); о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
Об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели,
об истинных и ложных высказываниях;
Обучающиеся должны иметь представление:
Обучающиеся научатся:
• исполнять правила поведения в компьютерном классе;
приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
приводить примеры полезной и бесполезной информации;
запускать программы с рабочего стола;
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши;
пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Епtег, вводить с клавиатуры числа;
с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации
Обучающие получат возможность научиться:
составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка;
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать звуки, изображения, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
планирования бытовой и учебной деятельности;
безопасной работы на компьютере;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Программу обеспечивают:
Интернет-ресурсы.
Сайт издательства «Просвещение» - htt://school-russia.prosv.ru/info.aspx?_no=25738
Электронная газета «Интерактивное образование» - htt://io.nios.ru/index?rel=32 point=198 = 1064
Инновации в воспитании и обучении детей. Эволюция подходов к детскому обучению. - htt://kidevo.ru/?q=node
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - htt://www.openclass.ru/node/142284
http://school-collection.edu.ru.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Информация, источники информации. Правила техники безопасности. | 1 | 18.01.2019 | |
2 | Работа с информацией. | 1 | 25.01.2019 | |
3 | Входная и выходная информация (данные). | 1 | 01.02.2019 | |
4 | Отбор полезной информации. | 1 | 08.02.2019 | |
4 | Шифры перестановки и замены. | 1 | 15.02.2019 | |
5 | Использование различных алфавитов в шифрах замены. | 1 | 22.02.2019 | |
6 | Обработка информации человеком. | 1 | 01.03.2019 | |
7 | Действия с информацией | 1 | 08.03.2019 | |
8 | Компьютер – универсальная машина для обработки информации. | 1 | 15.03.2019 | |
9 | Устройство компьютера. Системная плата. Процессор. | 1 | 22.03.2019 | |
10 | Устройство компьютера. Оперативная память | 1 | 05.04.2019 | |
11 | Устройства ввода информации. | 1 | 12.04.2019 | |
12 | Внешняя память. | 1 | 19.04.2019 | |
13 | Устройство компьютера. Обобщение и систематизация знаний | 1 | 19.04.2019 | |
14 | Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями. | 1 | 26.04.2019 | |
15 | Составление и выполнение алгоритмов | 1 | 17.05.2019 | |
16 | Последовательность действий и результат выполнения алгоритма. | 1 | 24.05.2019 | |
17 | Составление и выполнение алгоритмов. | 1 | 18.01.2019 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Правила техники безопасности. Алгоритм. | 1 | 18.01.2019 | |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма | 1 | 25.01.2019 | |
3 | Ветвление | 1 | 01.02.2019 | |
4 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 1 | 08.02.2019 | |
5 | Алгоритмы с параметрами. | 1 | 15.02.2019 | |
6 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 1 | 22.02.2019 | |
7 | Закрепление по теме «Алгоритмы». Практическая работа. | 1 | 01.03.2019 | |
8 | Общие и отличительные признаки группы объектов. | 1 | 08.03.2019 | |
9 | Схема состава объекта. | 1 | 15.03.2019 | |
10 | Адрес составной части объекта. | 1 | 22.03.2019 | |
11 | Массив объектов на схеме состава. | 1 | 05.04.2019 | |
12 | Признаки и действия объекта и его составных частей. | 1 | 12.04.2019 | |
13 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 1 | 19.04.2019 | |
14 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 1 | 19.04.2019 | |
15 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 1 | 26.04.2019 | |
16 | Пути в графах. | 1 | 17.05.2019 | |
17 | Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. | 1 | 24.05.2019 | |
5