Рабочая программа в первом классе по курсу «Литературное чтение» для ОУ, реализующего АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) для детей с расстройствами аутистического спектра. Примерная рабочая программа ориентирована на обучающихся с РАС с сохранным интеллектом, которые получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде, и в те же сроки обучения (вариант 8.1). Таким образом, программа рассчитана на учащегося 1 класса «А» Димы П., потенциально способного освоить программу начального общего образования по литературному чтению.
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе формирует умение понимать и анализировать письменную речь и является необходимой базой для успешной социализации личности в современном социуме. Кроме того, освоение предмета «Литературное чтение» стимулирует речевое и эмоциональное развитие школьников, что способствует развитию навыков социальной коммуникации у детей с РАС.
Цели изучения предмета «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в первом классе:
освоение навыков осмысленного чтения;
развитие устной и письменной речи, в том числе как средства коммуникации;
обогащение активного и пассивного словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
развитие мотивации устного и письменного общения детей с РАС с окружающими людьми;
формирование коммуникативной компетенции;
формирование возможности осмысленного использования усвоенных умений и навыков в различных жизненных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Курс «Литературного чтения» по варианту 8.1 в первом классе начинается после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте», после чего предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» изучаются раздельно. При этом обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и их разделы соответствуют ФГОС НОО.
При разработке примерной рабочей программы учитывались особые образовательные потребности школьников с РАС: тенденция к механическому, неосмысленному воспроизведению отдельных слов, предложений, текстов; невозможность понимать чувства, эмоции других людей; неумение понимать скрытый смысл текстов, отсутствие понимания шуток и обмана. Поэтому и в целях, и в характеристике осваиваемого предмета необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает особую логику и последовательность процесса обучения литературному чтению детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий. Данная программа предполагает использование учебника «Литературное чтение» по УМК «Школа России» под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой и др.
При инклюзивном обучении детей с РАС на уроках литературного чтения целесообразно использовать только специально подобранные материалы для чтения и анализа текстов, состоящие из знакомых и понятных ребенку слов и выражений, с четкой структурой и заданиями, представляющими собой четкий алгоритм действий учащегося с РАС. Для изучения новых слов и выражений необходима предварительная работа, направленная на постепенное введение этих понятий в пассивный, а затем – в активный словарь ребенка
При изучении учащимся с РАС предмета «Литературное чтение» требуется отдельная работа по развитию понимания фразеологических выражений, иносказаний, метафор, подтекста. Пословицы, поговорки, иронические тексты, шутки должны прорабатываться дополнительно, долгое время понимание учащимся с РАС этого вида литературы не должно оцениваться. При оценивании учебной деятельности необходимо учитывать особенности формирования речи у ребенка с РАС и предъявлять требования, соответствующие его актуальному уровню развития: ответы на вопросы и позиция ребенка могут быть изложены кратко, требования к объему не должны предъявляться. На уроках необходимо уделять внимание формированию представлений о себе и окружающих, о чувствах других людей, понимании скрытых мотивов поступков литературных персонажей.
Алгоритмы обучения предмету «Литературное чтение» школьников с РАС, обучающихся по варианту 8.1
Школьники, обучающиеся в соответствии с вариантом 8.1 АООП НОО для детей с РАС, осваивают Основную образовательную Программу в условиях инклюзии в те же сроки, что и сверстники, не имеющие ограничений по возможностям здоровья. Поэтому программа первого класса по учебному предмету «Литературное чтение» для таких детей, так же, как и учебный план, должна соответствовать ФГОС НОО (раздел III, п.19.5).
Однако, с учетом особых образовательных потребностей школьника с РАС, рекомендуется организовывать индивидуальный подход на уроках литературного чтения (возможные формы работы, календарное планирование уроков) или проводить их в малой подгруппе.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе выделяется – 40 часов (4 ч. в неделю, 10 учебных недель) после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте» (послебукварный период).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- принятие социальной роли учащегося школы;
- формирование и развитие навыков социальной коммуникации;
- формирование социально приемлемого поведения;
- формирование мотивов учебной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и детьми в различных учебных и вне учебных ситуациях;
- формирование способности к осмыслению социального окружения, своему месту в нем;
- формирование умения использования устной (альтернативной) речи, как средства коммуникации.
Метапредметные:
- формирование учебного поведения;
- формирование готовности слушать учителя;
- формирование готовности действовать по заданному алгоритму.
Предметные:
- формирование понимания, что русский язык – средство общения для граждан Российской Федерации;
- овладение техникой чтения (вслух и/ или про себя);
- формирование понимания роли знаков препинания в тексте;
- формирование интереса к чтению доступных для понимания текстов;
- формирование умения находить в тексте необходимую (заданную) информацию.
Основное содержание учебного предмета «Литературное чтение».
Данный курс является продолжением курса «Обучение грамоте», и преподается учащимся 1 класса по окончании букварного периода. Программа курса нацелена на овладение учащимися устойчивыми навыками чтения, слушания и пересказа текста. Важной особенностью данного курса является направленность на удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с РАС, а именно потребностей, связанных с введением учащегося с РАС в ситуацию обучения в школе, и потребностей, удовлетворение которых необходимо для коррекции и развития его эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Структура курса, подбор и последовательность предлагаемых тем для изучения и заданий, учитывают особенности взаимодействия ребенка с РАС с окружающим его миром и людьми. Узость представлений об окружающем мире, неумение понимать причинно-следственные связи, непонимание переносного смысла делает необходимым тщательный отбор текстов, используемых в курсе «Литературное чтение».
Читательские умения, сформированные в курсе литературного чтения, являются базовыми умениями, необходимыми для освоения практически всех школьных предметов, поэтому большое внимание уделяется анализу текста, умению пересказывать текст, умению обобщать и выделять основное содержание текста, умению деления текста на части, составление плана и озаглавливание текста. Параллельно с обучением чтению проводится работа по совершенствованию устной речи детей с РАС, в том числе навыкам монологической речи и умению вести диалог. Для развития устной речи на уроке предусмотрены такие формы работы как рассказ на заданную тему или обсуждение темы с опорой на авторский текст.
Все виды работ на уроке (аудирование, чтение, пересказ текста и т.д.) направлены, прежде всего, на развитие устной и письменной коммуникации учащихся с РАС, освоение ими социально приемлемых речевых форм и правил их применения в различных ситуациях.
Данный курс предусматривает использование всех видов читательской и речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать. Для развития навыков чтения необходимо формировать и развивать чтение вслух и чтение про себя. При этом важно учитывать, что зачастую у учащихся с РАС возникают значительные сложности при освоении выразительного чтения вслух. Для преодоления этих трудностей в программу курса включены упражнения на умение модулирования тембра голоса, изменения темпа и громкости чтения.
На протяжении всего курса предполагается постепенное увеличение объема и сложности текстов для чтения. Последовательность вопросов для ответа после анализируемого текста также должна быть построена по принципу «от простого к сложному» с учетом особенностей детей с РАС. Сначала ребенок учится отвечать на вопросы «кто, что», «что сделал», затем на уточняющие вопросы «какой», «где», «откуда» и только потом учится вычленять в тексте причинно-следственные связи и логику социальных поступков героев.
Для обогащения и развития активного и пассивного словаря, на уроке учитель обязательно предлагает учащимся задания на анализ незнакомых слов текста и уточнение значения знакомых слов. Для решения этой задачи, а также для повышения учебной мотивации в рамках курса предполагается ведение каждым учащимся личного словаря и дневника прочитанных произведений.
Для того, чтобы уточнить понимание прочитанных на уроке текстов, в конце каждого урока учащимся предлагается выполнить собственный рисунок по прочитанному произведению.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Цели | Возможные формы ООП |
1 | | Знакомство с учебником «Литературное чтение». В.Данько «Загадочные буквы». | 1 | Воспитывать мотивацию к учению, обогащать активный словарь учащихся | Рисование и проигрывание смысла прочитанного слова, предложения, текста. Выполнение письменных инструкций. Игра «вопросы – ответы»: учащиеся задают друг другу вопросы по данному предложению/тексту и отвечают на них. Нахождение опорных слов в тексте, их прорисовывание, проигрывание. Раскладывание рисунков к тексту в правильной последовательности и объяснение данного выбора. Деление текста на части по смыслу, придумывание названия для каждой части текста. Пересказ текста по иллюстрациям, по плану. Составление фраз, предложений, текстов по картинке. Работа с диафильмами. Маркировка знаков препинания ярким цветом, маркировка начала предложения другим цветом. Отхлопывание знаков препинания при чтении. Чтение одних и тех же предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Чтение по ролям. |
2 | | И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». | 1 |
3 | | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | 1 |
4 | | Г. Сапгир «Про медведя»,М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 |
5 | | С.Маршак «Автобус №26». | 1 |
6 | | Из старинных книг. Урок – обобщение «Жили-были буквы». | 1 |
7 | | Загадки. Сказки. Небылицы. Е.Чарушин «Теремок» | 1 | Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. |
8 | | Подготовка к проекту «Загадки». | 1 |
9 | | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 |
10 | | Загадки, песенки, потешки. Проект «Загадки». | 1 |
11 | | Небылицы, русские потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | 1 |
12 | | А.С.Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» | 1 |
13 | | Урок-обобщение «Сказки, загадки, небылиц». | 1 |
14 | | Апрель, апрель! Звенит капель… А.Плещеев «Сельская песенка», А.Майков «Весна»,»Ласточка примчалась». | 1 | Обобщение личных наблюдений ребёнка о мире, соотнесение их со временем года. Наблюдение за сезонными изменениями в родном городе. Их анализ и сравнение с изменениями в дикой природе. |
15 | | Т Белозёров «Подснежники» С.Маршак «Апрель» | 1 |
16 | | И.Токмакова «Ручей» Е. Трутнева «Когда это бывает?» | 1 |
17 | | Урок - обобщения «Апрель! Апрель! звенит капель». Из старинных книг. | 1 |
18 | | И в шутку, и всерьёз И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «Ррры!» | 1 | Обращение к личному опыту ребёнка, расширение и обобщение знаний о развлечениях детей. Рассказываем о себе, расспрашиваем друг друга, сравниваем. |
19 | | Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 |
20 | | К.Чуковский Федотка» О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». | 1 |
21 | | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон» | 1 |
22 | | М.Пляцковский «Помощник». | 1 |
23 | | Из старинных книг. | 1 |
24 | | Я и мои друзья Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» | 1 | Как можно и как нельзя вести себя. Зачем нужны правила общения. Осознание своих предпочтений, сравнение их с предпочтениями других людей. Учимся задавать вопросы и рассказывать о себе, находим общие интересы с одноклассниками. Понятия дружбы через обсуждение общих видов деятельности. |
25 | | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны» Р.Сеф «Совет» | 1 |
26 | | И.Пивоварова «Вежливый ослик» В.Берестов «В магазине игрушек» | 1 |
27 | | В Орлов «Если дружбой…» | 1 |
28 | | Я.Аким «Моя родня» А.Барто «Вот так защитник!» | 1 |
29 | | С.Маршак «Хороший день» | 1 |
30 | | Ю.Энтин «Про дружбу» | 1 |
31 | | По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» | 1 |
32 | | Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». | 1 |
33 | | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 |
34 | | О братьях наших меньших С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» | 1 | Обобщение личного опыта общения с животными. Домашние животные, животные в городе. Развитие гуманного отношения к животным, изучение потребностей животных. |
35 | | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» | 1 |
36 | | М. Пляцковский «Цап Царапыч». | 1 | |
37 | | Г.Сапгир «Кошка». В.Берестов «Лягушата» | 1 |
38 | | В.Лунин «Никого не обижай».С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» | 1 |
39 | | Н.Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. | 1 |
40 | | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение».
У учащегося с РАС сформируются следующие умения:
- слушать в группе других учащихся сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с программой обучения;
- осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов вслух и/или про себя небольшие тексты;
- участвовать самостоятельно или с помощью учителя в обсуждении текста на уроке, соотносить содержание текста с собственным опытом;
- отвечать на простые вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- самостоятельно или с помощью взрослого определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
- самостоятельно выполнять простые знакомые письменные инструкции;
- пересказывать текст с опорой на иллюстрации или план;
- составить собственный текст на основе художественного произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта на заданную тему по вопросам или плану;
- знать наизусть 2-3 стихотворения.
У учащегося с РАС сформируются следующие читательские умения:
- различать виды литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, загадка, пословица;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения;
- определять своё отношение к тексту, выделять любимые и нелюбимые книги;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету «Литературное чтение».
При организации инклюзивного обучения детей с РАС рекомендуется следовать следующим принципам
1. Выявление сильных сторон ребенка, его выраженных интересов и умение подобрать такие задания из этой области, которые смогут выгодно подчеркнуть способности ребенка, и которые помогут учителю привлечь внимание учащихся класса к сильным сторонам ученика с РАС.
2. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего и речевого развития, развития коммуникативных навыков, формирование «группы общения» для ребенка с РАС или выявления «ученика-проводника» между ребенком с РАС и остальными учащимися.
3. Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
4. Специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях. Педагог должен стараться транслировать эту остановку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка с РАС, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей.
1. Необходима адаптация среды для детей с РАС, в которую входит:
- зонирование пространства класса, наличие учебной зоны и зоны отдыха;
- наличие индивидуальной парты для учащегося с РАС с изменяющимся углом наклона, закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуального расписания/ правил;
- наличие стендов (магнитных досок и пр.) для мобильной смены дидактических материалов;
- наличие специального оборудования: ширма /палатка, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве; наборы пиктограмм для составления визуализированного расписания видов деятельности на уроках; схемы, диаграммы, алгоритмы действий; правила поведения в классе; наличие другого специального оборудования в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ребенка (наушники, специальные накладки на стул и пр.)
2. Необходима четкая организация учебного времени и пространства, использование стереотипов поведения.
Для минимизации дискомфорта необходимо:
- размещать в фиксированном месте в начале урока план работы (визуализированное расписание);
- напоминать ребенку за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности;
- разрешить ребенку с РАС иметь при себе предмет, который помогает ему успокоиться (игрушку, фотографию и др.);
3. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать, помимо общих требований к современной образовательной среде, следующее:
- планирование хода урока для учащегося с РАС;
- систематическое использование визуальных подсказок (планы, формулы, схемы фрагментов урока).
- возможность для учащегося с РАС на уроке работать не на бумажном носителе, а с помощью планшета или компьютера;
- возможность сдавать работу, выполненную на компьютере.