СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа в соответствии с ФАООП по чтению (литературному чтению)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», на основании нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся с нарушенимем интелеекта, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа в соответствии с ФАООП по чтению (литературному чтению)»

Рабочая программа по курсу «Чтение (литературное чтение)»

5-9 классы

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2019 (1 вариант), «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.) и учебного плана учреждения.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20). Одобрен решением от 28 сентября 2020 г. № 28.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, приказ № 284 от 07 сентября 2016г.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Рабочая программа учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены примерной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уроки чтения проводятся с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением интеллекта. Обучающиеся должны читать осознанно, вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Допускается чтение по слогам слов трудных по смыслу и слоговой структуре.

Одновременно с овладением чтения вслух обучающиеся учатся читать про себя. Однако, приветствуется больше чтение вполголоса. Уроки чтения организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Предусмотрена углубленная работа по развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

В 5-9 классах проводятся уроки внеклассного чтения. Целью этих уроков является дополнительная работа по формированию осознанного интереса к книгам у детей с особыми возможностями здоровья. Обучающиеся знакомятся с детскими произведениями, рассматривают книги, правильно читают названия книг, фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о чём в ней рассказывается. Формируется навык самостоятельного чтения книг, читательской культуры, с этой целью организуются посещения школьной библиотеки, где учащиеся учатся самостоятельно выбирать книгу по интересам. Примерная тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. При разработке данной программы используется дифференцированный подход. Принцип индивидуального и дифференцированного обучения.

Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

- развитие положительных качеств и свойств личности;

Основные направления коррекционной работы:

●Коррегировать артикуляционный аппарат.

● Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

● Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

● Развивать речь, владение техникой речи;

●Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

● Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

● Развивать познавательные процессы.

● Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.



Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Русский язык. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Согласно учебному плану в 5-9 классе на уроки чтения (литературного чтения) отведено 136 часа, т.е. по 4 часа в неделю.

Содержание программы соответствует «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2019 (1 вариант), «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы» (авторы Э. Я. Якубовская, М. И. Шишкова, И. М. Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Минимальный уровень:

- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

- определение темы произведения (под руководством педагогического работника);

- ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;

- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;

- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);

- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

- установление последовательности событий в произведении;

- определение главных героев текста;

- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника;

- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;

- заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;

- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

- ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- определение темы художественного произведения;

- определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);

- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);

- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

- определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);

- пересказ текста по коллективно составленному плану;

- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

- ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;

- знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

Содержание учебного предмета

Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

- литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;

- присказка, зачин, диалог, произведение;

- герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;

- стихотворение, рифма, строка, строфа;

- средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);

- элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).



Учебно-тематический план

(7 класс)

Название раздела

Кол-во

часов

1

Устное народное творчество

13

2

Из произведений русской литературы XIX века

46

3

Из произведений русской литературы XX века

68

4

Внеклассное чтение

9


Итого:

136



Учебник «Чтение» 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/автор-составитель А. К. Аксенова: Москва «Просвещение» 2022 г.

Оборудование: Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.

Учебно-тематический план

(8 класс)

Название раздела

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

14

3

Произведения русских XIX века

47

4

Произведения русских писателей 1 – ой половины 20 века

36

5

Произведения русских писателей 2-ой половины 20 века

31

6

Внеклассное чтение

7


Итого:

136



Учебник «Чтение» 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/автор-составитель З. Ф. Малышева.: Москва «Просвещение» 2023 г.

Оборудование: Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.



5