Рабочая программа по курсу «Чтение (литературное чтение)»
5-9 классы
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2019 (1 вариант), «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.) и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20). Одобрен решением от 28 сентября 2020 г. № 28.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, приказ № 284 от 07 сентября 2016г.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Рабочая программа учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены примерной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уроки чтения проводятся с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением интеллекта. Обучающиеся должны читать осознанно, вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Допускается чтение по слогам слов трудных по смыслу и слоговой структуре.
Одновременно с овладением чтения вслух обучающиеся учатся читать про себя. Однако, приветствуется больше чтение вполголоса. Уроки чтения организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Предусмотрена углубленная работа по развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
В 5-9 классах проводятся уроки внеклассного чтения. Целью этих уроков является дополнительная работа по формированию осознанного интереса к книгам у детей с особыми возможностями здоровья. Обучающиеся знакомятся с детскими произведениями, рассматривают книги, правильно читают названия книг, фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о чём в ней рассказывается. Формируется навык самостоятельного чтения книг, читательской культуры, с этой целью организуются посещения школьной библиотеки, где учащиеся учатся самостоятельно выбирать книгу по интересам. Примерная тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. При разработке данной программы используется дифференцированный подход. Принцип индивидуального и дифференцированного обучения.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности;
Основные направления коррекционной работы:
●Коррегировать артикуляционный аппарат.
● Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
● Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
● Развивать речь, владение техникой речи;
●Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
● Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
● Развивать познавательные процессы.
● Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Русский язык. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Согласно учебному плану в 5-9 классе на уроки чтения (литературного чтения) отведено 136 часа, т.е. по 4 часа в неделю.
Содержание программы соответствует «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2019 (1 вариант), «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы» (авторы Э. Я. Якубовская, М. И. Шишкова, И. М. Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Минимальный уровень:
- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
- определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
- ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;
- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;
- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);
- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
- установление последовательности событий в произведении;
- определение главных героев текста;
- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника;
- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;
- заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
- ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение);
- определение темы художественного произведения;
- определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
- определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
- пересказ текста по коллективно составленному плану;
- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
- ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
- знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
- литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
- присказка, зачин, диалог, произведение;
- герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
- стихотворение, рифма, строка, строфа;
- средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
- элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).
Учебно-тематический план
(7 класс)
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 13 |
2 | Из произведений русской литературы XIX века | 46 |
3 | Из произведений русской литературы XX века | 68 |
4 | Внеклассное чтение | 9 |
| Итого: | 136 |
Учебник «Чтение» 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/автор-составитель А. К. Аксенова: Москва «Просвещение» 2022 г.
Оборудование: Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.
Учебно-тематический план
(8 класс)
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 14 |
3 | Произведения русских XIX века | 47 |
4 | Произведения русских писателей 1 – ой половины 20 века | 36 |
5 | Произведения русских писателей 2-ой половины 20 века | 31 |
6 | Внеклассное чтение | 7 |
| Итого: | 136 |
Учебник «Чтение» 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/автор-составитель З. Ф. Малышева.: Москва «Просвещение» 2023 г.
Оборудование: Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.
5