Рабочая программа курса курса внеурочной деятельности «В мире естественных наук» естественнонаучной грамотности в 9 классе разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
письмо Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21 Санитарные правила и нормы…»)
Основной образовательной программы ООО МБОУ Дячкинской СОШ
Плана внеурочной деятельности МБОУ Дячкинской СОШ на 2023-2024 учебный год, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
Устава МБОУ Дячкинской СОШ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 9 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает использование понятий, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений; формулирования, основанных на научных доказательствах, выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).
Характеристика образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения , реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает модуль: естественнонаучная грамотность.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, практикум.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Метапредметные и предметные результаты:
9 класс (уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания)
интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.
Личностные:
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса
Уровни | ПОР | Типовые задачи | Инструменты и средства |
9 класс Уровень оценки в рамках метапредметного содержания Учим действовать | Оценивает информацию и принимает решение в условиях неопределённости и многозадачности | Сформулировать проблему (проблемы) на основе анализа ситуации. Выделить граничные условия неопределённости многозадачности указанной проблемы. Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для решения проблемы. Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы. Обосновать свой выбор. Доказать результативность и целесообразность выбранных способов деятельности. | Типичные задачи (задания) метапредметного и практического характера. Нетипичные задачи (задания) метапредметного и практического характера. Комплексные контекстные задачи (PISA) |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Модуль «Естественно - научная грамотность», 9 класс
№ занятия в году | Дата План/факт | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | 27 .09 | Федеральный проект «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности». | беседа |
2 | 25.10 | Ураган | Беседа, обсуждение, практикум. |
3 | 29.11 | Изменения состояния веществ. | Проектная работа. |
4 | 27.12 | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки | Беседа, обсуждение, практикум |
5 | 31.01 | Шум и его воздействие на человека | Беседа, демонстрация звуков |
6 | 28.02 | На сцену выходит уран. Радиоактивность. | Обсуждение, практикум, |
7 | 3.04 | Искусственная радиоактивность. | Исследовательская работа, практикум. |
8 | 8.05 | Естественная радиоактивность. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в тепловую и электрическую энергию. Атомные силовые установки и их использование. Последствия радиационного облучения | Дискуссия, практикум. |
9 | 8.05 | Модель Солнечной системы. Изучение и исследование Луны. Исследования ближайших планет – Марса, Венеры Эволюция звезд | практикум. |
| | | |