Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
Директор МАОУ Наро-Фоминской
СОШ № 3 СУИОП
___________ Э. Ю. Горбунова
«______» ____________2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 4 А классе
«Умелые ручки»
(общекультурное направление)
на 2019-2020 учебный год
Составитель Денчик Анна Андреевна,
учитель начальных классов
2019 год
Планируемые результаты
Личностные
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
Предметные
Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей техническойдокументацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Содержание
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
Авторской программы Просняковой Т. Н. «Художественный труд»
Аппликация
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Превращение из обычного в удивительное и неповторимое. Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой, папирусной бумаги.
Выполнение заданий:
«Воспоминание о лете» - знакомство с техникой - «рваная бумага». Обрывная аппликация.
«Великолепие гор»- знакомство с техникой работы с использованием мятой бумаги.
«Цветочное панно» - изготовление цветов из бумаги. Демонстрация различных способов конструирования деталей. Приемы продавливания, тиснения, сгибания.
«Веселые человечки». - изготовление объемной аппликации.
Аппликация ««Зоопарк».- изготовление объемной аппликации.
Аппликация «Бабочки». - изготовление объемной аппликации.
Оригами
Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств. Беседа о возникновении, распространении и значении модульного оригами. Техника бумажной скульптуры.
Выполнение заданий:
«Легкий орнамент» - орнамент на круге орнамент на прямоугольной форме. «Коробка для мелочей» - волшебные превращения бумажного квадрата.
«Телевизор» - орнамент на прямоугольной форме.
Бумагопластика
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Выполнение заданий:
«Волшебные комочки» - выполнение работы с использованием аппликации
и кусочком мятой бумаги.
«Фоторамка» - способ декоративного оформления рамки салфетками.
«Мозаика» - последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Витраж
знакомство с техникой росписи специальными красками по простому стеклу, оргстеклу, обложке или любой прозрачной поверхности.
Выполнение заданий:
«Роспись бокала» - украшение узорами витражными красками.
«Декоративный узор» - оформление обложки.
Вырезание
Знакомство с техниками вырезания, вытынанки, карвинга. Техника безопасности. Симметрия.
Выполнение заданий:
«Снежинки» - сложение квадрата и вырезание узоров.
«Зимний лес» - вырезание способом вытынанка.
«Карнавальная маска» - вырезание и украшение способом карвинг.
Граттаж
Знакомство с техникой граттаж. Рисунок выделяется путем процарапывания острым инструментом или зубочисткой по бумаге или картону, натертых воском и закрашенных гуашью (с добавлением клея).
Выполнение заданий:
«Космос» - использование цветных восковых мелков для фона.
«Зимний пейзаж» - процарапывание силуэтов растений.
«Морское дно» - использование цветных восковых мелков для основы рисунка (рыбки, водоросли, камушки).
Декупаж
Знакомство с техникой украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Приклеивания салфеточных мотивов на всех поверхностях.
Выполнение заданий:
«Записная книжка» - украшение обложки рисунком салфетки.
«Украшение бутылочки» - использование декупажной карты.
«Оформление шкатулки» - приклеивание салфетки с помощью файла.
Квиллинг
Знакомство с техникой квиллинг. Последовательность выполнения работы. Благоприятные цветовые сочетания. Изготовление цветов из полос бумаги.
Выполнение заданий:
«Открытка к 8 марта» - подготовка основания. Подготовка базовых роллов.
«Подставка» - подготовка свободных роллов. Оформление работы на дискете.
«Голубые цветы» - панно. Подготовка роллов для листьев. Оформление работы на диске.
«Весенний пейзаж» - коллективная работа для оформления класса.
Папье-маше
Знакомство с техникой. Приемы выполнения. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Работа с гофрокартоном. Способы оклеивания. Инструменты и приспособления. Изготовление объемных поделок.
«Рамка из бумаги» - налепы на картонную рамку и раскрашивание ее.
«Мой грибок» - лепка из бумаги грибочка, раскрашивание шляпки.
«Фрукты, овощи» - лепка из бумаги.
Торцевание
Знакомство с новой техникой аппликации. Подготовка разрезанных бумажных квадратиков. Создание объемных композиций любого размера на выбранную тему.
Выполнение заданий:
«Березка» - бумажные скрутки обрамляют контур рисунка.
«Гусеница» - вклеивание деталей друг в друга.
«Бабочка» - торцовки располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности.
«На озере» - скручивания торцовок и прикрепление к объемной поверхности под разными углами наклона.
Формы организации деятельности:
экскурсия;
игра;
викторина;
проект;
познавательная деятельность;
игровая.
Виды деятельности:
исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства; знакомятся с народными промыслами;
знакомятся с различными народными росписями, их элементами
знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами, читают под руководством учителя инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания,
знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «мозаика»,
определяют инструменты и приспособления необходимые для работы.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Дата |
4 А |
План | Факт |
Аппликация (12 часов) |
1-2 | Инструктаж по технике безопасности. «Воспоминание о лете» Введение. | | |
3-4 | «Великолепие гор» | | |
5-6 | «Цветочное панно» | | |
7-8 | Аппликация «Веселые человечки». | | |
9-10 | Аппликация «Зоопарк». | | |
11-12 | Аппликация «Бабочки». | | |
Оригами (4 часа) |
13-14 | «Легкий орнамент». | | |
15-16 | «Телевизор» | | |
Бумагопластика (6часов) |
17-18 | «Волшебные комочки» | | |
19-20 | «Фоторамка» | | |
21-22 | «Мозаика» | | |
Витраж (4часа) |
23-24 | «Роспись бокала» | | |
25-26 | «Декоративный узор» | | |
Вырезание (6часов) |
27-28 | «Снежинки» | | |
29-30 | «Зимний лес» | | |
31-32 | «Карнавальная маска» | | |
Граттаж (6 часов) |
33-34 | «Записная книжка» | | |
35-36 | «Украшение бутылочки» | | |
37-38 | «Оформление шкатулки» | | |
Квиллинг (8часов) |
39-40 | «Подставка» | | |
41-42 | «Весенний пейзаж» | | |
43-44 | «Голубые цветы» | | |
45-46 | «Открытка к 8 марта» | | |
Папье-маше (8 часов) |
47-48 | «Рамка из бумаги» | | |
49-50 | «Мой грибок» | | |
51-52 | «Фрукты, овощи» | | |
53-54 | «Фрукты, овощи» | | |
Торцевание (8 часов)) |
55-56 | «Березка» | | |
57-58 | «Гусеница» | | |
59-60 | «Бабочка» | | |
61-62 | «На озере» | | |
Декупаж(6часов) |
63-64 | «Записная книжка» | | |
65-66 | «Оформление шкатулки» | | |
67-68 | «Оформление шкатулки» | | |
Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № ___ от «____» ________________2019 г.
Руководитель ШМО _____________ Барбосова Е.Н.
Согласовано
Заместитель директора по УВР____________ Терновская И.В.
«_______» __________________2019 г.
9