РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для 5 - 7 классов
театральная студия «Муза»
духовно-нравственное направление
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия «Муза» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Структура документа
Программа по внеурочной деятельности «Театральная студия «Муза» представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
планируемые результаты освоения учебного предмета;
содержание учебного предмета
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на занятия в театральной студии «Муза» в 5 классе
отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
• осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;
۰предлагать помощь и сотрудничество другим;
۰ слушать собеседника и слышать его;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;
۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰учатся говорить четко, красиво;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды на заданную тему;
۰изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье).
2. Содержание курса.
5 класс
РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства
Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.
История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.
РАЗДЕЛ 2. РИТМОПЛАСТИКА
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений.
Постановка танцев (для отдельных эпизодов).
Раздел 3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.
Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.
РАЗДЕЛ 4. ЭТИКА И ЭТИКЕТ
«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он?
РАЗДЕЛ 5 Культура и техника речи
Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.
Тематическое планирование
5 класс
1 | ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА | 16 |
2 | РИТМОПЛАСТИКА | 2 |
3 | ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА | 9 |
4 | ЭТИКА И ЭТИКЕТ | 2 |
5 | КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. | 5 |
| ИТОГО | 34 |
№ п/п | Тема занятия | К-ство час. | Дата | Теоретические навыки | Практические навыки |
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА |
1 | Вводное занятие « Что такое театр?» Подготовка ко Дню учителя | 1 | | Словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации. | Игра «Назови свое имя ласково». |
2 | Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Подготовка декораций и костюмов. Репетиция индивидуальная. | 1 | | Словарь: балет драматический Театр зверей, кукольный. | Представьте разные театры. Подготовка костюмов, декораций. |
3 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п.) Генеральная репетиция. | 1 | | Декорации. | Выразительное чтение стихов. |
4 | Выступление на празднике День учителя. | 1 | | | |
5 | Анализ выступления (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем,что будем делать дальше). | 1 | | | Учимся высказывать отношение к работе, аргументируя |
6 | Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад | 1 | | | |
7 | Выразительное чтение сказки по ролям | 1 | | | |
8 | Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария. | 1 | | | |
9 | Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. | 1 | | Драма, комедия, трагедия, интермедия | |
10 | Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. | 1 | | Кулисы, рампа, подмостки. | |
11 | Знакомство с Новогодними сказками. Выбор для постановки. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. | 1 | | | |
12 | Репетиция. Работа с каждым артистом индивидуальная.Репетиция. | 1 | | | Работа над артикуляцией звуков. |
13 | Изготовление декораций, костюмов. Подбор музыкального сопровождения. | 1 | | Декорации | Изготовление декораций и костюмов |
14 | Генеральная репетиция. | 1 | | | Работа над дикцией |
15 | Постановка Новогоднего спектакля. | 1 | | | |
16 | Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). | 1 | | | |
17 | Сценарий и правила работы с ним | 1 | | Сценарий, сценарист | |
РИТМОПЛАСТИКА |
18 | Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки.Учимся создавать образы животных. | 1 | | Осанка, и походка. | |
19 | Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко» | 1 | | | Учить показывать животных с помощью мимики. |
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА |
20 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). | 1 | | | |
21 | Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей.Репетиция. | 1 | | | |
22 | Репетиция. Подбор музыкального сопровождения. Подготовка костюмов. | 1 | | | Работа над движениями на сцене |
23 | Генеральная репетиция. | 1 | | | |
| Выступление на празднике 8 Марта. | | | | |
24 | Обсуждение праздничного выступления | 1 | | | Учить высказывать свое мнение, аргументируя |
25 | Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно. | 1 | | | |
26 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). «Разговор по телефону с невидимым оппонентом». | 1 | | | |
27 | Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака | | | Д/и «Угадай животное». | Показ «разговора» животных. |
ЭТИКА И ЭТИКЕТ |
28 | «Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | 1 | | Познакомить с понятиями «этика», «этикет». | « Я начну, а вы кончайте,, |
29 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | | | | |
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. |
30 | Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». | 1 | | Познакомить с понятиями «сквернословие». | Учить высказывать свое мнение, аргументировать |
31 | Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно. | 1 | | | |
32 | Выразительное чтение поэзии и прозы. | 1 | | | Работа над дикцией. |
33 | Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. | 1 | | | |
34 | Театральные постановки на каникулах | 1 | | | |