СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеурочная деятельность История России к.XVII-XVIII вв. в лицах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Внеурочная деятельность История России к.XVII-XVIII вв. в лицах»

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 класса:

История России XVII-XVIII веков в лицах

1. Планируемые результаты освоения курса:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

1)ответственное отношение к учению;

2)готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4)начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5)умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) представления об исторической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении исторических задач.

Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

Познавательные:

Учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения учебных исторических задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных исторических проблем;

6 )понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

7) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения исторических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

Учащиеся получат возможность научиться:

1 )устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть историческую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

Учащиеся научатся:

1) указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов;

2) характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

3) группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

4) приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

5) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

7) характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в конкретный исторический период;

8) называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

9) раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

10) определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;

11) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных учебных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;

12) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

Учащиеся получат возможность научиться:

1) владеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания общества;

2) систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

3) соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

4) расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

5) составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.;

2.Содержание учебного курса

Раздел 1. Методологические основы курса ( 3 часа)

Работа с персоналиями.(1 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историче­ским личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).

Исторический документ как источник информации.(1 ч.)

Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.

Последовательно-текстуальное изучение источников. (1 ч.)

Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.

Выполнение обобщающих и практических заданий.

Раздел 2.Россия в эпоху преобразований Петра1 (8 ч)

Император Петр I и его современники. Симеон Полоцкий. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Царевна Софья.(2 ч)

Внешняя политика России в первой четвертиXVIIIв. Северная война.Карл1.Б.П.Шереметев.А.Д.Меншиков.(1ч)

Экономическая политика Петра. Н.Д.Демидов. (1ч)

Церковная реформа. Ф.П.Прокопович.(1ч)

Социальные и национальные движения в первой четвер­ти XVIII в.К.А.Булавин. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.(1ч)

Культурное пространство империи в первой четвертиXVIIIв. Санкт-Петербург — новая столица. А.К.Нартов. Л.Ф.Магницкий. Е.П.Никонов. А.Ф.Зубов. И.Н.Никитин. Зарубежные мастера.(1ч)

Оценка деятельности Петра в исторической науке. А.И.Уткин. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. П.Н.Милюков. С.Ф.Платонов.(1ч)

Раздел 3. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (5ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, послед­ствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II.(1ч)

«Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — по­пытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.(1ч)

Елизавета Петровна. Пётр III.(1ч)

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение си­стемы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Начало промышленного переворота в Европе и эконо­мическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. П.И.Шувалов(1ч).

Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направ­ления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. С.Лещинский. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. Фридрих II .П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики(1ч)

Раздел 4. Российская империя в период правления Екатерины II (8ч)

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Фридрих II ЛюдовикXVI.Георг III.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый аб­солютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты ре­формирования России. Уложенная комиссия. Вольное эко­номическое общество.. Жалованные грамоты дворянству и городам .Братья Орловы.(1ч)

Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Бар­щинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные пред­принимательские династии. Хозяйственное освоение Ново­россии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Русские купцы.(1ч)

Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. С.Юлаев. А.Овчинников.(1ч)

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При­соединение Крыма П.А.Румянцев. А.В.Суворов. А.Г.Орлов. Г.А.Спиридов .Г.А.Потемкин. Ф.Ф.Ушаков. М.И.Кутузов.(2ч)

«Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Т.Костюшко. Француз­ская революция конца XVIII в. Людовик VI.Расширение территории России и укрепление её международного поло­жения. (1ч)

Оценка деятельности Екатерины II в исторической науке. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. Н.М.Карамзин..(1ч)

Раздел 5. Россия при Павле I (3ч)

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дво­рянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи.(1ч)

Внешняя поли­тика Павла I. Участие России в антифранцузских коали­циях. Наполеон. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворо­ва. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.(1ч)

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. П.А.Пален. Оценка деятельности Павла I в исторической науке. Н.М.Карамзин. Н.Н.Клочков. А.М.Песков. С.Ф.Платонов (1ч)

Раздел 6. Культурное Российской пространство империи в XVIII в. (5ч)

Общественная мысль, литература, пресса. Е.Р.Воронцова-Дашкова. А.Д.Кантемир. Д.И.Фонвизин. Н.М.Карамзин.(1ч)

Образование. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ло­моносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. В.Н.Татищев. Достижения в технике. И.П.Кулибин.(1ч)

Архитектура .В.В.Растрелли. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. И.Е.Старов. Зарубежные мастера.(1ч)

Живопись и скульптура. А.П.Антропов. Аргуновы. Ф.С.Рокотов. Д.Г.Левицкий. В.Л.Боровиковский. Ф.И.Шубин. Зарубежные мастера.(1ч)

Музыкальное и театральное искусство. В.Г.Волков. Русские композиторы. Зарубежные мастера.(1ч)

Итоговое занятие (4 часа). Защита проектов. Экскурсии в музеи города.













































3.Тематическое планирование курса «История России к.XVII-XVIII вв. в лицах»

п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Из них

Аудитор-ные

Внеауди-торные

Тема 1. Методологические основы курса

3

3

0

1

Личность в истории. Алгоритмы изучения.

1

1

0

2

Исторический документ как источник информации


1

1

0

3

Последовательно-текстуальное изучение источников.

1

1

0

Тема2.Россия в эпоху преобразований Петра I.

8

8

0

4

Император Петр I и его современники . Симеон Полоцкий. А. Л. Ордин-Нащокин.


1

1

0

5

Император Петр I и его современники .В. В. Голицын. Царевна Софья.


1

1

0

6

Внешняя политика России в первой четверти XVIIIв. Северная война.Карл1.Б.П.Шереметев.А.Д.Меншиков.

1

1

0

7

Экономическая политика Петра. Н.Д.Демидов.


1

1

0

8

Церковная реформа. Ф.П.Прокопович.


1

1

0

9

Социальные и национальные движения в первой четвер­ти XVIIIв. К.А.Булавин. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.


1

1

0

10

Культурное пространство империи в первой четвертиXVIIIв. Санкт-Петербург — новая столица. А.К.Нартов. Л.Ф.Магницкий. Е.П.Никонов. А.Ф.Зубов. И.Н.Никитин. Зарубежные мастера.


1

1

0

11

Оценка деятельности Петра в исторической науке. А.И.Уткин. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. П.Н.Милюков. С.Ф.Платонов.

1


1


0



Тема3.Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов



5


5


0

12

Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II.

1

1

0

13

«Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — по­пытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

1

1

0

14

Елизавета Петровна. Пётр III.


1

1

0

15

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Верховный тайный совет. Кабинет министров. П.И.Шувалов.


1

1

0

16

Внешняя политика в 1725—1762 гг. С.Лещинский. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. Фридрих II .П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.

1

1

0


Тема4.Российская империя в период правления Екатерины II



8


8


0

17

Россия в системе европейских и международных связей. Европейское Просвещение. Фридрих II Людовик VI.Георг III.АвгустIII.


1

1

0

18

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый аб­солютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. Братья Орловы.


1

1

0

19

Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. С.Юлаев. А.Овчинников.


1

1

0

20

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. При­соединение Крыма. Русские полководцы.

1

1

0

21

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. При­соединение Крыма. Русские флотоводцы.

1

1

0

22

Участие России в разделах Речи Посполитой. Т.Костюшко. Француз­ская революция конца XVIII в. ЛюдовикX VI.

1

1

0

23

Оценка деятельности Екатерины II в исторической науке. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. Н.М.Карамзин.

1

1

0


Тема 5. Россия при Павле I.



3


3


0

24

Павел I-российский император.


1

1

0

25

Внешняя поли­тика Павла I. Наполеон. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворо­ва. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.


1

1

0

26

Оценка деятельности Павла I в исторической науке. Н.М.Карамзин. Н.Н.Клочков. А.М.Песков. С.Ф.Платонов.


1

1

0


Тема 6. Культурное Российской пространство империи в XVIII в.



7


3


4

28

Общественная мысль, литература, пресса. Е.Р.Воронцова- Дашкова. А.Д.Кантемир. Д.И.Фонвизин. Н.М.Карамзин.

1

0

1

28

Образование. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ло­моносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. В.Н.Татищев. Достижения в технике. И.П.Кулибин.

1

1

0

30

Архитектура .В.В.Растрелли. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. И.Е.Старов. Зарубежные мастера

1

0

1

31

Живопись и скульптура. А.П.Антропов. Аргуновы. Ф.С.Рокотов. Д.Г.Левицкий. В.Л.Боровиковский. Ф.И.Шубин. Зарубежные мастера.


1

0

1

32

Музыкальное и театральное искусство. В.Г.Волков. Русские композиторы. Зарубежные мастера.


1

1

0

33

Итоговый урок .Защита проектов.


1

0

1

34-35

Итоговый урок .Защита проектов.


2

2

0





Итого:

35

31

4


4.Календарно-тематическое планирование курса «История России к.XVII-XVIII вв. в лицах»

п/п

Дата/

План


Факт

Тема занятия

Кол – во часов

Из них

Аудитор-ные

Внеауди-торные

Тема 1. Методологические основы курса

3

3

0

1



Личность в истории. Алгоритмы изучения.

1

1

0

2



Исторический документ как источник информации


1

1

0

3



Последовательно-текстуальное изучение источников.

1

1

0

Тема2.Россия в эпоху преобразований Петра I.

8

8

0

4



Император Петр I и его современники . Симеон Полоцкий. А. Л. Ордин-Нащокин.


1

1

0

5



Император Петр I и его современники .В. В. Голицын. Царевна Софья.


1

1

0

6



Внешняя политика России в первой четверти XVIIIв. Северная война.Карл1.Б.П.Шереметев.А.Д.Меншиков.

1

1

0

7



Экономическая политика Петра. Н.Д.Демидов.


1

1

0

8



Церковная реформа. Ф.П.Прокопович.


1

1

0

9



Социальные и национальные движения в первой четвер­ти XVIIIв. К.А.Булавин. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.


1

1

0

10



Культурное пространство империи в первой четвертиXVIIIв. Санкт-Петербург — новая столица. А.К.Нартов. Л.Ф.Магницкий. Е.П.Никонов. А.Ф.Зубов. И.Н.Никитин. Зарубежные мастера.


1

1

0

11



Оценка деятельности Петра в исторической науке. А.И.Уткин. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. П.Н.Милюков. С.Ф.Платонов.

1


1


0



Тема3.Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов



5


5


0

12



Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II.

1

1

0

13



«Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — по­пытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

1

1

0

14



Елизавета Петровна. Пётр III.


1

1

0

15



Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Верховный тайный совет. Кабинет министров. П.И.Шувалов.


1

1

0

16



Внешняя политика в 1725—1762 гг. С.Лещинский. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. Фридрих II .П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.

1

1

0


Тема4.Российская империя в период правления Екатерины II



8


8


0


17



Россия в системе европейских и международных связей. Европейское Просвещение. Фридрих II Людовик VI.Георг III.АвгустIII.


1

1

0

18



Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый аб­солютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. Братья Орловы.


1

1

0

19



Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. С.Юлаев. А.Овчинников.


1

1

0

20



Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. При­соединение Крыма. Русские полководцы.

1

1

0

21



Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. При­соединение Крыма. Русские флотоводцы.

1

1

0

22



Участие России в разделах Речи Посполитой. Т.Костюшко. Француз­ская революция конца XVIII в. ЛюдовикX VI.

1

1

0

23



Оценка деятельности Екатерины II в исторической науке. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. Н.М.Карамзин.

1

1

0


Тема 5. Россия при Павле I.



3


3


0


24



Павел I-российский император.

1

1

0

25



Внешняя поли­тика Павла I. Наполеон. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворо­ва. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.


1

1

0

26



Оценка деятельности Павла I в исторической науке. Н.М.Карамзин. Н.Н.Клочков. А.М.Песков. С.Ф.Платонов.

1

1

0


Тема 6. Культурное Российской пространство империи в XVIII в.


7


3


4


28



Общественная мысль, литература, пресса. Е.Р.Воронцова- Дашкова. А.Д.Кантемир. Д.И.Фонвизин. Н.М.Карамзин.

1

0

1

28



Образование. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ло­моносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. В.Н.Татищев. Достижения в технике. И.П.Кулибин.

1

1

0

30



Архитектура .В.В.Растрелли. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. И.Е.Старов. Зарубежные мастера

1

0

1

31



Живопись и скульптура. А.П.Антропов. Аргуновы. Ф.С.Рокотов. Д.Г.Левицкий. В.Л.Боровиковский. Ф.И.Шубин. Зарубежные мастера.


1

0

1

32



Музыкальное и театральное искусство. В.Г.Волков. Русские композиторы. Зарубежные мастера.


1

1

0

33



Итоговый урок .Защита проектов.


1

0

1

34-35



Итоговый урок .Защита проектов.


2

2

0








Итого:

35

31

4

Спасибо тем, чьим материалом я воспользовалась.

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/09/22/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-uchashchihsya-8





32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!