СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочная деятельность центра «Точка роста» по физике «ОТКРЫТИЕ МИРА ФИЗИКИ» для обучающихся 8 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность центра «Точка роста» научно-познавательное направление по физике «ОТКРЫТИЕ МИРА ФИЗИКИ» для обучающихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочная деятельность центра «Точка роста» по физике «ОТКРЫТИЕ МИРА ФИЗИКИ» для обучающихся 8 класса»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность центра «Точка роста»

научно-познавательное направление по физике

«ОТКРЫТИЕ МИРА ФИЗИКИ»

для обучающихся 8 класса





















Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» является программой естественно-научного направления с использованием оборудования центра «Точка Роста.»

Актуальность создания программы.

Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 7-9 классов.

Также, исходя из запросов участников образовательного процесса: учеников, родителей выяснилось заинтересованность в необходимости формирования естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических и исследовательских навыков.

Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

Задачи программы:

  • подготовка учащихся к изучению систематического курса физики;

  • формирование и развитие основ читательской компетенции;

  • использование информационных технологий для решения задач (поиска необходимой информации, оформления результатов работы);

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять, полученный знания и умения в собственной практике.

Программа «Физика в задачах и экспериментах» основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накоплении, осмысление и некоторую систематизацию физической информации.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннюю пропедевтику физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.

Программа «Физика в задачах и экспериментах» для 8 класса составлена на основе программ:

  1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15);

  2. Авторской программы по физике А.В. Перышкина входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса».- М. Дрофа, 2015.

Планируемые результаты освоения программы «Физика в экспериментах»

Реализация программы способствует достижению следующих результатов :

Личностные:

В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новойзадачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательныхмотивов;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Метапредметные:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и другихлюдей;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научится:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные:

  • ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;

  • понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;

  • понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;

  • знание модели поиска решений для задач по физике; - знать теоретические основы математики.

  • примечать модели явлений и объектов окружающего мира;

  • анализировать условие задачи;

  • переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;

  • составлять план решения;

  • выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;

  • владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.


Содержание программы внеурочной деятельности

8 класс

Тепловыеявления.

Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.

Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения различных жидкостей. 3. Тепловые двигатели будущего.

Лабораторные работы (с использованием оборудования «Точка роста»): 1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении. 2. Отливка парафинового солдатика. 3. Наблюдение за плавлением льда 4. От чего зависит скорость испарения жидкости? 5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

Характеристика основных видов деятельности:

Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Электрические явления.

Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах.

Демонстрации: (с использованием оборудования «Точка роста») 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Опыты Вольта и Гальвани.

Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных средств. 2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика».

Характеристика основных видов деятельности:

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом - листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.

Электромагнитные явления.

Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.

Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»): 1. Наглядность

поведения веществ в магнитном поле. 2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях. 3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов.

4. Наглядность разновидностей электродвигателей.

Лабораторные работы: 1. Исследование различных электроизмерительных приборов.

Характеристика основных видов деятельности:

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом - листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Оптические явления.

Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.

Демонстрации(с использованием оборудования «Точка роста»)

1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование волоконной оптики. 5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.

Лабораторные работы: 1. Практическое применение плоских зеркал. 2. Практическое использование вогнутых зеркал. 3. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.

Характеристика основных видов деятельности:

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.

Человек и природа

Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей.

Демонстрации: 1. фотоматериалы и слайды по теме.

Лабораторные работы: 1.Изучение действий средств связи, радио и телевидения.

Характеристика основных видов деятельности:

Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.


Календарно-тематическое планирование 8 «А» класс

п/п

Дата проведения

Тема урока

Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»

Примечание


План

Факт

1. Введение (1ч)

1

01.09.2023

01.09.2023

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.

Компьютерное оборудование


2. Тепловые явления (12 ч)

2

08.09.2023

08.09.2023

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел.

Компьютерное оборудование


3

15.09.2023

15.09.2023

Лабораторная работа «Изменения длины тела при нагревании и охлаждении».

Оборудование для

лабораторных работ и ученических опытов


4

22.09.2023

22.09.2023

Теплопередача.

Наблюдение

теплопроводности воды и воздуха.

Оборудование для демонстраций


5

29.09.2023

29.09.2023

Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением льда»

Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ


6

06.10.2023

06.10.2023

Плавление и отвердевание. Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением и отвердеванием»



7

13.10.2023

13.10.2023

Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса

Оборудование для

лабораторных работ и ученических опытов


8

20.10.2023

20.10.2023

Решение олимпиадных задач на расчет тепловых процессов

Оборудование для демонстраций


9

27.10.2023

27.10.2023

Испарение и конденсация

Оборудование для демонстраций



3. Электрические явления (8ч)

10

10.11.2023

10.11.2023

Состав атмосферы, наблюдение перехода насыщенных паров в ненасыщенные

Оборудование для демонстраций


11

17.11.2023

17.11.2023

Влажность воздуха на разных континентах

Компьютерное оборудование


12

24.11.2023

24.11.2023

Микромир. Модели атома. Микроскоп

Оборудование для демонстраций


13

01.12.2023

01.12.2023

История создания электрофорной машины

Компьютерное оборудование


14

08.12.2023

08.12.2023

Лабораторная работа «Опыты Вольта. Электрический ток в электролитах»

Оборудование для демонстраций


15

15.12.2023

15.12.2023

Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры

Оборудование для демонстраций


16

22.12.2023

22.12.2023

Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока

Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ


17

29.12.2023

29.12.2023

Магнитная аномалия. Магнитные бури

Оборудование для демонстраций


4. Электромагнитные явления (3ч)

18

12.01.2024

12.01.2024

Электромагнитные явления.Электроизмерительные приборы.

Оборудование для демонстраций


19

19.01.2024

19.01.2023

Разновидности электродвигателей.

Оборудование для демонстраций


5. Оптические явления (7ч)


20

26.01.2024

26.01.2024

Источники света: тепловые, люминесцентные

Оборудование для демонстраций


21

02.02.2024

02.02.2024

Эксперимент наблюдение. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах

Оборудование для демонстраций


22

09.02.2024

09.02.2024

Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения

Оборудование для демонстраций


23

16.02.2024

16.02.2024

Практическое использование вогнутых зеркал

Оборудование для демонстраций


24

01.03.2024

01.03.2024

Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи.

Оборудование для демонстраций


25

15.03.2024

15.03.2024

Развитие волоконной оптики

Компьютерное оборудование


26

22.03.2024

22.03.2024

Использование законов света в технике

Компьютерное оборудование


6. Человек и природа (3ч)

27

05.04.2024

05.04.2024

Автоматика в нашей жизни

Компьютерное оборудование


28

12.04.2024

12.04.2024

Радио и телевидение

Компьютерное оборудование


29

19.04.2024

19.04.2024

Альтернативные источники энергии. Виды электростанций

Компьютерное оборудование


30

26.04.2024

26.04.2024

Электричество в быту

Компьютерное оборудование


31

03.05.2024

03.05.2024

Гармония физики и природы

Компьютерное оборудование


32

17.05.2024

17.05.2024

Явления природы. Физика – наука о природе

Компьютерное оборудование


33

24.05.2024

24.05.2024

Физика в живой природе

Компьютерное оборудование






Календарный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1

01.09.2023

24.05.2024

34

34

1 час в неделю