РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность центра «Точка роста»
научно-познавательное направление по физике
«ОТКРЫТИЕ МИРА ФИЗИКИ»
для обучающихся 8 класса
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» является программой естественно-научного направления с использованием оборудования центра «Точка Роста.»
Актуальность создания программы.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 7-9 классов.
Также, исходя из запросов участников образовательного процесса: учеников, родителей выяснилось заинтересованность в необходимости формирования естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических и исследовательских навыков.
Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Задачи программы:
подготовка учащихся к изучению систематического курса физики;
формирование и развитие основ читательской компетенции;
использование информационных технологий для решения задач (поиска необходимой информации, оформления результатов работы);
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять, полученный знания и умения в собственной практике.
Программа «Физика в задачах и экспериментах» основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накоплении, осмысление и некоторую систематизацию физической информации.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннюю пропедевтику физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
Программа «Физика в задачах и экспериментах» для 8 класса составлена на основе программ:
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15);
Авторской программы по физике А.В. Перышкина входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса».- М. Дрофа, 2015.
Планируемые результаты освоения программы «Физика в экспериментах»
Реализация программы способствует достижению следующих результатов :
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новойзадачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательныхмотивов;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и другихлюдей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
Предметные:
ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
знание модели поиска решений для задач по физике; - знать теоретические основы математики.
примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
анализировать условие задачи;
переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
составлять план решения;
выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.
Содержание программы внеурочной деятельности
8 класс
Тепловыеявления.
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения различных жидкостей. 3. Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы (с использованием оборудования «Точка роста»): 1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении. 2. Отливка парафинового солдатика. 3. Наблюдение за плавлением льда 4. От чего зависит скорость испарения жидкости? 5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Электрические явления.
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах.
Демонстрации: (с использованием оборудования «Точка роста») 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных средств. 2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика».
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом - листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Электромагнитные явления.
Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.
Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»): 1. Наглядность
поведения веществ в магнитном поле. 2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях. 3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов.
4. Наглядность разновидностей электродвигателей.
Лабораторные работы: 1. Исследование различных электроизмерительных приборов.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом - листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Оптические явления.
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.
Демонстрации(с использованием оборудования «Точка роста»)
1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование волоконной оптики. 5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы: 1. Практическое применение плоских зеркал. 2. Практическое использование вогнутых зеркал. 3. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.
Человек и природа
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей.
Демонстрации: 1. фотоматериалы и слайды по теме.
Лабораторные работы: 1.Изучение действий средств связи, радио и телевидения.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Календарно-тематическое планирование 8 «А» класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» | Примечание |
План | Факт |
1. Введение (1ч) |
1 | 01.09.2023 | 01.09.2023 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. | Компьютерное оборудование | |
2. Тепловые явления (12 ч) |
2 | 08.09.2023 | 08.09.2023 | Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. | Компьютерное оборудование | |
3 | 15.09.2023 | 15.09.2023 | Лабораторная работа «Изменения длины тела при нагревании и охлаждении». | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов | |
4 | 22.09.2023 | 22.09.2023 | Теплопередача. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха. | Оборудование для демонстраций | |
5 | 29.09.2023 | 29.09.2023 | Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением льда» | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ | |
6 | 06.10.2023 | 06.10.2023 | Плавление и отвердевание. Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением и отвердеванием» | | |
7 | 13.10.2023 | 13.10.2023 | Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов | |
8 | 20.10.2023 | 20.10.2023 | Решение олимпиадных задач на расчет тепловых процессов | Оборудование для демонстраций | |
9 | 27.10.2023 | 27.10.2023 | Испарение и конденсация | Оборудование для демонстраций | |
3. Электрические явления (8ч) |
10 | 10.11.2023 | 10.11.2023 | Состав атмосферы, наблюдение перехода насыщенных паров в ненасыщенные | Оборудование для демонстраций | |
11 | 17.11.2023 | 17.11.2023 | Влажность воздуха на разных континентах | Компьютерное оборудование | |
12 | 24.11.2023 | 24.11.2023 | Микромир. Модели атома. Микроскоп | Оборудование для демонстраций | |
13 | 01.12.2023 | 01.12.2023 | История создания электрофорной машины | Компьютерное оборудование | |
14 | 08.12.2023 | 08.12.2023 | Лабораторная работа «Опыты Вольта. Электрический ток в электролитах» | Оборудование для демонстраций | |
15 | 15.12.2023 | 15.12.2023 | Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры | Оборудование для демонстраций | |
16 | 22.12.2023 | 22.12.2023 | Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ | |
17 | 29.12.2023 | 29.12.2023 | Магнитная аномалия. Магнитные бури | Оборудование для демонстраций | |
4. Электромагнитные явления (3ч) |
18 | 12.01.2024 | 12.01.2024 | Электромагнитные явления.Электроизмерительные приборы. | Оборудование для демонстраций | |
19 | 19.01.2024 | 19.01.2023 | Разновидности электродвигателей. | Оборудование для демонстраций | |
5. Оптические явления (7ч) |
20 | 26.01.2024 | 26.01.2024 | Источники света: тепловые, люминесцентные | Оборудование для демонстраций | |
21 | 02.02.2024 | 02.02.2024 | Эксперимент наблюдение. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах | Оборудование для демонстраций | |
22 | 09.02.2024 | 09.02.2024 | Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения | Оборудование для демонстраций | |
23 | 16.02.2024 | 16.02.2024 | Практическое использование вогнутых зеркал | Оборудование для демонстраций | |
24 | 01.03.2024 | 01.03.2024 | Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. | Оборудование для демонстраций | |
25 | 15.03.2024 | 15.03.2024 | Развитие волоконной оптики | Компьютерное оборудование | |
26 | 22.03.2024 | 22.03.2024 | Использование законов света в технике | Компьютерное оборудование | |
6. Человек и природа (3ч) |
27 | 05.04.2024 | 05.04.2024 | Автоматика в нашей жизни | Компьютерное оборудование | |
28 | 12.04.2024 | 12.04.2024 | Радио и телевидение | Компьютерное оборудование | |
29 | 19.04.2024 | 19.04.2024 | Альтернативные источники энергии. Виды электростанций | Компьютерное оборудование | |
30 | 26.04.2024 | 26.04.2024 | Электричество в быту | Компьютерное оборудование | |
31 | 03.05.2024 | 03.05.2024 | Гармония физики и природы | Компьютерное оборудование | |
32 | 17.05.2024 | 17.05.2024 | Явления природы. Физика – наука о природе | Компьютерное оборудование | |
33 | 24.05.2024 | 24.05.2024 | Физика в живой природе | Компьютерное оборудование | |
Календарный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 01.09.2023 | 24.05.2024 | 34 | 34 | 1 час в неделю |