СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс подготовки к ОГЭ по обществознанию. Рассчитан на 2 года (8-9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса по обществознанию»

Министерство просвещения Российской Федерации

‌Департамент образования Ярославской области‌‌ 

‌Отдел образования администрации Некоузского МР‌​

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Некоузская средняя общеобразовательная школа




«Утверждено»



Директор школы




___________ /Бесперстова В.А.



Приказ №208 от 30 августа 2023 г.



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«За страницами учебника обществознания»

для 9 а,б,в классов


учитель Рыбина О.Н.




с. Новый Некоуз‌, 2023‌

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочного курса «За страницами учебника обществознания» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе ПООП ООО, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015г. 1/15). Программа предназначена для подготовки учащихся 9классов к сдаче экзамена в формате ОГЭ (в соответствие с задачами модернизации содержания образования, со­временных изменений в текущем законодательстве, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы и специфики подготовки учащихся к ОГЭ).

Нормативные документы:

1. -Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. - Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

3. - Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Утверждена на коллегии Министерства Просвещения России 29.12.2018 г.

4. -Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (от 17 мая 2012 г. N 413. (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712);

5. ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (ред. от 04.02.2020).

7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ред. 01.01.2021

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

10. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)

12. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Некоузская СОШ.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Программа курса опирается на   документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по обществознанию» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена».

Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания «Политика» «Право».

Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса. Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности. В соответствии с содержанием настоящей Программы, предполагается совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся, по указанным темам. Также в 9 классе при повторении теоретического материала, будет выявлен круг вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении.  Помимо этого, курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования.

Поскольку в 2024 году сдавать ОГЭ будут выпускники 9 классов, которые с 5 по 9 класс обучались на основе ФГОС, что приводит к корректировке экзаменационных моделей ОГЭ с акцентом на применение знаний для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач, то школьникам предстоит продемонстрировать не только овладение определенным объемом учебного материала, но и умение его применять на практике.

Работа включает в себя 22 задания вместо 31:14 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. В ОГЭ по обществознанию вводится работа с изображениями — фотографиями. Составляются задания на основе сюжета
о любом поведении человека и задача школьников — проанализировать эту ситуацию и сделать соответствующие выводы. В заданиях с диаграммами выпускники должны будут указать, какой из статистических показателей больше или меньше и объяснить, почему это так.
К каждому заданию 2, 6, 7, 9, 10, 12, 13 и 16 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. В заданиях 3, 5, 14, 15 и 17 ответ дается в виде последовательности цифр, а в задании 18 — слово/словосочетание. Ответы на задания 1, 4, 8, 11, 19-22 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Задание 1 — умение раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей. Задания 2, 7, 10, 13 и 16 — умение характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Задания 3, 6, 12 и 15 — умение приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни. Задание 4 — умение использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта И /ИЛИ умение взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур осознание ценности культуры и традиций народов России. Задания 5, 9 — умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций. Задания 8 и 11 — умения: переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; использовать полученные знания в практической (включая проектную) деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, осознание неприемлемости антиобщественного поведения. Задание 14 — умение классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям. Задание 17 — умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия. Задание 18 — умение устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства). Данное задание проверяет знание терминологии, такое же задание есть в ЕГЭ по обществознанию в 11 классе (Задание 1). Задания 19 – 22 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.); составлять на их основе план, таблицу, схему, соотносить содержание нескольких источников социальной информации; переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников.

Цель курса: организовать систематическую качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ.

Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по обществознанию.

Требования к результатам освоения курса

В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;

- отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

- убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;

- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения проявляются в:

· умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

· способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

· овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

· умении выполнять познавательные и практические задания в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:

познавательной

· относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

· знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

· знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

· умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими

нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

· приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

трудовой

· знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

· понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

· понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

· понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

· знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

· понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

· понимание значения коммуникации в межличностном общении;

· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

· знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

К концу изучения курса в 9 классе учащиеся научатся:

• характеризовать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• понимать значение правовых норм и демократических ценностей;

• выявлять закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

• выделять различные подходы к исследованию роли права в развитии общества;

• характеризовать основные социальные институты и процессы;

• характеризовать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

• конспектировать информацию, выделять главное;

• использовать дополнительные источники информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы);

• классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;

• правильно применять специальные термины и понятия;

• связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.

• характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

• сравнивать социальные объекты, выявлять их обще черты и различия, существенные признаки;

• описывать человека как социально-деятельностное существо, его социальные роли;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

• выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники; различать в социальной информации факты и мнения;

Учащиеся получат возможность научиться:

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

• взаимодействовать с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

• оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и правовых норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определенных социальных действий;

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в разных сферах;

Учащийся имеет возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

•совершенствования собственной познавательной деятельности;

•эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;

•ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;

•оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

•нравственные оценки социального поведения людей;

•предвидения возможных последствий определенных социальных действий, сознательного неприятия антиобщественного поведения;

•осуществление взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и разным социальным положением.

УМК

  1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. - М.:АСТ: Астрель, 2023.

  2. О.А. Чернышева. ОГЭ-2024. Обществознание. 9 класс. Тематический тренинг. Легион, 2023 г.

  3. Баранов П.А. ОГЭ-2024. Обществознание. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену . АСТ: 2023 

  4. О. В. Кишенкова. ОГЭ-2024. Обществознание. Задания, ответы, комментарии. ЭКСМО, 2023.

  5. Тематические и диагностические работы СтатГрад 2024.

Сайты для подготовки к ГИА

  1. http://www.resolventa.ru/demo/obsh/demogiaobsh.htm

  2. http://egeigia.ru

  3. http://www.uchportal.ru

  4. http://gia-online.ru/

  5. http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ege-gia/GIA.html#demoversii-KIM-2018

  6. http://www.ctege.info/oge-po-obschestvoznaniyu-gia/

  7. http://gia-test.ru/tests/social/

  8. http://hbisite.ru/index/kimy_po_obshhestvoznaniju/0-63

  9. http://4egena100.ru/gia-9-klass/gia-9-obshestvoznanie.htm

  10. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/SocialStudies-GIA-55/Default.aspx



Содержание курса в 9 классе

РАЗДЕЛЫ:

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство — Российская Федерация. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значениев регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


Тематическое планирование


Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы жизни общества и изучает его как сложную динамическую открытую систему, а человека как субъекта общественных отношений. Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества, представления о различных аспектах социальной жизни, понимание своего места в российском обществе, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, финансовой грамотности, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Тематическое планирование по обществознанию составлено с учетом рабочей программы воспитания школы. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО через создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Элементы воспитательного компонента будут использоваться на каждом уроке в соответствии с темой и целью урока.

















Содержание курса

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ОГЭ.

Количество часов


ЦОР

Введение.

Кодификатор

1 час


РАЗДЕЛ 1. «Политическая сфера жизни общества».

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Власть. Роль политики в жизни общества

Понятие и признаки государства

Разделение властей

Формы государства

Политический режим. Демократия

Местное самоуправление

Участие граждан в политической жизни

Выборы, референдум

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Гражданское общество и правовое государство


Практикум по разделу «Политика и власть». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий 1 и 2 частей ОГЭ

.


7 часов


https://oge.sdamgia.ru/ https://neznaika.info/oge/ https://examer.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge

РАЗДЕЛ 2. Гражданин и государство

Наше государство — Российская Федерация. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Правоохранительные органы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ


Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации

Органы государственной власти Российской Федерации

Правоохранительные органы. Судебная система.

Взаимоотношения органов государственной властии граждан

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской

Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


Практикум по разделу «Гражданин и государство». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ОГЭ.

10часов

https://oge.sdamgia.ru/ https://neznaika.info/oge/ https://examer.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge

РАЗДЕЛ 3. «Основы российского законодательства».

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Право, его роль в жизни общества и государства. Система Российского законодательства

Норма права. Нормативный правовой акт. Источники права.

Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.Административные правоотношения, правонарушения и наказания

Основные понятия и институты уголовного права.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Практикум по модульному блоку «Право, его роль в жизни общества и государства. Система Российского законодательства

». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ОГЭ

14 часов

https://oge.sdamgia.ru/ https://neznaika.info/oge/ https://examer.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge

Итоговое обобщение.

Изученное в курсе.

3 часа

https://oge.sdamgia.ru/ https://examer.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge









Учебно-тематический план. 9 класс, 34 часа.


п/п

Наименование тем курса

Всего часов

ПООП ООО

Форма занятия

Форма контроля

1

Вводный урок.

1


Комбинированный урок. Разбор демоверсии 2022г.


Раздел 1-3. «Политическая сфера жизни общества»- 7 часов







2.

Власть. Роль политики в жизни общества.

Решение заданий на выбор верной позиции из списка.

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Практическая работа

Решение заданий части I (задание на выбор верной позиции из списка)

3.

Понятие и признаки государства

Разделение властей

Формы государства.

Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным

реалиям.

1


Практическая работа

Решение заданий части I (задания на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным

реалиям)

4.

Политический режим.

Анализ текста. Составление плана по предложенной теме.

1


Практическая работа

Решение заданий части II (Анализ текста. Составление плана по предложенной теме)

5.

Демократия. Анализ текста.

1



Практическая работа

Анализ текста

6.

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным реалиям.

1


Практическая работа

Решение заданий части I (задания на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным

реалиям)

7.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Решение познавательных и практических задач.

1


Практическая работа

Решение заданий части I (задание на умение приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа И умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи)

8.

Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Анализ текста. Составление плана по предложенной теме.

1


Практическая работа

Решение заданий части II (Анализ текста. Составление плана по предложенной теме)


Раздел 2. «Гражданин и государство» - 10 часов

9.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации. Решение заданий на аргументацию собственной позиции.

1

Наше государство — Российская Федерация. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Правоохранительные органы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

Практическая работа

Решение заданий части I (задании на раскрытие смысла ключевых понятий, переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую)

10.

Практикум -решение познавательных и практических задач.

1


Практическая работа

Решение заданий части I (задание на умение приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа И умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи)

11.

Органы государственной власти Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти граждан

Работа с текстом. Аргументация собственной позиции.

1


Практическая работа

Решение заданий части II (работа с текстом. Аргументация позиции)

12.

Правоохранительные органы.

Судебная система. Работа с текстом, задания на иллюстрирование примерами предложенных понятий и явлений.

1


Практическая работа

Решение заданий части II (работа с текстом, задания на иллюстрирование примерами предложенных понятий и явлений)

13-14

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской

Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Работа с изображениями — фотографиями.

1


Практическая работа

Решение заданий части II (работа с изображениями — фотографиями)

15-16

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Решение заданий на умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков.

1


Практическая работа

Решение заданий части I (задание на умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций)

17.

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Решение заданий на умение использовать ключевые понятия и теоретические положения наук

1


Практическая работа

Решение заданий части I (задание на умение использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта)

18.

Практикум - решение тестовых заданий по разделам «Политическая сфера жизни общества. Гражданин и государство».

1


Практическая работа

Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по теме


Раздел 3. «Основы российского законодательства»-14 часов.

19.

Право, его роль в жизни общества и государства. Система Российского законодательства. Решение заданий части I (задание на выбор верных позиций из списка).

1

«Основы российского законодательства».

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Практическая работа

Решение заданий части I (задание на выбор верных позиций из списка)

20.

Норма права. Нормативный правовой акт. Источники права.

Нормативный правовой акт.

Решение заданий на выделение общего и различного, работа с терминологией. Практикум - решение познавательных и практических задач.

1

Практическая работа

Решение заданий части I (задания на выделение общего и различного), работа с терминологией

21.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Решение заданий части I (задание на выбор верных позиций из списка).

1

Практическая работа

Решение заданий части I (задание на выбор верных позиций из списка).

22.

Практическая работа -решение заданий части II (анализ текста-аргументация позиции)

1

Практическая работа

Решение заданий части II (анализ текста-аргументация позиции)

23.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.

Решение заданий части I (на установление соответствия и выбор верного суждения)

1

Практическая работа

Решение заданий части I (на установление соответствия и выбор верного суждения)

24.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Решение заданий с графиками и диаграммами, задание на обращение к социальным реалиям.

1

Практическая работа

Решение заданий части I (задания с графиками и диаграммами, учащиеся самостоятельно формулируют и записывают ответы в развернутой форме, задание на обращение к социальным

реалиям))

25.

Практическая работа -решение заданий на анализ изображений— фотографий

1


Практическая работа

Решение заданий работа с изображениями — фотографиями

26.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения.

1


Практическая работа

Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения.


27.

Практическая работа - решение заданий на умение использовать ключевые понятия и теоретические положения наук.

1


Практическая работа

Решение заданий на пояснение смысла высказывания (проверка умения использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта

28.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Работа с текстом.

1


Практическая работа

Работа с текстом.

29.

Основные понятия и институты уголовного права.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. установление соответствия и выбор верного суждения.

1


Практическая работа

Решение заданий части I (задание на выбор верных позиций из списка)


30.

Практикум по разделу «Право, его роль в жизни общества и государства. Система Российского законодательства». Работа с текстом. Аргументация позиции

1


Практическая работа

Работа с текстом. Аргументация позиции.

31.

Практикум - решение тестовых заданий по разделу «Право, его роль в жизни общества и государства. Система Российского законодательства».

1


Практическая работа

Решение тестовых заданий по разделу.


Итоговое обобщение - 3 часа

32.




33.

Практикум. Решение заданий в формате ОГЭ.

Повторение и систематизация изученного в курсе

2.


Практическая работа

Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по курсу

34.

Повторение и обобщение изученного в курсе

1.


Практическая работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!