Муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель ШМО | Заместитель директора | Директор |
_________/Тарасова Т.Б. | | ___________ /Бесперстова В.А. |
Протокол № от августа 2022 г. | ___________ /Сахарова О.В. | Приказ №286 от 30 августа 2022 г. |
Рабочая программа
внеурочного курса
«За страницами учебника обществознания»
для 8 класса
Составитель: Рыбина О.Н.
учитель истории и обществознания
с. Новый Некоуз, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса "За страницами учебника обществознания» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе ПООП ООО, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015г. 1/151 ред. от 04.02.2020). Программа предназначена для подготовки учащихся 8 классов к сдаче экзамена в формате ОГЭ (в соответствие с задачами модернизации содержания образования, современных изменений в текущем законодательстве, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы и специфики подготовки учащихся к ОГЭ). Программа курса опирается на документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по обществознанию» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена».
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания («Общество» «Человек», «Социальная сфера», «Экономика», «Духовная сфера»). Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса. Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности. В соответствии с содержанием настоящей Программы, предполагается совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся, по указанным темам. Также в 8 классе при повторении теоретического материала, будет выявлен круг вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении. Помимо этого, курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования.
Цель курса: организовать систематическую качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по обществознанию.
Содержание курса в 8 классе
РАЗДЕЛЫ: Человек. Общество. Социальные нормы
Человек. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация.
Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Экономика.
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Финансовая грамотность.
Сфера духовной культуры.
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Требования к результатам освоения курса
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
- отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения проявляются в:
· умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
· способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
· овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
· умении выполнять познавательные и практические задания в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:
познавательной
· относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
· знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
· знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
· умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
· приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
трудовой
· знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
· понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
· понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
· понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
· знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
· понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
· понимание значения коммуникации в межличностном общении;
· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
· знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
К концу изучения курса в 8 классе учащиеся научатся:
• характеризовать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• понимать значение правовых норм и демократических ценностей;
• выявлять закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• • характеризовать основные социальные институты и процессы;
• характеризовать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
• конспектировать информацию, выделять главное;
• использовать дополнительные источники информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы);
• классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
• правильно применять специальные термины и понятия;
• связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.
• характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• сравнивать социальные объекты, выявлять их обще черты и различия, существенные признаки;
• описывать человека как социально-деятельностное существо, его социальные роли;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
• выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники; различать в социальной информации факты и мнения;
Учащиеся получат возможность научиться:
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• оценивать общественные изменения с точки зрения гуманистических ценностей;
• взаимодействовать с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
• оценивать поведение людей с точки зрения нравственных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определенных социальных действий;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в разных сферах;
Учащийся имеет возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
•совершенствования собственной познавательной деятельности;
•эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
•ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;
•оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
•нравственные оценки социального поведения людей;
•предвидения возможных последствий определенных социальных действий, сознательного неприятия антиобщественного поведения;
•осуществление взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и разным социальным положением.
УМК
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. - М.:АСТ: Астрель, 2021.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах и схемах. 5-9 классы. М.:АСТ: 2021.
Рутковская Е. Л., Половникова А.В., Шохонова Е.Э. Обществознание. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. Москва. Ителлект-Центр. 2021.
Калачева Е.Н. ОГЭ 2020. Супертренинг. Обществознание. Тематические тренировочные задания. М: Экзамен: 2020.
Лазебникова А. Ю. Коваль Т.В. ОГЭ 2021. Обществознание. 10 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ. Экзамен. 2021.
Кишенкова О.В. ОГЭ 2020. Обществознание: сборник заданий: 400 заданий с ответами. М: Эксмо, 2020.
Тематические работы СтатГрад 2022-2023
Сайты для подготовки к ГИА
https://fioco.ru/
fipi.ru
http://www.resolventa.ru/demo/obsh/demogiaobsh.htm
http://egeigia.ru
http://www.uchportal.ru
http://gia-online.ru/
http://www.ctege.info/oge-po-obschestvoznaniyu-gia/
http://gia-test.ru/tests/social/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
http://hbisite.ru/index/kimy_po_obshhestvoznaniju/0-63
http://4egena100.ru/gia-9-klass/gia-9-obshestvoznanie.htm
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/SocialStudies-GIA-55/Default.aspx
Тематическое планирование
Введение | Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ОГЭ. | Кол-во часов | ЦОР |
Содержание курса (ПООП ООО, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015г. 1/15) по обществознанию) | Кодификатор | 1 час | fipi.ru |
РАЗДЕЛЫ 1-3.Человек. Общество. Социальные нормы Человек. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. | Человек и общество 1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей 1.2 Взаимодействие общества и природы 1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь 1.4 Биологическое и социальное в человеке 1.5 Личность. Особенности подросткового возраста 1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) 1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Контрольная работа по разделам «Человек» и «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий 1 и 2 частей ОГЭ . | 10 часов | https://edu.skysmart.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://multiurok.ru https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events Читательская грамотность (instrao.ru) |
РАЗДЕЛ 4. «Социальная сфера» Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. | Социальная сфера. 4.1 Социальная структура общества 4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями 4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте 4.4 Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни 4.6 Социальный конфликт и пути его решения 4.7 Межнациональные отношения Контрольная работа по модульному блоку «Социальная сфера». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ОГЭ | 6 часов | https://edu.skysmart.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://multiurok.ru https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events fipi.ru |
РАЗДЕЛ 5 «Экономика». Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. | Экономика 5.1 Экономика, ее роль в жизни общества 5.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 5.3 Экономические системы и собственность 5.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация 5.5 Обмен, торговля 5.6 Рынок и рыночный механизм 5.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство 5.8 Деньги 5.9 Заработная плата и стимулирование труда 5.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 5.11 Налоги, уплачиваемые гражданами 5.12 Экономические цели и функции государства Контрольная работа по разделу «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ОГЭ. | 8 часов | fipi.ru https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events |
Раздел 6. « Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. | 6.1 Сфера духовной культуры и ее особенности 6.2 Наука в жизни современного общества 6.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации 6.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести 6.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | 6 часов | https://edu.skysmart.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://multiurok.ru https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events |
Итоговое обобщение. | Изученное в курсе. | 3 часа | https://edu.skysmart.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ |
Учебно-тематический план. 8 класс, 34 часа
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | Вводная лекция. Разбор демоверсии 2023г. | |
Раздел 1-3. «Человек. Общество. Социальные нормы»»- 10 часов |
2. | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Решение заданий на выбор верной позиции из списка. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задание на выбор верной позиции из списка) |
3. | Биологическое и социальное в человеке Личность. Особенности подросткового возраста. Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным реалиям. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задания на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным реалиям) |
4. | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Анализ текста. Составление плана по предложенной теме. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (Анализ текста. Составление плана по предложенной теме) |
5. | Межличностные отношения. Общение Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Решение заданий на анализ графиков и диаграмм. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части I (задания с графиками и диаграммами) |
6. | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным реалиям. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части I (задания на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным реалиям) |
7. | Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Решение заданий на выбор верной позиции из списка. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задание на выбор верной позиции из списка) |
8. | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Анализ текста. Составление плана по предложенной теме. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (Анализ текста. Составление плана по предложенной теме) |
9. | Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным реалиям. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задания на установление соответствия и выбор верного суждения, задание на обращение к социальным реалиям) |
10-11. | Практикум - решение заданий по разделам «Человек. Социальные нормы». Практикум - решение заданий по разделу «Общество». | 2 | Решение заданий ОГЭ. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по теме |
Раздел 4. «Социальная сфера» - 6 часов |
12. | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Решение заданий на определение характера положений текста: фактический, оценочных суждений. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задании на определение характера положений текста: фактический, оценочных суждений) |
13. | Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Работа с текстом. Аргументация собственной позиции. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (работа с текстом. Аргументация позиции) |
14. | Социальный конфликт и пути его решения Межнациональные отношения. Работа с текстом, задания на иллюстрирование примерами предложенных понятий и явлений. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (работа с текстом, задания на иллюстрирование примерами предложенных понятий и явлений) |
15. | Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Работа с текстом. Аргументация собственной позиции. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (работа с текстом. Аргументация позиции) |
16-17. | Практикум - решение тестовых заданий по разделу «Социальная сфера». Практикум по разделу «Социальная сфера» – анализ текста. | 2 | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ОГЭ. | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по теме |
Раздел 5. «Экономика»-8 часов. |
18. | Экономика, ее роль в жизни общества Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Решение заданий на выбор верной позиции из списка. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части I (задание на выбор верных позиций из списка) |
19. | Экономические системы и собственность Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Решение заданий на выделение общего и различного. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задания на выделение общего и различного) |
20. | Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Анализ текста. Аргументация собственной позиции. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (анализ текста-аргументация позиции) |
21. | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Решение заданий на установление соответствия и выбор верного суждения. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части I (на установление соответствия и выбор верного суждения) |
22. | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Решение заданий с графиками и диаграммами, задание на обращение к социальным реалиям. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задания с графиками и диаграммами, задание на обращение к социальным реалиям)) |
23. | Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Работа с текстом. Аргументация позиции | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (работа с текстом. Аргументация позиции) |
24-25. | Практикум - решение тестовых заданий по разделу «Экономика». Практикум – анализ текста по разделу «Экономика». | 2 | Контрольная работа | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по теме |
Раздел 6. « Сфера духовной культуры» 6 часов |
26. | Культура, ее многообразие и основные формы. Решение заданий с графиками и диаграммами, задание на обращение к социальным реалиям. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задания с графиками и диаграммами, задание на обращение к социальным реалиям) |
27. | Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Решение заданий на выбор верной позиции из списка. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задание на выбор верной позиции из списка) |
28. | Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Решение заданий на выделение общего и различного. | 1 | Практическая работа | Решение заданий части I (задания на выделение общего и различного) |
29. | Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Решение заданий на выбор верной позиции из списка. | 1 | Комбинированный урок | Решение заданий части I (задания на выбор верной позиции из списка). |
30. | Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Анализ текста-аргументация позиции, составление плана | 1 | Практическая работа | Решение заданий части II (анализ текста-аргументация позиции, составление плана) |
31. | Практикум – решение тестовых заданий по разделу «Сфера духовной культуры». | 1 | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ОГЭ. | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по теме |
Итоговое обобщение - 3 часа |
32-33. | Практикум. Решение заданий в формате ОГЭ. | Изученное в курсе. | Итоговая контрольная работа | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по курсу |
34. | Повторение и систематизация изученного в курсе. Повторение и обобщение изученного в курсе | | | |
21