Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№5»
г.Железногорска Курской области
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО
на заседании на научно-методическом совете Приказ №1-292
______/Стародумова Л.Ю./_________/Соболева М.А/ от «31» августа 2018 г.
Протокол №1 Протокол №1 Директор лицея №5
от «28» августа 2018 от «29» августа 2018 __________/Шкутова М.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Проектно-исследовательская деятельность»
основного общего образования
ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2018
АННОТАЦИЯ
Программа курса внеурочной деятельности проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры проектной деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.
Основная цель программы – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде.
Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо будет решить следующие задачи:
описать специфику проектной деятельности на этапе основного образования; построить этапы введения проектной деятельности в образовательную среду
подростковой школы; построить и описать технологию реализации данных видов деятельности в
образовательном процессе подростковой школы; создать систему оценивания результатов образования с использованием
такого вида деятельности как проектная; описать образовательные результаты, которые могут быть получены в ходе
реализации данных видов деятельности.
Необходимо отметить, что проектная деятельность коренным образом отличается от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Этот вид деятельности может дать образовательные эффекты, если будет использоваться в образовательной практике.
Включение учащихся в проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные особенности, которые должны быть отражены в данной программе: цели и задачи этого вида деятельности учащихся определяется как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
проектная деятельности должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли
реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов
познавательной деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Для разработки Программы, прежде всего, необходимо выделить специфику данного вида деятельности. Проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести: практически значимые цели и задачи проектной деятельности;
структуру проектной деятельности, которая включает общие компоненты: анализ
актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность,
аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию; итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты,
сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой проектной работы. Таблица 1
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Оценивание этих видов работ школьников – сложная и совершенно новая для педагогов задача. Такое оценивание может производиться не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям. Так, можно предложить оценивать проекты по следующим критериям: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и универсальных учебных действий; количество новой информации, использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета,
обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
Приведенный общий список избыточный. Но крайне важно само по себе наличие перечня возможных критериев. Он показывает множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта (исследования).
По мере формирования проектной деятельности школьников формируется и возрастное новообразование, крайне важное для всего дальнейшего личностного развития ребенка – ответственное действие. Оценка как особая (пусть и весьма демократическая) санкция за невыполнение, за нарушение процедуры, сроков, качества продукта – важный момент управления проектной деятельностью. При учебно-исследовательской и проектной деятельности оценка перестает быть прерогативой учителя. Технологичное по своей сути оценивание превращается в самостоятельный аспект общей деятельности по управлению и организации проектной деятельности школьников. Деятельность управления (и составляющее ее оценивание) в принципе в наименьшей степени является исполнительской. Она требует постоянного мониторинга ситуации развертывания проектной деятельности. Формат оценивания также должен выбираться в соответствии с конкретными обстоятельствами.
При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей.
Такую способность можно назватьучебно-практической самостоятельностью.
Эта способность обнаруживается только в ситуациях, требующих действовать и организовывать (планировать) свои действия. Учебно-практическая самостоятельность проявляется лишь в ситуациях, не имеющих заранее зафиксированного способа разрешения (результата).
Важнейшей составляющей учебно-практической самостоятельности является ответственность, которая проявляется в:
умении определить меру и границы собственной ответственности;
умении отличить процесс от результата (процесс не оценивается внешним экспертом, а
результат предъявляется аудитории для оценки); формировании контрольно-оценочной самостоятельности.
О сформированности ответственного действия можно судить по тому, насколько ученик научился отличать оцениваемые (во всех видах) действия и продукты от своих неоцениваемых действий.
Оценивание в подростковой школе превращается в самостоятельную деятельность учащихся и педагогов, что является важнейшей характеристикой введения проектных форм работы в учебный процесс. Сами формы и приемы оценивания при этом не столь важны. На разном этапе обучения роль оценивания должна быть разной.
На этапе 9-х классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает. На этом этапе различается: жесткое (критериальное) оценивание и сферы, где оценка условна и субъективна.
Содержание курса внеурочной деятельности
Отправной точкой при проектировании содержания образования в конкретном образовательном учреждении является ФГОС основного общего образования, ориентированный на результаты образования, где гораздо в меньшей степени регламентирована номенклатура дидактических единиц, подлежащих усвоению, и в большей – те образовательные результаты, которые должны быть получены на выходе из образовательного учреждения.
В рамках ООП конкретного образовательного учреждения предлагается работа с содержанием образования в четырех направлениях.
Первое – поиск таких мест, точек в сложившихся учебных программах, которые позволяют школьникам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием (например, разработка маршрута путешествия по карте или плану местности). Такого рода задания (с дополнительными требованиями к маршруту, которые могут формироваться на уроках истории или литературы) вполне вписываются в уже существующие традиционные учебные программы.
Второе – отказ от полной формы проектирования (составление запусковых ситуаций, которые позволяют анализировать предложенную информацию глубже и разностороннее, чем обычно, т.е. расширять пространство работы школьников, не претендуя на полномасштабную проектную деятельность). Фактически речь может идти об отдельных заданиях со свободным пространством действия. Важно, чтобы выполнение этого задания позволяло превратить знания в средства выполнения задания, причем желательно очевидно изначально. Проект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом (а только его эскизом), но он никак не может превратиться в упражнение. Вот здесь (на границе упражнения и свободного действия) и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной учебной работы.
Третье – встраивание в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах учебного курса или координации нескольких учебных предметов. В этих образовательных местах (точках) учебный процесс на определенное время (от одной до трех недель) превращается в реальное проектирование определенного фрагмента учебного содержания предмета (группы предметов).
Четвертое – организация проектной деятельности школьников за пределами учебного содержания (социальное проектирование). Фактически на сегодняшний день полноценное проектирование возможно только вне учебного содержания. Тогда содержанием проектирования становится некоторый социальный контекст.
Исходя из указанных четырех направлений действий, возможны следующие типы и виды проектов, проектных форм учебной деятельности.
Необходимо отметить, что без типологизации проектов можно, в принципе, обойтись, тем более что какой-то устойчивой типологии пока не существует. Но можно использовать типологию при планировании и организации проектной деятельности. Так, к моменту завершения основного общего образования школьники должны быть способны самостоятельно выполнить проект. Поэтому при планировании важно проследить, чтобы ученик последовательно участвовал во все меньших по составу проектных групп. Общая динамика должна заключаться в уменьшении численного состава группы или выделении внутри большого проекта отдельных подпроектов, выполняемых меньшим числом участников и индивидуально. То же справедливо и относительно динамики изменения управления проектом: от внешнего, открытого управления к скрытому, консультативному.
1. Учебные монопроекты.
Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе учебного блока. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле конкретного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее совместно планируется логика работы на каждом уроке и форма представления результата. Часто работа над такими проектами продолжается во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).
2. Межпредметные проекты
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочные время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три учебных предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы нескольких творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Как правило, подобные проекты реализуются в рамках часов, отведенных на занятия-лаборатории во второй половине дня.
3. Социальные (практико-ориентированные) проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектов может реализовываться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй половине дня.
4. Персональный проект
На последнем году обучения в основной школе каждый учащийся выполняет персональный проект в течение года, который выносится на защиту в рамках государственной итоговой аттестации. Персональный проект (в большинстве случаев) принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации проекта, учащиеся могут выполнять его и другими способами (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству).
Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:
наличие социально или личностно значимой проблемы; наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»; самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося;
проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной
учебной дисциплины.
Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, характерных для научных исследований: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Проектом руководит учитель-супервайзер, который не отвечает непосредственно ни за процесс выполнения проекта, ни за продукт, а лишь создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.
Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения при подготовке к итоговой аттестации.
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
Презентация содержания работы самим учащимся: характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»); постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая
оценка самим учащимся работы и полученных результатов.
Качество защиты работы:
четкость и ясность изложения задачи; убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и оригинальность.
Качество наглядного представления работы:
использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной
презентации; качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения,
наличие приложения к работе). Коммуникативные умения: анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся,
учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений; умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения,
поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 9 класс, 35 часов, 1 раз в неделю
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | по факту |
1. | Основы логики: аргументация | 1 | | |
2. | Выстраивание аргументов | 1 | | |
3. | Прямое опровержение тезиса | 1 | | |
4. | Критика аргументов | 1 | | |
5. | Приемы ведения дискуссии | 1 | | |
6. | Применение приемов ведения дискуссии | 1 | | |
7. | Планирование | 1 | | |
8. | Выделение цели и задачи | 1 | | |
9. | Исследование предмета | 1 | | |
10. | Позиционирование проблемы, цели, задач | 1 | | |
11. | Определение гипотезы, проблемы | 1 | | |
12. | План действия | 1 | | |
13. | Работа с источниками | 1 | | |
14. | Извлечение информации из мультимедийных источников | 1 | | |
15. | Создание слайда по техническому заданию | 1 | | |
16. | Создание презентации | 1 | | |
17. | Демонстрация материалов проекта | 1 | | |
18. | Практика деловой коммуникации | 1 | | |
19. | Прием-передача информации | 1 | | |
20. | Формулы общения | 1 | | |
21. | Этикетные тесты | 1 | | |
22. | Составление различных писем | 1 | | |
23. | Регулирование конфликтов | 1 | | |
24. | Освоение конструктивных форм общения | 1 | | |
25. | Общение по проекту | 1 | | |
26. | Разработка стратегии разрешения конфликтов | 1 | | |
27. | Публичное выступление | 1 | | |
28. | Саморефлексия | 1 | | |
29. | Создание текста выступления | 1 | | |
30. | Подготовка и презентация выступления | 1 | | |
31. | Выбор наиболее эффектных типов презентаций | 1 | | |
32. | Планирование основных шагов при подготовки презентации | 1 | | |
33. | Презентация проекта | 1 | | |
34. | Обобщение | 1 | | |
35 | Резерв | | | |