Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО протокол заседания методического объединения учителей начальной школы от « 28 » августа 2023 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________ Томина Т.А. от «28» августа 2023 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шаги к успеху»
уровня начального общего образования.
Срок освоения: 4 года (4 класс)
Составители: Краснова С.Г., Филимонова Г.А., Романова М. В., учителя начальных классов |
2023 г.
I Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• формированию положительной мотивации к познавательной деятельности;
• развитию любознательности;
• развитию настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности;
• целостному восприятию окружающего мира;
• формированию адекватной позитивной самооценки;
• формированию мотивов достижения;
• формированию рефлексивной самооценки, умению анализировать свои действия и управлять ими;
• формированию самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления и умения преодолевать трудности.
В результате специально организованной деятельности и специально разработанных заданий дети учатся:
- анализировать и оценивать свое эмоциональное состояние;
- понимать причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех со старанием;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение;
- понимать чувства других людей;
- положительно относиться к себе и к другим;
- определять, принимать и соблюдать правила поведения при сотрудничестве;
- в ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступать, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:
• строить речевые высказывания в устной форме;
• извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
• создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определенных заданий;
• использовать знаково-символические средства;
• строить логическую цепь рассуждений;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
• быть открытым и способным выражать собственные мысли;
• высказывать и аргументировать свое предположение;
• слушать своих сверстников, убеждать и уступать;
• с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
• брать на себя инициативу, работая в группах;
• сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации взаимопроверки;
• сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
• учиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
• работать в парах и малых группах.
Регулятивные УУД:
• прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
• ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
• принимать задачу, сохранять и выполнять ее с интересом;
• планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения своих действий;
• оценивать правильность выполнения действий другого;
• контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
• развивать способность к рефлексии;
• развивать внутренний план действий.
Содержание программы
1 класс
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Содержание 1 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания; тренировка внимания;
тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);
совершенствование воображения;
2.Задачи геометрического характера.
построение фигур с помощью трафарета;
составление и моделирование предметов
штриховка предметов;
построение фигур из счетных палочек;
построение фигур из конструктора "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
занимательный квадрат;
ребусы;
занимательные рамки; числовые головоломки;
арифметические лабиринты;
математические фокусы
4.Нестандартные задания логического характера
-провоцирующие задачи.
5. Игры
игры, способствующие развитию способности действовать в уме
2 класс
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания;
тренировка внимания;
тренировка слуховой памяти;
тренировка зрительной памяти;
совершенствование воображения;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов,
классификация и поиск закономерностей).
2.Задания геометрического характера.
уникурсальные кривые; составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек;
построение фигур из конструктора
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
арифметический шифр; математический фокус;
арифметические лабиринты с воротами; математические ребусы;
магические квадраты 3*3;
4. Нестандартные задания логического характера-анаграмма;
комбинаторные задачи;
задачи с альтернативным условием.
5.Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
3 класс
1.Тренировка психических процессов.
развитие концентрации внимания;
тренировка внимания;
тренировка слуховой памяти;
тренировка зрительной памяти;
совершенствование воображения;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов,
классификация и поиск закономерностей).
2.Задания геометрического характера.
уникурсальные кривые; составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек;
построение фигур из конструктора
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
арифметический шифр; математический фокус;
арифметические лабиринты с воротами; математические ребусы;
магические квадраты 3*3;
4. Нестандартные задания логического характера-анаграмма;
комбинаторные задачи;
задачи с альтернативным условием.
5.Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
4 класс
Арифметические забавы
Логика в математике
Задачи с геометрическим содержанием
Фонетика и орфоэпия
Лексикология
Направление внеурочной деятельности: «Учение с увлечением»
Структура занятий:
оценку своего эмоционального состояния;
прогнозирование своей учебной самостоятельности;
упражнения, активизирующие мыслительные процессы, слуховое внимание;
выполнение заданий;
самооценку своих усилий, стараний;
контроль, проверку и оценку своей работы;
подведение итогов занятия, рефлексию;
коллективные дидактические игры.
Методы и техники для работы:
- практические действия под руководством педагога;
- упражнения с игровыми формами работы;
- коллективные игры;
- приёмы для осуществления прогностической и ретроспективной рефлексии;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- аудиовизуальные средства.
Формы работы:
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и психофизиологические особенности.
III Тематическое планирование занятий
1 класс
№ | ТЕМА | Формы проведения занятий | Кол-во часов |
п/п | |
1 | Первый раз в первый класс | Инсценирование | 1 |
2 | Работа над ошибками | Занятие - игра | 1 |
3 | Задания трёх поросят | Конструирование | 1 |
4 | Здравствуй, осень! | Экскурсия | 1 |
5 | Играем в «ромашку» | Занятие - игра | 1 |
6 | По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» | Игра – поиск, конструирование | 1 |
7 | Рисуем яблоньку | Инсценирование, рисование | 1 |
8 | Геометрический магазин | Конструирование из спичек, геометрических фигур. | 1 |
9 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | Конструирование, рисование | 1 |
10 | Хлеб-батюшка | Беседа | 1 |
11 | Шкатулка с сюрпризом | Игра «Устами младенца» | 1 |
12 | На грибной полянке | Рисование | 1 |
13 | В гостях у Знайки | Хоровое чтение | 1 |
14 | Читаем письма | Игра в лабиринты | 1 |
15 | Наряжаем ёлочку | Конструирование | 1 |
16 | «Прикольные» задания | Сочинялки | 1 |
17 | И снова «прикольные» задания | Упражнения на ориентацию | 1 |
18 | Домашние животные | Ребусы | 1 |
19 | Цепочка занимательных заданий | Занятие-игра | 1 |
20 | О звёздах | Рисование | 1 |
21 | Дорогою добра | Слушание | 1 |
22 | Быть здоровым | Практическое занятие | 1 |
23 | Незнайкин экзамен | Конструирование | 1 |
24 | Коллекция головоломок от Незнайки | Занятие - игра | 1 |
25 | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Рисование | 1 |
26 | Знаменитые малыши. Дюймовочка | Рисование | 1 |
27 | Букет для Русалочки | Кроссворды | 1 |
28 | Спичечное ассорти | Конструирование | 1 |
29 | Словесные забавы | Занимательные задания | 1 |
30 | «Говорящие» головоломки | Рисование | 1 |
31 | Ловим рыбку | Рисование | 1 |
32 | Рыбалка продолжается | Рисование | 1 |
33 | Загадалки Пернатые друзья | Обобщение | 1 |
| Итого | 33ч. |
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
п/п |
1 | Снова в школу | 1 |
2 | Как из рога изобилия | 1 |
3 | Кое-что о школе | 1 |
4 | Овощи с грядки | 1 |
5 | Курам на смех | 1 |
6 | Сказочный листопад | 1 |
7 | Развиваем воображение и фантазию | 1 |
8 | Морские обитатели | 1 |
9 | Бьём баклуши | 1 |
10 | Зоологическое ассорти | 1 |
11 | Клуб юных живописцев | 1 |
12 | Цветочная угадайка | 1 |
13 | Открываем долгий ящик | 1 |
14 | Звёздный дождь | 1 |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | 1 |
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | 1 |
17 | Засучив рукава | 1 |
18 | Сундучок занимательных заданий | 1 |
19 | Симметрия | 1 |
20 | Герои сказок в ребусах и загадках | 1 |
21 | Учимся быть честными | 1 |
22 | Учитесь властвовать собой» | 1 |
23 | Учимся управлять своими чувствами | 1 |
24 | Любопытные факты из жизни животных | 1 |
25 | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | 1 |
26 | Пятое колесо в телеге | 1 |
27 | Здравствуй, сказка! | 1 |
28 | О водных судах | 1 |
29 | Китайская грамота | 1 |
30 | По тропинкам математики | 1 |
31 | Сказки А. С. Пушкина | 1 |
32 | На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки | 1 |
33 | Самолётик Нескучалкин. На даче | 1 |
34 | Согласись или поспорь со мной Промежуточная аттестация | 1 |
| Итого | 34ч |
3Б,3В класс
№ | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов |
1 | Слово о Родине Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. | Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?» | 1 |
3 | В кругу семьи Умение преодолевать страх. Навыки безопасного поведения | Игры | 1 |
3 | Продолжаем разговор о семье Уроки городской безопасности. | Игры Загадалки | 1 |
4 | Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары. | Игры и задания на смекалку | 1 |
5 | Дело было в Лукоморье Почему случаются травмы? Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | Логические игры | 1 |
6 | В космическом пространстве «Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи | Просмотр видеофильма и его анализ | 1 |
7 | Старичок-боровичок Безопасность при любой погоде. | Беседа - размышление | 1 |
8 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка О вреде курения. | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | 1 |
9 | Кот в мешке Основные правила безопасного поведения около водоёма, на льду. | Ролевые игры | 1 |
10 | Поговорим о поведении. Умение плавать - основной фактор безопасности на воде. | Беседа о правильном поведении | 1 |
11 | Литературная угадай-ка Безопасность при занятиях водными видами спорта. | Литературные игры | 1 |
12 | Береги здоровье | Исследовательская работа | 1 |
13 | О воде Оказание первой помощи при утоплении. | Исследовательская работа | 1 |
14-15 | Спешим на помощь Кузе. | Интеллектуальные игры | 1 |
16 | Поэтическая карусель Как пешеходы и водители поделили улицу | Литературные игры | 1 |
17 | Арт-студия Виды автотранспорных средств | Ролевые игры | 1 |
18 | Зима в загадках Безопасность при любой погоде. | Игры и задания на смекалку | 1 |
19 | Подарки Деда Мороза Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | Занимательные игры | 1 |
20 | Что мы знаем о деревьях | Исследовательская работа | 1 |
21 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка | Занимательные задания | 1 |
22 | «Репка» на новый лад | Ролевые игры | 1 |
23 | Любопытные факты из жизни животных. Осторожно, бездомные собаки!» | Исследовательская работа | 1 |
24 | Школа искусств | КТД Создание коллективного коллажа | 1 |
25 | Спешим в школу искусств. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | Мини - проекты | 1 |
26 | Куклы в нашей жизни Особенности поведения с незнакомыми людьми | Мини - проекты | 1 |
27 | Золотой дождь | Занимательные задания и игры | 1 |
28 | Лента занимательных заданий Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | Занимательные задания и игры по сказкам | 1 |
29 | Промежуточная аттестация | | 1 |
30 | В царстве Лешего Безопасное поведение дома | Игры со словами | 1 |
31 | Геометрический калейдоскоп Как правильно переходить дорогу. | Математические игры | 1 |
32 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | Игры, викторины и задания на смекалку по сказкам А.С. Пушкина | 1 |
33 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны | Разнообразие игр на основе загадок | 1 |
34 | В поисках цветка папоротника | Интеллектуальные и логические игры | 1 |
| | Итого | 34ч. |
3А класс
№ | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов |
1 | Слово о Родине Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. | Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?» | 1 |
2-3 | В кругу семьи Умение преодолевать страх. Навыки безопасного поведения | Игры | 2 |
4-5 | Продолжаем разговор о семье Уроки городской безопасности. | Игры Загадалки | 2 |
6-7 | Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары. | Игры и задания на смекалку | 2 |
8-9 | Дело было в Лукоморье Почему случаются травмы? Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | Логические игры | 2 |
10-11 | В космическом пространстве «Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи | Просмотр видеофильмов и его анализ | 2 |
12 | Старичок-боровичок Безопасность при любой погоде. | Беседа - размышление | 1 |
13-14 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка О вреде курения. | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | 2 |
15-16 | Кот в мешке Основные правила безопасного поведения около водоёма, на льду. | Ролевые игры | 2 |
17 | Поговорим о поведении. Умение плавать - основной фактор безопасности на воде. | Беседа о правильном поведении | 1 |
18-19 | Литературная угадай-ка Безопасность при занятиях водными видами спорта. | Литературные игры | 2 |
20-21 | Береги здоровье | Исследовательская работа | 2 |
22-23 | О воде Оказание первой помощи при утоплении. | Исследовательская работа | 2 |
24-25 | Спешим на помощь Кузе. | Интеллектуальные игры | 2 |
26-27 | Поэтическая карусель Как пешеходы и водители поделили улицу | Литературные игры | 2 |
28-29 | Арт-студия Виды автотранспорных средств | Ролевые игры | 2 |
30-31 | Зима в загадках Безопасность при любой погоде. | Игры и задания на смекалку | 2 |
32-33 | Подарки Деда Мороза Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | Занимательные игры | 2 |
34-35 | Что мы знаем о деревьях | Исследовательская работа | 2 |
36-37 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка | Занимательные задания | 2 |
38-39 | «Репка» на новый лад | Ролевые игры | 2 |
40-41 | Любопытные факты из жизни животных. Осторожно, бездомные собаки!» | Исследовательская работа | 2 |
42 | Школа искусств | КТД Создание коллективного коллажа | 1 |
43-44 | Спешим в школу искусств. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | Мини - проекты | 2 |
45-46 | Куклы в нашей жизни Особенности поведения с незнакомыми людьми | Мини - проекты | 2 |
47-48 | Золотой дождь | Занимательные задания и игры | 2 |
50 | Лента занимательных заданий Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | Занимательные задания и игры по сказкам | 1 |
51-52 | В царстве Лешего Безопасное поведение дома | Игры со словами | 2 |
53-54 | Геометрический калейдоскоп Как правильно переходить дорогу. | Математические игры | 2 |
55-56 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | Игры, викторины и задания на смекалку по сказкам А.С. Пушкина | 2 |
57-58 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны | Разнообразие игр на основе загадок | 2 |
59-60 | В поисках цветка папоротника | Интеллектуальные и логические игры | 2 |
61 | Промежуточная аттестация | 1 |
62 | На войне как на войне Поездка за город. На загородной дороге. | Урок-соревнование в смекалке | 1 |
63-64 | В царстве смыслов много дорог. | Игры со словами | 2 |
65 | Об одном и том же - разными словами. | Беседа - размышление | 1 |
66-67 | Построение цепочки умозаключений. | Игры и задания на смекалку | 2 |
68 | Капитан и капуста. | Занимательные задания | 1 |
| | Итого | 68ч. |
4Б класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| Цифры у разных народов. | 1 |
| Арифметические головоломки. | 1 |
| Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. | 1 |
| Некоторые старинные задачи. | 1 |
| Задачи, связанные с величинами. | 1 |
| Математический лабиринт. | 1 |
| Решение логических задач табличным способом. | 1 |
| «Истина». «Ложь». Графические модели. | 1 |
| Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. | 1 |
| Знакомство с задачами на перевозки. | 1 |
| Задачи на перевозки. | 1 |
| Работа с математическими, вербальными и графическими моделями. | 1 |
| Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. | 1 |
| Решение логических задач исследовательским методом. | 1 |
| Выдвижение гипотез. | 1 |
| Наглядное представление текстовых данных. | 1 |
| Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез. | 1 |
| Построение цепочки умозаключений. | 1 |
| Задачи с геометрическим содержанием | 1 |
| Геометрические головоломки. | 1 |
| Зашифрованная переписка | 1 |
| Три способа прохождения лабиринта | 1 |
| Геометрическая викторина | 1 |
| Составление логических задач | 1 |
| Три способа прохождения лабиринта | 1 |
| Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
| Звучащая строка. | 1 |
| Имена вещей. | 1 |
| О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
| Многозначность слова. | 1 |
| Об одном и том же - разными словами. | 1 |
| Фразеологические обороты. | 1 |
| Капитан и капуста. | 1 |
| Промежуточная аттестация. | 1 |
| Итого: | 34 |
4А, 4В класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| Цифры у разных народов. | 1 |
| Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
| Арифметические головоломки. | 1 |
| Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания | 1 |
| Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. | 1 |
| Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
| Некоторые старинные задачи. | 1 |
| Тренировка слуховой памяти | 1 |
| Задачи, связанные с величинами. | 1 |
| Тренировка зрительной памяти. | 1 |
| Математический лабиринт. | 1 |
| Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
| Решение логических задач табличным способом. | 1 |
| Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
| «Истина». «Ложь». Графические модели. | 1 |
| Развитие концентрации внимания. | 1 |
| Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. | 1 |
| Тренировка внимания. | 1 |
| Знакомство с задачами на перевозки. | 1 |
| Тренировка слуховой памяти. | 1 |
| Задачи на перевозки. | 1 |
| Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
| Работа с математическими, вербальными и графическими моделями. | 1 |
| Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 |
| Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. | 1 |
| Развитие быстроты реакции. | 1 |
| Решение логических задач исследовательским методом. | 1 |
| Развитие концентрации внимания. | 1 |
| Выдвижение гипотез. | 1 |
| Тренировка внимания. | 1 |
| Наглядное представление текстовых данных. | 1 |
| Тренировка слуховой памяти. | 1 |
| Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез. | 1 |
| Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
| Построение цепочки умозаключений. | 1 |
| Совершенствование воображения. | 1 |
| Задачи с геометрическим содержанием. | 1 |
| Развитие быстроты реакции. | 1 |
| Геометрические головоломки. | 1 |
| Тренировка концентрации внимания. | 1 |
| Зашифрованная переписка. | 1 |
| Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 |
| Три способа прохождения лабиринта. | 1 |
| Тренировка внимания. | 1 |
| Геометрическая викторина. | 1 |
| Тренировка слуховой памяти. | 1 |
| Составление логических задач. | 1 |
| Тренировка зрительной памяти. | 1 |
| Три способа прохождения лабиринта. | 1 |
| Развитие логического мышления. | 1 |
| Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
| Развитие быстроты реакции, мышления. | 1 |
| Звучащая строка. | 1 |
| Совершенствование воображения. | 1 |
| Имена вещей. | 1 |
| Тренировка концентрации внимания. | 1 |
| О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
| Тренировка внимания. | 1 |
| Многозначность слова. | 1 |
| Тренировка слуховой памяти. | 1 |
| Об одном и том же - разными словами. | 1 |
| Тренировка зрительной памяти. | 1 |
| Фразеологические обороты. | 1 |
| Развитие логического мышления. | 1 |
| Капитан и капуста. | 1 |
| Совершенствование воображения. | 1 |
| Выпуск буклета «Мы – молодцы». | 1 |
| Выпуск буклета «Мы – молодцы». | 1 |
| Итого | 68 |