СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного занятия "Лыжная подготовка", для 7-х классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного занятия "Лыжная подготовка", для 7-х классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

Каменского района Алтайского края



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________________/_______________/


Протокол № _______________________ от «___» ______________20_______г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Лицей № 4»

________________________/_________________/


«____»_______________________20______г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Лицей № 4»

_______________________/А.А. Реттих/


Приказ № __________________________

от «___»___________20____г





Рабочая программа


Винтер Татьяны Анатольевны


учителя первой квалификационной категории


внеурочного занятия «Лыжная подготовка» для 7-х классов












2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Лыжная подготовка» разработана на основе: авторской программы - Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка: пособие для учителей и методистов /В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2014.

Лыжный спорт, один из основных и наиболее массовых видов спорта. По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Образовательная программа «Лыжная подготовка» имеет спортивно-оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий.

Лыжная подготовка имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества – выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности – в трудовой деятельности. Во время занятий лыжной подготовкой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются лыжной подготовки, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, лыжная подготовка имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).

Лыжные ходы требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.

Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение лыжной подготовкой.

Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:

Обучающие:

- формировать стойкий интерес к занятиям лыжной подготовкой;

- формировать специальные знания, умения и навыки.

Развивающие:

- развить физические способности;

- раскрыть потенциал каждого ребенка;

- развить морально-волевые качества;

- развить внимание, мышление.

Воспитательные:

- воспитать нравственные, эстетические и личностные качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность, культуру поведения, уважение к людям, взаимопонимание и бесконфликтность в общении.

Актуальность занятий лыжной подготовкой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально-волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. Также особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 35 недель. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области лыжной подготовки. Данная программа создает условия для развития и подъема массовости.

Педагогической целесообразностью создания программы можно считать, что программа по лыжной подготовке является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях лыжной подготовкой.


Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей: программа составлена для учащихся 7 классов (возраст учащихся – 13-14 лет).

В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей № 4» внеурочная деятельность «Лыжная подготовка» рассчитана: для 7-х классов на 35 недель, 1 час в неделю.

Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

- образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

- образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу раздела по лыжной подготовке, подвижных игр, спортивных игр;

- образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.

Основными формами подведения итогов программы являются:

- тестирование;

- умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.

- знание основ техники лыжных ходов, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:

- способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по лыжной подготовке.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

-вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

-итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Основными показателями выполнения программных требований являются:

- выполнение контрольных нормативов;

- овладение теоретическими знаниями;

- знание и выполнение правил соревнований по лыжному спорту;

-способность применять основные приёмы самоконтроля;

- знание правил поведения на лыжне.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

- оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

- умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

- формирование знаний о лыжном спорте и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

- стремление индивида вовлечь в занятия лыжной подготовкой  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).


Планируемые результаты уровня подготовленности учащихся:

В результате изучения раздела «Лыжная подготовка» курса учащиеся должны

характеризовать:

- значение лыжного спорта в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- прикладное значение лыжных ходов;

- правила безопасного поведения во время занятий лыжной подготовкой;

- названия разучиваемых лыжных ходов;

- технику выполнения предусмотренных учебной программой;

- типичные ошибки при выполнении упражнений;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты.

уметь:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лыжной подготовкой;

- технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой контрольные упражнения (двигательные тесты);

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по лыжной подготовке;

- выполнять обязанности судей.


Содержание курса внеурочной деятельности

Теоретическая подготовка

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.

Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учеб­но-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжны­ми палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыж­ного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных по­годных условиях

3. Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений па мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Зна­чение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.

4Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортив­ных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при перед­вижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила пове­дения на соревнованиях.


Практическая подготовка

1.Общая физическая подготовка.

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2. Специальная физическая подготовка.

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, пре­имущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

3. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов тех­ники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обуче­ние технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стой­ках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основ­ными элементами конькового хода. Совершенствование передвижения коньковым ходом.

4. Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготов­ленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в соревнованиях различного рода по лыжным гонкам.


Ожидаемые результаты и диагностика результативности образовательного процесса (средства контроля).

Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью учащихся. В практических и научных работах отечественных и зарубежных исследованиях по лыжному спорту можно встретить большое количество разнообразных контрольных испытаний и тестов по определению уровня тренированности. С помощью этих тестов определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития  технических и тактических навыков. В течение тренировочного года такие испытания проводятся 2-3 раза. Форма организации учебных занятий – внеурочные занятия, соревнования, спортивные игры.











Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Лыжная подготовка» для 7-х классов


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Ресурсное

обеспечение

план

факт

1

Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Общая физическая подготовка.

1

05.09.2019


Беседа, свисток, спортивный инвентарь

2

Контрольные упражнения. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

1

12.09.2019


Спортивный инвентарь

3

Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости.

1

19.09.2019


Спортивный инвентарь

4

Специально физическая подготовка. Кросс. Игры.

1

26.09.2019


Мячи

5

Общая физическая подготовка. Кросс.

1

03.10.2019


Свисток, секундамер

6

Специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка.

1

10.10.2019


Спортивный инвентарь

7

Бег в равномерном темпе. Бег 1000м. ОРУ. Имитация лыжных ходов.

1

17.10.2019


Спортивный инвентарь, лыжные палки.

8

Бег 15 мин. Спортивная игра «Лапта». ОРУ. Специальные беговые упражнения.

1

24.10.2020


Спортивный инвентарь

9

Имитация лыжных ходов. Спортивные игры

1

07.11.2020


Спортивный инвентарь

10

Развитие координационных способностей. Спортивные игры.

1

14.11.2020


Спортивный инвентарь

11

Работа рук, ног, имитация. Учебная игра «Баскетбол», «Футбол».

1

21.11.2019


Спортивный инвентарь

12

Попеременный двухшажный ход. Схема движения. Стойка лыжника. ОФП.

1

28.11.2019


Лыжный инвентарь

13

Коньковый ход. Схема движения. Развитие выносливости.

1

05.12.2019


Лыжный инвентарь

14

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочным занятии. Техника классических ходов.

1

12.12.2019


Лыжный инвентарь

15

Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Повороты на месте переступанием. Техника классических ходов.

1

19.12.2019


Лыжный инвентарь

16

Попеременный двухшажный ход, согласование движений рук и ног. Передвижение 200-300м без палок. Развитие выносливости

1

26.12.2019


Лыжный инвентарь

17

Передвижение по учебной лыжне попеременным двухшажным ходом. Преодоление спусков, подъемов. Беседа «История лыжного спорта».

1

16.01.2020


Лыжный инвентарь

18

Передвижение попеременным двухшажным ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в осн. стойке. Развитие выносливости. Беседа «Лыжные мази»

1

23.01.2020


Лыжный инвентарь

19

Преодоление подъёма ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке. Беседа «Лыжный инвентарь».

1

30.01.2020


Лыжный инвентарь

20

Прохождение дистанции 3000м попеременным двухшажным ходом в умеренном темпе. Беседа «Самоконтроль»

1

06.02.2020


Лыжный инвентарь

21

Обучение общей схеме передвижений коньковым ходом. Передвижение двухшажным ходом 3500м. Беседа «Одежда лыжника»

1

13.02.2020


Лыжный инвентарь

22

Контрольная гонка. Дистанция 2000-3000м. Подъём «полуёлочкой», «лесенкой»; спуски в основной стойке.

1

20.02.2020


Лыжный инвентарь

23

Коньковый ход без палок. Дистанция 3000м. Эстафета.

1

27.02.2020


Лыжный инвентарь

24

Основные классические способы передвижения на равнине, крутых подъёмах, спусках. Дистанция 3000м.

1

05.03.2020


Лыжный инвентарь

25

Спуск в высокой стойке. Подъём «ёлочкой». Дистанция 3000-4000м.

1

12.03.2020


Лыжный инвентарь

26

Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости. Дистанция 3000-4000м.

1

19.03.2020


Лыжный инвентарь

27

Равномерное передвижение до 5 км.

1

02.04.2020


Лыжный инвентарь

28

Общая физическая подготовка. Техническая подготовка. Дистанция 3000м. Игры.

1

09.04.2020


Лыжный инвентарь

29

Контрольные соревнования. Техника спуска и подъёма. Коньковый ход. Дистанция 3000м.

1

16.04.2020


Лыжный инвентарь

30

Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Перестрелка».

1

23.04.2020


Спортивный инвентарь

31

Развитие координационных способностей. Беседа «Популярность лыжных гонок в России».

1

30.04.2020


Спортивный инвентарь

32

Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Спортивные игры.

1

07.05.2020


Спортивный инвентарь

33

Развитие скоростных качеств. Бег 1000м. Игра.

1

14.05.2020


Спортивный инвентарь

34

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности «общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей».

1

21.05.2020


Спортивный инвентарь

35

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка.

1

28.05.2020


Спортивный инвентарь










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!