ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Данная модифицированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Светлячок» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», и реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления развития личности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития гибкости, подвижности суставов, скоростно-силовых качеств, а также памяти, внимания, воображения, чувства ритма, но учитывая быструю утомляемость младших школьников, занятия детей в группах определены временными рамками. Продолжительность занятий составляет 40 минут.
Запись в танцевальную студию ведется по желанию и усмотрению родителей обучающихся. Начать заниматься в кружке может любой ребенок 1 класса без хореографической подготовки. Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главным педагогическим принципом является воспитание и развитие личности в коллективе.
Занятия в кружке направлены на общее развитие школьников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции.
Рабочая программа рассчитана на 1 год систематических занятий для детей от 7 до 9 лет. Занятия проводятся два раза в неделю, общее количество часов в год – 66.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Задачи
Обучающие:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Развивающие:
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
• объяснение методики исполнения движения.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый уровень результатов:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-развитие творческой активности.
Второй уровень результатов:
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином государственном пространстве;
- понимание и ответственность за правильное исполнение своих функций в коллективе;
-укрепление связи между семьей и школой.
Третий уровень результатов:
-организация отдыха и досуга с использованием танцевальных элементов;
-организация и проведение со сверстниками подвижных игр;
- уметь воспроизводить под знакомую и незнакомую музыку освоенные на занятиях движения.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Цель: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:
чувство музыкального ритма (способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами). Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
эмоциональная отзывчивость (выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции).
танцевальное творчество (способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные движения).
Комплексная оценка:
1 - 1,7 низкий уровень.
1,8 – 2, 5 средний уровень.
2,6 – 3 высокий уровень.
Чувство музыкального ритма. |
Начало года | Конец года |
Хлопки под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку. 2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – Хлопает под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может хлопать под музыку. | Выделить хлопками сильные доли в музыке. 3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке. 2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить сильные доли в музыке. |
Смена движений со сменой частей музыки. 3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки. 2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями. 1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога. 0 баллов – не слышит части музыки. | Прохлопать ритмический рисунок под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку. 2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – Хлопает под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может хлопать под музыку. |
| При помощи движений выделить смену частей музыки. 3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки. 2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями. 1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога. 0 баллов – не слышит части музыки. |
Эмоциональная отзывчивость. |
Начало года | Конец года |
Упражнение «О чем рассказывает музыка». 3 балла – выразительно передает заданные образы. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданные образы. | Упражнение «Листок». 3 балла – выразительно передает заданный образ. 2 балла – не очень выразительно передает заданный образ. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ. |
Упражнение «Птичий двор». 3 балла – выразительно передает заданный образ. 2 балла – не очень выразительно передает заданный образ. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ. | Упражнение «В гостях у сказки». 3 балла – выразительно передает заданные образы. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданные образы. |
Танцевальное творчество. |
Начало года. | Конец года. |
Повторить за педагогом танцевальные движения. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальные движения. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальные движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет танцевальные движения, допуская значительные неточности. 0 баллов – не может выполнить танцевальные движения. | Исполнить танцевальную комбинацию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога. 0 баллов – не может выполнить танцевальную комбинацию. |
| Выбрать движения согласно музыкальному материалу. 3 балла – правильно выбирает движения. 2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – выбирает движения при помощи педагога. 0 баллов – не может выбрать движения. |
| Придумать танцевальную комбинацию на заданную музыку. 3 балла – легко придумывает комбинацию, не путает стили музыки. 2 балла – придумывает комбинацию, но иногда требуется подсказка педагога. 1 балл – затрудняется в придумывании танцевальной комбинации. 0 баллов – не может придумать комбинацию. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Вид деятельности | УУД |
1 | 1 | Вводное занятие | Инструктаж по ТБ | Развитие памяти |
2 | 8 | Азбука танцевальных движений | Разучивание исходных позиций хореографии №1, №2, №3 | Развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка |
3 | 6 | Русские народные танцы. Их место в культуре России. | Разучивание элементов народно-сценического танца | Умение исполнять притопы и элементы «веревочка», «ковырялочка» |
4 | 4 | Детские танцы | Разучивание танца «Губки бантиком» | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
5 | 3 | Детские танцы | Упражнение с осенними листьями | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
6 | 2 | Подготовка к празднику мам и новогоднему празднику | Хоровод | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
7 | 7 | Азбука танцевальных движений | Разучивание танца «Мишка с куклой», Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса. Игра «Елочка любимая» | Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка. |
8 | 3 | Азбука танцевальных движений | Танец-инсценировка «У оленя дом большой» | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
9 | 4 | Азбука танцевальных движений | История развития танцев | Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка. Умение исполнять дробь и элемент «ёлочка» |
10 | 5 | Подготовка к празднику 8 марта и 23 февраля | Подготовка к 23 февраля. «Наша Армия» - музыкально-ритмическая композиция | Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка |
11 | 8 | Азбука танцевальных движений | Разучивание движений хореографии. | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
12 | 8 | Азбука танцевальных движений | Танец с зонтиками. | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
13 | 6 | Азбука танцевальных движений | Закрепление изученных движений | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
14 | 1 | Итоговое занятие | Проведение мониторинга | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения |
Эффективной формой работы с детьми является игра, которая имеет несколько значений:
1) знакомство с фольклором (старинные игры),
2) усвоение элементов народно-сценического танца (танец сопровождает игру),
3) приобщение к коллективной деятельности,
4) развитие музыкальных способностей,
5) снятие напряжения после тренировочных упражнений.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
- теоретические занятия (беседы, изучение истории развития и появления танцев, викторины, чтение литературы),
- практические занятия по хореографии и танцам.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Вид деятельности |
по плану | по факту |
-
| 03.09 | | Вводное занятие | Инструктаж по ТБ |
-
| 09.09 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №1 |
-
| 10.09 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №1 |
-
| 16.09 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №2 |
-
| 17.09 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №2 |
-
| 23.09 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №3 |
-
| 24.09 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №3 |
-
| 30.09 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №1, №2, №3 |
-
| 01.10 | | Азбука танцевальных движений. | Разучивание исходных позиций хореографии №1, №2, №3 |
-
| 07.10 | | Русские народные танцы. Их место в культуре России. | Разучивание элементов народно-сценического танца |
-
| 08.10 | | Русские народные танцы. Их место в культуре России. | Разучивание элементов народно-сценического танца |
-
| 14.10 | | Движение «ковырялочка» | Разучивание движения «ковырялочка» |
-
| 15.10 | | Движение «ковырялочка» с усложнением | Разучивание движения «ковырялочка» с усложнением |
-
| 21.10 | | Подскоки | Разучивание движений |
-
| 28.10 | | Детские танцы. Танец «Антошка» | Разучивание танца |
-
| 11.11 | | Детские танцы. Танец «Антошка» | Разучивание танца |
-
| 18.11 | | Упражнение с осенними листьями | Разучивание танца |
-
| 25.11 | | Упражнение с осенними листьями | Разучивание танца |
-
| 02.12 | | Хоровод | Разучивание танца |
-
| 09.12 | | Танец «Мишка с куклой». | Разучивание танца |
-
| 16.12 | | Танец «Мишка с куклой». | Разучивание шага с притопом |
-
| 23.12 | | Игра «Елочка любимая» | Подготовка к новогоднему празднику. |
-
| 13.01 | | Танец «Веселое настроение» | Разучивание танца |
-
| 14.01 | | Танец «Веселое настроение» | Разучивание танца |
-
| 20.01 | | Танец «Веселое настроение» | Разучивание танца |
-
| 21.01 | | История развития танцев | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 27.01 | | История развития танцев | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 28.01 | | История развития танцев | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 03.02 | | История развития танцев | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 04.02 | | История развития танцев | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 10.02 | | Подготовка к 23 февраля. «Наша Армия» -музыкально-ритмическая композиция | Разучивание танца |
-
| 11.02 | | Подготовка к 23 февраля. «Наша Армия» -музыкально-ритмическая композиция | Разучивание танца |
-
| 17.02 | | Наша Армия» -музыкально-ритмическая композиция | Разучивание танца |
-
| 18.02 | | Наша Армия» -музыкально-ритмическая композиция | Разучивание танца |
-
| 24.02 | | Азбука танцевальных движений. Шаг с притопом | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 25.02 | | Азбука танцевальных движений. Шаг с притопом | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 03.03 | | Русский хоровод «Во поле берёза стояла» | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 04.03 | | Русский хоровод «Во поле берёза стояла» | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 10.03 | | Азбука танцевальных движений. Приставной шаг | Разучивание танца |
-
| 11.03 | | Азбука танцевальных движений. Приставной шаг | Разучивание танца |
-
| 17.03 | | Азбука танцевальных движений. Приставной шаг | Разучивание танца |
-
| 18.03 | | Выступление | Выступление |
-
| 01.04 | | Танец с зонтиками. | Разучивание танца |
-
| 07.04 | | Танец с зонтиками. | Разучивание танца |
-
| 08.04 | | Танец с зонтиками. | Разучивание движений |
-
| 14.04 | | Танец с зонтиками. | Разучивание движений |
-
| 15.04 | | Танец с зонтиками. | Разучивание движений |
-
| 21.04 | | Танец с зонтиками. | Закрепление движений |
-
| 22.04 | | Азбука танцевальных движений. | Закрепление движений |
-
| 28.04 | | Выступление | Выступление |
-
| 29.04 | | Азбука танцевальных движений. Дробный шаг в разных вариантах | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 05.05 | | Азбука танцевальных движений. Дробный шаг в разных вариантах | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 06.05 | | Азбука танцевальных движений. Дробный шаг в разных вариантах | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 12.05 | | Азбука танцевальных движений. Закрепление изученных движений | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 13.05 | | Азбука танцевальных движений. Закрепление изученных движений | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 19.05 | | Азбука танцевальных движений. Закрепление изученных движений | Упражнения на развитие тела, укрепление мышц ног, рук, спины, пресса |
-
| 20.05 | | Итоговое занятие | Проведение мониторинга |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Успешной реализации программы способствуют различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д., необходимы следующие средства обучения:
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
Баранова О.Г., Зимина Т.А. и др. Русский праздник. – Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство – СПб, 2001.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010.
Зацепина К. и др. Народно – сценический танец – М.: Искусство, 2003.
Пшеницина Н.А. Времена года (песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в нач. школе) – М.: Владос, 2001.
З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 2010. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Для обучающихся:
Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 2000.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.