СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Край,в котором я живу"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»




Край,в котором я живу





Пояснительная записка
Нормативно – правовой базой для реализации Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

Законы
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Конвенция о правах ребенка.


Приказы Министерства образования и науки РФ
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений”.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 3 73».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанния
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-Устав муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ Степано-Савченская ООШ»


В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, граж­данина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — по­знания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемствен­ность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим со­бытиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание пат­риотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастно­сти ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия на­рода будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их ре­шение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории сво­ей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем ре­гионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ростовской области
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается: 
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику; 
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника; 
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников..)



Отличительная особенность данной программы 

· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут: 
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы: 
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины; 
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов; 
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.



Место предмета в базисном учебном плане.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья; 
· Природа родного края; 
· Мой поселок; 
· Край, в котором я живу.


Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.

Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.


Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов. 

На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия. 

Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний. 

В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить. 
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. 
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.

Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Шаг в будущее»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.

Тематическое планирование.

Название блоков

Количество часов

Всего

Теория

Практика


Введение

1

1

_

1. 

Я и моя семья


5

14

2.

Природа родного края

40

12

36

3.

Мой поселок

4

2

2

4.

Край, в котором я живу

4

2

4



Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: 
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; 
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхож­дения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её ис­тории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понима­нии особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ростовской области.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов хутора.Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ростовской области.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение хутора, время образования, геральдика. Улицы хутора. Памятники и исторические здания.
4.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о Ростовской области, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о Ростовской области как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта. Интерьер жилища. Традиционные занятия 


Тематическое планирование для 1 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Примечание

1

Введение.
Край, где я живу

1 ч.

Цели и задачи курса.


5.09

2

Что такое семья? 

1 ч.

Понятие «семья».

Викторина

12.09

3

Дружная семья

1 ч.

Народы, населяющие территорию Ростовской области

Кроссворд

19.09

4

«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
Проект.

1 ч.

Что такое имя?
Разнообразие и значение наших имен.

Сообщение «Происхождение моего имени»

26.09

5

Моя фамилия.

1 ч.

Корни фамилии.

Конкурс рисунков «Моя семья»

3.10

6

Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». 

1 ч.


Составление генеалогического древа семьи

10.10

7

Многообразие растительного мира области.

1 ч.



Животный и растительный мир .


17.10

8

Многообразие растительного мира Ростовской области

1 ч.

Создание газеты «Животный мир Ростовской области

24.10

9

Сезонные изменения в природе

1 ч.

Путешествие в зимний лес

Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы»

31.10

10

Животный и растительный мир Ростовской области

1 ч.

Игровая программа


14.11

11

Красная книг
Проект.

1 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга »

21.11

12

Травы Ростовской области

1 ч.

Разнообразие трав.

Создание альбома лекарственных трав

28.11

13

Зеленая аптека

1 ч.

Лекарственные травы.

Проект «Зеленая аптека »

5.12

14

Посещение краеведческого музея

1 ч.


Сочинение — отчет

12.12

15

Начало пути…

1 ч.

История школы

Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»

19.12

16

Мой хутор

1 ч.

Основные вехи развития хутора История появления

Творческий отчет «Что мы знаем о хуторе?»

26.12

17

Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны

1 ч.


Создание «Аллеи славы»

Проект «Ими гордится хутор»16.01

18

Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне

1 ч.


Сочинение – отчет «Герои живут рядом»

23.01

19

Край, в котором я живу.
Проект

1 ч.


Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»

30.01

20

Герб, флаг Ростовской области

1 ч.

Знакомство с символами Ростовской области

кроссворд

6.02

21

«Здравствуй, край родной и милый…» Литературный вечер

1 ч.


Литературный вечер

13.02

22

Сказки Тихого Дона – кладец мудрости.

2 ч.

Особенности сказки. Чему учат сказки Тихого Дона .

Чтение и обсуждение сказок.

27.02

23

Загадки

1 ч.

Особенности загадок

Конкурс знатоков

6.03

24

Пословицы и поговорки как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
Проект.

2 ч.

Особенности пословиц и поговорок , непосредственная связь с природой, нравственное начало.

Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество »

13.03

25

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

1 ч.



Медвежий праздник. Вороний праздник


Сюжетно-ролевая игра

20.03

26

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

1 ч.

3.04

27

Быт казаков.

1 ч.

Основные занятия . Игры.

Кроссворд, ребусы

10.04

28

Одежда казаков
Проект.

2 ч.

Как одеваются казаки.

Конкурс рисунков

17.04

29

Наш лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

Создание газеты

24.04

30

Что дает нам лес

1 ч.


Игровая программа

8.05

31-32

Обобщающий урок.

1 ч.


Игровая программа

15.05- 22.05

Итого: 33 часа 


К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев донских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.



Тематическое планирование для 2 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Дата

1

Мой дом

1 ч.

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, хутор – её часть.

Конкурс рисунков


2

«Край, в котором мы живем» 

1 ч.

Географическое расположение, климатические особенности

викторина


3

Мир природы «хвойные и лиственные деревья»

1 ч.

деревья

Кроссворд


4

«Хозяева тайги»
Проект.

1 ч.

Символы, образы края

Сообщение «о символике края»


5

Растительный мир Ростовской области, хутора

1 ч.

Особенности растительного мира хутора

Экскурсия по экологической тропе 


6

Экскурсия в краеведческий музей

1 ч.

Рассказ сотрудников музея о жизни и быте

Составление генеалогического древа семьи


7

Место на карте

1 ч.

Расположение и значение хутора

Работа с картой России, (местоположение области)


8

День хутора
проект

1 ч.

Важные даты в истории развития хутора

Составление календаря знаменательных событий


9

Иллюстрация гербов городов области

1 ч.

Гербы и символы

Изготовление с детьми и родителями гербов городов области


10

«Символика Ростовской области»

1 ч.

Символы области

Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего хутора»


11

Социальный мир хутора

1 ч.

Жители хутора

Игра «Поиграем в экономику»


12

Люди различных национальностей нашего поселка

1 ч.

Жители хутора поселка

Выставка «национальный костюм»


13

Лица хутора

1 ч.

Люди, оказавшие большое значение для хутора

Встреча с интересными людьми


14

«Все профессии важны, все профессии нужны».
Проект.

1 ч.

Профессии хутора поселка

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»


15

Природный мир «Земля-главное богатство»

1 ч.

Значение земли для жизни

викторина


16

Искусство в жизни хутора

1 ч.

Развитие традиций искусства

Встреча с людьми искусства


17

Что читают хуторяне

1 ч.

Сельская библиотека

Экскурсия в библиотеку

Начало проекта «Я и мой хутор»

18

«Конкурс знатоков родного края»

1 ч.

История, важные даты и вехи хутора

Игра 


19



Имя в истории.
Проект

1 ч.



История появления названий улиц

кроссворд


20

1 ч.

Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»


21



«Я и мой хутор »

1ч.



Защита ученических проектов



Проект «Каким я вижу хутор»


22

1 ч.


23

Как это было…

1 ч.

Наш хутор в годы войны

Сочинение «Мой прадедушка герой»


24

Мы – помним!

1 ч.

История появления памятника погибшим

Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ»


25

Начало пути…

1 ч.

История образования хутора

Создание газеты о школе

э

26

Школьная жизнь

1ч .

Традиции нашей школы

экскурсия


27

Я – ученик моей школы.
Проект

1 ч.

Достижения школы, значение её в жизни учащихся

Личное портфолио


28

Природа хутора весной

1 ч.

Погодные условия

Календарь погоды хутора


29

«Лекарственные растения нашего хутора »



2ч.

Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего хутора

Оформление пособия «Лекарственные растения нашего хутора»


30


31

Хутор в любое время года

1 ч.

Природа хутора во все времена года

Создание буклета


32

Мой хутор

1 ч.


Конкурс рисунков «Мой хутор родной»


33-34

«Знай и люби свою малую Родину»

1 ч.

Итоговое занятие по всем разделам

Конкурс знатоков


+ 1 ч. Резервного времени
Итого: 34ч.



По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, области;
· Основные традиции школы;
· Различать символику Ростовской области;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах хутора;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.























Тематическое планирование для 3 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Датае

1

Милютинский район

1 ч.

История создания района


5.09

2

Точка на карте

1 ч.

Месторасположение на карте Ростовской области Милютинского района

Работа с картой

12.09

3

Вехи истории.
проект

1 ч.

Основные даты развития Милютинского района

Газета «Дата – событие»

19.09

4

Символика Милютинский района

1 ч.

Основные символы и гербы поселений Милютинского района

Создание герба района

26.09

5

Климат 

1 ч.

Климатические условия Милютинский района

Создание календаря наблюдений за погодой

3.10

6



Экскурсия в природу



2 ч.

Растительный мир Милютинского района

Составление альманаха «Знаменитые растения Милютинского района»

10.10

7

17.10

8

Звери, обитающие на территории нашего района



2 ч.

Животный мир района

кроссворд

24.10

9

викторина

31.10

10

Рыбное богатство



2 ч.

Охрана рыбных богатств

Создание газеты «Рыбное разнообразие Милютинского района»

14.11

11

21.11

12

Охраняемые виды живого

1 ч.

Растения, животные Милютинского района, занесенные в Красную книгу

Составление отчета

28.11

13

Заповедные места

1 ч.

заповедник

кроссворд

5.12

14

Национальное разнообразие

1 ч.

Многообразие национальностей, проживающих на территории Милютинского района

викторина

12.12

15

Коренные народы Милютинского района.
проект

1 ч.

Быт коренных народов на территории Милютинского района

Сообщения учащихся

19.12

16

Нефть – наше богатство

1 ч.

Значение открытия нефти для развития района

викторина

26.12

17

Все профессии района

1 ч.

Профессии работников Милютинскогорайона

Сочинение «Кем работают мои родители?»

16.01

18



Предприятия района



2 ч.

Основные предприятия Милютинского района



Конкурс рисунков

23.01

19

30.01

20

Что дает наш район области?

1 ч.

Значение Милютинского района

Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району»

6.02

21

Богатство талантов

1ч.

Писатели, художники родного района

Конкурс 

13.02

22



Они создали историю…



2 ч.

Вклад различных людей в историю района

Встреча со знаменитыми людьми района

20.02

23

27.02

24

«Эхо войны»

1 ч.

Милютинский район в годы войны

Создание газеты «Аллея славы»

6.03

25

Памятники Милютинского района

1 ч.

Основные памятники Милютинского района, павшим воинам

Посещение мемориала

13.03

26

Начало пути…

1 .

История появления образования на территории Милютинского района

Буклет школы «Школы Милютинского района»

20.03

27



Святые места…
Проект



1 ч.

История появления святых мест на территории района

Создание макета.

3.04

28

10.04

29

Милютинский район весной



1 ч.


Экскурсия по тропе природы

17.04

30

Памятные места Милютинского района

1 ч.

Памятники, административные места, хранящие историю Милютинского района

Календарь памятных мест

24.04

31

Мой дом в Милютинском районе

1 ч.


Составление карты поселок на территории Милютинского района

8.05

32

Обобщение

1 ч.


Конкурс знатоков Милютинского района

15.05

33

+ 1 ч. Резерв.
Итого: 34 часа




22.05



По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории района;
· Различать символику Милютинский района;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.








Тематическое планирование для 4 класса 

п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Примечание

1

Мой дом — Ростовская область

1 ч.

Расположение описание

Нахождение на карте России Ростовской области,

5.09

2

Мой адрес - Ростовская область

1 ч.

Значение округа для страны

Сочинение « Каким я вижу наш область, в будущем»

12.09

3

Облик родной земли



2 ч.

Описание родного края в различных произведениях

Собрание самых красочных произведений о крае.

19.09

4

Творческий отчет

26.09

5

Река Дон– многогранная и незабываемая

1 ч.

Река Дон. Протяженность основные притоки.

Конкурс рисунков

3.10

6

Река кормилица.
Проект



2 ч.

Основное «население» Дона

Составление буклеты

10.10

7

17.10

8

Приглашаем в путешествие по реке

1 ч.

Стихи и проза о Доне. Мифы и легенды

Сочинение «Батюшка Дон»

24.10

9

Мой дом на карте России

1 ч.

История заселения

Сообщения о первооткрывателях

31.10

10

Приключение двуглавого орла

1 ч.

История появления государственного герба

Конкурс рисунков

13.11

11

Символ родной земли

1 ч.

Гимн и флаг


20.11

12

Геральдика Ростовской области

1 ч.

Наука геральдика. Гербы городов Ростовской области . История их появления

Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»

27.11

13

« В некотором царстве в некотором государстве…».
Проект 


3 ч.



. Умные сказки. Небылицы

Конкурс иллюстраций сказкам.
Составление книжки собственных сказок.

5.12

14

12.12

15

19.12

16

Народная мудрость Ростовской области



2 ч.

Быт и традиции. Основные занятия.

Творческая работа по созданию орудия быта

26.12

17

16.01

18

Пословицы и поговорки народов Ростовской области

1 ч.

Пословицы

Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.

23.01

19

Загадки народов Ростовской области

1 ч.

Загадки коренных народов 

Конкурс на самую лучшую загадку.

30.01

20

Фольклорные праздник Ивана Купалы


2 ч.

праздник Ивана Купалы


Сюжетно – ролевые игры.

6.02

21

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

Вороний праздник

13.02

22

Игры народов Ростовской области
Проект 



2 ч.



Разнообразие хантыйских игр

Составление игр для других классов

20.02

23

Конкурс на считалку для проведения игры

27.02

24

Лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

Создание газеты

6.03

25

Многообразие растительного мира Ростовской области

1 ч.



Животный и растительный мир Ростовской области


13.03

26

Многообразие животного мира праздник Ивана Купалы

1 ч.

Создание газеты «Живой мир Ростовской области

20.03

27

Животный и растительный мир Ростовской области

1 ч.


Игровая программа

3..04

28

Красная книга Ростовской области
Проект.

1 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга Ростовской области

10.04

29

Мой дом.

1 ч.

История малой Родины

сочинение

17.04

30

Моя Семья

1 ч.


Генеалогическое древо семьи

24.04

31

Обобщение

1 ч.


Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов.

7.05

32

+ 2 ч. Резерв
Итого: 33 ч.




14.05

21.05


По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории хутора, района, области;
· Различать символику Милютинского района, Ростовской области;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов .
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.






Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

Вид

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1.

Входящий

Проверка начальных знаний о родном крае, городе.

Беседа

2.

Текущий

Усвоение темы «Я и моя семья»

Устный рассказ, рисунок 

3.

Текущий

Усвоение темы «Природа родного края»

Иллюстрированный тест
«Природа родного края»

4.

текущий

Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу»

Проект

5.

Итоговый

Усвоение программы за год

Итоговый тест

Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).





Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г





Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: 
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; 
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экску рсовода, навыки работы в школьном музее

































Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной

МБОУ Степано-Савченской ООШ работе

от___________2017 г №______ ----------------Коношко О.В.

______________Ефименко Л.Г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!