Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»
1.Планируемые результаты обучения
Личностные результаты. Достигаются в рамках, включенных в программу когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов.
В рамках когнитивного компонента формируются знания о причинах и следствиях конструктивных и деструктивных отношений и поведения,
морально-нравственные нормы и ценности в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья.
В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами в рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог(общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями.
Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение.
Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения.
2. СОДЕРЖАНИЕ
№ | Разделы/ Темы | Форма органицации | Виды деятельности |
1. | Система жизненных ценностей человека Тема 1. Искусство быть счастливым Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека. Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности. | Беседа обсуждение работа в группах. | Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья. Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желания-мечты-цели-планы. Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора.Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора в любой ситуации. Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья. |
2. | Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец. Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.Тема 8. Женственность. Женщина, жена, мать. | Беседа обсуждение работа в группах. | Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии, поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье. Основные понятия: Мужчина, муж отец. Отцовство. Мужественность и ответственность. Мужественность и сила. Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье. Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность, эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье. Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность. Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание. |
3. | Культура взаимоотношений Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Тема 13. Любовь и влюбленность .Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. | Беседа обсуждение работа в группах. | Основные понятия: Мир человеческих отношений. Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребность-способность-решимость. Готовность к созидательным отношениям. Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта. Бесконфликтное общение, конструктивность. Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья. . Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни. Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье. Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми. Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации, постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие счастья, успеха и благополучия. Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации. Принципы этикета. Семейный этикет. |
4. | Семейные ценности . Тема 16. Сила рода. Тема 17. Дети и родители. Тема 18. Семейные традиции. Тема 19. Энергоэкономика семьи. Тема 20. Ценность семьи. | Беседа обсуждение работа в группах. | Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание.Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека. Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс. Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи. Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций. Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного благополучия. |
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол. часов | Примечание |
Раздел I. Система жизненных ценностей человека Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям |
1 | Искусство быть счастливым. Интерактивная беседа. | 1 | |
2 | Потребности, желания, цели в жизни человека. Интерактивная беседа с элементами игры. | 1 | |
3 | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум | 1 | |
4 | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум | 1 | |
5 | Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум. | 1 | |
Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. Самоидентичность. |
6 | Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Интерактивная беседа. | 1 | |
7 | Мужественность. Мужчина, муж, отец. Интерактивная беседа | 1 | |
8 | Мужественность. Мужчина, муж, отец. Интерактивная беседа | 1 | |
9 | Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 1 | |
10 | Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства. Исследования, проекты, презентация проектов | 1 | |
11 | Женственность. Женщина, жена, мать. Интерактивная беседа | 1 | |
12 | Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 1 | |
13 | Образ истинной женщины, жены, матери в литературе и литературе и произведениях искусства и в современности. Исследования, проекты, презентация проектов. | 1 | |
14 | Ответственное родительство. Интерактивная беседа. | 1 | |
15 | Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности. Конференция. Работа в группах. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери». | 1 | |
Раздел III. Культура взаимоотношений. Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом. |
16 | Человек в мире межличностных отношений. | 1 | |
17 | Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование | 1 | |
18 | Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум | 1 | |
19 | Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Интерактивная беседа | 1 | |
20 | Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Практикум. | 1 | |
20 | Любовь и влюбленность. Интерактивная беседа. | 1 | |
21 | Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Интерактивная беседа. | 1 | |
22 | Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Интерактивная беседа | 1 | |
23 | Этикетные ситуации и поведение в них. Игровой практикум. | 1 | |
Раздел IV. Семейные ценности |
24 | Сила рода. Интерактивная беседа. | 1 | |
25 | Дети и родители. Дети. Беседа. | 1 | |
26 | Дети и родители. Родители. Практикум | 1 | |
27 | Семейные традиции. Конференция | 1 | |
28 | Энергоэкономика семьи. Интерактивная беседа | 1 | |
29 | Энергоэкономика семьи. Практикум | 1 | |
30 | Ценность семьи. Рефлексивная беседа | 1 | |
31 | Ценность семьи. Практикум. | 1 | |
32 | Проектирование будущего. Игровой практикум. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения | 1 | |
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол. часов | Дата | Примечание |
План | факт |
Раздел I. Система жизненных ценностей человека Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям |
1 | Искусство быть счастливым. Интерактивная беседа. | 1 | 06.09 | | |
2 | Потребности, желания, цели в жизни человека. Интерактивная беседа с элементами игры. | 1 | 13.09 | | |
3 | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум | 1 | 20.09 | | |
4 | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум | 1 | 27.09 | | |
5 | Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум. | 1 | 04.10 | | |
Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. Самоидентичность. |
6 | Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Интерактивная беседа. | 1 | 04.10 | | |
7 | Мужественность. Мужчина, муж, отец. Интерактивная беседа | 1 | 14.10 | | |
8 | Мужественность. Мужчина, муж, отец. Интерактивная беседа | 1 | 11.11 | | |
9 | Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 1 | 18.11 | | |
10 | Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства. Исследования, проекты, презентация проектов | 1 | 25.11 | | |
11 | Женственность. Женщина, жена, мать. Интерактивная беседа | 1 | 02.12 | | |
12 | Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 1 | 09.12 | | |
13 | Образ истинной женщины, жены, матери в литературе и литературе и произведениях искусства и в современности. Исследования, проекты, презентация проектов. | 1 | 16.12 | | |
14 | Ответственное родительство. Интерактивная беседа. | 1 | 23.12 | | |
15 | Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности. Конференция. Работа в группах. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери». | 1 | 30.12 | | |
Раздел III. Культура взаимоотношений Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом |
16 | Человек в мире межличностных отношений. | 1 | 13.01 | | |
17 | Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование | 1 | 20.01 | | |
18 | Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум | 1 | 27.01 | | |
19 | Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Интерактивная беседа | 1 | 03.02 | | |
20 | Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Практикум. | 1 | 10.02 | | |
20 | Любовь и влюбленность. Интерактивная беседа. | 1 | 17.02 | | |
21 | Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Интерактивная беседа. | 1 | 24.02 | | |
22 | Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Интерактивная беседа | 1 | 03.03 | | |
23 | Этикетные ситуации и поведение в них. Игровой практикум. | 1 | 10.03 | | |
Раздел IV. Семейные ценности |
24 | Сила рода. Интерактивная беседа. | 1 | 17.03 | | |
25 | Дети и родители. Дети. Беседа. | 1 | 24.03 | | |
26 | Дети и родители. Родители. Практикум. | 1 | 07.04 | | |
27 | Семейные традиции. Конференция. | 1 | 14.04 | | |
28 | Энергоэкономика семьи. Интерактивная беседа. | 1 | 21.04 | | |
29 | Энергоэкономика семьи. Практикум. | 1 | 28.04 | | |
30 | Ценность семьи. Рефлексивная беседа. | 1 | 05.05 | | |
31 | Ценность семьи. Практикум. | 1 | 12.05 | | |
32 | Проектирование будущего. Игровой практикум. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения | 1 | 19.05 | | |