Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ « Бейской СОШИ»
_________ Н.В. Романцова
Приказ № ___
от «__» августа 2020 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Букваежка»
2 класс
Разработчик: учитель начальных классов
Терещенко Надежда Васильевна
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей
Протокол № 1 от __ августа 2020 г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № 1 от __ августа 2020 г.
д. Новониколаевка 2020 г.
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Букваежка».
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
- расширить лингвистический кругозор;
- воспитывать языковое чутьё;
- повышать общую языковую культуру;
- развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
- выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
Содержание программы. Общее количество часов - 34.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Планируемые результаты по внеурочной деятельности «Букваежка». 2 класс.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная, групповая и коллективная) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Календарно-тематическое планирование «Букваежка». 2 класс.
№ | Дата | Тема занятия. | Примечание |
план | факт |
1 | | | Как обходились без письма? | |
2 | | | Древние письмена. | |
3 | | | Как возникла наша письменность? | |
4-5 | | | Меня зовут Фонема. | |
6-8 | | | Для всех ли фонем есть буквы? | |
9-10 | | | «Ошибкоопасные» места. | |
11 | | | Тайны фонемы. | |
12-13 | | | Опасные согласные. | |
14 | | | На сцене гласные. | |
15 | | | «Фонемы повелевают буквами». | |
16 | | | Ваши старые знакомые. | |
17-18 | | | Правила о непроизносимых согласных. | |
19-20 | | | Волшебное средство – «самоинструкция». | |
21 | | | Память и грамотность. | |
22 | | | Строительная работа морфем. | |
23 | | | Где же хранятся слова? | |
24-26 | | | Поговорим о всех приставках сразу. | |
27 | | | Слова – «родственники». | |
28-30 | | | Кто командует корнями? | |
31-32 | | | «Не лезьте за словом в карман!» | |
33 | | | «Пересаженные» корни. | |
34 | | | Итоговое занятие. | |
Календарно-тематическое планирование «Букваежка». 3 класс.
№ | Дата | Тема занятия. | Примечание |
план | факт |
1. | | | Сказочное царство слов. | |
2-3 | | | Путешествие в страну Слов. | |
4-5 | | | Чудесные превращения слов. | |
6-7 | | | В гостях у слов- родственников. | |
8-9 | | | Добрые слова. | |
10 | | | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | |
11-12 | | | Новые слова в русском языке. | |
13 | | | Встреча с зарубежными друзьями. | |
14-15 | | | Синонимы в русском языке. | |
16 | | | Слова- антонимы. | |
17 | | | Слова- омонимы. | |
18 | | | Крылатые слова. | |
19-20 | | | В королевстве ошибок. | |
21-22 | | | В стране Сочинителей. | |
23-24 | | | Искусство красноречия. | |
25 | | | Праздник творчества и игры. | |
26-27 | | | Трудные слова. | |
28-29 | | | Анаграммы и метаграммы. | |
30-31 | | | Шарады и логогрифы. | |
32 | | | Откуда пришли наши имена. | |
33 | | | Занимательное слообразование. | |
34 | | | КВН по русскому языку. | |
6