Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская школа
Краснинского района Смоленской области
ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы № 130 от 30.08.2023 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Читаем, считаем, размышляем»
4 класс
Направление: занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы: Кондудина Галина Владимировна
2023-2024учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Программа внеурочной деятельности для 4 класса «Читаем, считаем, размышляем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Читаем, считаем, размышляем» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре модуля: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место программы в структуре плана внеурочной деятельности
Программа реализуется в работе с обучающимися 4 класса. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 34 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Внеурочные занятия «Читаем, считаем, размышляем» направлены на формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.
Основной формат внеурочных занятий «Читаем,считаем,размышляем» – разговор и (или) беседа с обучающимися, урок-практикум. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с созданием условий для развития функциональной грамотности.
Взаимосвязь с Рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах страны.
Содержание внеурочной деятельности в рамках модуля
«Основы читательской грамотности»
Тема 1. Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук.
Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.
Тема 3. Аналитико–синтетическая переработка источников информации. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к прочитанному.
Тема 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления.
Тема 5. Подведение итогов.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
(модуль «Основы читательской грамотности»)
Личностные:
усвоение правил сотрудничества;
учиться аргументировать свою точку зрения;
формирование положительного отношения к чтению художественной литературы;
формирование основ для эмоционального переживания художественного текста;
формирование начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
формирование эстетических чувств при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;
понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Предметные:
правил пользования библиотекой;
основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац);
уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
понимать значение терминов, определенных программой;
знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога-библиотекаря;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Виды и формы деятельности в рамках программы
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с обучающимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Модуль:«Основы математической грамотности»
2
Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Развитие экономического образа мышления;
∙ воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
∙ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
научить оперировать числовой и знаковой символикой;
развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
научить поиску закономерностей;
обучить решению логических задач;
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научить обобщать математический материал;
воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами изучения данного модуля являются:
Обучающийся научится:
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Обучающийся получит возможность научиться:
развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
воспитывать чувства справедливости, ответственности;
развивать самостоятельность суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры;
действовать в соответствии с заданными правилами;
Обучающийся получит возможность научиться :
включаться в групповую работу;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладеет основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
Обучающийся получит возможность научиться :
умению выполнять устно, строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобретения первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Содержание внеурочной деятельности в рамках
модуля «Основы математической грамотности»
Арифметические забавы.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца.
2.Логика в математике.
Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи.
Задачи с геометрическим содержанием.
Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм».
3. Модуль «Основы финансовой грамотности».
Цель: формирование у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.
Задачи:
- формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности;
- содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
- научить детей пользоваться экономическим инструментарием;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;
- развивать культуру экономического мышления;
-воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчетов.
Содержание внеурочной деятельности в рамках модуля
«Основы финансовой грамотности»
Тема 1. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Форма организации: беседа.
Тема 2. Как заработать деньги?
Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Форма организации: сообщения детей, обсуждение.
Тема 3. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
Что такое прожиточный минимум, как его высчитать, зачем он нужен. Что такое потребительская корзина. Как рассчитать потребительскую корзину своей семьи. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.
Тема 4. Расходы и доходы. Считаем деньги.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, практические задания.
Тема 5. Что такое экономия? Кого называют банкротом?
Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот. Форма организации: беседа, сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами, практические задания.
Тема 6. Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет».
Что такое управление деньгами. Советы. Форма организации: беседа, игра «Распредели семейный бюджет», практические задания.
Тема 7. Вот я вырасту и стану…
Написание проекта кем я стану, когда вырасту. Форма организации: проект.
4. Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности»
Цели:
Образовательные:
формирование устойчивого познавательного интереса;
формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие:
создание условий для развития у учащихся потребности в получении новых знаний;
развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные:
воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности;
воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи:
формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды;
расширение кругозора учащихся;
развитие их воображения и эмоциональной сферы;
укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Обучающиеся получат возможность научиться:
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
Содержание внеурочной деятельности в рамках модуля
«Основы естественнонаучной грамотности»
1.Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Жили-были динозавры... и не только они. Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Тайны камней
Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Загадки растений
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
Загадочные животные
Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.
Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.
Творческая работа по заданной теме.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата проведения занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Модуль «Основы читательской грамотности» |
1. Библиотека и интернет как источник информационных ресурсов общества. |
1. | Расширение представлений о библиотеке, о информации. | лекция-беседа, | 07.09.2023 | - ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию; | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
2. | Виды информации. Источники информации по отраслям наук. | лекция-беседа, | 14.09.2023 | ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию; | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
2. Основные типы информационно поисковых задач и алгоритм их решения. |
3. | Использование результатов поиска при подготовке сочинений. | урок–практикум | 21.09.2023 | -ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию; | http://skiv.instrao |
4. | Использование результатов поиска при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, | урок–практикум | 28.09.2023 | -уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. | http://skiv.instrao |
3. Аналитико – синтетическая переработка источников информации |
5. | Первичные документы для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные материалы. | лекция-беседа, | 05.10.2023 | - работа с текстом | http://skiv.instrao |
4. Технологии подготовки и оформление результатов самостоятельной работы учащихся. |
6. | Технология подготовки планов, рассказов, отзывов | лекция-беседа, | 12.10.2023 | Чтение литературных текстов | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
7. | План как способ записи прочитанного и отражение состава и частей научно – познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. | урок–практикум | 19.10.2023 | Способы составления плана и правила оформления. | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
5. Подведение итогов |
8. | Практическая работа. Самостоятельное составление плана прочитанного произведения. | урок–практикум | 26.10.2023 | Самостоятельное составление плана прочитанного произведения. | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
Модуль «Основы математической грамотности» |
1. Арифметические забавы |
9. | Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. | лекция-беседа, | 09.11.2023 | Слушание | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
10. | Задачи, решаемые перебором . Решение задач с конца. | урок–практикум | 16.11.2023 | Решение задач | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
2. Логика в математике |
11. | Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. | беседа, | 23.11.2023 | Игровые практические задания | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
12. | Арифметические ребусы и лабиринты. | урок–практикум | 30.11.2023 | Работа в парах | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
13. | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию | урок–практикум | 07.12.2023 | Решение логических задач | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
14. | Старинные задачи. | беседа, | 14.12.2023 | Просмотр старинных задач | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
3. Задачи с геометрическим содержанием |
15. | Зеркальное отражение. | урок–практикум | 21.12.2023 | Решение задач на зеркальное отражение | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
16. | Симметрия. «Танграмм» | урок–практикум | 28.12.2023 | Геометрические построения | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
Модуль «Основы финансовой грамотности». |
17. | Откуда в семье берутся деньги. | лекция-беседа, | 11.01.2024 | практические задания. | |
18. | Как заработать деньги? | сообщения детей, обсуждение. | 18.01.2024 | практические задания. | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
19. | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. | лекция-беседа, | 25.01.2024 | просмотр мультимедийной презентации, обсуждение | |
20. | Расходы и доходы. Считаем деньги. | лекция-беседа, | 01.02.2024 | просмотр мультимедийной презентации, практические задания. | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
21. | Что такое экономия? Кого называют банкротом? | лекция-беседа, | 08.02.2024 | сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами, практические задания. | |
22. | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет». | лекция-беседа, | 15.02.2024 | игра «Распредели семейный бюджет», практические задания. | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
Модуль «Основы естественно-научной грамотности» |
1. Введение |
23. | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты | Беседа- рассуждение | 22.02.2024 | Обзор основных тем курса. | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
Тайны за горизонтом |
24. | Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? | Урок- практикум. Экскурсия в библиотеку. | 29.02.2024 | Просмотр художественной литературы. Библиотечный урок | |
Жили-были динозавры… и не только они |
25. | Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? | Урок экскурсия в историю | 07.03.2024 | Чтение исторической литературы | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
Тайны камней |
26. | Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? | Урок-практикум | 14.03.2024 | Работа с Энциклопедией | |
Загадки растений |
27. | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. | Библиотечный урок. Беседа. | 21.03.2024 | Чтение художественной литературы | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
Эти удивительные животные |
28. | Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). | Беседа | 04.04.2024 | Чтение художественной литературы | |
Планета насекомых |
29. | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. | | 11.04.2024 | | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
30. | Скарабей — священный жук древних египтян. | | 18.04.2024 | | |
Загадки под водой и под землей |
31. | Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. | | 25.04.2024 | | |
Творческая работа |
32. | Выбор темы | | 02.05.2024 | | https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ |
33. | Подбор материала | | 16.05.2024 | | |
34. | Презентация. | | 23.05.2024 | | |