СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика". 1 класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение риторике должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика". 1 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Шахты Ростовской области»


«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №38


_____________ Стурова И.П.


Приказ от______ №_______









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности

«Детская риторика»

на 2016-2017 учебный год.


Уровень общего образования (класс) __начальное общее

образование, 1 «В» _класс




Количество часов в год 33, в неделю 1





Учитель: Сакович Тамара Владимировна







Программа разработана на основе программы «Детская риторика» .для 1 класса составлена на основе программы автора Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, М., Просвещение, 2011г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Детская риторика» .для 1 класса составлена на основе программы автора Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, ( М., Просвещение, 2011г.), и в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации"  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
  • Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г по …….
    (базовый уровень ).

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ»;

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.08.2016 №24/4.1-5872 «О примерной структуре рабочих программ учителя»;


  • Образовательная программа МБОУ СОШ №38 на 2016-2017 учебный год.


Результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Содержание учебного предмета

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой   (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

                Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества. 

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

 

Формы организации занятий:

- ознакомление с новым материалом;                 

- закрепление изученного;

- применение знаний и умений;

- обобщение и систематизации знаний;

-занятие – игра;

Игровая форма некоторых заданий позволит каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.


Ожидаемые результаты:                                                                             

  Учащиеся должны уметь:

- согласовать свои действия с другими детьми;

- общаться с людьми в разных ситуациях;

- пользоваться разнообразными жестами;                                                                

- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

- выполнять артикуляционные упражнения;

- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

- составлять предложения с заданными словами;


Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 138 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы - 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по программе 32 часа ,один час выпадает на праздничный день (09.05).








Календарно-тематическое планирование (33ч)

п/п

Дата

Тема урока


Кол-во часов

план

факт


ОБЩЕНИЕ


1

2

06.09

13.09




Для чего люди общаются
Понятие о риторике

2

3
4

20.09

27.09



Употребление различных слов вежливости в зависи-мости от адресата и ситуа-ции общения

2

5

6
7

04.10

11.10

18.10




Вывески, их информации-онная роль. Речь как средство воздействия на мысли, чувства

3

8

9

25.10

01.11



Роль речи в организации совместной деятельности
Речь: устная и письменная

2

10
11

15.11

22.11


Устная речь

2

12

29.11.


Речевое поведение во время телефонного разговора


1


13
14

06.12

13.12




Роль несловесных средств при устном общении


2

15

20.12



Уместное употребление различных форм прощания

1

16
17

27.12

17.01



Правила речевого поведения

2

18
19

24.01

31.01



Различные способы выражения благодарности

2



РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ


20
21
22

07.02

21.02

28.02




Признаки текста: тематичес-кое и смысловое единство. Уместное использование различных форм извинения

3

23
24
25

07.03

14.03

21.03




Опорные тематические слова как признак текста
Основная мысль как важный признак текста

3

26
27

04.04

11.04



Оформление текста на письме. Структурные части текста

2




28
29

18.04

25.04





Уместное употребление обращений в различных ситуациях


2

30
31

32
33

02.05

16.05

23.05





Обобщение изученного

«РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ»

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!