Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Петрова Н. В. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Риторика»
общекультурное направление
4 Д класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель:
учитель начальных классов
Твёрдая Валентина Николаевна
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1. | Общие цели курса «Риторика» на начальной ступени образования. | 3 |
2. | Планируемые результаты изучения курса «Риторика». | 3 |
3. | Содержание курса «Риторика». | 7 |
4. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 10 |
5. | Календарно - тематическое планирование. | 11 |
6. | Материально - техническое обеспечение. | 12 |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской - М.:Баласс, Ювента, 2012г.
В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Риторика» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Риторика» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения «Риторики» в школе:
формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;
формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;
развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;
развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.
Задачами изучения «Риторики» являются:
обучение умелой, искусной и эффективной речи;
развитие дара речи;
научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;
воспитание творческой личности;
воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.
Планируемые результаты изучения курса «Риторика».
Личностные результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи, и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Обучающийся научится:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста;
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Обучающийся получит возможность научиться:
быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;
вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;
анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;
определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.
Содержание курса «Компьютерная азбука».
Раздел 1.
Общение. (10 ч)
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение).
Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Формы организации и виды деятельности:
риторические игра;
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
виртуальная экскурсия;
занятие-презентация;
называть компоненты речевой ситуации, этикетные формулы утешения;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт;
демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения;
определять уместность употребления несловесных средств, при устном общении;
реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации;
определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом;
оценивать себя как слушателя.
Раздел 2.
Текст. (12 ч)
Основные признаки текста.
Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Формы организации и виды деятельности:
риторический анализ устных и письменных текстов;
риторическая задача;
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
словесное обучение (беседа);
занятие-презентация;
моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев;
подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам;
анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации;
реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения;
составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков;
воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное;
анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости;
вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер;
выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении;
реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.
Раздел 3.
Речевые жанры. (8 ч)
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Этикетные речевые жанры.
Вежливая оценка. Утешение.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Формы организации и виды деятельности:
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
экспедиции по сбору материала;
занятие-презентация;
анализировать словарную статью;
реализовывать словарную статью к новым словам;
отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию;
анализировать типичную структуру рассказа;
называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров;
анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям;
реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата;
разыгрывать этикетные диалоги;
оценивать свои речевые привычки.
Раздел 4.
Обобщение. (4 ч)
Говорю, пишу, читаю, слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и слова вежливости.
Этикетные диалоги, речевые привычки.
Формы организации и виды деятельности:
комбинированное учебное занятие;
обсуждение;
словесное обучение (беседа);
занятие-презентация;
объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач;
разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным жанрам;
формулировать правила эффективного общения;
оценивать свои речевые привычки.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Общение. | 10 |
2. | Текст. | 12 |
3. | Речевые жанры. | 8 |
4. | Обобщение. | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Общение. 10 ч |
1 | Речевая ситуация. | | |
2 | Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | | |
3 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | | |
4 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | | |
5 | Особенности говорения. | | |
6 | Речевые отрезки и паузы. | | |
7 | Успокоить, утешить словом. | | |
8 | Утешить – помочь, утешить – поддержать. | | |
9 | Какой я слушатель. | | |
10 | Я – читатель. | | |
Раздел 2. Текст. 12 ч |
11 | Типы текстов. | | |
12 | Яркие признаки текста. | | |
13 | Абзацные отступы, завершающий абзац. | | |
14 | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | | |
15 | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. | | |
16 | Знаки-символы и знаки-копии. | | |
17 | Опорные конспекты. | | |
18 | Составляем опорный конспект. | | |
19 | Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. | | |
20 | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). | | |
21 | Во-первых, во-вторых, в-третьих | | |
22 | Вступление и заключение. | | |
Раздел 3. Речевые жанры. 8 ч |
23 | Словарная статья. | | |
24 | Словарная статья. | | |
25 | Рассказ. | | |
26 | Хочу рассказать. | | |
27 | Служба новостей, что такое информация. | | |
28 | Газетная информация, факты, события и отношение к ним. | | |
29 | Информационные жанры: хроника, заметка. | | |
30 | Подпись под фотографией. | | |
Раздел 4. Обобщение. 4 ч |
31 | Говорю, пишу, читаю, слушаю. | | |
32 | Речевые жанры. | | |
33 | Этикетные жанры и слова вежливости. | | |
34 | Этикетные диалоги, речевые привычки. | | |
Материально-техническое обеспечение.
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
Звуковые колонки.
Телевизор.
Мультимедийный проектор.
CD, DVD.
Детская риторика. Методические рекомендации для учителя / Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. – М.: Баласс; Ювента, 2015.
Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов / Т.А. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др/.– М.: Просвещение, 2015.
23