СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской - М.:Баласс, Ювента, 2012г.

В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Риторика» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.

  1. Общие цели курса «Риторика» на начальной ступени образования.

Основные цели изучения «Риторики» в школе:

  • формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
  • формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;
  • формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;
  • развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;
  • развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

Задачами изучения «Риторики» являются:

  • обучение умелой, искусной и эффективной речи;
  • развитие дара речи;
  • научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;
  • воспитание творческой личности;
  • воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 4 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г.о. Подольск



РАССМОТРЕНО


На заседании ШМО учителей начальной школы


Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А.


Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР _______________ Петрова Н. В.


«_____» _____________ 2018 г.



УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №32


________С.И. Тухватулина


Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г.






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Риторика»

общекультурное направление

4 Д класс





Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34



Составитель:

учитель начальных классов

Твёрдая Валентина Николаевна




2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание


1.

Общие цели курса «Риторика» на начальной ступени образования.

3

2.

Планируемые результаты изучения курса «Риторика».

3

3.

Содержание курса «Риторика».

7

4.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отведённых на освоение каждой темы.


10

5.

Календарно - тематическое планирование.

11

6.

Материально - техническое обеспечение.

12






























Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской - М.:Баласс, Ювента, 2012г.

В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Риторика» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.


  1. Общие цели курса «Риторика» на начальной ступени образования.


Основные цели изучения «Риторики» в школе:

  • формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

  • формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;

  • формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;

  • развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;

  • развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.



Задачами изучения «Риторики» являются:

  • обучение умелой, искусной и эффективной речи;

  • развитие дара речи;

  • научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;

  • воспитание творческой личности;

  • воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.


  1. Планируемые результаты изучения курса «Риторика».

Личностные результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

  • отличать истинную вежливость от показной;

  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи, и неуспехи в общении;

  • осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

  • анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

  • классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

  • реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • различать описания разных стилей – делового и художественного;

  • продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

  • анализировать словарные статьи;

  • реализовывать словарные статьи к новым словам;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

  • редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • различать общение для контакта и для получения информации;

  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;

  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;

  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Обучающийся научится:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

  • пользоваться основными способами правки текста;

  • различать общение для контакта и для получения информации;

  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;

  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;

  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;

  • вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;

  • анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;

  • определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.



  1. Содержание курса «Компьютерная азбука».


Раздел 1.

Общение. (10 ч)

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение).

Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Формы организации и виды деятельности:

  • риторические игра;

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • виртуальная экскурсия;

  • занятие-презентация;

  • называть компоненты речевой ситуации, этикетные формулы утешения;

  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;

  • определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт;

  • демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения;

  • определять уместность употребления несловесных средств, при устном общении;

  • реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации;

  • определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом;

  • оценивать себя как слушателя.

Раздел 2.

Текст. (12 ч)

Основные признаки текста.

Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Формы организации и виды деятельности:

  • риторический анализ устных и письменных текстов;

  • риторическая задача;

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • словесное обучение (беседа);

  • занятие-презентация;

  • моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев;

  • подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам;

  • анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации;

  • реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения;

  • составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков;

  • воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное;

  • анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости;

  • вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер;

  • выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении;

  • реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.


Раздел 3.

Речевые жанры. (8 ч)

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Этикетные речевые жанры.

Вежливая оценка. Утешение.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

Формы организации и виды деятельности:

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • экспедиции по сбору материала;

  • занятие-презентация;

  • анализировать словарную статью;

  • реализовывать словарную статью к новым словам;

  • отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию;

  • анализировать типичную структуру рассказа;

  • называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров;

  • анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям;

  • реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата;

  • разыгрывать этикетные диалоги;

  • оценивать свои речевые привычки.

Раздел 4.

Обобщение. (4 ч)

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости.

Этикетные диалоги, речевые привычки.

Формы организации и виды деятельности:

  • комбинированное учебное занятие;

  • обсуждение;

  • словесное обучение (беседа);

  • занятие-презентация;

  • объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач;

  • разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным жанрам;

  • формулировать правила эффективного общения;

  • оценивать свои речевые привычки.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отведённых на освоение каждой темы.



№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов на изучение

1.

Общение.

10

2.

Текст.

12

3.

Речевые жанры.

8

4.

Обобщение.

4


Итого

34






















  1. Календарно - тематическое планирование.


п/п

Тема

Дата

План

Факт

Раздел 1. Общение. 10 ч

1

Речевая ситуация.



2

Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.



3

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).



4

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).



5

Особенности говорения.



6

Речевые отрезки и паузы.



7

Успокоить, утешить словом.



8

Утешить – помочь, утешить – поддержать.



9

Какой я слушатель.



10

Я – читатель.



Раздел 2. Текст. 12 ч

11

Типы текстов.



12

Яркие признаки текста.



13

Абзацные отступы, завершающий абзац.



14

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.



15

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.



16

Знаки-символы и знаки-копии.



17

Опорные конспекты.



18

Составляем опорный конспект.



19

Описание – деловое и художественное.

Вежливая оценка.



20

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).



21

Во-первых, во-вторых, в-третьих



22

Вступление и заключение.



Раздел 3. Речевые жанры. 8 ч

23

Словарная статья.



24

Словарная статья.



25

Рассказ.



26

Хочу рассказать.



27

Служба новостей, что такое информация.



28

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.



29

Информационные жанры: хроника, заметка.



30

Подпись под фотографией.



Раздел 4. Обобщение. 4 ч

31

Говорю, пишу, читаю, слушаю.



32

Речевые жанры.



33

Этикетные жанры и слова вежливости.



34

Этикетные диалоги, речевые привычки.





  1. Материально-техническое обеспечение.


  • Классная доска с креплениями для таблиц.

  • Магнитная доска.

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Ксерокс.

  • Аудиомагнитофон.

  • Звуковые колонки.

  • Телевизор.

  • Мультимедийный проектор.

  • CD, DVD.

  • Детская риторика. Методические рекомендации для учителя / Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. – М.: Баласс; Ювента, 2015.

  • Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов / Т.А. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др/.– М.: Просвещение, 2015.












23