Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Климанова, Л. Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. 3 класс. Рабочая тетрадь по развитию речи: пособие для обучающихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. - М. : Просвещение, 2011.
Согласно учебному плану на внеурочную деятельность «Риторика» отводится 34 часа при пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием внеурочной деятельности МБОУ СОШ №38 на 2017-2018 учебный год, праздниками ( 9 мая) количество часов на освоение программы согласно Учебному плану в 3 классе из расчёта 1 часа в неделю (34 недели в год) отводится 33 часа.
В соответствии с этим программа будет реализована в объёме 33 часа.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- уважительному отношению к творчеству, как своему, так и других людей;
- самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формированию духовных и эстетических потребностей;
- готовности к отстаиванию своего мнения;
- навыкам самостоятельной и групповой работы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать общение для контакта и для получения информации;
-учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
-уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
-определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
-называть основные признаки текста, приводить их примеры;
-называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- определять многозначные слова, омонимы, омофоры, омофоны, фразеологизмы;
-изобразительно-выразительным средствам языка: метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты;
- определять стили речи: разговорный и книжный;
- определять типы текстов;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание курса
№ | Раздел курса | Количество часов |
1 | Как живые родники, речь родную береги | 6 ч |
2 | Ласковый, любимый, самый красивый | 12 ч |
3 | Сила слова | 14 ч |
4 | От улыбки станет всем светлей | 1 ч |
| Итого | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата по уч. плану | Дата фактическая |
1 | Как живые родники, речь родную береги | 1 | 06.09.2017 | |
2 | С русским языком можно творить чудеса | 1 | 13.09.2017 | |
3 | Виды текстов. Текст –описание. | 1 | 20.09.2017 | |
4 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты | 1 | 27.09.2017 | |
5 | Сравнения и олицетворения. | 1 | 04.10.2017 | |
6 | Творческая работа. Сочинение « Ночной луг | 1 | 11.10.2017 | |
7 | Ласковые слова и обращения. | 1 | 18.10.2017 | |
8 | Эмоционально-окрашенные слова в народных песенках и играх. | 1 | 25.10.2017 | |
9 | Творческая работа. Придумывание игр с песенками. | 1 | 01.11.2017 | |
10 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах | 1 | 15.11.2017 | |
11 | Творческая работа . Образование новых слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами . | 1 | 22.11.2017 | |
12 | Составление и разыгрывание диалогов, с использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1 | 29.11.2017 | |
13 | Творческая работа. Придумывание сказок с использованием ласковых слов. | 1 | 06.12.2017 | |
14 | Культура общения. Слова-обращения | 1 | 13.12.2017 | |
15 | Т. Коти «Милостивый государь» Чтение и обсуждение рассказа. | 1 | 20.12.2017 | |
16 | Выражение «сбить спесь».Придумывание ситуации по данному выражению. | 1 | 27.12.2017 | |
17 | Ласковые слова душу человека согревают. Игра «Кто составит больше слов» | 1 | 10.01.2018 | |
18 | Как тебя зовут? Оттенки имён с суффиксом –к- | 1 | 17.01.2018 | |
19 | Проект. Святые имена. История моего имени. | 1 | 24.01.2018 | |
20 | Доброе слово дом построит, а злое- разрушит. | 1 | 31.01.2018 | |
21 | В. Драгунский « Профессор кислых щей». Чтение и обсуждение рассказа. | 1 | 07.02.2018 | |
22 | Значение слов. Толковый словарь. | 1 | 14.02.2018 | |
23 | Фразеологизмы. Исправление фраз. | 1 | 21.02.2018 | |
24 | Составление рассказов с использованием фразеологизмов. | 1 | 28.02.2018 | |
25 | Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. | 1 | 07.03.2018 | |
26 | Ответственность за свои слова | 1 | 14.03.2018 | |
27 | Не всё годится, что говорится. | 1 | 21.03.2018 | |
28 | Ложь и фантазия. В чём разница? | 1 | 04.04.2018 | |
29 | Нет друга –ищи, нашёл-береги. | 1 | 11.04.2018 | |
30 | Составление рассказа на тему « Как я помирился с другом» | 1 | 18.04.2018 | |
31 | И.Пивоварова «Как Маня ушла из дома». Чтение и обсуждение. | 1 | 25.04.2018 | |
32 | Советы- конфеты..Обсуждение пословиц о дружбе. | 1 | 16.05.2018 | |
33 | От улыбки станет всем светлей. | 1 | 23.04.2018 | |
| Итого | 33 ч | | |