РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу « Риторика»
Уровень общего образования (класс)
начальное общее, 4 класс
Количество часов: 33 ч
Программа разработана на основе программы Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения, программы «Детская риторика» 4 класс, Ладыженская Т. А., 2012 г., а также пособия: для учителя «Детская риторика в рассказах и рисунках», Москва , «Ювента», «Баласс», 2012 г.
2018 – 2019 учебный год
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе программы Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения, программы «Детская риторика» 4 класс, Ладыженская Т. А., 2012 г., а также пособия: для учителя «Детская риторика в рассказах и рисунках», Москва, «Ювента», «Баласс», 2012 г. (методические рекомендации) и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных актов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
Письма:
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Устав и локальные акты МБОУ;
- учебный план МБОУ;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ.
В соответствии с учебным планом МБОУ на изучение курса «Риторика» в 4 классе выделено 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа сокращена до 33 часов, в связи с часами, выпавшими на праздничные дни.
Цель курса – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед обучающимися сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
3. Содержание программы
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Содержание блока:
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Содержание блока:
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. К данному уровню относится решение риторических задач, участие в конкурсах «Лучший чтец», сочинение стихотворений, загадок, сказок, публичные выступления ребёнка.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной сред.( Участие в представлениях, театрализованных сценках). Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Фактич. дата | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | Отслеживание результатов обученности обучащихся |
адитор-ные | внеаудиторные |
1 четверть ( 8 часов) |
1 | 06.09 | | Речевая ситуация. | | 1 | Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным . Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; Экскурсия по городу. | Фронтальный опрос. |
2 | 13.09 | | С кем, почему. Улыбнись. | | 1 | Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения. Посещение цирка. | Самооценка. |
3 | 20.09 | | Особенности говорения. | 1 | | Называть словесные и несловесные средства устной речи.. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Демонстрировать уместное употребление несловесных средств. | Риторические игры. |
4 | 27.09 | | Речевые отрезки и паузы. | 1 | | Объяснять роль пауз, логических ударений. Демонстрировать уместное употребление изученных средств общения. | Риторические игры. |
5 | 04.10 | | Утешение. | | 1 | Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. Риторические игры. | Работа по составлению диалогов. |
6 | 11.10 | | Какой я слушатель? | | 1 | Оценивать себя как слушателя. Посещение городской детской библиотеки. | Самоконтроль. |
7 | 18.10 | | Типы текстов. | | 1 | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. Называть признаки текста. Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам. Посещение школьной библиотеки. | Фронтальный опрос. |
8 | 25.10 | | Абзацные отступы. Запреты. | 1 | | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения. | Риторический анализ. |
2 четверть ( 8 часов) |
9 | 01.11 | | Знаки дорожные. Знаки языковые. Знаки-символы. | | 1 | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Экскурсия по городу. | Фронтальный опрос. |
10 | 15.11 | | Опорные конспекты.
| 1 | | Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. | Составление опорного конспекта. |
11 | 22.11 | | Текст-описание. | | 1 | Различать описания разных стилей. Реализовывать описания двух разных стилей. Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости. Посещение школьной библиотеки. | Работа по сюжетным картинкам |
12 | 29.11 | | Текст-рассуждение Вежливая оценка. | 1 | | Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении. Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д | Риторический анализ. |
13 | 06.12 | | Аргументы. | | 1 | Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств. Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами. Встреча с работником адвокатской конторы. | Фронтальный опрос. |
14 | 13.12 | | Вступление и заключение. | 1 | | Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении. | Работа с текстом |
15-16 | 20.12 27.12 | | Статья. | 2 | | Знакомство со статьёй как видом речевого научного жанра. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. | Риторический анализ. |
3 четверть ( 11 часов) |
17 | 10.01 | | Рассказ. | | 1 | Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Посещение мастер-класса руководителя литературного клуба города. | Самооценка. |
18 | 17.01 | | Служба новостей. Что такое информация. | | 1 | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. Посещение рекламно-информационного агенства. | Фронтальный опрос. |
19 | 24.01 | | Газетная информация. | | 1 | Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. Посещение редакции городской газеты. | Фронтальный опрос. |
20-21 | 31.01 07.02 | | Факты, события и отношение к ним. | 2 | | Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. | Риторический анализ. |
22 | 14.02 | | Информационные жанры. | | 1 | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию . Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров . Встреча с участниками городского литературного клуба. | Работа со статьями газет |
23 | 21.02 | | Хроника. | | 1 | Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. Посещение городского краеведческого музея. | Самооценка. |
24 | 28.02 | | Информационная заметка. | 1 | | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. Составление газетной заметки. | Составление газетной заметки. |
25 | 07.03 | | Подпись под фотографией. | | 1 | Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. Посещение фото выставки. | Фронтальный опрос. |
26 27 | 14.03 21.03 | | Деловая речь. | 1 | 1 | Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. | Риторические игры. |
4 четверть ( 6 часов) |
28 | 04.04 | | Этикетные жанры. Слова вежливости.
| | 1 | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. Называть этикетные речевые жанры. Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным темам. | Риторические игры. |
29 | 11.04 | | Этикетные диалоги. | | 1 | Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. Разыгрывание этикетных диалогов. Инсценировки сказок. | Составление диалогов |
30 | 18.04 | | Речевые привычки. | 1 | | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые, этикетные жанры. Разыгрывать этикетные диалоги. Оценивать свои речевые привычки. Формулировать правила эффективного общения. | Самоконтроль. |
31 | 25.04 | | Цитата, правило. Опорные слова. Как составить текст | 1 | | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые, этикетные жанры. Разыгрывать этикетные диалоги. Оценивать свои речевые привычки. Формулировать правила эффективного общения. Выделять опорные слова в тексте, определять по ним тему текста. На основе опорных слов создавать текст или воссоздавать известный текст. | Самоконтроль. Составление текста. |
32 | 16.05 | | Зачем нужен план. Аннотация. Текст- повествование. | 1 | | Выделять опорные слова в тексте, определять по ним тему текста. На основе опорных слов создавать текст или воссоздавать известный текст. Составление плана текста. Анализ текстов различных речевых жанров. Составление аннотации к тексту. | Составление плана. Составление аннотации к тексту. |
33 | 23.05 | | Письмо. Майская газета | 1 | 1 | Защита проектов. | Выпуск газеты. |
7