Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41 г.Улан-Удэ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании методического на заседании методического совета Директор школы___________ ________
объединения (протокол №____) (протокол №____) Приказ № от 2020 г.
Руководитель МО Горбунова А.М. председатель _________ М.А.Севрюкова
«____» __________________2020 г. «_____» ________________ 2020 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для учащихся 8-9 классов
Название предмета: Кружок «По следам Пифагора» для учащихся 8-9-х классов.
Количество часов на 2020 – 2021 учебный год: всего 34 часа внеурочной деятельности; в неделю 1 час.
Рабочую учебную программу составила учитель математики первой категории Мисайлова Г.А.
г.Улан-Удэ
2020/2021 у.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по геометрии «По следам Пифагора» для учащихся 8-9 классов составлена на основе следующих документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ
Концепции математического образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области геометрии;
- учить применять математическую терминологию;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Результаты освоения факультативного курса
Программа кружка позволяет добиться следующих результатов.
Личностных:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой деятельности;
3) первоначального представления о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
4) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;
5) формирования способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.
Метапредметных:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение способы работы;
умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать
партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
4) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
5) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметных:
1) приобретения опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объемов; понимания идеи измерения длин, площадей, объемов; решения задач на вычисление площадей, в том числе Открытого банка заданий ФИПИ
2) усвоения на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретения навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
3) знакомства с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметрические фигуры;
4) усвоение применения теоремы Пифагора и обратной теоремы для практического решения задач, в том числе Открытого банка заданий ФИПИ
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной. Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья учащихся и учителей.
Содержание учебного курса
Четырехугольники
Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Площади фигур Основная цель – расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Геометрические построения
Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника. Научиться решать основные задачи на построение с использованием циркуля и линейки
Тематическое планирование
Номер урока | Содержание материала | Приложение |
| I. Четырехугольники (7 часов) | |
1 | Немного из истории. Как строиться изложение геометрии | Презентация |
2 | Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат | |
3 | Трапеция. | Выпуск газеты |
4 | Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. | |
5 | Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач. | |
6 | Кросснамбер «Многоугольники». Составление четырехугольников. | |
7 | Сказка-вопрос «Четырехугольники» | Составление сказки |
| 2. Симметрия (5ч.) | |
8 | Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. Практическая работа “Симметрия”. Творческие работы. | Практ. работа |
9 | Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. | Опыт |
10 | Бордюры. Трафареты. Творческие работы. | Творч. работы |
11 | Орнаменты. Паркеты. Творческие работы | |
12 | Симметрия помогает решать задачи. | |
| 3. Геометрия площади в задачах (3ч.) | |
13 | Площади многоугольников: треугольника, прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба, трапеции. | Презентация |
14 | Равновеликие многоугольники. | |
15 | Решение практических задач на применение формул площадей многоугольников. | Практ. работа |
| 4. Теорема Пифагора (12ч.) | |
16 | Из истории теоремы Пифагора | |
17 | Применение теоремы Пифагора при решении практических задач. | Практ. работа |
18 | Другое доказательство теоремы Пифагора. | |
19 | Геометрические задачи с ограничениями. | |
20 | Геометрия клетчатой бумаги. Построение углов в 45°, 135° | |
21 | Решение старинных задач. | |
22 | Признаки подобия треугольников. | Доклады |
23 | О подобии произвольных фигур | |
24 | Решение задач практического содержания на подобие треугольников. | |
25 | Задачи на построение треугольников по серединам его сторон, по стороне и медианам. | |
26 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | |
27 | Тригонометрические функции. Значение их для углов 30, 45,60 градусов. | |
| 5. Геометрические построения (7 часов) | |
28 | Не отрывая карандаша… Общая схема решения задач на построение. | Творч. работа |
29 | Построения с помощью двусторонней линейки, угольника. | |
30 | Сведения из истории: классические задачи. | Доклады |
31 | Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки. | |
32 | Окружность и круг. Центральные и вписанные углы. | |
33 | Замечательные точки треугольника. | Практ. работа |
34 | Итоговое занятие-конкурс «Чему мы научились» | Анкета |