Муниципальное образование Тихорецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 посёлка Паркового
муниципального образования Тихорецкий район
УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета протокол №1 от 31.08.2018 года
председатель педсовета
___________ Г.П.Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностИ
общеинтеллектуальной направленности
«Математика – это интересно»
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-6 класс
Срок реализации программы - 1 год
Учитель – О.Н.Чуприна
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по математике
5-6 классы
« Математика – это интересно»
1. Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Одним из направлений нашего общества является развитие способностей всех его представителей. В этом нам помогает участие в олимпиадном движении. Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях. Математические олимпиады стимулируют углубленное изучение предмета и позволяют учащимся добиваться высоких результатов в сдаче ЕГЭ.
Чтобы добиться успешного участия школьников в математической олимпиаде, необходимо много тренироваться в решении нестандартных задач. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач.
Изучение данной программы дает возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде. Он направлен на расширение знаний по математике на развитие познавательного интереса к предмету и на развитие творческих способностей учащихся при решении олимпиадных задач по математике.
Данная программа рассчитана на 34 часа для преподавания учащимся 5-6 классов, занятия проводятся еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час
2. Цель и задачи курса
Цели курса:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроль результатов своего труда;
расширение математического кругозора, развитие нестандартного мышления, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся;
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения олимпиадных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
воспитание культуры математического мышления.
Задачи:
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики;
формирование логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот;
формирование у учащихся навыков решения нестандартных задач;
знакомство с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;
организация деятельности для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
создание условий для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
развитие самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
развитие мелкой моторики рук;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
3.Планируемые результаты обучения
Обучающийся получит возможность:
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;
-научиться некоторым приёмам решения комбинаторных задач;
-использовать догадку, интуицию;
-использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей.
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности;
-развитие нестандартного мышления.
-установление связи цели учебной деятельности и ее мотива — определение того, «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
-построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
-реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
-построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
-определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
- рефлексия способов и условий действий;
- самоконтроль и самооценка; критичность;
-выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
-оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
-контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
-формирование умения коллективного взаимодействия;
Метапредметные результаты:
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда, использование его в ходе самостоятельной работы;
-применение изученных способов и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками;
-включение в групповую работу;
-сопоставление полученного результата с заданным условием.
-контролирование своей деятельности: обсуждение и исправление ошибок;
-алгоритм решения задачи;
-обоснование выполняемых и выполненных действий;
-выбор наиболее эффективного решения задачи;
-оценка готового решения задачи;
-осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля.
Предметные результаты:
-создание условий для математического развития;
-формирование умений выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы схемы, графики, диаграммы;
-формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Познавательные:
-умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
-умение оперировать со знакомой информацией; умение формировать обобщенный способ действия;
- умение моделировать задачу и ее условия, умение оценивать и корректировать результаты решения задачи;
-анализ сильных и слабых сторон получения результата в своей деятельности
4. Содержание программы
1. Числа
Системы счисления. Действия над числами. Решение нестандартных задач на признаки делимости. Задачи с числами и числовые головоломки. Арифметические ребусы. Свойства четных и нечетных чисел. Решение нестандартных задач на различные свойства чисел.
2.Математические игры
«Математический бой», «Магический квадрат», «Танграм». Разгадывание ребусов. Головоломки. Математический кроссворд. Составление кроссворда.
3 Геометрические фигуры
Классификация геометрических фигур. Закрашивание и подсчет углов фигуры. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». Конструирование фигур из треугольников. Решение олимпиадных задач.
4.Решение задач
Задачи-загадки, шутки. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения.
Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа. Программа рассчитана на подростков 5-6 классов.
5-6 классы
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | УУД |
| Числа | 10 часов | |
1 | Системы счисления. Решение нестандартных задач | 1 | Формировать стрессоустойчивость на основе саморегуляции, ответственного отношения к изученному материалу. Уметь решать классические задачи. Работа в парах, группах. Проводить исследования Самостоятельно определять последовательности выполнения заданий. Запись чисел в римской нумерации Читать и записывать числа в непозиционной системе счисления (клинопись, римская нумерация) Прогнозировать, выдвигать гипотезы. Сравнивать и классифицировать. Применять разнообразные приёмы рационализации вычислений, записывать соответствующую цепочку равенств Построение речевых конструкций в публичном выступлении. Формирование внимательного отношения к друзьям, эстетического сознания Формирование культуры планирования и оценивания. Выдвижение гипотезы, целеполагание, прогнозирование Решать нестандартные задачи с помощью применения свойств четных и нечетных чисел Решать текстовые задачи арифметическим способом, использовать единиц времени. Моделировать условия с помощью схем и рисунков. Анализировавание и осмысливание текста задачи, переформулирование условия, моделирование условия с помощью схем и рисунков, построение логической цепочки рассуждений, решение задачи на доказательство чётности и нечетности, оценивание полученного ответа, осуществление самоконтроля, проверяя ответ на соответствие. (интерактивные модели). Самостоятельное определение последовательности выполнения заданий |
2 | Действия над числами. Определение значимости числа | 1 |
3 | Сравнение и упорядочения их | 1 |
4 | Решение нестандартных задач на признаки делимости | 1 |
5 | Задачи с числами | 1 |
6 | Старинные задачи | 1 |
7 | Арифметические ребусы | 1 |
8 | Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел | 1 |
9 | Решение нестандартных задач на применение свойств четных и нечетных чисел | 1 |
10 | Решение нестандартных задач на доказательство четности и нечетности чисел | 1 |
| Математические игры | 7 часов | |
1 | «Математический бой» | 1 | Игра в малых группах: каждая группа выбирает себе уровень Индивидуальные игры Уметь разгадывать головоломки, математические кроссворды Уметь составлять математические кроссворды. Уметь разгадывать магический квадрат |
2 | «Магический квадрат» | 1 |
3 | «Танграм» | 1 |
4 | Разгадывание ребусов | 1 |
5 | Головоломки | 1 |
6 | Математический коссворд | 1 |
7 | Составление кроссворда | 1 |
| Геометрические фигуры | 9 часов | |
1 | Треугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации | 1 | Уметь использовать терминологию, выдвигать гипотезы. Объяснять и опровергать с помощью контрпримеров Уметь моделировать и изображать на бумаге равновеликие и равносоставленные фигуры Моделировать ход решения с помощью рисунка Уметь описывать и характеризовать линии, изображать различные линии. Конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге |
2 | Четырехугольник. Строим геометрические фигуры | 1 |
3 | Распознавание на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры | 1 |
4 | Конструирование фигур | 1 |
5 | Закрашивание углов и подсчет углов | 1 |
6 | Определение основания фигуры | 1 |
7 | Решение нестандартных задач на геометрические фигуры | 1 |
8 | Решение олимпиадных классических задач | 1 |
9 | Построение геометрической фигуры | 1 |
| Решение задач | 8 часов | |
1 | Задачи-шутки | 1 | Уметь решать не знакомую задачу . Уметь строить речевые конструкции (вопросы). Саморегулировать деятельность на основе анализа данных. Уметь обосновывать, объяснять на примерах, переключаться и концентрироваться, разрабатывать стратегию, менять тактику. |
2 | Задачи-загадки | 1 |
3 | Таинственные истории | 1 |
4 | Задчи на определение возраста | 1 |
5 | Задачи, решаемые с конца | 1 |
6 | Задачи на взвешивание | 1 |
7 | Логические задачи. Несерьёзные задачи | 1 |
8 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 |
Виды деятельности
1. Устный счёт.
2. Проверка наблюдательности.
3. Игровая деятельность.
4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и
перекраивание.
5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов,
викторин.
6. Проектная деятельность.
7. Составление математических ребусов, кроссвордов.
8. Показ математических фокусов.
9. Участие в вечере занимательной математики.
10. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
11. Исследовательская деятельность.
12. Составление презентаций.
13.Поисковая деятельность (поиск информации).
Программа составлена учителем математики МБОУ СОШ № 18 посёлка Паркового Чуприна О.Н.
2018 г.