СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Математика - это интересно"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурояной деятелности предназначена для подготовки детей к олимпиадам по математике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Математика - это интересно"»

Муниципальное образование Тихорецкий район


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 посёлка Паркового

муниципального образования Тихорецкий район




УТВЕРЖДЕНА

решением педсовета протокол №1 от 31.08.2018 года

председатель педсовета

___________ Г.П.Власова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностИ

общеинтеллектуальной направленности

«Математика – это интересно»



Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-6 класс


Срок реализации программы - 1 год


Учитель – О.Н.Чуприна




















Рабочая программа по внеурочной деятельности

по математике

5-6 классы

« Математика – это интересно»


1. Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Одним из направлений нашего общества является развитие способностей всех его представителей. В этом нам помогает участие в олимпиадном движении. Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях. Математические олимпиады стимулируют углубленное изучение предмета и позволяют учащимся добиваться высоких результатов в сдаче ЕГЭ.

Чтобы добиться успешного участия школьников в математической олимпиаде, необходимо много тренироваться в решении нестандартных задач. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач.

Изучение данной программы дает возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде. Он направлен на расширение знаний по математике на развитие познавательного интереса к предмету и на развитие творческих способностей учащихся при решении олимпиадных задач по математике.

Данная программа рассчитана на 34 часа для преподавания учащимся 5-6 классов, занятия проводятся еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час

2. Цель и задачи курса


Цели курса:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроль результатов своего труда;

  • расширение математического кругозора, развитие нестандартного мышления, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения олимпиадных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • воспитание культуры математического мышления.

Задачи:

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики;

  • формирование логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот;

  • формирование у учащихся навыков решения нестандартных задач;

  • знакомство с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;

  • организация деятельности для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;

  • создание условий для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос;

  • развитие  пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;

  • развитие самостоятельной познавательной и творческой деятельности;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

     Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка. 


3.Планируемые результаты обучения


Обучающийся получит возможность:

-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;

-научиться некоторым приёмам решения комбинаторных задач;

-использовать догадку, интуицию;

-использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей.

Личностные результаты:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности;

-развитие нестандартного мышления.

-установление связи цели учебной деятельности и ее мотива — определение того, «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

-построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

-реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

-построение планов во временной перспективе.

Регулятивные:

-определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

- рефлексия способов и условий действий;

- самоконтроль и самооценка; критичность;

-выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

-оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты;

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

-контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

-формирование умения коллективного взаимодействия;


Метапредметные результаты:

- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда, использование его в ходе самостоятельной работы;

-применение изученных способов и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками;

-включение в групповую работу;

-сопоставление полученного результата с заданным условием.

-контролирование своей деятельности: обсуждение и исправление ошибок;

-алгоритм решения задачи;

-обоснование выполняемых и выполненных действий;

-выбор наиболее эффективного решения задачи;

-оценка готового решения задачи;

-осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля.


Предметные результаты:

-создание условий для математического развития;

-формирование умений выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы схемы, графики, диаграммы;

-формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.


Познавательные:

-умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

-умение оперировать со знакомой информацией; умение формировать обобщенный способ действия;

- умение моделировать задачу и ее условия, умение оценивать и корректировать результаты решения задачи;

-анализ сильных и слабых сторон получения результата в своей деятельности


4. Содержание программы

1. Числа

Системы счисления. Действия над числами. Решение нестандартных задач на признаки делимости. Задачи с числами и числовые головоломки. Арифметические ребусы. Свойства четных и нечетных чисел. Решение нестандартных задач на различные свойства чисел.

2.Математические игры

«Математический бой», «Магический квадрат», «Танграм». Разгадывание ребусов. Головоломки. Математический кроссворд. Составление кроссворда.

3 Геометрические фигуры

Классификация геометрических фигур. Закрашивание и подсчет углов фигуры. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». Конструирование фигур из треугольников. Решение олимпиадных задач.

4.Решение задач

Задачи-загадки, шутки. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения.


Место курса в учебном плане


Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа. Программа рассчитана на подростков 5-6 классов.



5-6 классы

№ п/п

Название темы

Общее количество часов

УУД


Числа

10 часов


1

Системы счисления. Решение нестандартных задач

1

Формировать стрессоустойчивость на основе саморегуляции, ответственного отношения к изученному материалу. Уметь решать классические задачи. Работа в парах, группах. Проводить исследования

Самостоятельно определять последовательности выполнения заданий.

Запись чисел в римской нумерации

Читать и записывать числа в непозиционной системе счисления (клинопись, римская нумерация)

Прогнозировать, выдвигать гипотезы. Сравнивать и классифицировать.

Применять разнообразные приёмы рационализации вычислений, записывать соответствующую цепочку равенств

Построение речевых конструкций в публичном выступлении. Формирование внимательного отношения к друзьям, эстетического сознания Формирование культуры планирования и оценивания. Выдвижение гипотезы, целеполагание, прогнозирование

Решать нестандартные задачи с помощью применения свойств четных и нечетных чисел Решать текстовые задачи арифметическим способом, использовать единиц времени. Моделировать условия с помощью схем и рисунков.

Анализировавание и осмысливание текста задачи, переформулирование условия, моделирование условия с помощью схем и рисунков, построение логической цепочки рассуждений, решение задачи на доказательство чётности и нечетности, оценивание полученного ответа, осуществление самоконтроля, проверяя ответ на соответствие. (интерактивные модели).

Самостоятельное определение последовательности выполнения заданий

2

Действия над числами. Определение значимости числа

1

3

Сравнение и упорядочения их

1

4

Решение нестандартных задач на признаки делимости

1

5

Задачи с числами

1

6

Старинные задачи

1

7

Арифметические ребусы

1

8

Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел

1

9

Решение нестандартных задач на применение свойств четных и нечетных чисел

1

10

Решение нестандартных задач на доказательство четности и нечетности чисел

1


Математические игры

7 часов


1

«Математический бой»

1

Игра в малых группах: каждая группа выбирает себе уровень

Индивидуальные игры

Уметь разгадывать головоломки, математические кроссворды

Уметь составлять математические кроссворды.

Уметь разгадывать магический квадрат

2

«Магический квадрат»

1

3

«Танграм»

1

4

Разгадывание ребусов

1

5

Головоломки

1

6

Математический коссворд

1

7

Составление кроссворда

1


Геометрические фигуры

9 часов


1

Треугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации

1

Уметь использовать терминологию, выдвигать гипотезы. Объяснять и опровергать с помощью контрпримеров

Уметь моделировать и изображать на бумаге равновеликие и равносоставленные фигуры

Моделировать ход решения с помощью рисунка

Уметь описывать и характеризовать линии, изображать различные линии. Конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге


2

Четырехугольник. Строим геометрические фигуры

1

3

Распознавание на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры

1

4

Конструирование фигур

1

5

Закрашивание углов и подсчет углов

1

6

Определение основания фигуры

1

7

Решение нестандартных задач на геометрические фигуры

1

8

Решение олимпиадных классических задач

1

9

Построение геометрической фигуры

1


Решение задач

8 часов


1

Задачи-шутки

1

Уметь решать не знакомую задачу .

Уметь строить речевые конструкции (вопросы). Саморегулировать деятельность на основе анализа данных.

Уметь обосновывать, объяснять на примерах, переключаться и концентрироваться, разрабатывать стратегию, менять тактику.



2

Задачи-загадки

1

3

Таинственные истории

1

4

Задчи на определение возраста

1

5

Задачи, решаемые с конца

1

6

Задачи на взвешивание

1

7

Логические задачи. Несерьёзные задачи

1

8

Задачи на разрезание и складывание фигур

1


Виды деятельности

1. Устный счёт.

2. Проверка наблюдательности.

3. Игровая деятельность.

4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и

перекраивание.

5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов,

викторин.

6. Проектная деятельность.

7. Составление математических ребусов, кроссвордов.

8. Показ математических фокусов.

9. Участие в вечере занимательной математики.

10. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

11. Исследовательская деятельность.

12. Составление презентаций.

13.Поисковая деятельность (поиск информации).


Программа составлена учителем математики МБОУ СОШ № 18 посёлка Паркового Чуприна О.Н.

2018 г.