Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вощиковская основная школа имени А.И.Королёва
Утверждена
Приказ по школе № от «___» 2018 г.
Директор школы подпись:___________
Рабочая программа
внеурочной деятельности для старших подростков (7 – 9 классы)
«Подготовка учащихся к Всероссийской предметной олимпиаде школьников по обществознанию»
на 2018-2019 учебный год
Направление деятельности:научно-познавательное
Составитель: Тихова Татьяна Алексеевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
2018 г.
I. Пояснительная записка
Всероссийская олимпиада школьников на сегодняшний день является важным инструментом выявления и поддержки одарённых детей, способных к углублённому изучению и научному исследованию того или иного предмета.В школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.Олимпиады помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Олимпиада – это не только грамота победителя или призёра, но и возможность самоутверждения и самовыражения ученика. Она стимулирует углубленное изучение предмета, служит развитию интереса к науке.Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, районе. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является основанием для зачисления в вуз без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к углубленному изучению предметов.В нашей школе уже не первый год наблюдается низкая результативность участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Была выявлена основная причина возникновения этой проблемы: отсутствие системы работы в школе с учащимися, потенциальными участниками олимпиад.Она и определили написание программы«Подготовка учащихся к Всероссийской предметной олимпиаде школьников по обществознанию».
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что:
программа учитывает возрастные особенности учащихся;
программа включает новые области знаний, расширяющие кругозор и дающие представления о системе социально-политических и других знаний вообще;
программа соответствует познавательным интересам и личностным запросам учащихся, ориентированных на образование в сфере социально-политических наук;
программа способствует реализации и развитию творческих способностей учащихся, стимулирует их инициативу и самостоятельность в учебе, в умственном и личностном развитии.
Программа внеурочной деятельности «Подготовка учащихся к Всероссийской предметной олимпиаде школьников по обществознанию» разработана на основе нормативных документов таких как:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Примерная ООП ООО, одобренная 8.04.2015 г. //Реестр ПООП Министерство образования и науки Российской Федерации.
Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Минобрнауки России №08-1755 от 26 августа 2016 г. «О методических рекомендациях для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (ред. от 17.11.2016)
Приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2009 №695 об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Р Ф от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Постановление от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях".
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОСобщего образования» от 12 мая 2011 г., № 03-296.
Письмо департамента образования Ярославской области от 11.08. 2014 № 1808/01-10 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования»
Письмо департамента образования Ярославской области от 02.08. 2016 № 24-3707/16 «Об образовательной деятельности в 2017/2018 учебном году».
Положение об организации внеурочной деятельности в МБОУ Вощиковской ОШ им. А.И.Королёва2015 г.
Программаработы с одарённымиобучающимисяна 2016-2019 годы в МБОУ Вощиковской ОШ им. А.И.Королёва
Положение о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиадышкольников в МБОУ Вощиковской ОШ им. А.И. Королева 2017 г.
Цель программы:подготовить старших подростков (обучающихся 7-9 классов) для участия вшкольном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.
Задачи:
выявить мотивированных обучающихся, проявляющих особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений, стремящихся к активному участию в жизни общества;
предоставить обучающимся возможность реализовать предметные способности по обществознанию;
организовать системное повторение соответствующих тем и разделов по предмету, чтобы работать сматериалом повышенной сложности;
обучить детей умению решать олимпиадные задания;
развить познавательные интересы школьников, умение самостоятельно добывать знания.
Олимпиады учащихся по обществознанию являются частью обществоведческого образования в школе.В основе олимпиадных заданий лежат действующие нормативные документы, определяющие обществоведческое образование в современной российской школе.
Школьный курс обществознания призван обеспечить целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, понимание согласованного обустройства социальной жизни для поддержания гармонии между обществом и природой и совершенствование самого человека.
Программа является модулемпрограммы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.Каждый из модулей программы внеурочной деятельности ОУ предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности подростков.Данная программа реализует такой видвнеурочной деятельности как познавательная.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).Формы проведения занятий: лекция-беседа, практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет,комментированное выполнение олимпиадных заданий, мини-олимпиада, самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой, дискуссия, интерактивная интеллектуальная игра, практикум по работе с текстами, консультация. Занятия аудиторные на базе МБОУ Вощиковской ОШ им.А.И Королёва. Форма работы на занятиях: индивидуальная и групповая.Виды деятельности:
Познавательная – анализ картографического и статистического материала; анализ графиков, таблиц, схем и диаграмм;решение обществоведческих задач; работа с научно-популярной литературой, справочным и энциклопедическим материалом; работа в сети Интернет.
Игровая – работа с лингвистическим конструктором;обществоведческим кроссвордом; викторина;интерактивная интеллектуальная игра;мини-олимпиада.
Проблемно-ценностное общение – дискуссия.
Участниками реализации программы являются:
обучающиеся 7-9 классов, которые имеют высокую мотивациюк учебной деятельности ивысокие показателив ней;
администрация школы, организующая условия реализации программы;
классные руководители, обеспечивающие участие обучающихся в реализации программы;
педагог школы, реализующий содержательную часть программы;
заведующая библиотекой, предоставляющая информационный ресурс для реализации программы;
социальные партнеры: сельская библиотека, предоставляющая информационный ресурс для реализации программы;
родители обучающихся, создающие им условия для реализации предметных способностей по обществознанию.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Материально-техническое обеспечение: классная комната, кабинет информатики, помещение библиотеки; оборудование – экран или интерактивная доска; технические средства - проектор, ноутбук или ПК,сканер, принтер; наличие канцелярских принадлежностей.
2.Нормативное обеспечение: наличие лицензии у ОУ на право образовательной деятельности; локального акта о работе с одарённымиобучающимися; локального акта «Положение о проведении внутришкольной олимпиады».
3.Информационное обеспечение:сеть Интернет, книги, энциклопедии, справочники из школьной и сельской библиотек.
4.Методическое обеспечение: комплекты олимпиадных заданий прошлых лет; для проведения школьного этапа олимпиады создаются Оргкомитет и Жюри;выделяется необходимое количество кабинетов; освобождаются учителя и школьники - участники олимпиады от занятий на время проведения олимпиады.
5.Кадровое обеспечение:наличие соответствующей квалификации педагогического работника ОУ, реализующего программу.
6.Организационное обеспечение: на занятиях поддерживается необходимая дисциплина, они проводятся при строгом соблюдении режима
проведения занятий, что позволяет избегать переутомления школьников.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов).
Участники программы | Права | Обязанности |
Обучающиеся 7-9 классов | Права обучающихся устанавливаются частью 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании в РФ». Учащиеся имеют право: на получение бесплатного образования; на знакомство с локальным актом «Положение о проведении внутришкольной олимпиады»; на обучение по индивидуальным учебным планам; на бесплатное пользование библиотечным фондом, материально-технической базой ОУ в образовательном процессе; на получение дополнительных образовательных услуг; на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. | Обязанности обучающихся устанавливаются частью 1 статьи 43 ФЗ «Об образовании в РФ». Учащиеся обязаны: соблюдать Устав ОУ, Правила поведения для учащихся, приказы директора; уважать права, честь и достоинство других учащихся, работников ОУ; быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в ОУ; сознательно относиться к учебе, своевременно являться на занятия, соблюдать порядок на рабочем месте; беречь имущество ОУ, бережно относиться к результатам труда других людей. |
Родители обучающихся | Права родителей имеют право выбирать с учетом мнения ребенка, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; имеет право на ознакомление с Порядком проведения школьного этапа олимпиады. имеет право на ознакомление с уставом ОУ,со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами образовательной деятельности ОУ; защищать права и законные интересы обучающихся. | Обязанности родителей обязаны заложить основы нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность; в письменной форме подтверждает ознакомление с Порядком проведения олимпиады; предоставляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на публикацию олимпиадной работы своего несовершеннолетнего ребёнка, в том числе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в случае, если он становится победителем или призером этапа олимпиады. соблюдать правила внутреннего распорядка организации,требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. |
Администрация школы | Права администрации школы принимать локальные нормативные акты учреждения в соответствии с Уставом школы; требовать от участников образовательного процесса, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. | Обязанности администрации школы соблюдать локальные нормативные акты; создавать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья обучающихся; обеспечить правильную организацию всей учебно-воспитательной работы, правильную постановку учѐта знаний и высокое качество преподавания; выполнение каждым учителем учебных планов, программ и расписания. |
Классные руководители | Права классного руководителя | Обязанностиклассного руководителя создать условия для развития личности обучающихся; создать условия для достижения планируемых воспитательных результатов программы внеурочной деятельности «Подготовка учащихся к Всероссийской предметной олимпиаде школьников по обществознанию». |
Педагог школы, реализующий программу | Педагогические работники имеют право на: свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой; право на участие в разработке образовательных программ, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, методическими материалами, музейными фондами, материально-техническими средствами для обеспечения образовательной деятельности. | Педагогические работники обязаны: соблюдать Устав ОУ; осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного курса, в соответствии с утвержденной рабочей программой; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; организовать работу по подготовке с олимпиадными заданиями. |
Заведующая школьной библиотекой. Социальные партнеры: сельская библиотека | Права библиотекаря | Обязанности библиотекаря обеспечить посетителей-учащихся необходимой литературой; помогает посетителям в подборе нужных книг, консультирует, дает рекомендации по выбору необходимой литературы; обеспечить охрану здоровья учеников, находящихся в библиотеке, в период учебного процесса. |
Учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть увлечен своим делом и обладать:
Целеустремленностью и настойчивостью.
Эмоциональной стабильностью.
Доброжелательностью.
Способностью к самоанализу.
Иметь широкий кругозор.
Активностью.
Гибкостью ума.
Креативностью.
Стрессоустойчивостью.
Быть профессионально грамотным, иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.
Владеть навыками индивидуализированного обучения:
уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;
уметь модифицировать учебные программы;
уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии;
использовать активные формы и методы обучения;
уметь организовать консультирование учащихся;
умение организовать учебное сотрудничество.
Реализация программы складывается из:
количественных и качественных характеристик информационно-методического оснащения информационно-библиотечного центра:ОУ располагает библиотекой с 2 местами для школьников ивыходом в сеть Интернет; располагает кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, предметными кабинетами, подключёнными к локальной сети Интернет и оснащенными интерактивным оборудованием;
комплектности обеспечения учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами:ОУ располагает необходимыми для реализации программы учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами;
качественных характеристик школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети: в ОУ имеется единая точка выхода в сеть Интернет, при увеличении числа пользователей, которым необходим выход в сеть Интернет, это эффективно, защищает Сеть от угроз извне, таких как: вирусы и взлом. Каждый пользователь имеет доступ только к определенной информации; на каждом ресурсе возможно сохранении только тех данных, которые определены политикой безопасности.
Оценивание результатов внеурочной деятельности осуществляется по следующим критериям:
1. повышение интереса к познавательной деятельности;
2. повышение мотивация к публичным выступлениям;
3. повышение социальной активности;
4. развитие навыков самостоятельной деятельности;
5.формирование ценностного отношения школьников к знаниям;
6.развитие любознательности;
7.повышение познавательной мотивации.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися программывнеурочной деятельности «Подготовка учащихся к Всероссийской предметной олимпиаде школьников по обществознанию».
В результате освоения курса учащиеся должны приобрестиследующие умения:
умение выполнять различные виды олимпиадных заданий;
умение анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе олимпиад материал;
умение выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с текстами, диаграммами, графиками и таблицами,с обществоведческими терминами, заданиями культурологической тематики,давать развернутый письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания – эссе и т.д.);
умение самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (пользоваться словарями различных видов и справочной литературой, онлайн тренингами по обществознанию, экономике и праву, расширять кругозор);
умение нестандартно подходить к решению задач, переносить знания в новую нестандартную ситуацию;
умение овладевать большим объемом информации, использовать альтернативные пути поиска информации.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
Формируемые УУД | Школьный этап олимпиады |
Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии. | Задания с выбором ответа Выбор одного из нескольких вариантов. Множественный выбор. Задания с рядами понятий, имен, фактов общественной жизни и т.д.: По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их. Продолжите ряды (вариант с дополнительным заданием — приведите примеры, характеризующие дополнительные элементы рядов). Заполните пропуск в ряду. Выявление лишнего в ряду и объяснение своего выбора. |
Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив. | Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных |
Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. | Познавательные задачи - анализ правовой ситуации, -рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа. Задания по работе с изобразительным рядом - опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с обществоведческими понятиями, теориями, социальными явлениями. |
Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: -причинно-следственный анализ; -определение сущностных характеристик; -поиск и извлечение информации по заданной теме; -перевод информации из одной знаковой системы в другую. | Поиск в данном перечне элементов соответствующим теоретическим критериям. 1. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» — «нет»). Работа со схемами составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение; начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например, государства, права и личности в демократическом правовом государстве с использованием. (дается список терминов). Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данныхПроанализируйте графические изображения экономических процессов Заполните сравнительную таблицу Работа с обществоведческими текстами: Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка). Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте. |
Объяснение изученных положений на конкретных примерах. | Формулирование краткого ответа на задание: «Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом» |
Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников. Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. | Задание на установление соответствия |
Сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации. Формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий. | Все типы заданий |
Личностные результаты:
1. умения оценивать поступки людей,
2. умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
3. умения выражать свои мысли и эмоции.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
способность извлекать информацию из разных источников; свободно пользоваться справочной литературой;
умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные:
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией.
Рефлексивные:
умение адекватно оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
умение адекватно оценивать работы своей деятельности и товарищей.
Предметные результаты:
умение применять знания, умения и навыки для решения обществоведческих, экономических, правовых и логических задач;
самоопределение в области своих познавательных интересов;
умение работать с информацией из разных источников;
умение планировать свою деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы.
Любознательность и сообразительность при выполнении разнообразных олимпиадных заданий.
Способность сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Внимательность, настойчивость, целеустремлённость, упорство в преодолении трудностей.
Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках социальных ролей, свойственных подростку.
Ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Способность аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Готовность и способность обучающихся к самообразованию и целенаправленной познавательной деятельности.
Способность осваивать новые социальные роли и правила, критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом.
Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению.
Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие даже этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников осуществляется и достижение результатов второго уровня - формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества, поэтому в содержание познавательной деятельности школьников привнесена ценностная составляющая. На занятиях по подготовке к олимпиаде по обществознанию организована работа школьников с воспитывающей информацией, им предлагается обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Обсуждение такой информации происходит в ходе внутригрупповой дискуссии, которая позволяют подростку соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с отношениями других детей, и может способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, опыт публичного выступления по теме с аргументацией выбранной позиции.Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над школьниками младших классов.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Это могут быть: обществоведческий кроссворд, задачи, олимпиадные задания, тесты, тексты для заполнения пропусков, творческие задания,анализ обществоведческого текста.
III. Тематический план.
Основные разделы программы
№ |
Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа потипам олимпиадных заданий. | 30 | 30 | |
3 | Система оценивания олимпиадных заданий | 1 | 1 | |
4 | Сочинения-эссе в заданиях олимпиады | 2 | 2 | |
5 | Мини-олимпиада по обществознанию | 1 | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел.Тема занятия | Кол-во часов | Вид занятия | Формы аттестации/ контроля | Дата проведения занятия |
Общее Общее | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Введение. Характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию | 1 | 1 | | Лекция-беседа | Тест | |
2 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Задания с выбором ответа. Выбор одного из нескольких вариантов. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Задания с выбором ответа. Выбор одного из нескольких вариантов. | |
3 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Задания с выбором ответа. Множественный выбор. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Задания с выбором ответа. Множественный выбор. | |
4 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятии. Принцип образования рядов. | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Принцип образования рядов. | |
5 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятии. Заполнение пропуска в ряду. | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Заполнение пропуска в ряду. | |
6 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятии. Определение лишнего в ряду. | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Тест | |
7 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. «Да» или «нет»? | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Тест | |
8 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия | 1 | 1 | | Комментированное выполнение олимпиадных заданий | Установление соответствия | |
9 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п.Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний. | 1 | 1 | | Комментированное выполнение олимпиадных заданий | Таблица | |
10 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п.Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний) | 1 | 1 | | Самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой | Работа с обществоведческими терминами. Лингвистический конструктор | |
11 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п.Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Закончите определения: | 1 | 1 | | Самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой | Работа с обществоведческими терминами. Закончите определения | |
12 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п.Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Обществоведческий кроссворд | 1 | 1 | | Самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой | Составление кроссворда | |
13 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Работа с иллюстративным рядом. Группировка приведенных изображений по определенным признакам. | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Работа с иллюстративным рядом. | |
14 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Задания культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию. | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Тестовое задание, включающее не менее 3 и не более 5 изображений социальных институтов или практик, культурных приспособлений, технических средств иинструментовприменяемых в различные эпохи в одном и том же виде практической деятельности, символы и знаки и т. д., где присутствует одно изображение, «выпадающее» из общего ряда. В этом случае школьнику будет необходимо: 1) узнать и записать название того, что изображено; описать изображенную практику или значение символа (знака); 2)определить основание классификации (что общего у всех изображений и/ или знаков). | |
15 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Задания культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию. | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | |
16 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа с картой. | 1 | 1 | | Самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой | Работа с картой. | |
17 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа со схемами. Составление схемы отношений обществоведческих понятий | 1 | 1 | | Консультация | Составление схемы отношений обществоведческих понятий | |
18 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа со схемами. Составление схемы отношений обществоведческих понятий | 1 | 1 | | Консультация | Составление схемы отношений обществоведческих понятий | |
19 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа:Работа со схемами.Заполнение пропусков в предложенных схемах. | 1 | 1 | | Консультация | Работа со схемами. | |
20 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа с диаграммой | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Работа с диаграммой | |
21 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа с диаграммой | 1 | 1 | | Практические занятия по решению олимпиадных заданий прошлых лет | Работа с диаграммой | |
22 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации.Анализ обществоведческого текста | 1 | 1 | | Дискуссия | Анализ обществоведческого текста | |
23 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации.Анализ обществоведческого текста | 1 | 1 | | Практикум по работе с текстами | Анализ обществоведческого текста | |
24 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации. Заполнение пропусков в обществоведческом тексте | 1 | 1 | | Практикум по работе с текстами | Заполнение пропусков в обществоведческом тексте | |
25 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Аргументация выбранной позиции | 1 | 1 | | Самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой | Аргументация выбранной позиции | |
26 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Обществоведческие задачи. Правовая задача | 1 | 1 | | Комментированное выполнение олимпиадных заданий | Решение правовых задач | |
27 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Обществоведческие задачи. Правовая задача. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа | 1 | 1 | | Комментированное выполнение олимпиадных заданий | Решение правовых задач | |
28 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Обществоведческие задачи. Экономическая задача | 1 | 1 | | Комментированное выполнение олимпиадных заданий | Решение экономических задач | |
29 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Обществоведческие задачи. Экономическая задача.Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа | 1 | 1 | | Комментированное выполнение олимпиадных заданий | Решение экономических задач | |
30 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Обществоведческие задачи. Логические задания | 1 | 1 | | Комментированноевыполнение олимпиадных заданий | Решение логических задач | |
31 | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа: Обществоведческие задачи. Логические задания.Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа. | 1 | 1 | | Комментированное выполнение олимпиадных заданий | Решение логических задач | |
32 | Система оценивания олимпиадных заданий. Ключи и критерии. | 1 | 1 | | Интерактивная интеллектуальная игра | Тест | |
33 | Сочинения-эссе в заданиях олимпиады. Разбор примеров эссе в в заданиях олимпиады | 1 | 1 | | Самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой | Сочинения-эссе | |
34 | Сочинения-эссе в заданиях олимпиады. Написание эссе. | 1 | 1 | | Самостоятельная работа с самоанализом и самооценкой | Сочинения-эссе | |
35 | Мини-олимпиада по обществознанию. Проведение мини-олимпиады по возрастным категориям по обществознанию. | 1 | 1 | | Мини-олимпиада | Мини-олимпиада | |
IV. Примерное содержание занятий.
№ | Содержание занятия | Уровень результатов |
I. | Характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Цели и задачи Всероссийской олимпиады школьников. Порядок проведения олимпиады. Участники школьного этапа олимпиады по обществознанию. Регламент проведения школьного этапа олимпиады. Общие организационные вопросы школьного этапа олимпиады. | Первый уровень Приобретение школьником социальных знаний |
II. | Разбор олимпиадных заданий школьного этапа. Типы олимпиадных заданий. Специфика заданий олимпиады. | Первый уровень Приобретение школьником социальных знаний |
2.1 | Задания с выбором ответа. Выбор одного из нескольких вариантов. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.2 | Задания с выбором ответа. Множественный выбор. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.3 | Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятий. Принцип образования рядов. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.4 | Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятий. Заполнение пропуска в ряду. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.5 | Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятий. Определение лишнего в ряду. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.6 | Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. «Да» или «нет»? Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.7 | Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.8 | Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.9 | Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний). Примеры: | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
2.10 | Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Закончите определения. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.11 | Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение правильности и ошибочности утверждений. Работа с обществоведческими терминами. Обществоведческий кроссворд. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.12 | Работа с иллюстративным рядом. Группировка приведенных изображений по определенным признакам. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.13 - 2.14 | Задания культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию. Формирование «нового взгляда» на привычный и не осознаваемый элемент окружающего человека культурного мира. Тестовое задание, включающее не менее 3 и не более 5 изображений социальных институтов или практик, культурных приспособлений, технических средств и инструментов, применяемых в различные эпохи в одном и том же виде практической деятельности, символы и знаки и т. д., где присутствует одно изображение, «выпадающее» из общего ряда. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.15 | Работа с картой. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.16 - 2.17 | Работа со схемами. Составление схемы отношений обществоведческих понятий. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.18 | Работа со схемами. Заполнение пропусков в предложенных схемах. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.19- 2.20 | Работа с диаграммой. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.21- 2.22 | Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации. Анализ обществоведческого текста. Примеры: | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
2.23 | Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации. Заполнение пропусков в обществоведческом тексте. Примеры: | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
2.24 | Аргументация выбранной позиции. Примеры: | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
2.25- 2.26 | Обществоведческие задачи. Решение правовых задач. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа. Примеры: | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
2.27- 2.28 | Обществоведческие задачи. Решение экономических задач. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа. Примеры: | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
2.29- 2.30 | Обществоведческие задачи. Логические задания. Решение логических задач. Задания на понимание логической формы. Задания на выведение правильного заключения из предложенных посылок. Задания на установление соответствия. Задания на нестандартное мышление. Анализ ошибок в решении олимпиадных заданий школьного этапа. Примеры: | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
III. | Система оценивания олимпиадных заданий Ключи и критерии ответов. Критерии проверки и оценивания выполненных заданий. Особенности оценивания логических задач. | Первый уровень Приобретение школьником социальных знаний |
IV. | Сочинения-эссе в заданиях олимпиады. | Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
4.1 – 4.2 | Примеры эссе по обществознанию и их анализ. | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
V. | Мини-олимпиада по обществознанию. Проведение мини-олимпиады по возрастным категориям по обществознанию. | Второй и третий уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия |
Автономов В.А. Введение в экономику. Учебник для средней школы для 9-10 классов. М.: Вита — Пресс, 2010
Арбузкин А.М. Обществознание. В 2-х т. Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2015
Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 6 и 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС /Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой — М.: Просвещение, 2015.
Григорьев Д.В.,Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников.
Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Составитель: С.Г.Зубанова, Н.И. Чеботарева. М.: Глобус, 2009 г.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений — М.: Вита — Пресс, 2010.
Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Обществознание. 5 и 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. М.: Дрофа, 2014.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2017-2018 гг.
Школьные олимпиады. Составитель: Уткина Э.В. М.: Айрис-пресс, 2014
http://rosolymp.ru/— федеральный портал «Всероссийская олимпиада школьников»
http://olymp.hse.ru/mmo— раздел «Олимпиады для школьников» на сайте НИУ ВШЭ
http://olymp.hse.ru/vseross/— информационный портал НИУ ВШЭ о проведении заключительного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию.
http://moshist.ru/ — Московская олимпиада школьников
по обществознанию
Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 6 и 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС /Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой — М.: Просвещение, 2015.
Кроссворды для школьников. Составитель: А.И. Скороспелов. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов –на –Дону, «Легион», 2014
Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Обществознание. 5 и 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. М.: Дрофа, 2014.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. Обществознание. 5-9 классы. М., «Айрис – пресс», 2010
http://rosolymp.ru/— федеральный портал «Всероссийская олимпиада школьников»
http://olymp.hse.ru/mmo— раздел «Олимпиады для школьников» на сайте НИУ ВШЭ
http://moshist.ru/—Московская олимпиада школьников по обществознанию
Приложения
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
5–6 КЛАССЫ 2016–2017 ГОД
I. Задания с выбором ответа
Выбор одного из нескольких вариантов.
I. Выберите правильный ответ (1 балл за правильный ответ)
1.Человек становится личностью:
А) с момента рождения
Б) в процессе общения с другими людьми
В) к концу своей жизни
Г) обучаясь в школе
2. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
А) Коллективом
Б) Группой
В) Семьей
Г) Командой
8. Какая из пословиц устарела, не подходит для современной школы:
А) « кто грамоте горазд, тому не пропасть»
Б) «азбука наука, а ребятам мука»
В) «повторение-мать учения»
Г) «без палки нет учения»
II. Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятий
Что является лишним в ряду: украинец, немец, русский, москвич, казах? 1 балл
Ответ: ___________________________________________________
III. Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п.Определение правильности и ошибочности утверждений.
1.«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1 балл за правильный ответ
1) Отличительной чертой человека является способность мыслить.
2) Человек должен уважать только себя, а не окружающих его людей.
3) Каждая личность обладает собственным взглядом на окружающий мир.
4) Свободу, жизнь и достоинство человека признают общечеловеческими ценностями.
5) Человеку легко контролировать свои эмоции.
2. Установление соответствия
Установите соответствие между видами деятельности человека и пословицами и поговорками о них. Свой ответ внесите в таблицу. 1 балл за правильный ответ
А) Труд | 1) «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки». |
Б) Ученье | 2) «Не за своё дело не берись, а за своим —не ленись». |
В) Игра | 3) «Мир освещается солнцем, а человек знанием». |
| 4) «У нашего молодца нет забавам конца». |
| 5) «Азбука —к мудрости ступенька». |
| 6) «Больше дела, меньше слов». |
3.Закончите определение:
Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для его жизни и развития, называют
IV. Работа с иллюстративным рядом
Выберите из всех представленных гербов современный герб России.
А)
Б)
В)
Г)