СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Домисолька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Домисолька"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Домисолька"»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дмисолька»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Веселые нотки»  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - Сан Пин 2.4.2.2821 - 10;

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Занятия по этой программе помогают развить музыкальные способности детей.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

Новизна программы состоит в том, что детям прививается интерес к пению, традициям хоровой культуры.

      Цель – формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

       Задачи:

-обучить детей вокальным навыкам;

-развивать музыкально-эстетический вкус;

- привить навыки сценического поведения;

-привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

-формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

-развить музыкальные способности детей;

-развивать интерес обучающихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;

-развить музыкальные способности обучающихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

-потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;

-эмоционально-ценностное отношение к музыке.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Занятия хоровым пением, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение хоровой музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умений;

  • овладение УУД.

Внимание на хоровых занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на хоровую и вокальную музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Особенность программы в том, что она универсально подходит для работы как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей.

Данная программа позволяет достичь достаточно высоких результатов не только в работе с талантливыми ребятами, но и с детьми со средними способностями. Если путь к достижению цели программы представить в виде ступеней, то:

- первая ступень – это адаптация ребенка в творческой группе («Я тоже пою»);

- вторая ступень – мотивация к овладению знаниями и умениями, («Чтобы выступать на сцене, нужно…»);

- третья ступень – повышение самооценки и стремление к восхождению («У меня получается, и я хочу добиться большего»);

Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, - развить их  и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.

Программа построена так, чтобы  соблюдались все условия развития творческих способностей детей:

-создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность (обстановки, опережающей развитие детей);

-мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его все выше и выше;

- превращение предварительного обучения в доброжелательную помощь;

- предоставление возможностей ребенку сообразить самостоятельно, как нужно действовать в тех случаях, когда нужен анализ собственных ощущений (например, положение голосовых связок при звукоизвлечении).


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Веселые нотки».


Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях района и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального курса «Веселые нотки» являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в месяц проходят праздничные концерты, посвященные памятным датам, а также выступления на школьных мероприятиях и мероприятиях района. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления обучающихся.

















Содержание учебного курса.

(33 часа)

Вводное занятие.

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.

Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Развитие навыков уверенного пения.

Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

  • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

  • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

  • пауза (долгая, короткая);

  • акцент (лёгкий, сильный);

  • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

  • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

  • лад (мажорный, минорный, переменный);

  • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

  • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

  • регистр (высокий, средний, низкий);

  • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).



Работа над репертуаром.

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение.

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива с учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на школьных праздниках.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.









Ожидаемые результаты.

   К концу учебного года обучающиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

- пение в унисон;

- передача простого ритмического рисунка;

- четкая дикция;

- свободное владение дыханием;

- способность передать характер произведения;

- репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- различать жанры музыки (песня, танец, марш);

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  мелодию, ритм;

- различать музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.



















Календарно – тематическое планирование учебного курса.


Тема


Основные виды учебной деятельности

обучающихся

1

Вводное занятие.

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Исполнение знакомых песен

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о школе.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Разучивание песен о школе.

3-4

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Разучивание песен о осени.

5-6

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Разучивание песен о друзьях.

7

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Разучивание песен о России.

8-9

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Разучивание песен о маме, доме, семье.

10-11

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме.

Работа над точным звучанием унисона.

Разучивание песен о зиме.

12-13

Репетиции, участие в Новогоднем утреннике.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Исполнение новогодних песен.

14-16

Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры.

Знакомство с понятием народная песня. Знакомство с праздником Рождество.

Разучивание рождественских колядок и песен.

17

Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни.

Беседа о культуре поведения на сцене.

Разучивание шуточных народных песен.

18-19

Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Разучивание песен о животных.

20 -21

Праздник «Масленица».

Знакомство с праздником «Масленица».

Пение народных песен

22-24

Песни о маме и бабушке.

Разучивание песен к 8 марта. Навыки пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.

25

Сценический образ, сценическое движение. Театр пантомимы и пародий.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Знакомство с понятиями пантомима, пародия. Пение песен с движениями.

26-27

Песни Великой Победы.

Разучивание песен о войне, Родине, солдатах .

28-29

Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы.

Работа над точным звучанием унисона. Исполнение песен о Победе.

30-31

Песни лета.

Навыки пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Разучивание песен о лете. Игровые песни.

32-33

Музыкальная мозаика.

Навыки пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Разучивание песен о школе.

Итого: 33 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!