СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорога добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорога добра". 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорога добра"»



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного курса «Дорога добра» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, а также в соответствии с запросом учащихся и их родителей (законных представителей).

Актуальность программы внеурочной деятельности заключается в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Дорогами добра» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».

Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель: формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.

Задачи:

  1. развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  2. воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;

  3. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);

  4. предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;

  5. прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;

  6. уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;

  7. выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.

Сроки реализации программы:

Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа).

Курс внеурочной деятельности «Дорога добра» представляет собой вариант рабочей программы по организации внеурочной деятельности школьников и предназначен для реализации духовно-нравственного направления деятельности обучающихся 3 класса.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю по 40 мин.

Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорога добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для достижения поставленных задач используются следующие формы организации деятельности:

- игровая;

- познавательная;

- конкурсы;

- сюжетно – ролевые игры;

- диалог;

- экскурсия;

- просмотр мультфильмов;

- посещение библиотеки.

Место предмета в учебном плане.

«Дорога добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа – 1час в неделю.

Результаты изучения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Метапредметными результатами изучения курса «Дорога добра» является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

  • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других людей.

  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Программа состоит из 4 разделов:

  • Правила общения

  • Этика отношений в коллективе

  • Школьный этикет

  • Доброе слово, что ясный день



Содержание программы «Дорога добра» 3 класс

Раздел 1. Правила общения (9 часов)

Тема 1. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 2. Слова приветствия

Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

Тема 3. Толерантность

Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».

Тема 4. Веселые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

Тема 5-6. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.

Тема 7. Умеем общаться.

Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

Тема 8. Слово утешает.

Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.

Тема 9. Обращение к собеседнику.

Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

Тема 10. Мы идем в гости.

Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

Тема 11. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

Тема 12. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

Тема 13. Каждый интересен.

Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 14. Будем знакомы.

Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.

Тема 15. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.

Тема 16. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.

Тема 17. Коллектив начинает меняться.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.

Раздел 3. Школьный этикет. (9 часов)

Тема 18.Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

Тема 19. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.

Тема 20.. Если радость на всех одна.

Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».

Тема 21. Мой класс – мои верные друзья.

Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 22. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».

Тема 23. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.

Тема 24. Делу – время, потехе – час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.

Тема 25-26. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.

Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(8ч)

Тема 27. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.

Тема 28. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

Тема 29. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

Тема 30. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.

Тема 31. Тепло родного дома.

Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 32. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.

Тема 33-34. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

1

Правила общения

9

4

5

2

Этика отношений в коллективе

8

4

4

3

Школьный этикет

9

4

5

4

Доброе слово, что ясный день

8

4

4


Итого

34ч

16ч

18ч


Календарно – тематическое планирование

3 класс

Название темы

Количество часов

Дата

Правила общения. 9ч

1

Узнай себя

1


2

Слова приветствия

1


3

Толерантность

1


4

Веселые правила хорошего тона.

1


5-6

Дружим с добрыми словами

2


7

Умеем общаться

1


8

Слово утешает

1


9

Обращение к собеседнику

1



Этика отношений в коллективе. 8ч

10

Мы идем в гости

1


11

Подари дело и слово доброе

1


12

Подарок коллективу

1


13

Каждый интересен

1


14

Будем знакомы

1


15

Когда рядом много людей

1


16

Чтобы быть коллективом

1


17

Коллектив начинает меняться

1


Школьный этикет. 9ч

18

Школьные правила этикета

1


19

Простые правила этикета

1


20

Если радость на всех одна

1


21

Мой класс – мои верные друзья

1


22

О дружбе мальчиков и девочек

1


23

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

1


24

Делу – время, потехе – час.

1

25-26

Вот школа, дом, где мы живем.

2


Доброе слово, что ясный день. 8ч

27

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1


28

Хорошие песни к добру ведут.

1


29

Любим добрые поступки.

1


30

Добрым жить на белом свете радостно.

1


31

Тепло родного дома.

1


32

Как решать семейные проблемы.

1


33-34

Доброта, что солнце.

2


Всего 34ч


Литература

1.Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2.Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 199.

3.Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
4.Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
5.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
6.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
7.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
8.Максимова Т.Н. Классные часы 3 класс Москва «Вако», 2011г.
9.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
10.Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
11.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

12.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
13.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010

14.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
15.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!