Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса «Дорога добра» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, а также в соответствии с запросом учащихся и их родителей (законных представителей).
Актуальность программы внеурочной деятельности заключается в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Дорогами добра» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель: формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.
Сроки реализации программы:
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа).
Курс внеурочной деятельности «Дорога добра» представляет собой вариант рабочей программы по организации внеурочной деятельности школьников и предназначен для реализации духовно-нравственного направления деятельности обучающихся 3 класса.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю по 40 мин.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорога добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для достижения поставленных задач используются следующие формы организации деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
- экскурсия;
- просмотр мультфильмов;
- посещение библиотеки.
Место предмета в учебном плане.
«Дорога добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа – 1час в неделю.
Результаты изучения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Метапредметными результатами изучения курса «Дорога добра» является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Программа состоит из 4 разделов:
Правила общения
Этика отношений в коллективе
Школьный этикет
Доброе слово, что ясный день
Содержание программы «Дорога добра» 3 класс
Раздел 1. Правила общения (9 часов)
Тема 1. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 2. Слова приветствия
Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.
Тема 3. Толерантность
Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».
Тема 4. Веселые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.
Тема 5-6. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.
Тема 7. Умеем общаться.
Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.
Тема 8. Слово утешает.
Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.
Тема 9. Обращение к собеседнику.
Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.
Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)
Тема 10. Мы идем в гости.
Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.
Тема 11. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.
Тема 12. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.
Тема 13. Каждый интересен.
Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 14. Будем знакомы.
Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.
Тема 15. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.
Тема 16. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.
Тема 17. Коллектив начинает меняться.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.
Раздел 3. Школьный этикет. (9 часов)
Тема 18.Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.
Тема 19. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.
Тема 20.. Если радость на всех одна.
Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».
Тема 21. Мой класс – мои верные друзья.
Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 22. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».
Тема 23. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.
Тема 24. Делу – время, потехе – час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.
Тема 25-26. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.
Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(8ч)
Тема 27. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.
Тема 28. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.
Тема 29. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.
Тема 30. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.
Тема 31. Тепло родного дома.
Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 32. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.
Тема 33-34. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Правила общения | 9 | 4 | 5 |
2 | Этика отношений в коллективе | 8 | 4 | 4 |
3 | Школьный этикет | 9 | 4 | 5 |
4 | Доброе слово, что ясный день | 8 | 4 | 4 |
| Итого | 34ч | 16ч | 18ч |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ | Название темы | Количество часов | Дата |
Правила общения. 9ч |
1 | Узнай себя | 1 | |
2 | Слова приветствия | 1 | |
3 | Толерантность | 1 | |
4 | Веселые правила хорошего тона. | 1 | |
5-6 | Дружим с добрыми словами | 2 | |
7 | Умеем общаться | 1 | |
8 | Слово утешает | 1 | |
9 | Обращение к собеседнику | 1 | |
| Этика отношений в коллективе. 8ч |
10 | Мы идем в гости | 1 | |
11 | Подари дело и слово доброе | 1 | |
12 | Подарок коллективу | 1 | |
13 | Каждый интересен | 1 | |
14 | Будем знакомы | 1 | |
15 | Когда рядом много людей | 1 | |
16 | Чтобы быть коллективом | 1 | |
17 | Коллектив начинает меняться | 1 | |
Школьный этикет. 9ч |
18 | Школьные правила этикета | 1 | |
19 | Простые правила этикета | 1 | |
20 | Если радость на всех одна | 1 | |
21 | Мой класс – мои верные друзья | 1 | |
22 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | |
23 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 | |
24 | Делу – время, потехе – час. | 1 | |
25-26 | Вот школа, дом, где мы живем. | 2 | |
Доброе слово, что ясный день. 8ч |
27 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | 1 | |
28 | Хорошие песни к добру ведут. | 1 | |
29 | Любим добрые поступки. | 1 | |
30 | Добрым жить на белом свете радостно. | 1 | |
31 | Тепло родного дома. | 1 | |
32 | Как решать семейные проблемы. | 1 | |
33-34 | Доброта, что солнце. | 2 | |
Всего 34ч
Литература
1.Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2.Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 199.
3.Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
4.Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
5.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
6.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
7.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
8.Максимова Т.Н. Классные часы 3 класс Москва «Вако», 2011г.
9.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
10.Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
11.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
12.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
13.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010
14.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
15.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
10