СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Дорогою Добра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» разработана по  духовно-нравственному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Актуальность программы  внеурочной деятельности «Дорогою добра» определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дорогою Добра"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Высоковская СШ»

Новодугинского района Смоленской области




«РАССМОТРЕНО»

Протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2018.

Председатель педагогического совета

_____________Соколова Л.Д.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

____________Тихонова Н.А.


30.08.2018.


«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 30.08.2018. № 83

Директор школы

_________Соколова Л.Д.




Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Дорогою добра»

для 5 класса

Срок реализации: 1 год

Количество часов по программе: 34 часов (1 час/нед.)

Составитель: Ефименко Е.П.







с. Высокое

2018





Пояснительная записка

Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 31.12.2015г.);

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.05.2015г. №996);

  • Основ государственной молодёжной политики РФ на период до2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014г. №2403-р);

  • Областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 гг. (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013г. №984);

  • Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области (утверждена распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014г. №1293-р/адм.);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Высоковская СШ»;

  • Положения о внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская СШ»;

  • Положения о рабочих программах курсов внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская СШ»;

  • Плана внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «Высоковская СШ» на 2018-2019 учебный год.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» разработана по духовно-нравственному направлению развития личности в соответствии ФГОС. (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»). Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований по методике «Сфера интересов» (О.И. Мотков) область интересов обучающихся 5 класса: общение. По результатам анкетирования «Выбор курсов внеурочной деятельности» большинство обучающихся выбрало кружок «Дорогою добра». В анкете по изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детей,  для родителей наиболее привлекательное духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Родители хотели бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности духовному воспитанию детей, так как одной из форм

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

В программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ «Высоковская СШ» одним из основных направлений является

воспитание духовно – нравственной личности (ценности: патриотизм, солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература.) 

Новизна курса заключается в том, что воспитание духовно – нравственной личности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников.

Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Цель программы: создание условий для формирования  у школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;

  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

  • познакомить с  правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;

  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.


Программа кружка «Дорогою добра» рассчитана на обучающихся 5 класса возраста 12 лет. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в учебный год.

Изложение теоретического материала занятий может осуществляться с помощью традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, презентаций, наглядного материала. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. В конце обучения предполагается выполнение и защита творческих работ.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Дорогою добра»



Критерии


Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

программы

Личностные результаты:


Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

(базовая ценность: знание)







Прогнозируемый воспитательный результат:

  • предполагает приобретение уч-ся представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • Результат выражается в способности детьми эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; (1 уровень)


  • неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • Результат проявляется в активном действии школьников самостоятельном выборе помощи.

(2 уровень)


  • предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Результат проявляется в доброжелательном и заботливом отношении к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания школьника. В участии школьников в благотворительных акциях. (3 уровень)



Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • Обучающиеся, получив знания будут нравственно развитой личностью, способной формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;








Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков»





Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)







Методика «Направленность личности» (С.Ф.Спичак, А.Г. Синицин)




Мини-проект.


Диагностика уровня воспитанности








Сентябрь






Март









Апрель










Апрель



Май

Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в деятельности

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

«Коммуникативные и организаторские склонности» - КОС (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)



Январь

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;


Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 умение координировать свои усилия с усилиями других. •формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности

Методика выявления коммуникативных склонностей (Р.В. Овчарова)


Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. (М.И. Рожков)



Метод «Рефлексивная мишень»



Февраль







Май




В течение учебного года

Познавательные УУД


 добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. •осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Смысловое чтение


Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.

Школьный тест умственного развития - ШТУР

Февраль





Содержание курса внеурочной деятельности «Дорогою добра»

Виды деятельности

Формы реализации/ уровень воспитательных результатов

1. Правила общения (8 часов)


Познавательная

Познавательная беседа, презентация и слайд-шоу, мини-лекция. (1 уровень)


2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)


Познавательная, проблемно-ценностное общение

Презентация и слайд-шоу, мини-лекция, познавательная беседа, просмотр и обсуждение презентации. (1 уровень)


3. Школьный этикет. (8часов)


Познавательная

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. (2уровень)

4. Доброе слово, что ясный день. (10часов)

Проблемно-ценностное общение, познавательная

Участие в благотворительных акциях, оказание помощи старшим, взаимопомощь. (3уровень)



Тематическое планирование

п\п

Содержание курса

Кол-во часов



Дата

Теория

Практика

  1. Правила общения (8ч)

1

Узнай себя

1


04.09

2

Слова приветствия


1

11.09

3

Толерантность

1


18.09

4

Веселые правила хорошего тона.

1


25.09

5

Дружим с добрыми словами

1


02.10

6

Умеем общаться


1

09.10

7

Слово утешает

1


16.10

8

Обращение к собеседнику


1

23.10

2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

9

Мы идем в гости

1


06.11

10

Подари дело и слово доброе


1

13.11

11

Подарок коллективу


1

20.11

12

Каждый интересен

1


27.11

13

Будем знакомы

1


04.12

14

Когда рядом много людей


1

11.12

15

Чтобы быть коллективом

1


18.12

16

Коллектив начинает меняться

1


25.12

3. Школьный этикет. (8часов)

17

Школьные правила этикета

1


15.01

18

Простые правила этикета

1


22.01

19

Если радость на всех одна

1


29.01

20

Мой класс – мои верные друзья

1


05.02

21

О дружбе мальчиков и девочек

1


12.02

22

Чего в другом не любишь, того и сам не делай


1

19.02

23

Делу – время, потехе – час.


1

26.02

24

Вот школа, дом, где мы живем.

1


05.03

4. Доброе слово, что ясный день. (10часов)

25

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1


12.03

26

Хорошие песни к добру ведут.

1


19.03

27

Любим добрые поступки.


1

02.04

28

Добрым жить на белом свете радостно.


1

09.04

29

Тепло родного дома.

1


16.04

30

Как решать семейные проблемы.


1

23.04

31

Как решать семейные проблемы.

1


30.04

32

Доброта, что солнце.


1

07.05

33

Доброта, что солнце.


1

14.05

34

Доброта, что солнце.


1

21.05



Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности



Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Литература:

  • 1.Программы внеурочной деятельности, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»: М. – Просвещение, 2011 год;

  1. 2. С.В.Терентьева, А.В.Иванова, С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичева. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. – М.: Просвещение, 2013.




Алгоритмы деятельности



Контрольно- измерительные материалы

Анкеты и тесты используемых диагностических методик.


1.Фото-видеоотчеты.

2 Грамоты, дипломы.

3.Сценарии.

4.Анкеты.

5.Тесты.

6.Портфолио.

7.Отзывы.

8.Афиши.

9.Презентация творческого альбома «Мои достижения»


Техническое оснащение, необходимое для реализации программы курса внеурочной деятельности: ноутбук.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!