Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская СШ»
Новодугинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» Протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2018. Председатель педагогического совета _____________Соколова Л.Д. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР ____________Тихонова Н.А. 30.08.2018. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 30.08.2018. № 83 Директор школы _________Соколова Л.Д. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Дорогою добра»
для 5 класса
Срок реализации: 1 год
Количество часов по программе: 34 часов (1 час/нед.)
Составитель: Ефименко Е.П.
с. Высокое
2018
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 31.12.2015г.);
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.05.2015г. №996);
Основ государственной молодёжной политики РФ на период до2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014г. №2403-р);
Областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 гг. (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013г. №984);
Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области (утверждена распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014г. №1293-р/адм.);
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Высоковская СШ»;
Положения о внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская СШ»;
Положения о рабочих программах курсов внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская СШ»;
Плана внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «Высоковская СШ» на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» разработана по духовно-нравственному направлению развития личности в соответствии ФГОС. (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»). Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований по методике «Сфера интересов» (О.И. Мотков) область интересов обучающихся 5 класса: общение. По результатам анкетирования «Выбор курсов внеурочной деятельности» большинство обучающихся выбрало кружок «Дорогою добра». В анкете по изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детей, для родителей наиболее привлекательное духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Родители хотели бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности духовному воспитанию детей, так как одной из форм
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ «Высоковская СШ» одним из основных направлений является
воспитание духовно – нравственной личности (ценности: патриотизм, солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература.)
Новизна курса заключается в том, что воспитание духовно – нравственной личности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Программа кружка «Дорогою добра» рассчитана на обучающихся 5 класса возраста 12 лет. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в учебный год.
Изложение теоретического материала занятий может осуществляться с помощью традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, презентаций, наглядного материала. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. В конце обучения предполагается выполнение и защита творческих работ.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения программы |
Личностные результаты: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (базовая ценность: знание) | Прогнозируемый воспитательный результат: предполагает приобретение уч-ся представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; Результат выражается в способности детьми эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; (1 уровень) неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; Результат проявляется в активном действии школьников самостоятельном выборе помощи. (2 уровень) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Результат проявляется в доброжелательном и заботливом отношении к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания школьника. В участии школьников в благотворительных акциях. (3 уровень) Прогнозируемый воспитательный эффект: Обучающиеся, получив знания будут нравственно развитой личностью, способной формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; | Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков» Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) Методика «Направленность личности» (С.Ф.Спичак, А.Г. Синицин) Мини-проект. Диагностика уровня воспитанности | Сентябрь Март Апрель Апрель Май |
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД | Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в деятельности • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | «Коммуникативные и организаторские склонности» - КОС (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) | Январь |
Коммуникативные УУД | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. •формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; •допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности | Методика выявления коммуникативных склонностей (Р.В. Овчарова) Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. (М.И. Рожков) Метод «Рефлексивная мишень» | Февраль Май В течение учебного года |
Познавательные УУД | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. •осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Смысловое чтение Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем. | Школьный тест умственного развития - ШТУР | Февраль |
Содержание курса внеурочной деятельности «Дорогою добра»
Виды деятельности | Формы реализации/ уровень воспитательных результатов |
1. Правила общения (8 часов) |
Познавательная | Познавательная беседа, презентация и слайд-шоу, мини-лекция. (1 уровень) |
2. Этика отношений в коллективе. (8 часов) |
Познавательная, проблемно-ценностное общение | Презентация и слайд-шоу, мини-лекция, познавательная беседа, просмотр и обсуждение презентации. (1 уровень) |
3. Школьный этикет. (8часов) |
Познавательная | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. (2уровень) |
4. Доброе слово, что ясный день. (10часов) |
Проблемно-ценностное общение, познавательная | Участие в благотворительных акциях, оказание помощи старшим, взаимопомощь. (3уровень) |
Тематическое планирование
№ п\п | Содержание курса | Кол-во часов | Дата |
Теория | Практика |
Правила общения (8ч) |
1 | Узнай себя | 1 | | 04.09 |
2 | Слова приветствия | | 1 | 11.09 |
3 | Толерантность | 1 | | 18.09 |
4 | Веселые правила хорошего тона. | 1 | | 25.09 |
5 | Дружим с добрыми словами | 1 | | 02.10 |
6 | Умеем общаться | | 1 | 09.10 |
7 | Слово утешает | 1 | | 16.10 |
8 | Обращение к собеседнику | | 1 | 23.10 |
2. Этика отношений в коллективе. (8 часов) |
9 | Мы идем в гости | 1 | | 06.11 |
10 | Подари дело и слово доброе | | 1 | 13.11 |
11 | Подарок коллективу | | 1 | 20.11 |
12 | Каждый интересен | 1 | | 27.11 |
13 | Будем знакомы | 1 | | 04.12 |
14 | Когда рядом много людей | | 1 | 11.12 |
15 | Чтобы быть коллективом | 1 | | 18.12 |
16 | Коллектив начинает меняться | 1 | | 25.12 |
3. Школьный этикет. (8часов) |
17 | Школьные правила этикета | 1 | | 15.01 |
18 | Простые правила этикета | 1 | | 22.01 |
19 | Если радость на всех одна | 1 | | 29.01 |
20 | Мой класс – мои верные друзья | 1 | | 05.02 |
21 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | | 12.02 |
22 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | | 1 | 19.02 |
23 | Делу – время, потехе – час. | | 1 | 26.02 |
24 | Вот школа, дом, где мы живем. | 1 | | 05.03 |
4. Доброе слово, что ясный день. (10часов) |
25 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | 1 | | 12.03 |
26 | Хорошие песни к добру ведут. | 1 | | 19.03 |
27 | Любим добрые поступки. | | 1 | 02.04 |
28 | Добрым жить на белом свете радостно. | | 1 | 09.04 |
29 | Тепло родного дома. | 1 | | 16.04 |
30 | Как решать семейные проблемы. | | 1 | 23.04 |
31 | Как решать семейные проблемы. | 1 | | 30.04 |
32 | Доброта, что солнце. | | 1 | 07.05 |
33 | Доброта, что солнце. | | 1 | 14.05 |
34 | Доброта, что солнце. | | 1 | 21.05 |
Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | Литература: 1.Программы внеурочной деятельности, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»: М. – Просвещение, 2011 год; 2. С.В.Терентьева, А.В.Иванова, С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичева. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. – М.: Просвещение, 2013. | |
Алгоритмы деятельности | | |
Контрольно- измерительные материалы | Анкеты и тесты используемых диагностических методик. | 1.Фото-видеоотчеты. 2 Грамоты, дипломы. 3.Сценарии. 4.Анкеты. 5.Тесты. 6.Портфолио. 7.Отзывы. 8.Афиши. 9.Презентация творческого альбома «Мои достижения» |
Техническое оснащение, необходимое для реализации программы курса внеурочной деятельности: ноутбук.