СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Дорогою добра".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по внеурочной деятельности "Дорогою добра" по авторской программе Х.Т. Загладиной, И.Б. Шульгиной.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дорогою добра".»

Программа внеурочной деятельности для 6 класса «Дорогою добра» разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  4. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"

  5. Санитарно - эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011г, регистрационный номер 19993, с изменениями и дополнениями.

  6. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 32» на 2021- 2022 учебный год.

  7. Календарный учебный график на 2021 - 2022 учебный год.


С целью обеспечения достижений требований результатов образовательной программы учитель использует авторскую программу Х.Т. Загладиной и И.Б. Шульгиной «Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» 5-9 классы». Москва. «Русское слово», 2019.

Рабочая программа рассчитана на изучение курса в количестве 1 часа в неделю, 35 часов в год.






Цель программы: формирование социальных компетенций, гражданских установок и активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в добровольческую (волонтёрскую) деятельность.

Задачи курса:

- Инициирование и развитие добровольческого (волонтёрского) движения в общеобразовательной организации через создание детских общественных объединений;

- формирование социальных компетенций у обучающихся на основе практико-ориентированной социально полезной деятельности;

- ознакомление обучающихся с принципами добровольчества (волонтёрства), основанными на традициях благотворительности;

- воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного отношения к людям различных социальных групп;

- побуждение обучающихся действовать в рамках уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- создание условий для освоения обучающимися способов поведения в социуме и ценностного к нему отношения, осуществления на практике безвозмездной деятельности, приносящей пользу людям;

- обеспечение условий для инициативного участия обучающихся в деятельности детских общественных объединений, общественной жизни и дальнейшего самостоятельного социального действия с опорой на знания, приобретённые в ходе освоения курса.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа позволяет формировать универсальные учебные действия (УУД) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации

к целенаправленной познавательной деятельности, система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные - освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

В блок личностных УУД входит формирование когнитивного, эмоциональноценностного и деятельностного (поведенческого) компонентов. Сформированный когнитивный компонент обеспечивает наличие у обучающихся знаний основных прав и обязанностей гражданина и знаний о своей этнической принадлежности, освоение ими национальных ценностей, традиций, общемирового и российского культурного наследия. Обучающиеся должны научиться ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и в особенностях социальных отношений и взаимодействий. По своей сути это означает, что у обучающихся формируется культура добровольчества, умение вовлекать в волонтѐрскую деятельность социальных партнѐров, родителей. Развитое экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях и знание основных принципов и правил отношения к природе становится основой для прочного усвоения правил здорового образа жизни. Сформированностъ эмоционально-ценностного компонента проявляется в доброжелательном отношении к окружающим, нетерпимости к любым видам насилия и готовности противостоять им, а также в уважении к ценностям семьи, любви к природе, в признании ценности здоровья как своего, так и других людей. Важным является то, что у обучающихся развивается потребность в самовыражении и самореализации, а также в социальном признании. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам формируется у обучающихся тогда, когда у них есть реальная возможность проявить свою гражданскую активность. Волонтѐрская деятельность, разработка и реализация социальных проектов создают для этого все необходимые условия. Именно на этой основе формируется деятельностный (поведенческий) компонент.

Деятельностный (поведенческий) компонент, в случае его формирования, отражает готовность и способность обучающегося к участию в школьном самоуправлении (участие в детских и молодѐжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); осознанное соответствие моральным нормам по отношению к взрослым и сверстникам в школе, дома, во внеучебных видах деятельности. У обучающихся появляется потребность участвовать в общественной жизни их ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности. К блоку личностных УУД также относятся: формирование основ социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В блок регулятивных УУД входит формирование у обучающихся в результате освоения курса внеурочной деятельности по развитию добровольческого движения умения ставить цели, планировать реализацию, выбор эффективных путей и средств их достижения. Особенно важным это становится при выполнении волонтѐрских проектов, ориентированных на выявление и решение социальных проблем. При формировании коммуникативных УУД важно обращать внимание на формирование и развитие таких умений, как умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в процессе сотрудничества. Волонтѐрский отряд — это команда. Работа в команде формирует у обучающихся умение вырабатывать общее мнение в совместной деятельности и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД связаны, прежде всего, с освоением основ реализации проектно- исследовательской деятельности. Волонтѐрские проекты могут выполняться по самым разным направлениям, так как социальные проблемы выявляются во всех сферах человеческой жизни. Особо важным является умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения социальных задач в конкретных условиях реализации волонтѐрского проекта.

Межпредметные результаты, в логике достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, по итогам освоения программы должны проявиться в приобретении обучающимися опыта проектной деятельности. Как указывалось выше, проектная деятельность, в частности разработка и реализация социальных волонтѐрских проектов, способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации к добровольческим практикам. У обучающихся возникнут новые познавательные интересы, интересы не только к фактам, но и к закономерностям, взаимосвязям явлений и событий, переориентация рефлексивной оценки собственных возможностей. В процессе освоения курса у обучающихся развиваются навыки работы с информацией: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; умение передавать информацию в письменной форме и в форме гипермедиа (текст, изображение, звук, ссылки между разными информационными компонентами). Умение строить поисковые запросы в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, в Интернете, различных базах данных должны выполняться только при соблюдении правил информационной безопасности.



Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы курса внеурочной деятельности по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» осваивается обучающимися в течение 5 лет. Тематика занятий позволяет последовательно знакомить обучающихся с основными понятиями добровольчества (волонтѐрства), историей и современным состоянием благотворительности, значимыми событиями в России и мире, связанными с развитием добровольчества (волонтѐрства).



Содержание 3 год обучения

Тема 1. Кто такой волонтѐр?

Вводится понятие «волонтѐр» наряду с закреплѐнным в за-конодательстве Российской Федерации определением «доброволец». Обучающиеся знакомятся с историей возникновения всемирного символа добровольчества (красная буква V), с информацией о волонтѐрских организациях, которые объединяют студентов, школьников, взрослых людей. Практические занятия позволяют вести разговор о волонтѐрстве с родителями, знакомыми, педагогами. Анкета волонтѐра (еѐ заполнение) поможет школьнику оценить время, силы, которые он может потратить на волонтѐрскую (добровольческую) деятельность. Обучающиеся будут готовы принять решение о создании волонтѐрского отряда.

Тема 2. Я — хочу, я — могу быть волонтѐром!

Продолжается знакомство обучающихся с понятиями «доброволец» и «волонтѐр». Акцентируется внимание на качествах волонтѐра (добровольца) через обсуждение основных составляющих понятия «волонтѐр». Обучающимся предлагается обосновать мотивацию работы волонтѐром на основе закрепившихся в обществе мнений, выработать свою позицию. Формируются ценностные ориентации, которые соотносятся с волонтѐрской (добровольческой) деятельностью школьника.

Тема 3. От «Я» до «Мы».

Обучающиеся знакомятся с направлениями и принципами волонтѐрской добровольческой деятельности. Активное обсуждение конкретной ситуации добровольческой деятельности ровесников позволяет школьникам



аргументированно отстаивать свою позицию. Формирование социальных компетенций обучающихся происходит при анкетировании и представлении результатов анкетирования друзей, родителей и др. Осознанное отношение к волонтѐрству развивается при выполнении творческого задания (синквейна). Продолжается работа по созданию волонтѐрского отряда, формируется команда единомышленников.

Тема 4. Жизнь на благо других.

Продолжается разговор с обучающимися о добре и добрых делах на примере литературных произведений, рекомендованных для внеклассного и семейного чтения. Вводятся понятия «благотворительность» и «благотворительный фонд», на конкретных примерах раскрывается основная суть деятельности благотворительных фондов, реализуемых ими программах и адресной помощи нуждающимся. Деятельность созданного волонтѐрского отрядастроится на деятельностном подходе, обучающиеся включаются в реальные дела, самостоятельно проявляют инициативу.

Тема 5. Российское движение школьников.

Акцентируется внимание на одном из направлений работы Российского движения школьников (РДШ) — гражданской активности; вводятся понятия «гражданская активность», «социальная проблема». Закрепляется понимание волонтѐра как активного гражданина. Проявление гражданской активности ровесниками демонстрируется на примере детского движения скаутов и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (исторический аспект) и современных скаутов и других детских движений. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно осуществить поиск информации в СМИ и Интернете, в том числе на сайте РДШ.

Тема 6. Успешный волонтѐрский проект.

Расширяется понятие «проект», конкретизируется понятие «социальный проект». Формируются умения выявлять социальные проблемы и определять цели и задачи проекта. Обучающиеся развивают умения аргументированно отстаивать свою точку зрения для разных социальных групп. Формирование

информационно-коммуникативных компетенций в ходе реализации проекта и работе в группе.

Тема 7. Игра — дело серьѐзное.

Освещается большой спектр волонтѐрских творческих мероприятий: акции, флешмобы, благотворительные ярмарки, сюжетно-ролевые игры, квесты. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбрать тему, место и время проведения мероприятий. Согласованность с планом воспитательной работы школы повышает эффективность проведения каждого мероприятия. Развиваются коммуникативные компетенции, творческие способности и лидерские качества обучающихся.

Тема 8. Быть волонтѐром — быть честным, неравнодушным, нужным!

Признание значимости волонтѐрской деятельности является очень важным. Необходимо оценить вклад каждого члена волонтѐрского отряда. Потребнос-ти каждого в признании его добровольческой деятельности разные, это желательно учитывать. Обучающиеся знакомятся с понятием «портфолио» и его ведением. Ознакомление школьников с личной книжкой волонтѐра и работой с ней.

Тема 9. Итоговое занятие.

В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия любая: круглый стол, сбор волонтѐрского отряда, конференция и т.д.



Тематическое планирование

Название занятий

всего

Количество часов

Аудиторные

практические

1

Кто такой волонтёр?

3

1

2

2

Я – хочу, я– могу быть волонтером!

2

1

1

3

От «Я» до «Мы»

3

1

2

4

Жизнь на благо других

2

1

1

5

Российское движение школьников

4

1

3

6

Успешный волонтерский проект

8

1

7

7

Игра – дело серьезное

10

1

9

8

Быть волонтером – быть честным, неравнодушным, нужным

2

1

1

9

Итоговое занятие

1


1

10

Итого:

35

8

27








Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Дорогою добра» в 7 классе.


урока


Дата план

Дата фактически

1

Кто такой волонтёр? История возникновения всемирного символа добровольчества.

1


2

История развития волонтерства.

1


3

Направления волонтерской деятельности.

1


4

Я – хочу, я – могу быть волонтером. Основные принципы добровольческого труда.

1


5

Школьное волонтерское направление.

1


6

Как волонтеры преодолевают трудности.

1


7

Как волонтеры преодолевают трудности.

1


8

Игра «Путешествие в мир добровольчества».

1


9

Жизнь на благо на других.

1


10

Жизнь на благо на других.

1


11

«Благотворительность» и «благотворительный фонд»

1


12

Российское движение школьников.

1


13

Первичное отделение РДШ. Варианты организационной структуры.

1


14

Практика: Деловая игра «Школьное государство».

1


15

Практика: Разработка карты добрых дел команды.

1


16

Школьное волонтерское движение.

1


17

Выбираем лидера.

1


18

Выбираем направление работы объединения


1


19

Работаем в команде.


1


20

Работаем в команде.




21

Наши мероприятия: от идеи — к результату.


1


22

Наши мероприятия: от идеи — к результату.


1


23

Квест «Не умеешь - научись».

1


24

Игра – дело серезное.

1


25

Игра «Мечты».

1


26

Игра «Поиск общего».

1


27

Игра «Завяжи узел».

1


28

Деловая игра «Я - лидер».

1


29

Игра «Постройтесь по росту».

1


30

Игра «Рука помощи».

1


31

Игра «Запутанная история».

1


32

Игра «Полярники».



33

Быть волонтером – быть честным, неравнодушным, нужным

1


34

Быть волонтером – быть честным, неравнодушным, нужным

1


35

Итоговое занятие

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!