СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука"»

Программа «Дорожная азбука»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа развивающего курса «Азбука безопасности» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Основной образовательной программы начального общего образования школы и авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», традиционная система УМК «Перспектива».

Программа ориентирована на учебное пособие:

  • Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Н.В. Иванова. Рабочая тетрадь для 1 класса. Основы безопасности жизнедеятельности. Пособие для общеобразовательных организаций. / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования – М.: Просвещение, 3-е изд. 2013.


  1. Общая характеристика развивающего курса

Одними из основных моментов в практической реализации законов Российской Федерации «Об образовании», «О защите населения и терри-торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья, условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

  • привить основы культуры здорового образа жизни, развить потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • формировать знания о негативных факторах, наносящих вред здоровью детей;

  • формировать компетентные знания, умения и навыки в области безопасной жизнедеятельности;

  • воспитывать патриотизм, морально-нравственные ценности; способствовать физическому развитию и воспитанию;

  • формировать социальную активность и чёткую гражданскую позицию;

  • формировать социально-значимые навыки в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально-значимой деятельности;

  • формировать законопослушное поведение и основы правовой культуры.

  1. Место развивающего курса в структуре плана внеурочной деятельности.


В соответствии с планом внеурочной деятельности рабочая программа развивающего курса «Дорожная азбука» для первого класса рассчитана на

33 часа, 1 час в неделю. Количество учебных недель в году – 33.


  1. Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

  1. Планируемые результаты изучения развивающего курса


Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;

  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

В познавательной сфере:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,

  • проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной

жизни):

  • приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах правилах поведения, дорожная грамотность, знание правил поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара, ЧС.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к

социальной реальности в целом):

  • развитие ценностного отношения к своему здоровью, к личной безопасности. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Знания о первой помощи пострадавшим при различных ЧС.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • воспитание ответственности у обучающихся за своё поведение. Умение применять полученные знания о безопасном поведении человека в опасных и ЧС. Оценивать своё поведение на дорогах.

Форма подведения итогов: выпуск стенгазеты, буклета по ППД, тест по ППД.

  1. Основные содержательные линии

1 .Опасные ситуации природного характера.

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

2.Опасные ситуации техногенного характера.

«Основные правила пожарной безопасности».

Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

  1. Опасные ситуации социального характера.

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в школе.

4. Дорожно-транспортная безопасность.

Дорога и участники дорожного движения. Азбука дорожной безопасности. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

  1. Подготовка к активному отдыху на природе.

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

Тема

Основное содержание

УУД

Д


Раздел 1: «Защита человека в чрезвычайных ситуациях»


1.

Чрезвычайные ситуации.

Исследовать взаимодействие человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на человека.

Усвоить понятия о здоровом образе жизни.

Мотивация на ЗОЖ.

Исследовать особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.


Регулятивные УУД:

овладевать способностью при-нимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.


Познавательные УУД:

уметь осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий.


Личностные УУД:

проявлять достаточно высокий уровень учебной мотивации,

самоконтроля и самооценки.


2.

Какими бывают чрезвычайные ситуации?

Характеризовать опасные и безопасные ситуации.

Характеризовать действия человека в чрезвычайных ситуациях. Выработка навыков проведения игр, соблюдение правила поведения.


3.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

Вести диалог: отчего может возникнуть пожар, что делать при пожаре.

Умело действовать в чрезвычайных ситуациях, закрепить навыки поведения при обращении с огнём.

Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде. Объяснять лесные опасности.



4.

Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.


Вести диалог о мерах безопасности в осеннее и зимнее время, о водной переправе и мерах безопасности при пользовании водной переправой.

Формировать навыки правильного поведения на воде.

Познакомиться с мерами безопасности при пользовании гребными лодками.


5.

Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

Познакомиться с мерами безопасности на водоёмах в различное время года. Характеризовать опасные и безопасные ситуации.




6.

Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Познакомиться с правилами поведения при возникновении пожара в помещении. Познакомить с причинами возникновения пожара.


Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать

учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познаватель-ную.


7.

Практическое занятие «Эвакуация при пожаре».

Показать и обучить детей действиям и правилам поведения в режиме реальной ситуации. Изучить маршрут эвакуации и места эвакуационных (запасных) выходов.

Личностные УУД:


усвоение правил безопасного

поведения при пожаре.


Коммуникативные УУД:

проявлять активность во

взаимодействии ставить вопросы, обращаться за помощью.


Познавательные УУД:

использовать общие приѐмы

решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


8.

Меры пожарной безопасности при разведении костра.

Ознакомить с назначением костров, опасными последствиями, возникающими в результате неосторожного обращения с огнем костра и в случаях, когда костер оставлен без присмотра, как негативно влияют костра на экологию.


9.

Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Познакомить с правилами безопасности при работе с

инструментами и компьютером.



10.

Профилактика травм при занятиях

физической культурой и спортом.


Сформировать представление о значении занятий физической культурой, профилактика травм при занятиях.



11.

Дорога в школу.

Усвоить правила в ходе практической работы: организует поиск учащимися оптимального способа решения задачи (отметить на карте свой путь, опасные места на нём);

разбирает и анализирует конкретные ситуации.


Коммуникативные УУД:

Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации раз-личных позиций в сотрудничестве;

контролировать действия

партнѐра.


Регулятивные УУД:

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей.


Познавательные УУД:

Уметь осуществлять поиск необхо-димой информации для выполнения учебных заданий с использованием

учебной литературы.


Личностные УУД:

Проявлять личностные качества, позволяющие успешно осуществлять

учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.


12.

Улица полна неожиданностей.

Встреча с инспектором ГИБДД.

Рассмотреть причины ДТП на дорогах.

Повторить правила безопасности при поездке в транспорте.


13.

Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге?

Повторить правила движения по городу, перехода дороги.

Анализировать ситуации на дорогах.


14.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка.

Закрепить знания детей о правилах перехода через нерегулируемый перекресток.
Закреплять правила передвижения пешеходов по тротуару.
Упражнять в переходе через проезжую часть дороги.
Воспитывать чувство осторожности и сосредоточенности при переходе
через улицу.


15.

Правила безопасного поведения в

школе и дома.


Познакомить с правилами безопасного поведения в школе, дома.



16.

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

Активизировать борьбу с детским травматизмом и его предупреждением. Создать условия, в которых дети могут реализовать накопленный опыт по правилам дорожного движения.


17.

Практическое занятие. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту.

Обобщить представления у детей об опасных предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей; предостеречь от несчастных случаев в быту.



4. Раздел «Дорожно-транспортная безопасность»


18.

Творческая работа «Улицы моего города».

Познакомиться с разнообразными названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из них.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, само-контроль, самооценка.


Познавательные УУД: рассуждать,

сравнивать, сопоставлять.


Личностные УУД:

усвоить правила дорожного дви-жения, правила поведения участ-ников дорожного движения.


Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой вы-ражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества.

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.


19.

Светофор. Разные виды светофора. Экскурсия.

Повысить мотивацию детей к овладению знаниями по ПДД через создание оптимальных условия для формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города.


20.

Дорога и участники дорожного

движения. Азбука дорожной

безопасности.

Познакомить с участниками дорожного движения, их правами и обязанностями.



21.

Дорожные знаки. ДТП. Причины

их возникновения и возможные

последствия.


Познакомить с дорожными знаками, основными

причинами транспортных происшествий.



22.

Городская дорога, улица, загород-ная дорога, автомагистраль.

Научить правилам безопасного поведения на улицах, дорогах, автомагистралях.



23.

Общие положения. Некоторые тер-мины. Основные правила безопас-ного поведения при пользовании транспортными средствами.

Познакомить с правилами безопасного поведения при

пользовании транспортными средствами.


24.

Особенности светофоров на желез-нодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрел-ками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности.

Практическое закрепление знаний и умений по переходу нерегулируемого перекрестка.


25.

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения».

Научить детей культуре поведения на дорогах и улицах; организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.


5. Раздел «Подготовка к активному отдыху на природе»


26.

Природа и человек. Общение с жи-вой природой – естественная пот-ребность человека для развития своих духовных и физических качеств.


Познакомить с понятием – природа и человек.


Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать

учебную задачу,

преобразовывать практическую

задачу в познавательную.


Коммуникативные УУД:

ставить вопросы,

обращаться за помощью,

формулировать свои затруднения.


Познавательные УУД:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


Личностные УУД:

формирование понимания ценности

здорового образа жизни; форми-рование понимания о необходимос-ти активного отдыха; формирование понимания о необходимости ориентирование на местности.





27.

Активный отдых на природе и необ-ходимость подготовки к нему.


Познакомить с активным отдыхом на природе и о необходимости подготовки к нему.



28.

Ориентирование на местности. Спо-собы определения сторон горизон-та.


Познакомить со способами определения сторон горизонта и ориентированием на местности.



29.

Определение своего места нахож-дения и направления движения на местности.


Формировать умение определение своего места и

направление движения.



30.

Подготовка к выходу на природу.

Порядок движения по маршруту.


Познакомить с порядком движения по маршруту.



31.

Конкурс рисунков «Сказочные герои на дороге».

Привлечь учащихся к активной работе по пропаганде Правил дорожного движения.


32.

Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

Создать условия, в которых дети могут реализовать накопленный опыт по правилам дорожного движения.


33.

Викторина по ПДД.




VIII. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

Рабочие тетради

Анастасова Л. П., Ижевский П. В., Иванова Н. В. Рабочая тетрадь по ОБЖ.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Магнитофон.

Интерактивная доска.

Компьютер.

Принтер.

Мобильный класс.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные

с содержанием курса.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!