СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления: «Поэзия родного края» (5-9 кл)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Поэзия родного края" для 5-9 классов выполнена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления: «Поэзия родного края» (5-9 кл)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлаковская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского муниципального района

Кемеровской области






Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления:

«Поэзия родного края»

(5-9 кл)



Автор-составитель: Долматова Т.Л.,

учитель русского языка и литературы


















2017 – 2018 учебный год



Пояснительная записка

Литературное краеведение играет важную роль в школьном курсе литературы. Оно не только расширяет знания учащихся о творчестве поэтов-земляков, но и прививает школьникам любовь к малой родине, с которой начинается любовь к своему Отечеству.

Цели курса – углубить представления учащихся о культурных традициях родного края, творчестве поэтов-земляков, совершенствовать навыки анализа художественного текста, раскрыть нравственное значение поэтических произведений, привить вкус к художественному слову.

Курс предполагает чтение и анализ произведений поэтов Прокопьевского района и Кемеровской области.

Знакомство с поэзией родного края (на изучение отводится 34 часа в год) ведётся параллельно с изучаемыми в основном курсе художественными произведениями, в рамках структуры общеобразовательной программы. Такой подход расширяет представление о литературе, благодаря новым именам, новым художественным произведениям, позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим, активизирует в учащихся чувство сопереживания и сострадания, создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности.

В программу включаются лучшие образцы местной литературы.

Изучение литературы побуждает строить занятия на постоянном соприкосновении учащихся с жизнью, подчёркивает единство фольклорного мышления с литературным, личным, авторским.

В программе заложен принцип вариативности, позволяющий учителю самостоятельно выбирать произведения, авторов, определять форму обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала.


Данная программа составлена с учётом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения поэтов родного края, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к родному краю, его литературе, языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

5 класс

Холкин В.В. (с. Бурлаки). Ветеран войны и педагогического труда(экскурсия в музей им. В.В.Холкина). «Сказки деда Лаврентия»: «У истоков Кривого Уската» (чтение и анализ произведений). Через увлекательный рассказ (в иносказательной, фольклорной форме) даются «уроки» познания родного края в историческом и географическом ракурсе, с помощью красочно описанной природы воспитывается чувство любви к своей малой Родине.

Сказки-инсценировки: «Дело мастера боится», «Дельный совет не всегда спасает от бед», «Старик, море и Золотая рыбка», «Репка». Ярко, четко и в то же время ненавязчиво, неназойливо детям прививается нравственная этика поведения в социуме, в тех или иных жизненных ситуациях.

«Отчего и почему?» Расширение интеллектуального уровня детей.

«Хотите – верьте, хотите – проверьте». Обличение человеческих пороков: хвастовства, зазнайства, упрямства, са­моуверенности.


6 класс

Холкин В.В. Страницы биографии. «Разговор по душам» (встреча с членами семьи В.В.Холкина). Сборник стихотворений и рассказов «Разговор». Стихи: «Родная школа! В океане жизни…», «Я по свету немало хаживал», «В нашей жизни всякое бывает», «Что нового поведать миру», «На земле очень много профессий» (чтение и анализ стихотворений). Роль труда, любовь к родному краю; люди, прославляющие Кузбасс.

Поучительные рассказы: «Я и мой деда», «Братишка, его дружок Валька и молитва», «Всё верно», «История с продолжением», «Ночь перед Рождеством (Только не так, как у Гоголя)», «Шутка Платоновны», «Школа», «Учебник истории», «Пуганая ворона», «Урок географии», «Гора с горой не сходятся, а люди…», «Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается», «Верное средство», «Мы с детства о море мечтаем», «Праздничный концерт», «Самонадеянность», «Волосы могут стать дыбом», «Срочная операция», «Выдумал черт моду…», «Драйзер и штапель», «Морское воспитание», «Дела житейские», «Дела школьные» и другие рассказы.Работа в группах с текстами художественных произведений.

Автобиографичность произведений, их нравственный смысл.

7 класс

Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края. Презентация.

Районный поэтический клуб «Чистые родники», детский поэтический клуб «Алые паруса». (Участие в заседании поэтического клуба).

В. А. Капустян (п. Тихоновка). Биография поэта, творческая и личная. Сборник стихотворений «Если рифмы идут из сердца…». Автобиографичность произведений, удивление красотой родной земли в любое время года, философия жизни и любви. Музыкальность стихотворений поэта(чтение стихотворений в музыкальном сопровождении). Отражение поэзии в живописи.

Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». Кузбасс в годы войны. Трудности военного лихолетья, события, человеческие судьбы и чувства через восприятие потомков. Быков Ф.И. (п.Школьный). Стихотворения «Ветеранам войны», «Военная юность», «К обелиску», «Мой дед», «Служба в тылу». Автобиографичность произведений.

8 класс

Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края.

Уланов Н.Н. (п.Новосафоново). Биография поэта, творческая и личная. Стихотворения: «Немного о себе», «Город детства», «Годы пишут портрет», «Наедине с собой», «Две дороги», «Тревога», «Любимая профессия», «В память о матери», «Огонёк жизни», «Счастье», «Любовь», «Любимый», «Смятения чувств», «Гармонь любви», «В плену у природы», «Весенний мотив», «Я влюблён в белый свет», «Печальные берёзки», «Яблоня», «Сенокос», «Сухой лог», «Таёжный приют», «Зимний пейзаж», «Этюд», «Дождь», «Гимн родным просторам».Автобиографичность стихотворений. Философия жизни, высокое чувство, красота и гармония природы. Рифма, ритм, музыкальность стихотворений. Поэзия и живопись. Презентация.

Г.В. Маслов (п.Новосафоново). Жизненный и творческий путь поэта. Сборник «Лишь доброта украсит жизни путь…». Стихотворения: «Прокопьевскому району», «Коровий бунт», «Бабочка», «Вовка-рыболов», «Болельщик», «Добро возьмём с собой», басня «Козёл и овцы», «Желаю всем добра» (акросонет).Нравственные основы человеческой жизни.

Андреев К.В. (п.Трудармейский). Поэт-бард. «Любовь к России», «Старуха-осень» (песня), «Любите жизнь свою сейчас», «Заметает поле пшеничное», «Прости», «Нет ничего прекрасней материнских рук» Материнская любовь. (Встреча с поэтом)

Щербакова К.А. (с.Лучшево). Жизненный и творческий путь. «Перо макаю на чернила», «Рождение стихов», «Я не поэт». Тема поэта и поэзии. «Кукушкины слёзки», «Расцвела черёмуха». Красота родного края. «Что было, то было», «Не растут цветы у асфальта», «Прости, земля!». Тема деревни.

Бугров А.Н. (с.Бурлаки). Сборник стихотворений «Росток». Стихотворения из разделов: «Я рад – хоть малая крупица моих усилий в этом есть», «Что может быть милей бесценного родного края!» Тема сопричастности судьбы отдельного человека и судьбы малой Родины.

Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». Великая Отечественная война в стихотворениях Н.Н. Уланова, А.Н. Бугрова, К.А. Щербаковой, В.В. Шабалина. Война глазами молодых. Стихотворения о войне участников детского поэтического клуба «Алые паруса»: Самбуркаковой И. (с.Бурлаки), Коржовой А., Костеревой А., Смоленцевой Я. (с. Большая Талда), Каутер А. (с. Маяковка), Вашуров А. (с. Шарап), Медик А. (с. Ясная Поляна), Усольцевой В. (д. Каменный Ключ).(Презентация).

9 класс

Писатели и поэты земли Кузнецкой.

Б. В. Бурмистров. Творческая судьба поэта. Из поэзии 70-ых годов. «Из прошлого высвечен сердцем». Судьба страны – судьба народа. Из поэзии 80-ых годов. «Дороги, долгие дороги». Из поэзии 90-х годов. «Русский мотив»2000-е годы «Всем холодам назло».


В.А. Чивилихин. Жизненный и творческий путь. Наследие писателя. Роман-эссе «Память» (обзор). Особенность жанра. Исповедальность. Книга первая. История Сибири (декабристы, ученые и писатели-сибиряки, татаро-монгольское нашествие…); экология культуры, стабильность жизни предков и современная жизнь, условия сохранения народа в экстремальных условиях, Почва духовная как основа жизни нации, память народа, его моральные заветы.


В.Д. Фёдоров. Жизненный и творческий путь. На родине поэта. Тема Родины. «Марьевская летопись», «На Родине моей», «Я гляжу на родные места» «С тобой, Россия», «О Русь моя!». «Передо мною новый трудный путь», «Мне говорят – пиши», «Жизнь поэта», «Память прошлое хранит», «Буду снова думать о людях». Тема творческого пути, памяти. «Любовь и дружба», «Высокой дружбой похвалюсь», «Чему сердце молилось», «Я тебя представляю», «О Женщина, краса земная!». Любовь и дружба. Романтическая поэма «Седьмое небо» как синтез поэзии В. Фёдорова. История создания и композиция. Чтение по главам. Образы: треугольник - Василий, Марьяна, Борис. Центральный персонаж- Василий Горин. Добровольное отступление от любви во имя дружбы, «возвышенность» Горина. Испытание героя.

Экскурсия в деревню Марьевка.



Тематическое планирование

5 класс

(34 часа)


п/п

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

В.В.Холкин – автор сказок для детей младшего и среднего школьного возраста

1

3

Экскурсия в музей им. В.В.Холкина.

1

4

Экскурсия в музей им. В.В.Холкина.

1

5

Сборник сказок для детей «Сказки деда Лаврентия» (обзор).

1

6

«У истоков Кривого Уската». Оптимистическое восприятие окружающего мира и причудливый сюжет произведения.

1

7

Своеобразие языка, интонации.

1

8

Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание.

1

9

Драма как род литературы (начальные представления). Сказка-инсценировка «Дело мастера боится».

1

10

Положительные и отрицательные герои в сказке-инсценировке ««Дело мастера боится».

1

11

Эстетическое и этическое в сказке-инсценировке.

1

12

Художественные особенности сказки.

1

13

Сказка-инсценировка «Дельный совет не всегда спасает от бед».

1

14

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

1

15

Сказочные формулы. Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Юмор и его роль в сказке.

1

16

Образ главного героя сказки.

1

17

Сказка-инсценировка «Старик, море и Золотая рыбка».

1

18

Отношение героев сказки к природе.

1

19

Нравоучительный характер произведения.

1

20

«Репка». Сходство и различие с народной сказкой.

1

21

Языковое мастерство писателя.

1

22

Сказки из цикла «Отчего и почему?» как уроки познания родного края в историческом, географическом и экологическом ракурсе.

1

23

«Почему бурундуки путешествуют из одной тайги в другую?»

Экологическая проблема варварского уничтожения тайги на кузбасской земле. Особенности сюжета.

1

24

Сказки «Его величество», «Как чулки могли появиться?», «Почему уху назвали «уха».Отражение взглядов автора на окружающую действительность.

1

25

Сказки «Его величество», «Как чулки могли появиться?», «Почему уху назвали «уха». Отражение взглядов автора на окружающую действительность.

1

26

«Зачем нужен хвост?», «Зачем ишаку уши?» - веселые, задорные сказки о братьях наших меньших.

1

27

«Зачем нужен хвост?», «Зачем ишаку уши?» - веселые, задорные сказки о братьях наших меньших.

1

28

Лирические отступления

1

29

«Рассказы боцмана матросам во время отдыха». Обличение человеческих пороков: хвастовства, зазнайства, упрямства, са­моуверенности.

1

30

Юмор в произведении.

1

31

Особенности сюжета.

1

32

Проект: постановка спектакля по произведениям В.В.Холкина (распределение ролей, оформление сцены: реквизит, декорации, звуковое сопровождение)

1

33

Проект: постановка спектакля по произведениям В.В.Холкина (распределение ролей, оформление сцены: реквизит, декорации, звуковое сопровождение)

1

34

Премьера спектакля.

1





6 класс

(34 часа)

п/п

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие.

1

2

В.В. Холкин. Страницы биографии.

1

3

«Разговор» - сборник стихов, сказок, рассказов о жизни и любви, о труде, о родном крае и людях, прославляющих Кузбасс.

1

4

«Родная школа! В океане жизни…».Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта.

1

5

«Я по свету немало хаживал». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям.

1

6

Стихи о Кузбассе. Прославление родного края. «И мой, и твой, и наш Кузбасс», «Кузбассу».

1

7

Стихи о Кузбассе. Прославление родного края. Трудолюбие,талантливость, патриотизм земляков. «Шахтеры», «Шахтерское».

1

8

«В нашей жизни всякое бывает».Чувства радости и печали, любовь к родной природе и родине в стихах.

1

9

«В нашей жизни всякое бывает». Прославление женщины. «О женщинах на рубеже тысячелетий».

1

10

«Что нового поведать миру».Изображение быта и жизни сибирской деревни. Юмор в произведениях «Квартет», «О Емеле и о деле».

1

11

«На земле очень много профессий».Реальная основа содержания и вымысел. Образ главного героя. Семейные ценности.

1

12

«На земле очень много профессий».Реальная основа содержания и вымысел. Образ главного героя. Семейные ценности.

1

13

Поучительные рассказы. «Я и мой деда». Чувство гордости за «обыкновенного русского мужика».

1

14

«Братишка, его дружок Валька и молитва». Картины быта.

1

15

Короткие юмористические рассказы. «Все верно». «История с продолжением»

1

16

Короткие юмористические рассказы. «Все верно». «История с продолжением»

1

17

«Ночь перед Рождеством (Только не так, как у Гоголя)».Правда и вымысел.

1

18

«Шутка Платоновны». Деревенский быт в послевоенные годы.

1

19

«Учебник истории», «Школа». Воспоминания о родной школе.

1

20

«Учебник истории», «Школа». Воспоминания о родной школе.

1

21

«Пуганая ворона». «Мама навестила». Ироническое повествование о прошлом.Отражение военного времени.

1

22

«Пуганая ворона». «Мама навестила». Ироническое повествование о прошлом.Отражение военного времени.

1

23

Смешное и грустное в рассказах писателя. «Урок географии», «Гора с горой не сходятся, а люди…»

1

24

«Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается». Война в жизни В.В.Холкина.

1

25

«Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается». Война в жизни В.В.Холкина.

1

26

«Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается». Война в жизни В.В.Холкина.

1

27

«Верное средство». Автобиографичность рассказа. Главный герой. Его чувства и поступки.

1

28

«Праздничный концерт». Герои рассказа и их поступки.

1

29

«Что должен делать дневальный». Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1

30

«Волосы могут стать дыбом», «Срочная операция». Сатирическое изображение реальных событий. 

1

31

«Дела школьные». Воспоминания о школьных годах.

1

32

«Дела житейские». Дружеская атмосфера, юмор в рассказах.

1

33

Литературная гостиная «Василий Васильевич Холкин – солдат, поэт, учитель».

1

34

Литературная гостиная «Василий Васильевич Холкин – солдат, поэт, учитель».

1




7 класс

(34 часа)


п/п

Тема

Всего часов

1

Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края.

1

2

Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края.

1

3

Районный поэтический клуб «Чистые родники», детский поэтический клуб «Алые паруса».

1

4

В. А. Капустян (п. Тихоновка). Биография поэта, творческая и личная.

1

5

Сборник стихотворений «Если рифмы идут из сердца…». Основные темы произведений поэта. Автобиографичность произведений.

1

6

Времена года. Осень: «Уходит лето», «На берёзах золота чуть-чуть», «Потускнело золото осеннее», «Боярка! Ты ж с иголками…», «Уходит кормилица-осень…», «Осеннее солнышко», «Снова осень прекрасная, ежегодная, разная…». Удивление красотой природы в любое время года.

Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма.

1

7

Поэзия и музыка (подбор мелодии, чтение стихотворений в музыкальном сопровождении)

1

8

Времена года. Зима: «У зимы пуховые подушки», «Зимняя ночь», «Берёзовая сказка», «Снегами богатые зимы», «Метели». Удивление красотой природы в любое время года. Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма.

1

9

Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении)

1

10

Времена года. Весна: «На улице хмарь и слякоть», «Песнь о скворце», «Заплакали крыши, слезятся…», «Обласканная солнышком природа», «дни пройдут, зима увянет». Удивление красотой природы в любое время года.

Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма.

1

11

Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении)

1

12

Времена года. Лето: «Расплескалось солнце через край», «Незабудки», «Дорогие мои берёзы», «Жаворонок», «Полдень». Удивление красотой природы в любое время года.Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма.

1

13

Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении)

1

14

Отражение поэзии в живописи. Иллюстрирование пейзажной лирики.

1

15

Разговор для двоих. «Подумайте, как странен человек…», «Той женщине, которую люблю…», «Как тебя мне выкинуть из сердца…», «Надежды маленькая искра». «Всего два следа6 мой и сына…». Любовь как слияние душ.

1

16

Метафоричность языка стихотворений. Музыкальность. Ритм, рифма.

1

17

Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении)

1

18

Мой край родной. «Без дежурных затасканных фраз…», «Мы вПрокопьевском сельском районе…», «Тихоновка есть в районе нашем…». Тема Родины.

1

19

Не говори, что не о чем писать… . Цена творческого труда. «Что такое поэзия?», «Вдохновение! Это что такое?...», «Капелька чернила по перу скатилась…», «Ямб, хорей, анапест, дактиль…».

1

20

Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». (Обзор произведений)

1

21

Кузбасс в годы войны.

1

22

Прокопьевский район в годы войны

1

23

Великая Отечественная война в творчестве поэтов-земляков.

1

24

Быков Ф.И. (п.Школьный). Биография поэта.

1

25

Основные темы творчества

1

26

Трудности военного лихолетья. «Служба в тылу», «Мой дед», «Военная юность», Автобиографичность произведений.

1

27

«Ветеранам войны», «К обелиску». Величие подвига и сила духа защитников Родины.

1

28

Отражение военного времени в музыке

1

29

Отражение военного времени в поэзии и живописи.

1

30

Подготовка к празднику Девятое мая

1

31

Подготовка к празднику Девятое мая

1

32

Выступление на митинге, посвященном Дню Победы

1

33

Стихи, которые «греют душу». Чтение полюбившихся стихотворений

1

34

Стихи, которые «греют душу». Чтение полюбившихся стихотворений

1





8 класс

(34 часа)


п/п

Тема

Всего часов

1

Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края.

1

2

Работа районного поэтического клуба «Чистые родники» и детского поэтического клуба «Алые паруса» Новости.

1

3

Уланов Н.Н. (п.Новосафоново). Биография поэта, творческая и личная.

1

4

Поэтический мир. «Немного о себе», «Город детства», «Годы пишут портрет», «Наедине с собой», «Две дороги», «Тревога», «Любимая профессия», «В память о матери». Автобиографичность стихотворений.

1

5

«Огонёк жизни», «Счастье», «Любовь», «Любимый», «Смятения чувств», «Гармонь любви». Тема любви в лирике.

1

6

«В плену у природы», «Весенний мотив», «Я влюблён в белый свет», «Печальные берёзки», «Яблоня», «Сенокос», «Сухой лог», «Таёжный приют», «Зимний пейзаж», «Этюд», «Дождь», «Гимн родным просторам».

1

7

Философия жизни, высокое чувство, красота и гармония природы.

1

8

Рифма, ритм, музыкальность стихотворений. Поэзия и живопись.

1

9

Поэзия и музыка

1

10

Г.В. Маслов (п.Новосафоново). Жизненный и творческий путь поэта.

1

11

Сборник «Лишь доброта украсит жизни путь…».

1

12

Стихотворения: «Прокопьевскому району», «Коровий бунт», «Бабочка», «Вовка-рыболов», «Болельщик», «Добро возьмём с собой», басня «Козёл и овцы», «Желаю всем добра» (акросонет). Нравственные основы человеческой жизни.

1

13

Андреев К.В. (п.Трудармейский). Поэт-бард.

1

14

«Любовь к России», «Старуха-осень» (песня), «Любите жизнь свою сейчас», «Заметает поле пшеничное», «Прости», «Нет ничего прекрасней материнских рук» Материнская любовь

1

15

Щербакова К.А. (с.Лучшево). Жизненный и творческий путь.

1

16

«Перо макаю на чернила», «Рождение стихов», «Я не поэт». Тема поэта и поэзии.

1

17

«Кукушкины слёзки», «Расцвела черёмуха». Красота родного края. «Что было, то было», «Не растут цветы у асфальта», «Прости, земля!». Тема деревни.

1

18

Рифма, ритм, изобразительно-выразительные средства поэзии

1

19

Бугров А.Н. (с.Бурлаки). Сборник стихотворений «Росток». (Обзор)

1

20

Стихотворения из разделов: «Я рад – хоть малая крупица моих усилий в этом есть», «Что может быть милей бесценного родного края!» Тема сопричастности судьбы отдельного человека и судьбы малой Родины.

1

21

Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». Великая Отечественная война в произведениях поэтов-земляков.

1

22

Великая Отечественная война в стихотворениях Н.Н. Уланова. «Дедовская роспись», «Как в первый раз»

1

23

Уланов Н.Н. Поэзия и музыка. Песня «Высотка ветерана», «Ветераны»

1

24

Великая Отечественная война в стихотворениях А.Н. Бугрова. «Победная весна», «Воспоминания солдата», «Ты победила, Русь святая!», «России верные сыны»

1

25

Великая Отечественная война в стихотворениях К.А. Щербаковой. «Простой солдат», «Нас война лишила детства», «Защитникам Отечества», «И превратились в белых журавлей…»

1

26

«Снег седины», «Берегите мир», «Разговор с сыновьями». Метафоричность образов. Ритм, рифма, изобразительно-выразительные средства

1

27

Великая Отечественная война в стихотворениях В.В. Шабалина. «Не спорьте о Победе», «Предательство», «Простая деревенька под Москвой»

1

28

Война глазами молодых. Стихотворения о войне участников детского поэтического клуба «Алые паруса» (обзор)

1

29

Самбуркакова И. (с.Бурлаки): «Опустилась ночь тяжелая», «Им не счесть уже седины»

1

30

Коржова А., Костерева А., Смоленцева Я. (с. Большая Талда): «Собирали по кусочкам», «Памятник солдату», «Отгремела война», «С фронта к нам пришло письмо»

1

31

Каутер А. (с. Маяковка): «Сердце матери», «Посвящается Победе»

1

32

Вашуров А. (с. Шарап): «Война», «Прощание с солдатом», «Спасибо ветеранам»

1

33

Медик А. (с. Ясная Поляна), Усольцева В. (д. Каменный Ключ): «Стоит старушка у окна», «Наши деды воевали»

1

34

В мире поэзии. Любимые стихотворения

1



9 класс

(34 часа)


п/п

Тема

Всего часов

1

Литературная карта Кузбасса. Писатели и поэты земли Кузнецкой. (Обзор)

1

2

Литературная карта Кузбасса. Писатели и поэты земли Кузнецкой. (Обзор)

1

3

Б. В. Бурмистров. Творческая судьба поэта.

1

4

Из поэзии 70-ых годов. «Из прошлого высвечен сердцем». Судьба страны – судьба народа.

1

5

Из поэзии 80-ых годов. «Дороги, долгие дороги».

1

6

Из поэзии 90-х годов. «Русский мотив» 2000-е годы «Всем холодам назло».

1

7

В.А. Чивилихин. Жизненный и творческий путь.

1

8

Наследие писателя. Роман-эссе «Память» (обзор).

1

9

Роман-эссе «Память». Особенность жанра. Исповедальность.

1

10

Книга первая. Тайна авторства «Слова о полку Игореве»

1

11

Декабристы. «Общество соединённых славян»

1

12

Высокая и святая любовь Гоголя

1

13

Дворцовые ансамбли России

1

14

Космос и Россия. Циолковский. Чижевский. Морозов.

1

15

В.Д. Фёдоров. Жизненный и творческий путь.

1

16

На родине поэта. Просмотр фильма «Малая Родина Василия Фёдорова»

1

17

Тема Родины в лирике В.Д. Фёдорова. «Марьевская летопись», «На Родине моей», «Я гляжу на родные места»

1

18

Тема Родины в лирике В.Д. Фёдорова. «С тобой, Россия», «О Русь моя!».

1

19

Тема творческого пути, памяти. «Передо мною новый трудный путь», «Мне говорят – пиши», «Жизнь поэта», «Память прошлое хранит», «Буду снова думать о людях».

1

20

Тема любви в лирике поэта. «Любовь и дружба», «Высокой дружбой похвалюсь», «Чему сердце молилось», «Я тебя представляю», «О Женщина, краса земная!». Любовь и дружба. Нравственность как основа любви. 

1

21

Фёдоровские чтения. Творческий вечер «Наедине с памятью»

1

22

Романтическая поэма «Седьмое небо» как синтез поэзии В. Фёдорова. История создания и композиция

1

23

Чтение по главам.

1

24

«Седьмое небо». Первая высота

1

25

«Седьмое небо». Чужая жизнь

1

26

«Седьмое небо». Лирическое отступление

1

27

«Седьмое небо». Фантастическая глава Земля и Вега.

1

28

«Седьмое небо». Память века 

1

29

«Седьмое небо». Москва, Москва... 

1

30

 «Седьмое небо». Смертная высь

1

31

Седьмое небо. Крылья на полдень

1

32

Седьмое небо. Эпилог прощаний 

1

33

Экскурсия в деревню Марьевка.

1

34

Экскурсия в деревню Марьевка.

1































Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Сказки Деда Лаврентия. Для младшего и среднего школьного возраста.В.В. Холкин. – с.Бурлаки, 2010.

  2. Разговор. В.В. Холкин.- с. Бурлаки, 2007

  3. Литературное краеведение в Кузбассе: Учебное пособие. А.П. Казаркин – Кемерово, 1993.

  4. Живая память. Сборник стихотворений о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., представленных авторами Прокопьевского района на муниципальный поэтический конкурс. – Администрация Прокопьевского муниципального района. МБУ «Централизованная библиотечная система Прокопьевского муниципального района». Районный поэтический клуб «Чистые родники». Детский поэтический клуб «Алые паруса», 2015

  5. Ключ души. Сборник стихотворений. Н.Н. Уланов. – Новокузнецк, 2001

  6. Если рифмы идут из сердца. Сборник стихотворений. В.А. Капустян – Прокопьевский район, 2008

  7. CD-диск. Полное собрание стихотворений. В.А. Купустян – Прокопьевский район, 2017

  8. Росток. Сборник стихотворений. А.Н. Бугров – с.Бурлаки, 2008

  9. Лишь доброта украсит жизни путь. Электронный сборник стихотворений Г.В. Маслова – 2017

  10. Сквозь сумерки времён. Избранное. Сборник стихотворений. Б.Бурмистров – Маматов, Санкт-Петербург, 2011

  11. Память. Роман-эссе. В.А. Чивилихин.Роман-газета, №3 (1009) – М., госкомиздат СССР, 1985

  12. Вестник краеведения. Прокопьевский район. Выпуск 37 – МБУ ЦБС Прокопьевского муниципального района Центральная районная библиотека Краеведческий отдел, 2015

  13. Библиотечный портал Кемеровской области.http://lib42.ru/prokopevskiy/news/5505/

  14. http://www.mucbsprokopregion.ru/files/Vestnik_37.pdf

  15. МБУ ЦБС Прокопьевского муниципального района. mucbsprokopregion.ru