Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлаковская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевского муниципального района
Кемеровской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления:
«Поэзия родного края»
(5-9 кл)
Автор-составитель: Долматова Т.Л.,
учитель русского языка и литературы
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Литературное краеведение играет важную роль в школьном курсе литературы. Оно не только расширяет знания учащихся о творчестве поэтов-земляков, но и прививает школьникам любовь к малой родине, с которой начинается любовь к своему Отечеству.
Цели курса – углубить представления учащихся о культурных традициях родного края, творчестве поэтов-земляков, совершенствовать навыки анализа художественного текста, раскрыть нравственное значение поэтических произведений, привить вкус к художественному слову.
Курс предполагает чтение и анализ произведений поэтов Прокопьевского района и Кемеровской области.
Знакомство с поэзией родного края (на изучение отводится 34 часа в год) ведётся параллельно с изучаемыми в основном курсе художественными произведениями, в рамках структуры общеобразовательной программы. Такой подход расширяет представление о литературе, благодаря новым именам, новым художественным произведениям, позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим, активизирует в учащихся чувство сопереживания и сострадания, создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности.
В программу включаются лучшие образцы местной литературы.
Изучение литературы побуждает строить занятия на постоянном соприкосновении учащихся с жизнью, подчёркивает единство фольклорного мышления с литературным, личным, авторским.
В программе заложен принцип вариативности, позволяющий учителю самостоятельно выбирать произведения, авторов, определять форму обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала.
Данная программа составлена с учётом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения поэтов родного края, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к родному краю, его литературе, языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
5 класс
Холкин В.В. (с. Бурлаки). Ветеран войны и педагогического труда(экскурсия в музей им. В.В.Холкина). «Сказки деда Лаврентия»: «У истоков Кривого Уската» (чтение и анализ произведений). Через увлекательный рассказ (в иносказательной, фольклорной форме) даются «уроки» познания родного края в историческом и географическом ракурсе, с помощью красочно описанной природы воспитывается чувство любви к своей малой Родине.
Сказки-инсценировки: «Дело мастера боится», «Дельный совет не всегда спасает от бед», «Старик, море и Золотая рыбка», «Репка». Ярко, четко и в то же время ненавязчиво, неназойливо детям прививается нравственная этика поведения в социуме, в тех или иных жизненных ситуациях.
«Отчего и почему?» Расширение интеллектуального уровня детей.
«Хотите – верьте, хотите – проверьте». Обличение человеческих пороков: хвастовства, зазнайства, упрямства, самоуверенности.
6 класс
Холкин В.В. Страницы биографии. «Разговор по душам» (встреча с членами семьи В.В.Холкина). Сборник стихотворений и рассказов «Разговор». Стихи: «Родная школа! В океане жизни…», «Я по свету немало хаживал», «В нашей жизни всякое бывает», «Что нового поведать миру», «На земле очень много профессий» (чтение и анализ стихотворений). Роль труда, любовь к родному краю; люди, прославляющие Кузбасс.
Поучительные рассказы: «Я и мой деда», «Братишка, его дружок Валька и молитва», «Всё верно», «История с продолжением», «Ночь перед Рождеством (Только не так, как у Гоголя)», «Шутка Платоновны», «Школа», «Учебник истории», «Пуганая ворона», «Урок географии», «Гора с горой не сходятся, а люди…», «Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается», «Верное средство», «Мы с детства о море мечтаем», «Праздничный концерт», «Самонадеянность», «Волосы могут стать дыбом», «Срочная операция», «Выдумал черт моду…», «Драйзер и штапель», «Морское воспитание», «Дела житейские», «Дела школьные» и другие рассказы.Работа в группах с текстами художественных произведений.
Автобиографичность произведений, их нравственный смысл.
7 класс
Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края. Презентация.
Районный поэтический клуб «Чистые родники», детский поэтический клуб «Алые паруса». (Участие в заседании поэтического клуба).
В. А. Капустян (п. Тихоновка). Биография поэта, творческая и личная. Сборник стихотворений «Если рифмы идут из сердца…». Автобиографичность произведений, удивление красотой родной земли в любое время года, философия жизни и любви. Музыкальность стихотворений поэта(чтение стихотворений в музыкальном сопровождении). Отражение поэзии в живописи.
Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». Кузбасс в годы войны. Трудности военного лихолетья, события, человеческие судьбы и чувства через восприятие потомков. Быков Ф.И. (п.Школьный). Стихотворения «Ветеранам войны», «Военная юность», «К обелиску», «Мой дед», «Служба в тылу». Автобиографичность произведений.
8 класс
Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края.
Уланов Н.Н. (п.Новосафоново). Биография поэта, творческая и личная. Стихотворения: «Немного о себе», «Город детства», «Годы пишут портрет», «Наедине с собой», «Две дороги», «Тревога», «Любимая профессия», «В память о матери», «Огонёк жизни», «Счастье», «Любовь», «Любимый», «Смятения чувств», «Гармонь любви», «В плену у природы», «Весенний мотив», «Я влюблён в белый свет», «Печальные берёзки», «Яблоня», «Сенокос», «Сухой лог», «Таёжный приют», «Зимний пейзаж», «Этюд», «Дождь», «Гимн родным просторам».Автобиографичность стихотворений. Философия жизни, высокое чувство, красота и гармония природы. Рифма, ритм, музыкальность стихотворений. Поэзия и живопись. Презентация.
Г.В. Маслов (п.Новосафоново). Жизненный и творческий путь поэта. Сборник «Лишь доброта украсит жизни путь…». Стихотворения: «Прокопьевскому району», «Коровий бунт», «Бабочка», «Вовка-рыболов», «Болельщик», «Добро возьмём с собой», басня «Козёл и овцы», «Желаю всем добра» (акросонет).Нравственные основы человеческой жизни.
Андреев К.В. (п.Трудармейский). Поэт-бард. «Любовь к России», «Старуха-осень» (песня), «Любите жизнь свою сейчас», «Заметает поле пшеничное», «Прости», «Нет ничего прекрасней материнских рук» Материнская любовь. (Встреча с поэтом)
Щербакова К.А. (с.Лучшево). Жизненный и творческий путь. «Перо макаю на чернила», «Рождение стихов», «Я не поэт». Тема поэта и поэзии. «Кукушкины слёзки», «Расцвела черёмуха». Красота родного края. «Что было, то было», «Не растут цветы у асфальта», «Прости, земля!». Тема деревни.
Бугров А.Н. (с.Бурлаки). Сборник стихотворений «Росток». Стихотворения из разделов: «Я рад – хоть малая крупица моих усилий в этом есть», «Что может быть милей бесценного родного края!» Тема сопричастности судьбы отдельного человека и судьбы малой Родины.
Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». Великая Отечественная война в стихотворениях Н.Н. Уланова, А.Н. Бугрова, К.А. Щербаковой, В.В. Шабалина. Война глазами молодых. Стихотворения о войне участников детского поэтического клуба «Алые паруса»: Самбуркаковой И. (с.Бурлаки), Коржовой А., Костеревой А., Смоленцевой Я. (с. Большая Талда), Каутер А. (с. Маяковка), Вашуров А. (с. Шарап), Медик А. (с. Ясная Поляна), Усольцевой В. (д. Каменный Ключ).(Презентация).
9 класс
Писатели и поэты земли Кузнецкой.
Б. В. Бурмистров. Творческая судьба поэта. Из поэзии 70-ых годов. «Из прошлого высвечен сердцем». Судьба страны – судьба народа. Из поэзии 80-ых годов. «Дороги, долгие дороги». Из поэзии 90-х годов. «Русский мотив»2000-е годы «Всем холодам назло».
В.А. Чивилихин. Жизненный и творческий путь. Наследие писателя. Роман-эссе «Память» (обзор). Особенность жанра. Исповедальность. Книга первая. История Сибири (декабристы, ученые и писатели-сибиряки, татаро-монгольское нашествие…); экология культуры, стабильность жизни предков и современная жизнь, условия сохранения народа в экстремальных условиях, Почва духовная как основа жизни нации, память народа, его моральные заветы.
В.Д. Фёдоров. Жизненный и творческий путь. На родине поэта. Тема Родины. «Марьевская летопись», «На Родине моей», «Я гляжу на родные места» «С тобой, Россия», «О Русь моя!». «Передо мною новый трудный путь», «Мне говорят – пиши», «Жизнь поэта», «Память прошлое хранит», «Буду снова думать о людях». Тема творческого пути, памяти. «Любовь и дружба», «Высокой дружбой похвалюсь», «Чему сердце молилось», «Я тебя представляю», «О Женщина, краса земная!». Любовь и дружба. Романтическая поэма «Седьмое небо» как синтез поэзии В. Фёдорова. История создания и композиция. Чтение по главам. Образы: треугольник - Василий, Марьяна, Борис. Центральный персонаж- Василий Горин. Добровольное отступление от любви во имя дружбы, «возвышенность» Горина. Испытание героя.
Экскурсия в деревню Марьевка.
Тематическое планирование
5 класс
(34 часа)
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | В.В.Холкин – автор сказок для детей младшего и среднего школьного возраста | 1 |
3 | Экскурсия в музей им. В.В.Холкина. | 1 |
4 | Экскурсия в музей им. В.В.Холкина. | 1 |
5 | Сборник сказок для детей «Сказки деда Лаврентия» (обзор). | 1 |
6 | «У истоков Кривого Уската». Оптимистическое восприятие окружающего мира и причудливый сюжет произведения. | 1 |
7 | Своеобразие языка, интонации. | 1 |
8 | Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание. | 1 |
9 | Драма как род литературы (начальные представления). Сказка-инсценировка «Дело мастера боится». | 1 |
10 | Положительные и отрицательные герои в сказке-инсценировке ««Дело мастера боится». | 1 |
11 | Эстетическое и этическое в сказке-инсценировке. | 1 |
12 | Художественные особенности сказки. | 1 |
13 | Сказка-инсценировка «Дельный совет не всегда спасает от бед». | 1 |
14 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 |
15 | Сказочные формулы. Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Юмор и его роль в сказке. | 1 |
16 | Образ главного героя сказки. | 1 |
17 | Сказка-инсценировка «Старик, море и Золотая рыбка». | 1 |
18 | Отношение героев сказки к природе. | 1 |
19 | Нравоучительный характер произведения. | 1 |
20 | «Репка». Сходство и различие с народной сказкой. | 1 |
21 | Языковое мастерство писателя. | 1 |
22 | Сказки из цикла «Отчего и почему?» как уроки познания родного края в историческом, географическом и экологическом ракурсе. | 1 |
23 | «Почему бурундуки путешествуют из одной тайги в другую?» Экологическая проблема варварского уничтожения тайги на кузбасской земле. Особенности сюжета. | 1 |
24 | Сказки «Его величество», «Как чулки могли появиться?», «Почему уху назвали «уха».Отражение взглядов автора на окружающую действительность. | 1 |
25 | Сказки «Его величество», «Как чулки могли появиться?», «Почему уху назвали «уха». Отражение взглядов автора на окружающую действительность. | 1 |
26 | «Зачем нужен хвост?», «Зачем ишаку уши?» - веселые, задорные сказки о братьях наших меньших. | 1 |
27 | «Зачем нужен хвост?», «Зачем ишаку уши?» - веселые, задорные сказки о братьях наших меньших. | 1 |
28 | Лирические отступления | 1 |
29 | «Рассказы боцмана матросам во время отдыха». Обличение человеческих пороков: хвастовства, зазнайства, упрямства, самоуверенности. | 1 |
30 | Юмор в произведении. | 1 |
31 | Особенности сюжета. | 1 |
32 | Проект: постановка спектакля по произведениям В.В.Холкина (распределение ролей, оформление сцены: реквизит, декорации, звуковое сопровождение) | 1 |
33 | Проект: постановка спектакля по произведениям В.В.Холкина (распределение ролей, оформление сцены: реквизит, декорации, звуковое сопровождение) | 1 |
34 | Премьера спектакля. | 1 |
6 класс
(34 часа)
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | В.В. Холкин. Страницы биографии. | 1 |
3 | «Разговор» - сборник стихов, сказок, рассказов о жизни и любви, о труде, о родном крае и людях, прославляющих Кузбасс. | 1 |
4 | «Родная школа! В океане жизни…».Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. | 1 |
5 | «Я по свету немало хаживал». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям. | 1 |
6 | Стихи о Кузбассе. Прославление родного края. «И мой, и твой, и наш Кузбасс», «Кузбассу». | 1 |
7 | Стихи о Кузбассе. Прославление родного края. Трудолюбие,талантливость, патриотизм земляков. «Шахтеры», «Шахтерское». | 1 |
8 | «В нашей жизни всякое бывает».Чувства радости и печали, любовь к родной природе и родине в стихах. | 1 |
9 | «В нашей жизни всякое бывает». Прославление женщины. «О женщинах на рубеже тысячелетий». | 1 |
10 | «Что нового поведать миру».Изображение быта и жизни сибирской деревни. Юмор в произведениях «Квартет», «О Емеле и о деле». | 1 |
11 | «На земле очень много профессий».Реальная основа содержания и вымысел. Образ главного героя. Семейные ценности. | 1 |
12 | «На земле очень много профессий».Реальная основа содержания и вымысел. Образ главного героя. Семейные ценности. | 1 |
13 | Поучительные рассказы. «Я и мой деда». Чувство гордости за «обыкновенного русского мужика». | 1 |
14 | «Братишка, его дружок Валька и молитва». Картины быта. | 1 |
15 | Короткие юмористические рассказы. «Все верно». «История с продолжением» | 1 |
16 | Короткие юмористические рассказы. «Все верно». «История с продолжением» | 1 |
17 | «Ночь перед Рождеством (Только не так, как у Гоголя)».Правда и вымысел. | 1 |
18 | «Шутка Платоновны». Деревенский быт в послевоенные годы. | 1 |
19 | «Учебник истории», «Школа». Воспоминания о родной школе. | 1 |
20 | «Учебник истории», «Школа». Воспоминания о родной школе. | 1 |
21 | «Пуганая ворона». «Мама навестила». Ироническое повествование о прошлом.Отражение военного времени. | 1 |
22 | «Пуганая ворона». «Мама навестила». Ироническое повествование о прошлом.Отражение военного времени. | 1 |
23 | Смешное и грустное в рассказах писателя. «Урок географии», «Гора с горой не сходятся, а люди…» | 1 |
24 | «Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается». Война в жизни В.В.Холкина. | 1 |
25 | «Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается». Война в жизни В.В.Холкина. | 1 |
26 | «Там, где пехота не пройдёт…», «Сюрприз», «Война закончилась, служба продолжается». Война в жизни В.В.Холкина. | 1 |
27 | «Верное средство». Автобиографичность рассказа. Главный герой. Его чувства и поступки. | 1 |
28 | «Праздничный концерт». Герои рассказа и их поступки. | 1 |
29 | «Что должен делать дневальный». Взаимовыручка как мерило нравственности человека | 1 |
30 | «Волосы могут стать дыбом», «Срочная операция». Сатирическое изображение реальных событий. | 1 |
31 | «Дела школьные». Воспоминания о школьных годах. | 1 |
32 | «Дела житейские». Дружеская атмосфера, юмор в рассказах. | 1 |
33 | Литературная гостиная «Василий Васильевич Холкин – солдат, поэт, учитель». | 1 |
34 | Литературная гостиная «Василий Васильевич Холкин – солдат, поэт, учитель». | 1 |
7 класс
(34 часа)
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края. | 1 |
2 | Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края. | 1 |
3 | Районный поэтический клуб «Чистые родники», детский поэтический клуб «Алые паруса». | 1 |
4 | В. А. Капустян (п. Тихоновка). Биография поэта, творческая и личная. | 1 |
5 | Сборник стихотворений «Если рифмы идут из сердца…». Основные темы произведений поэта. Автобиографичность произведений. | 1 |
6 | Времена года. Осень: «Уходит лето», «На берёзах золота чуть-чуть», «Потускнело золото осеннее», «Боярка! Ты ж с иголками…», «Уходит кормилица-осень…», «Осеннее солнышко», «Снова осень прекрасная, ежегодная, разная…». Удивление красотой природы в любое время года. Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма. | 1 |
7 | Поэзия и музыка (подбор мелодии, чтение стихотворений в музыкальном сопровождении) | 1 |
8 | Времена года. Зима: «У зимы пуховые подушки», «Зимняя ночь», «Берёзовая сказка», «Снегами богатые зимы», «Метели». Удивление красотой природы в любое время года. Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма. | 1 |
9 | Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении) | 1 |
10 | Времена года. Весна: «На улице хмарь и слякоть», «Песнь о скворце», «Заплакали крыши, слезятся…», «Обласканная солнышком природа», «дни пройдут, зима увянет». Удивление красотой природы в любое время года. Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма. | 1 |
11 | Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении) | 1 |
12 | Времена года. Лето: «Расплескалось солнце через край», «Незабудки», «Дорогие мои берёзы», «Жаворонок», «Полдень». Удивление красотой природы в любое время года.Метафоричность языка. Музыкальность. Ритм, рифма. | 1 |
13 | Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении) | 1 |
14 | Отражение поэзии в живописи. Иллюстрирование пейзажной лирики. | 1 |
15 | Разговор для двоих. «Подумайте, как странен человек…», «Той женщине, которую люблю…», «Как тебя мне выкинуть из сердца…», «Надежды маленькая искра». «Всего два следа6 мой и сына…». Любовь как слияние душ. | 1 |
16 | Метафоричность языка стихотворений. Музыкальность. Ритм, рифма. | 1 |
17 | Поэзия и музыка (чтение стихотворений в музыкальном сопровождении) | 1 |
18 | Мой край родной. «Без дежурных затасканных фраз…», «Мы вПрокопьевском сельском районе…», «Тихоновка есть в районе нашем…». Тема Родины. | 1 |
19 | Не говори, что не о чем писать… . Цена творческого труда. «Что такое поэзия?», «Вдохновение! Это что такое?...», «Капелька чернила по перу скатилась…», «Ямб, хорей, анапест, дактиль…». | 1 |
20 | Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». (Обзор произведений) | 1 |
21 | Кузбасс в годы войны. | 1 |
22 | Прокопьевский район в годы войны | 1 |
23 | Великая Отечественная война в творчестве поэтов-земляков. | 1 |
24 | Быков Ф.И. (п.Школьный). Биография поэта. | 1 |
25 | Основные темы творчества | 1 |
26 | Трудности военного лихолетья. «Служба в тылу», «Мой дед», «Военная юность», Автобиографичность произведений. | 1 |
27 | «Ветеранам войны», «К обелиску». Величие подвига и сила духа защитников Родины. | 1 |
28 | Отражение военного времени в музыке | 1 |
29 | Отражение военного времени в поэзии и живописи. | 1 |
30 | Подготовка к празднику Девятое мая | 1 |
31 | Подготовка к празднику Девятое мая | 1 |
32 | Выступление на митинге, посвященном Дню Победы | 1 |
33 | Стихи, которые «греют душу». Чтение полюбившихся стихотворений | 1 |
34 | Стихи, которые «греют душу». Чтение полюбившихся стихотворений | 1 |
8 класс
(34 часа)
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Сборник «Литературная карта Прокопьевского района»: богатство и многообразие поэтического мира родного края. | 1 |
2 | Работа районного поэтического клуба «Чистые родники» и детского поэтического клуба «Алые паруса» Новости. | 1 |
3 | Уланов Н.Н. (п.Новосафоново). Биография поэта, творческая и личная. | 1 |
4 | Поэтический мир. «Немного о себе», «Город детства», «Годы пишут портрет», «Наедине с собой», «Две дороги», «Тревога», «Любимая профессия», «В память о матери». Автобиографичность стихотворений. | 1 |
5 | «Огонёк жизни», «Счастье», «Любовь», «Любимый», «Смятения чувств», «Гармонь любви». Тема любви в лирике. | 1 |
6 | «В плену у природы», «Весенний мотив», «Я влюблён в белый свет», «Печальные берёзки», «Яблоня», «Сенокос», «Сухой лог», «Таёжный приют», «Зимний пейзаж», «Этюд», «Дождь», «Гимн родным просторам». | 1 |
7 | Философия жизни, высокое чувство, красота и гармония природы. | 1 |
8 | Рифма, ритм, музыкальность стихотворений. Поэзия и живопись. | 1 |
9 | Поэзия и музыка | 1 |
10 | Г.В. Маслов (п.Новосафоново). Жизненный и творческий путь поэта. | 1 |
11 | Сборник «Лишь доброта украсит жизни путь…». | 1 |
12 | Стихотворения: «Прокопьевскому району», «Коровий бунт», «Бабочка», «Вовка-рыболов», «Болельщик», «Добро возьмём с собой», басня «Козёл и овцы», «Желаю всем добра» (акросонет). Нравственные основы человеческой жизни. | 1 |
13 | Андреев К.В. (п.Трудармейский). Поэт-бард. | 1 |
14 | «Любовь к России», «Старуха-осень» (песня), «Любите жизнь свою сейчас», «Заметает поле пшеничное», «Прости», «Нет ничего прекрасней материнских рук» Материнская любовь | 1 |
15 | Щербакова К.А. (с.Лучшево). Жизненный и творческий путь. | 1 |
16 | «Перо макаю на чернила», «Рождение стихов», «Я не поэт». Тема поэта и поэзии. | 1 |
17 | «Кукушкины слёзки», «Расцвела черёмуха». Красота родного края. «Что было, то было», «Не растут цветы у асфальта», «Прости, земля!». Тема деревни. | 1 |
18 | Рифма, ритм, изобразительно-выразительные средства поэзии | 1 |
19 | Бугров А.Н. (с.Бурлаки). Сборник стихотворений «Росток». (Обзор) | 1 |
20 | Стихотворения из разделов: «Я рад – хоть малая крупица моих усилий в этом есть», «Что может быть милей бесценного родного края!» Тема сопричастности судьбы отдельного человека и судьбы малой Родины. | 1 |
21 | Литературный сборник стихотворений о Великой Отечественной войне «Живая память». Великая Отечественная война в произведениях поэтов-земляков. | 1 |
22 | Великая Отечественная война в стихотворениях Н.Н. Уланова. «Дедовская роспись», «Как в первый раз» | 1 |
23 | Уланов Н.Н. Поэзия и музыка. Песня «Высотка ветерана», «Ветераны» | 1 |
24 | Великая Отечественная война в стихотворениях А.Н. Бугрова. «Победная весна», «Воспоминания солдата», «Ты победила, Русь святая!», «России верные сыны» | 1 |
25 | Великая Отечественная война в стихотворениях К.А. Щербаковой. «Простой солдат», «Нас война лишила детства», «Защитникам Отечества», «И превратились в белых журавлей…» | 1 |
26 | «Снег седины», «Берегите мир», «Разговор с сыновьями». Метафоричность образов. Ритм, рифма, изобразительно-выразительные средства | 1 |
27 | Великая Отечественная война в стихотворениях В.В. Шабалина. «Не спорьте о Победе», «Предательство», «Простая деревенька под Москвой» | 1 |
28 | Война глазами молодых. Стихотворения о войне участников детского поэтического клуба «Алые паруса» (обзор) | 1 |
29 | Самбуркакова И. (с.Бурлаки): «Опустилась ночь тяжелая», «Им не счесть уже седины» | 1 |
30 | Коржова А., Костерева А., Смоленцева Я. (с. Большая Талда): «Собирали по кусочкам», «Памятник солдату», «Отгремела война», «С фронта к нам пришло письмо» | 1 |
31 | Каутер А. (с. Маяковка): «Сердце матери», «Посвящается Победе» | 1 |
32 | Вашуров А. (с. Шарап): «Война», «Прощание с солдатом», «Спасибо ветеранам» | 1 |
33 | Медик А. (с. Ясная Поляна), Усольцева В. (д. Каменный Ключ): «Стоит старушка у окна», «Наши деды воевали» | 1 |
34 | В мире поэзии. Любимые стихотворения | 1 |
9 класс
(34 часа)
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Литературная карта Кузбасса. Писатели и поэты земли Кузнецкой. (Обзор) | 1 |
2 | Литературная карта Кузбасса. Писатели и поэты земли Кузнецкой. (Обзор) | 1 |
3 | Б. В. Бурмистров. Творческая судьба поэта. | 1 |
4 | Из поэзии 70-ых годов. «Из прошлого высвечен сердцем». Судьба страны – судьба народа. | 1 |
5 | Из поэзии 80-ых годов. «Дороги, долгие дороги». | 1 |
6 | Из поэзии 90-х годов. «Русский мотив» 2000-е годы «Всем холодам назло». | 1 |
7 | В.А. Чивилихин. Жизненный и творческий путь. | 1 |
8 | Наследие писателя. Роман-эссе «Память» (обзор). | 1 |
9 | Роман-эссе «Память». Особенность жанра. Исповедальность. | 1 |
10 | Книга первая. Тайна авторства «Слова о полку Игореве» | 1 |
11 | Декабристы. «Общество соединённых славян» | 1 |
12 | Высокая и святая любовь Гоголя | 1 |
13 | Дворцовые ансамбли России | 1 |
14 | Космос и Россия. Циолковский. Чижевский. Морозов. | 1 |
15 | В.Д. Фёдоров. Жизненный и творческий путь. | 1 |
16 | На родине поэта. Просмотр фильма «Малая Родина Василия Фёдорова» | 1 |
17 | Тема Родины в лирике В.Д. Фёдорова. «Марьевская летопись», «На Родине моей», «Я гляжу на родные места» | 1 |
18 | Тема Родины в лирике В.Д. Фёдорова. «С тобой, Россия», «О Русь моя!». | 1 |
19 | Тема творческого пути, памяти. «Передо мною новый трудный путь», «Мне говорят – пиши», «Жизнь поэта», «Память прошлое хранит», «Буду снова думать о людях». | 1 |
20 | Тема любви в лирике поэта. «Любовь и дружба», «Высокой дружбой похвалюсь», «Чему сердце молилось», «Я тебя представляю», «О Женщина, краса земная!». Любовь и дружба. Нравственность как основа любви. | 1 |
21 | Фёдоровские чтения. Творческий вечер «Наедине с памятью» | 1 |
22 | Романтическая поэма «Седьмое небо» как синтез поэзии В. Фёдорова. История создания и композиция | 1 |
23 | Чтение по главам. | 1 |
24 | «Седьмое небо». Первая высота | 1 |
25 | «Седьмое небо». Чужая жизнь | 1 |
26 | «Седьмое небо». Лирическое отступление | 1 |
27 | «Седьмое небо». Фантастическая глава Земля и Вега. | 1 |
28 | «Седьмое небо». Память века | 1 |
29 | «Седьмое небо». Москва, Москва... | 1 |
30 | «Седьмое небо». Смертная высь | 1 |
31 | Седьмое небо. Крылья на полдень | 1 |
32 | Седьмое небо. Эпилог прощаний | 1 |
33 | Экскурсия в деревню Марьевка. | 1 |
34 | Экскурсия в деревню Марьевка. | 1 |
Перечень учебно – методического обеспечения
Сказки Деда Лаврентия. Для младшего и среднего школьного возраста.В.В. Холкин. – с.Бурлаки, 2010.
Разговор. В.В. Холкин.- с. Бурлаки, 2007
Литературное краеведение в Кузбассе: Учебное пособие. А.П. Казаркин – Кемерово, 1993.
Живая память. Сборник стихотворений о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., представленных авторами Прокопьевского района на муниципальный поэтический конкурс. – Администрация Прокопьевского муниципального района. МБУ «Централизованная библиотечная система Прокопьевского муниципального района». Районный поэтический клуб «Чистые родники». Детский поэтический клуб «Алые паруса», 2015
Ключ души. Сборник стихотворений. Н.Н. Уланов. – Новокузнецк, 2001
Если рифмы идут из сердца. Сборник стихотворений. В.А. Капустян – Прокопьевский район, 2008
CD-диск. Полное собрание стихотворений. В.А. Купустян – Прокопьевский район, 2017
Росток. Сборник стихотворений. А.Н. Бугров – с.Бурлаки, 2008
Лишь доброта украсит жизни путь. Электронный сборник стихотворений Г.В. Маслова – 2017
Сквозь сумерки времён. Избранное. Сборник стихотворений. Б.Бурмистров – Маматов, Санкт-Петербург, 2011
Память. Роман-эссе. В.А. Чивилихин.Роман-газета, №3 (1009) – М., госкомиздат СССР, 1985
Вестник краеведения. Прокопьевский район. Выпуск 37 – МБУ ЦБС Прокопьевского муниципального района Центральная районная библиотека Краеведческий отдел, 2015
Библиотечный портал Кемеровской области.http://lib42.ru/prokopevskiy/news/5505/
http://www.mucbsprokopregion.ru/files/Vestnik_37.pdf
МБУ ЦБС Прокопьевского муниципального района. mucbsprokopregion.ru