СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное(патриотическое)направление «Я – гражданин России» 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное(патриотическое)направление «Я – гражданин России» 1-4 класс»


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ

имени А.Цыденжапова»







Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственное(патриотическое)направление

«Я – гражданин России»

1-4 класс











НорбоеваТ.В.

учитель начальных классов

высшей категории

















Пояснительная записка.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана на основе авторской программы «Я – гражданин России », автор Власенко И.Г. и в соответствии с документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);

  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);

  • «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296)

  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672)

  • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218)

Имеет духовно – нравственную направленность.


Цели и задачи курса


Цель: создание условий для формирования личности гражда­нина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Оте­честву, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Оте­честву, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патрио­тических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образо­вания, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Место курса в учебном плане

Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России

1-й класс «Маленькие Россияне» (66 часов)

2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)

4-й класс «Я - гражданин России» (68часов)

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности.

1. Беседы.

При использовании беседы по сюжетному рассказу ребенку предлагается прослушать повествование, содержащее нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию, требующую сделать моральный выбор. После прослушивания текста школьникам задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялось отношение к заданной проблеме, знание о способах поведения в создавшейся ситуации и о самой нравственной норме.

2. Чтение сказок.

Чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

3. Музыка, живопись, поэзия.

Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения. Однако в ходе уроков почти не уделяется внимание духовной основе искусства. Что думали великие творцы о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели высказать своими произведениями?

4. Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.

5.Формирование экологической культуры.

Школьный курс «Окружающий мир», выполнение проектных заданий, связанных с познанием и сохранением природы родного края дают детям не только информационные знания об окружающем мире, но и формируют эмоциональную отзывчивость, ценностное отношение к природе.

Виды деятельности


  • Игровая;

  • Познавательная;

  • Проблемно-ценностное общение;

  • Художественное творчество;

  • Проектная деятельность;

  • Общественно-полезная;

  • Трудовая деятельность.











Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • положительная мотивация учебной деятельности;

  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.

  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.

  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

  • устанавливать причинно-следственные связи.

3.Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе.

4. Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • осознание ответственности за общее благополучие;

  • развитие этических чувств;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • самооценка.


1 класс Маленькие Россияне (33 ч.)


Содержание курса внеурочной деятельности


№п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические



1

Я и я

3

1

индивидуальная

игровая;

проблемно-ценностное общение

2

Я и семья

4

2

групповая

проектная деятельность;


3

Я и культура

4

1

коллективная

общественно-полезная;


4

Я и школа

4

4

групповая

проектная деятельность;


5

Я и мое Отечество

4

2

коллективная

общественно-полезная;


6

Я и планета

3

1

групповая

проектная деятельность;



Итого

33ч












Календарно-тематической планирование

урока

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Праздник первого звонка



2

Мой школьный дом. Экскурсия по школе



3

Моя семья - моя радость



4

Правила поведения в школе. Урок-игра



5

Экскурсия по пришкольному участку



6

Я, ты, мы. Игра



7

Кто что любит делать. Конкурс викторина



8

Мисс Осени



9

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала



10

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?



11

Моя красивая мама. Конкурс рисунков



12

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием



13

История моего села.



14

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора



15

Законы жизни в классе. Урок-игра



16

Откуда пришли елочные игрушки.



17

Фотографии из семейного альбома. Презентация



18

Школа вежливости. Беседа



19

Маленькая страна. Экологическая акция



20

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков



21

Они защищают Родину. Конкурс стихов



22

Загляните в мамины таза. Праздник



23

Встречаем Масленицу



24

Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли



25

Слушаем сказки моей бабушки



26

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина



27

Поклон тебе, солдат России.



28

В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу



29

Мои родные - защитники Родины.



31

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества



31

Десант чистоты и порядка



32

Самый красивый школьный двор. Акция



33

С чего начинается Родина?
















2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)


Содержание курса внеурочной деятельности


№п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические



1

Я и я

3

1

индивидуальная

игровая;

проблемно-ценностное общение

2

Я и семья

4

2

групповая

проектная деятельность;


3

Я и культура

4

1

коллективная

общественно-полезная;


4

Я и школа

4

4

групповая

проектная деятельность;


5

Я и мое Отечество

4

3

коллективная

общественно-полезная;


6

Я и планета

3

1

групповая

проектная деятельность;



Итого

34ч






Календарно-тематической планирование


урока

Тема

Дата проведения

план

факт

1.

Урок Мира



2.

Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)



3.

Обязанности ученика в школе. Беседа



4.

Осень в родном городе. Фотоконкурс



5.

Подумай о других. Беседа с элементами игры



6.

Я- ученик. Беседа с творческим заданием



7.

Родной край в древности. Экскурсия в музей



8.

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры



9.

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений



10.

Мой портфель. Игра-экспромт



11.

Моя любимая мамочка. Презентация



12.

Школьная символика (гимн, герб, флаг)



13.

Мой любимый город. Беседа



14.

Наш город. Конкурс визиток



15.

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисун­ков



16.

Самый уютный класс. Конкурс



17.

Экология нашего города. Беседа



18.

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек



19.

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры



20.

Мы и наши права. Урок-игра



21.

Игры на развитие произвольных процессов



22.

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений



23.

Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование



24.

По каким правилам мы живем в школе? Игра



25.

Широкая Масленица. Игра



26.

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов



27.

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие



28.

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие



29.

День птиц. Выставка рисунков



30.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей



31.

Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества



32.

Открытка ветерану. Акция



33.

Десант чистоты и порядка



34.

Знай и люби свой край. Викторина






3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)


Содержание курса внеурочной деятельности


№п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические



1

Я и я

3

1

индивидуальная

игровая;

проблемно-ценностное общение

2

Я и семья

4

2

групповая

проектная деятельность;


3

Я и культура

4

1

коллективная

общественно-полезная;


4

Я и школа

4

4

групповая

проектная деятельность;


5

Я и мое Отечество

4

3

коллективная

общественно-полезная;


6

Я и планета

3

1

групповая

проектная деятельность;



Итого

34ч








Календарно-тематической планирование




Тема

Дата проведения

план

факт

1.

Кто что любит и умеет?



2.

Мы все такие разные.



3.

Мои любимые книги.



4.

Человек. Личность. Гражданин.



5.

Тест «Познай себя».



6.

Почему меня так назвали?



7.

Проект. «Здесь живёт моя семья».



8.

Что значит быть хорошим сыном или дочерью?



9.

Мой папа – мастер на все руки.



10.

Золотые руки.



11.

Мои семейные обязанности.



12.

Копилка добрых дел.



13.

Доброта в сказках и стихах.



14.

Мой класс – моя семья.



15.

Каков я в школе.



16.

Устав школы.



17.

Режим дня школьника.



18.

Права и обязанности школьника.



19.

В мире вежливости.



20.

Диагностика сформированности классного коллектива.



21.

О чём шепчут названия улиц?



22.

Герои – мои земляки.



23.

Проект «Открытка ветерану».



24.

Победа деда – моя победа.



25.

Есть такая профессия – Родину защищать.



26.

Наша малая Родина. Символы РБ.



27.

Дорогая моя столица.



28.

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!



29.

Чем живёт планета?



30.

Животные и растения заповедников РБ



31

День славянской письменности.



32

Мы в ответе за тех, кого приручили.



33

Проект. «Если был бы я волшебником».



34

Мы - патриоты.

















4-й класс «Я - гражданин России» (68 часов)


Содержание курса внеурочной деятельности


№п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические



1

Я и я

3

1

индивидуальная

игровая;

проблемно-ценностное общение

2

Я и семья

4

2

групповая

проектная деятельность;


3

Я и культура

4

1

коллективная

общественно-полезная;


4

Я и школа

4

4

групповая

проектная деятельность;


5

Я и мое Отечество

4

3

коллективная

общественно-полезная;


6

Я и планета

3

1

групповая

проектная деятельность;



Итого

34ч







Календарно-тематической планирование


Тема

Дата проведения

план

факт

1.

«Что такое хорошо, что такое плохо?»



2.

Мои любимые книги.



3.

«Кто я? Какой я?»



4.

Откуда я родом?



5.

Хочу и надо.



6.

Тест «Познай себя»



7.

Законы жизни.



8.

Мир моих интересов



9.

В гостях у предков.



10.

Загляните в старенький альбом.



11.

Спешите творить добро.



12.

Герб моей семьи.



13.

Моя родословная.



14.

Пожилые люди – мудрые люди.



15.

Играем с малышами



16.

Наше семейное хобби



17.

По каким правилам мы живём?



18.

Трудовой десант.



19.

Школьный двор.



20.

Из истории моей школы.



21.

Мои родители-выпускники школы.



22.

История страны в названии улиц города.



23.

След ВОВ в жизни родного края.



24.

Люблю тебя, моя Россия.



25.

Поговорим о толерантности.



26.

Дети войны.



27.

Урок доброты и милосердия.



28.

Путешествие по стране.



29.

Судьба Земли – наша судьба.



30.

Что такое экология?



31

Берегите природу. Конкурс экологических сказок



32

Природа края и поэзия.



33

Знаешь ли ты страну?



34

Семь чудес света.





Литература


1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.

2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.

3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.

6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.

7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.

8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.

9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.

10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.

11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.

12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.

13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.

14. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.

16. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г

17. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.