СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу "Народоведение" для 1-4 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов сроком на 4 года. В рамках реализации данной программы дети знакомятся с историей русских игрушек, играют в русские народные игры, знакомятся с историей хлеба и профессиями, связанными с выращиванием злаков, приготовлением хебных изделий. А также смогут изучить историю русского костюма, утвари и предметов русского быта, приобретут навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу "Народоведение" для 1-4 классов»




Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №3»

«Рассмотрено»

на заседании методического

совета школы. Протокол №1

от «30» августа 2013года


«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР_______И.А.Паклина

от «30» августа 2013 года



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 3

_______Т.Н. Соколовская

от «31» августа 2013года



Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно – нравственного направления

по курсу «Народоведение»

для 1-4-го классов


1час в неделю (всего: 1 кл. - 33 часа, 2,3,4 кл. – 34 часа)













Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Белоусова Ирина Ягофаровна







2016 – 2017 уч. год




Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Народоведение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана и авторской программы «Народоведение» (Составитель: Манакова Е.Ю., учитель начальных классов МОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3», «Организация внеурочной деятельности на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (из опыта работы образовательных учреждений Курганской области)». ГАОУ ДПО «Институт образования и социальных технологий», Курган 2012).

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен необходимостью изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей Родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина своей страны.

Программа рассчитана на 33 ч. в год в 1 классе, 34 ч. в год во 2-4 классах (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- практических работ: 1 класс- 2; 2 класс – 5; 3 класс – 5; 4 класс – 6;

- экскурсий: 1 класс- 4; 2 класс – 5; 3 класс – 7; 4 класс – 6;

- презентаций: 1 класс- 1; 2 класс – 1; 3 класс – 1; 4 класс – 3;

- выставок: 1 класс- 0; 2 класс – 1; 3 класс – 1; 4 класс – 1.


Рабочая программа имеет целью воспитание и социально – педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России и способствует решению следующих задач изучения:

- обеспечивать готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению;

- формировать мораль как осознанную личностью необходимость определенного поведения, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- обеспечивать принятие личностью духовных традиций русского народа; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;

- прививать духовную, культурную и социальную преемственность поколений; развивать чувство патриотизма и гражданскую солидарность;

- учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности на ступени начального образования.

Ключевая идея курса «Народоведение» заключается в изучении культуры своего народа, восстановлении духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Cпецифика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме обучающих занятий, экскурсий, чтения книг, проведения социально значимых акций, выставок творческих работ, конкурсов, презентаций проектов.

Обучение по курсу «Народоведение» играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона реализации программы «Народоведение» связана с предположением, что в результате формирования личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы: принятие культурно - исторических ценностей и традиций, уважительное отношение к труду людей, интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей.


Предметные результаты реализации программы.

Практическая полезность курса «Народоведение» обусловлена тем, что обучающийся научится:

- различать виды народных игрушек и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

- узнавать, воспринимать, описывать, оценивать предметы народных промыслов и

эмоционально передавать свое отношение к ним;

- называть наиболее известные места народных промыслов;

- организовывать места занятий подвижными играми (как в помещении, так и на открытом

воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма;

- осуществлять игровую деятельность по правилам, выбирать водящего в играх;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить влияние этих

отношений на природные объекты;

- называть наиболее распространенные профессии, связанные с выращиванием и

изготовлением хлеба, и описывать качества людей этих профессий.


Метапредметные результаты реализации программы.

Обучение по программе «Народоведение» даёт возможность:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- развивать у обучающихся умение ставить цели и планировать свои действия в

соответствии с поставленной целью;

- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и внутренним

критериям;

- проявлять инициативу в сотрудничестве с одноклассниками;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- проводить исследовательскую работу и представлять её результаты;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поисковых и творческих

заданий;

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в игровой и творческой деятельности;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и

ориентироваться на позицию партнера в общении;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- обучающийся получит первичный опыт составления родословной, опыт публичного

представления результатов исследовательской работы, опыт участия в организации и

проведении тематических бесед для младших.



Новизна данной программы определяется тем, что обучающийся получит

возможность:

- научиться воспринимать произведения художественных промыслов, участвовать в

обсуждении их эмоционального воздействия на человека;

- изучить отношение человека к хлебу на разных исторических этапах;

- изучить историю хлеба, русского костюма, дома, утвари.



При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно- ориентированного подхода, проектной и исследовательской деятельности.



Рабочая программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

- в принципах обучения: занятия с детьми организуются с учетом индивидуальных особенностей, в доступной форме, с учетом преемственности и результативности;

- в формах и методах обучения: на занятиях используются групповые и дифференцированные формы организации деятельности детей, а так же индивидуальная работа. Занятия проводятся не только в стандартной форме, но и в нетрадиционной форме в виде конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.п.

- в методах контроля и управления образовательным процессом: наглядность и анализ результатов работы, результатов тестирования, конкурсов и соревнований и т.д.

- в средствах обучения: всё необходимое для организации занятий оборудование, материалы и инструменты в музее есть.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением «О текущей и промежуточной аттестации» в форме «листа самооценки»; «конечного продукта» творческой деятельности (выставка творческих работ: рисунки, модели, поделки, стенные газеты; музыкальное шоу, инсценировка; викторины, защита проекта и др.). Итоговый контроль за уровнем сформированности универсальных учебных действий может быть представлен оценочным листом, включающим самооценку обучающегося и оценку педагога.

Учебный план

№п\п

Название раздела

Общее количество

часов

В том числе

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Игры и игрушки русского народа

33

17

16

1.1

Знакомство с народными промыслами по изготовлению деревянных и глиняных игрушек

14

12

2

1.2

Русские народные игры

2

2

-

1.3

Зимние народные игры

8

3

5

1.4

Летние народные игры

9

-

9

2.

Слово о хлебе

34

15

19

2.1

Как вырастить хлеб

12

6

6

2.2

История и значение хлеба

13

2

11

2.3

Русский фольклор и литература о хлебе

4

4

-

2.4

«Берегите хлеб!»

5

-

5

3.

В гостях у русского дома

34

16

18

3.1

История поселения русских

4

2

2

3.2

Устройство русского дома

11

7

4

3.3

Русская утварь

5

3

2

3.4

Русский народный костюм

8

1

7

3.5

Традиции русского чаепития

6

3

3

4.

Разговор о родословной

34

16

18

4.1

История славян

8

4

4

4.2

История родного города

5

3

2

4.3

Мое имя

4

2

2

4.4

Составление родословной

17

5

12


Итого:

135

62

73



Содержание программы.


          Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.

1 класс – «Игры и игрушки русского народа» (33 часа)

Цель: развитие мотивации личности к познанию культуры русского народа через мир русских игр и игрушек.

Задачи: - развивать интерес к русским игрушкам, истории их происхождения;

- обучить различным играм русского народа, показать их ценность, ввести в детский досуг.

Содержание.

Раздел 1. Знакомство с народными промыслами по изготовлению деревянных и глиняных игрушек (14ч.)

В разделе 1 работа строится на первичном ознакомлении обучающихся с историей происхождения деревянных и глиняных игрушек, мастерами народных промыслов по изготовлению игрушек, географией мест расположения мастерских ремесленников.

  1. Моя любимая игрушка. Игрушка – вещь, служащая для игры. Игрушки и игры связаны с отдыхом человека. Отличие современных и старинных игрушек.

  2. Игрушки друзей. На занятии школьники рассказывают о своих любимых игрушках, показывают их. Организуется совместная игра.

  3. Русские народные игрушки (общее знакомство). Материал для изготовления игрушки. Места расположения мастерских ремесленников. Профессии людей для производства игрушек.

  4. Русские Матрешки. История появления русской матрешки. Разнообразие Матрешек. Их сходство и различие. Известные мастерские по изготовлению Матрешек.

  5. Богородская игрушка. Промысел народных мастеров села Богородское – резные игрушки. Основные этапы изготовления этих игрушек. Сюжеты игрушечных композиций.

  6. Бирюльки. Старинная русская игра «на терпение» - забава для мальчишек. Ознакомление с правилами игры. Проведение игры.

  7. Рисуем деревянные игрушки. Рисование игрушки по представлению. Выставка рисунков.

  8. Глиняные игрушки. Происхождение глиняных игрушек, связанное с поклонением языческим богам. Традиции лепки глиняных фигурок. Центры изготовления глиняных игрушек.

  9. Дымковские игрушки. Самые знаменитые глиняные игрушки. История возникновения дымковских игрушек. Традиционные сюжеты фигурок. Процесс изготовления. Роспись игрушек. Создание эскизов.

  10. Филимоновские игрушки. Знаменита своими игрушками деревня Филимоново под Тулой. Особенности филимоновских игрушек. Традиционные цвета, применяемые для росписи. Создание эскизов.

  11. Хлудневские игрушки. Разновидность глиняных игрушек. Особенности и традиции.

  12. Каргапольские игрушки. Мастерица Ульяна Ивановна Бабкина в 30-е годы начала создавать глиняные игрушки. Сценки народных гуляний, запечатленные в глине.

  13. Рисуем глиняные игрушки. Викторина «Разновидности глиняных игрушек». Групповое рисование игрушек. Выставка рисунков.

  14. Страна «Кукляндия».Разнообразный мир кукол. Известные мастера по производству кукол. Из чего делают кукол. Кто играет в куклы.

Раздел 2. Русские народные игры (2ч.)

Раздел 2 знакомит обучающихся с классификацией русских народных игр, правилами выбора водящего.

  1. Русские н6ародные игры. С малых лет ребенок живет в мире игры, сказок. Игра – основа детского досуга. Игры подвижные, малоподвижные. Игры с участием водящего и коллективные.

  2. Правила выбора водящего. Жеребьевка, считалки – короткие рифмованные стишки для распределения роли или очередности в игре.



Раздел 3. Зимние народные игры (8ч.)

Раздел 3 знакомит обучающихся с классификацией, правилами и условиями безопасности зимних русских народных игр.

  1. Учим зимние народные игры: игры-состязания в снежки-комочки. Игры-состязания в снежки - комочки – одно из самых любимых зимних развлечений детей. Разучивание игр «Великан или Баба-Яга», «Бабы», «Быстрые и меткие», «Штурм снежной крепости», «Царь горы», «Купи бычка».

18-19. Зимние игры: катание на санках. Одно из любимых состязаний – катание на санках

с естественной горы. Способ изготовления снежной горы. Строительство горки.

20. Зимние игры - ловишки. Разучивание правил игр «Два Мороза», «Льдинки», «Бубен».

21. Зимние игры - загадки. Игры для морозных дней и длинных зимних вечеров. Игры на

внимание и развитие мышления. Разучивание игр: «Дрема», «Слепая Олена»,

«Жгуты», «Корчага», «Нос», «Молчаливое собрание», «Задуманное действие»,

«Сокровищница», «Летает - не летает», «Жмурки на местах».

22. Зимние игры - забавы. Разучивание игр «В фанты», «В оленя», «Воробей», «Чепуха»,

«В барыню», «Метаморфозы», «Цвет».

23. Зимние игры - прятки. Разучивание игр «Холодно – горячо», «Золото хороню».

Повторение игр - забав.

24. Зимние игры - состязания. Разучивание игр «Волчок», «Король в плену», «В цацки»,

«Береги руки», «Ушки», «Ладошки», «Крестики», «Слухи», «Перышко».

Раздел 4. Летние народные игры (9ч.)

Раздел 4 знакомит обучающихся с классификацией, правилами и условиями безопасности летних русских народных игр.

25. Учим летние народные игры: игры - ловишки. Разучивание правил игр «Салки» или

«Пятнашки», «Погоня за лисицами», «Третий лишний с ремешком», «Горелки».

26. Летние образные игры.Разучивание игр по выбору учителя: «Хромая ворона», «Баба

Яга», «Лиса», «Лягушка», «Ястреб и птицы», «Пчелки и ласточки», «Коршун»,

«Жабка», «Заря-заряница», «Невод», «Стадо», «Гуси-лебеди», «Дедушка сапожник»,

«Волк и дети», «Грибы-вояки», «Зайцы в огороде», «Золотые ворота», «Капканы».

27. Летние игры - ловишки с мячом. «Охотники и утки», «Круговой мяч», «Защита

укрепления».

28. Летние игры-соревнования. «Лапта», «Городки», «Камешки», «Чиж», «Ямки»,

«Боевые петухи», «Малечина - калечина», «Репка», «Редька», «Слон», «Трубочки»,

«Парная чехарда», «Прорываты», «Сигушки».

29. Летние игры - соревнования с мячом. «Шлепанки», «Земля-вода-небо», «Зевака»,

«Столбы», «Зайчик», «Лунки».

30. Летние игры - загадки. «Филин и пташки», «Иван-косарь и звери», «В кучки».

31-32. Летние хороводные игры. «Капустка», «Заинька», «Колпачок».

33. Катание на качелях. Одна из любимых летних забав для взрослых и детей.

2 класс –«Слово о хлебе» (34часа)

Цель: формирование ценностных установок обучающихся, отражающих личностную

позицию по отношению к хлебу как к основному продукту человечества.

Задачи: - создать условия для осознания необходимости бережного отношения к хлебу;

- обогащать представления обучающихся о хлебе, о качествах людей

хлеборобных профессий через взаимодействие с социумом, воспитывать

уважение к людям хлеборобных профессий.


Содержание.

Раздел 1. Как выращивают хлеб.

1. Хлеб как частичка природы, в которую вложен немалый труд людей. История

появления хлеба.

2. Поля Зауралья. Знакомство с возможностями края по выращиванию хлеба. Сбор

информации об урожае зерновых в районе в разное время.

3. Встреча с хлеборобами (заочная). Содержание труда. Качества человека - хлебороба.

4-5. Изготовление макета трактора или комбайна.

6. Пшеница и рожь – основные хлебные злаки. Знакомство со злаковыми растениями:

внешний вид, части растений. Сравнение колосьев ржи и пшеницы.

7. Сорные растения. Уточнение знаний о дикорастущих сорных растениях. Ознакомление

с их видами, способами борьбы с сорняками на полях. Изучение гербария.

8. Факторы улучшения земель. Понятие о плодородии земель. Меры для улучшения

качества почвы. Качество почвы в округе.

9. Сельскохозяйственная техника. Знакомство с сельскохозяйственной техникой.

Выставка рисунков.

10.Нечерноземная зона России. Изготовление макета хлебного поля

с сельскохозяйственной техникой.

11. «Волшебница - природа». Экскурсия (заочная) - наблюдение за полем после уборки

урожая.

12. Знакомство с картинами признанных и народных художников (на базе школьного

музея). Оценить красоту зреющей нивы, умение человека передать эту красоту на

полотне.

Раздел 2. История создания и значение хлеба.

13. История создания и значение хлеба. История появления хлеба, его значение в жизни русских людей. Народные традиции, связанные с хлебом.

14-17. Хлеб – всему голова! (стародавняя быль). Подготовка инсценировки. Её показ для

младших школьников.

  1. Хлеб блокадного Ленинграда. Дать понятие о нормах хлеба в блокадном

Ленинграде, его состав. Условия жизни ленинградцев - блокадников.

19-21. Посещение хлебокомбината, кондитерского цеха или магазина. На

хлебокомбинате показать технику для замеса, печи для выпечки. В кондитерском

цехе – особенности теста на хлебобулочные изделия, торты, пирожные.

22. Выставка хлебных изделий. КТД. Проводится чаепитие с хлебными изделиями,

испеченными дома совместно с родителями.

23-25. Как выпекают хлеб. Знакомство с процессом выпечки хлеба в старину. Сравнение

с современным производством.


Раздел 3. Произведения русского фольклора и литературы о хлебе.


26. Русские пословицы и поговорки о хлебе. Знакомить детей с пословицами и поговорками

о хлебе. Значение хлеба в жизни людей на Руси. Знакомство с заповедями русского

народа о хлебе.

27. Гадание на хлебе. Знакомство со старинной традицией гадания на хлебе.

28. Рассказы о хлебе. Чтение рассказов о хлебе. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др.

29. Стихи о хлебе. Проводится конкурс чтецов.


Раздел 4. Берегите хлеб!


30-33. Посевная страда. Экскурсия в парк сельскохозяйственной техники или в

мастерскую. Экскурсия в поле, где начинается посевная (заочная).

34. Берегите хлеб! Рейд в школьную столовую с целью оценивания бережного,

экономного отношения к хлебу.

3 класс – «В гостях у русского дома» (34часа)

Цели:

- формирование позитивного отношения к дому как социальной среде русского человека;

- воспитание патриотизма через уважение к русскому дому.

Задачи:

- рассмотреть особенности постройки русского дома, выявить причины такого

построения; познакомить с основными предметами русского дома, их предназначением,

изучить их историю;

- воспитывать традиции русского чаепития;

- изучить элементы русского костюма.


Содержание.


Раздел 1. История поселения русских.


1. Первые поселения русских. Знакомство с расселением славян. Появление русских. О

традициях первых русских поселений.

2. Русская изба. Экскурсия в краеведческий музей (виртуальная). Традиции русской избы.

Ознакомление с правилами постройки избы на Руси.

3. Русская изба (практическое занятие). КТД. Что такое изба? История развития русских

построек. Белая изба. Создание эскизов по представлению. Конструирование модели

русской избы.

4. «По заброшенным улочкам Каргаполья» (возможна замена темы – «По дальним

улочкам Ноябрьска»). Экскурсия по родному поселку (городу). Знакомство со зданиями

старой постройки, их история и современное использование.


Раздел 2. Устройство русского дома.


5.Узоры русского дома. Традиции русского узора. Что украшали узорами? Выставка

поделок, на которых нанесен русский узор (сарафан, рубаха, пояса, платки, Закладки

для книг, полотенца и др.)

6. Хозяйственные постройки: амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев и др. Знакомство

с названием, предназначением, внешним видом хозяйственных построек в русском дворе.

7. Посиделки в русском доме. КТД. Знакомство с традициями русских посиделок.

Групповая работа: прослушивание и разучивание песен, игр, занятия рукоделием во

время посиделок.

8. Посиделки в русском доме.Посещение и участие в театрализованном представлении

театрального кружка «Посиделки в русском доме».

9. Русская банька. Появление бань у древних славян. Названия бани на Руси: влазня, мовь,

мовница, мыльня, мыльница. Представление о традициях постройки русской бани.

Легенды, связанные с русской баней.

10. Русский скворечник. Старый обычай строить жилища для птиц на Руси. Появление

скворечника.

11-12. Акция «Помоги пернатому». Рассматривание различных видов кормушек.

Изготовление кормушек из подручных материалов. Знакомство с видами корма для

разных птиц.

13. Русская печь. Появление печи. Печи-каменки. Внешний вид русской печи, её

устройство, значение в доме. Исследование «Как топили печь на Руси».

14. «Русской печке посвящается». КТД. Конкурс рассказов о русской печи. Семейные

истории, связанные с печкой. Демонстрация фотографий старинных русских печей,

сохранившихся в семье. Ролевая игра «Я пеку, пеку, пеку…» (сценка растапливания

печи и приготовления пищи).

15. Деревянная лучина. Рассказ о способах освещения русской избы. Что такое лучина?

Как её использовали. «Лучина» в русском народном фольклоре.


Раздел 3. Русская утварь.


16. Русская гармошка. Происхождение инструмента. Традиции русской гармошки.

Гармошка помогает в работе и на празднике.

17-18. «Играй, гармонь!». КТД. Посещение познавательной программы музыкального

кружка. Знакомство с русскими народными инструментами (балалайка, ложки,

гусли и др.), с русскими мелодиями. Подготовка обучающимися рассказов об этих

музыкальных инструментах. Концерт – импровизация (исполнение русской

народной песни с использованием доступных русских народных инструментов:

ложки, трещотка и др.).

  1. Русская прялка. Что такое прялка. История появления прялки, её предназначение.

Украшение прялки. Прялка и прядение в поговорках. Суеверия о прялках.

  1. Русская колыбель. Люльки известны всем народам мира. Что такое колыбель.

Народные названия колыбели: зыбка, качалка, баюкалка, колыска. Рисование и

украшение колыбели. Посещение экскурсии на выставку «Русская утварь».

Раздел 4. Народный костюм.


21-22. «Веселая ярмарка». КТД. Ярмарка – большой торговый съезд и привоз товаров,

большой сельский базар. Чем и когда торговали на ярмарках. Развлечения на ярмарке.

Ярмарочные балаганы. Кукольное представление на ярмарке.

23. Русская одежда. Праздничная и повседневная одежда. Одежда мужская и женская.

Традиционные цвета. Украшения. Обогащение словаря: армяк, картуз, кокошник,

сарафан, рубаха. Экскурсия в музей на выставку «Традиции русского костюма».

Выставка рисунков русского костюма.

24-25. Русский народный костюм. Посещение музейного ресурсного центра (школьного

музея). Игровая программа «Русский народный костюм».

26-27. «В волшебном мире живописи: мир вещей». Экскурсия «Русский костюм в картинах

художников (на базе школьной библиотеки).

28. «В бабушкином сундуке». КТД. Презентация русских костюмов, созданных

обучающимися совместно с родителями.


Раздел 5. Традиции русского чаепития.


29. Предметы русского стола. Роль стола в русском жилище. Его местоположение.

Ритуалы, связанные со столом. Будничная посуда. Общая чаша – миска, блюдо,

тарелка, ложки, хлебница, солонка. Знакомство с предметами на русском столе. Их

назначение и роль на столе. Праздничная посуда – многообразие форм, роспись, резьба.

30. Русский самовар. Что такое самовар. Появление самовара. Разновидности самоваров. 31. Русский пряник. Появление пряника. Первые пряники на Руси (медовый хлеб). Виды

пряников, Лепные «козули», «тетеры», печатные пряники. Пряники для бедных и

богатых, для подарков и на именины. Игры с пряниками.

32-33. Традиции русского чаепития. Появление чая на Руси. Решение семейных дел,

заключение торговых сделок, брачных союзов за чаем. Старорусский ритуал чаепития.

Экскурсия в музей. Знакомство с традициями русского чаепития.

34. «Чаепитие по-русски». КТД. Театрализованный праздник – чаепитие.


4 класс – «Разговор о родословной» (34 часа)


Цель: формирование интереса обучающихся к изучению своей родословной, происхождению и значению имен и фамилий;

Задачи:

- познакомить с историей славянских народов – наших предков;

- определить значение своего имени;

- освоить начальные исследовательские навыки по составлению родословной;

- расширить знания об истории своей семьи, её уклада.


Содержание.


Раздел 1. История славян.


1. Происхождение славян. Версии о происхождении славян. Откуда и когда взяла своё

начало Древняя Русь.

2. Другие народы Восточной Европы. История появления первых народов на территории

Европы. Их язык, нравы, быт.

3. Причины славянских набегов. Расселение славянских племен.

4-5. Путешествие в каменный век (работа с социумом – передача полученных знаний).

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с понятием «каменный век».

Особенности устройства племен, их быт. Подготовка и проведение познавательного

занятия для 3-го класса о каменном веке.

6. Славяне на работе и дома. Жизнь славян в древности. Культура славянских народов.

Дом и очаг. Ремесло.

7-8. «В мастерской художника». Картины известных художников с изображением славян,

их труда.


Раздел 2. История родного поселка (города).


9. Истоки слова «Русь». Происхождение Руси. Исторические справки, строки из летописи

и толковых словарей.

10-11. «В гостях у прабабушек». Что такое род, родословная. Для чего используется

родословная. Как её составляют. Использование возможности библиотеки для

выяснения понятия «родословная».

12-13. Ноябряне. Театрализованное представление о родном городе. История образования

города Ноябрьска. Кто населял местность раньше.


Раздел 3. Мое имя.


14. Значение имен. На Руси у славян существовало два имени. Одно – ложное, для всех,

другое – тайное, только для самого человека. Когда происходило имянаречение.

Какими были славянские имена.

15. «Моё имя». Викторина. Представление имен обучающихся. Выпуск стенгазеты.

16-17. День рождения в музее. Экскурсия в музей «Традиции празднования дней

рождения на Руси». Причины непразднования дня рождения у древних славян.

История празднования дня рождения. Традиции празднования дня рождения в семье.


Раздел 4. Составление родословной.


18.Социальный проект «Составление родословной» (запуск проекта). Составление плана

работы над проектом.

19-21. Сбор материала о родственниках по лини отца.

22-24. Сбор материала о родственниках по лини матери.

25-26. «Фотографии из старого альбома». Экскурсия в библиотеку.

27. Фотографии из семейного архива. Семейный праздник. Презентация семейных

фотографий, подготовленных детьми совместно с родителями.

28. Занятия моих предков. Составление альбома. Презентация детей о занятиях их

предков.

29-30. Сказка в лаковой миниатюре. Экскурсия в МРЦ г. Ноябрьска. Знакомство с

историей лаковой миниатюры.

31. Традиции моей семьи. Рассказы детей, демонстрация фото - и видеоматериалов.

32-33. Оформление собранного материала. Подготовка к презентации проекта.

34. «История моей семьи». Публичная презентация родословной. Выставка творческих

работ.









Ресурсное обеспечение рабочей программы:


Книги

Однотомные издания


  1. В.А. Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: «Просвещение», 1987

  2. М. Баринова. Узоры вышивки крестом. Братислава, «Праца», издательство РПД, 1984

  3. З.А. Богатеева.Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Москва, «Просвещение», 2001

  4. С. Газарян. Прекрасное своими руками. Народные художественные ремёсла.

М.: «Детская литература», 1979

  1. И.Ю. Протащук. Введение в генеалогию (родоведение).Учебное пособие

Казань: Хэтер, 2009, 192с.

  1. В.Г. Смолицкий. Народные художественные промыслы РСФСР. М.: «Высшая школа», 1982


Литература для обучающихся:

Книги

Однотомные издания

  1. М.А. Гузик, Русская культура. Занимательные игры. М.: «Просвещение», 1997

  2. Л. Муравьева, Т. Рудишина. Россия. Энциклопедия. М. «Росмэн», 2010

  3. Энциклопедия. Народы России. Праздники, обычаи, обряды. М. «Росмэн», 2012

  4. А.П. Рогов. Кладовая радости. М.: «Просвещение», 1982

  5. А. Томилин. Россия. М. «Олма - медиа групп», 1012