СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этикет. Учусь правилам поведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  внеурочной деятельности

«Этикет. Учусь правилам поведения»

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Этикет. Учусь правилам поведения»»

Приложение №17



«Утверждаю»

________________ Е.И. Самылкина

директор МАОУ «Свободненская СОШ»

Приказ № 122/1 от 28.08.2015г.


Принята

на заседании педагогического совета

МАОУ «Свободненская СОШ»

Протокол № 14 от 28.08.2015г.












Рабочая программа внеурочной деятельности

«Этикет. Учусь правилам поведения»


на 2015/2016 уч.год



направление развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др.)








Учитель: Жандарова Мария Николаевна











п. Свобода

2015 г.

Пояснительная записка

Программа «Этикет. Учусь правилам поведения» осуществляется на основе требований к структуре и результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.

Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. В начальной школе дети получают определённые этические знания и представления, однако для оценки достижений такая модель инструментария, как тестирование, используется слабо. В связи с этим возникает необходимость проведения во внеурочное время занятий, которые бы позволили не только познакомить учащихся с правилами этикета и нормами поведения в общественных местах, но и помогли бы учителю получить информацию через тестирование об усвоении учащимися норм поведения и верном применении их в различных жизненных ситуациях.

Целью программы является знакомство учащихся с нормами поведения в обществе; формирование умений, предоставляющих возможность выглядеть достойно и позволяющих проявлять себя уверенно в различных жизненных ситуациях; развитие коммуникативных способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: познакомить детей с правилами этикета, нормами поведения в общественных местах; сформировать представления об этических нормах, традициях; научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях; научить уважительному и тактичному отношению к личности другого человека, сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми и устойчивую положительную самооценку.

На занятиях «Этикет. Учусь правилам поведения» дети получают определённые знания и представления по этикету. Эти темы предусмотрены программами по окружающему миру, русскому языку, основам светской этики, а также рассматриваются на классных часах.

Таким образом, основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений).

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Данная программа предназначена для учащихся 1 класса.

В соответствии с учебным планом начальной школы МАОУ «Свободненская СОШ» обучение по программе «Этикет. Учусь правилам поведения» предполагает проведение раз в неделю одного занятия в течение учебного года (33 часа).







Основное содержание программы

Материал в рабочей программе разделён на три части: культура поведения, культура общения и повседневный этикет.

Культура общения

Значение этикета в жизни человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Использование приветствия с древнейших времён. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствий для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни.

Обращения на «ты» и на «Вы». Обращение старшего к младшему и младшего к старшему. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Дурные привычки при обращении.

Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и по полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.

Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы. Культура речи. Жаргонизмы и слова-паразиты. Значение чтения для развития речи. Мимика и жесты — понятия. Выражение эмоций положительными или отрицательными жестами. Использование жестов в разных странах. Лучшая мимика — это улыбка.

Правила общения по проводному телефону. Значение приветливости в телефонном разговоре. Умения пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Уважительное отношение к старшим и окружающим.

Культура поведения

Улица — общественное место. Проявление вежливости на улице. Отношение к пожилым людям и женщинам. Правила передвижения по тротуарам. Беседа на улице, элементарные требования к поведению.

Правила, сложившиеся в общественном транспорте: вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Приветствия, беседа в транспорте.

Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника.

Экология как наука о сохранении природы. Полезность совершения походов на природу. Хозяева в доме и на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе.

История театра, балаган. Уважение к зрителю. Правила поведения в театре до начала спектакля, во время спектакля, во время антракта и после окончания спектакля. Театральные термины: партер, авансцена, ложи.

История танца. Танцевальный этикет: поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера. Занятия танцами и развитие музыкальных чувств и тела.

Музей — что это? Музеи мира. Уважительное отношение к посетителям музея. Правила передвижения по залам. Отношение к экспозициям. Получение в музее эстетического удовольствия, ценной информации.

Культура и религия. Священное писание. Верующие. Православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме.

Ислам. Священный Коран. Для чего построена и как устроена мечеть. Исламские праздники. Поведение в мечети.

Разные народы Кавказа — общий этикет. Особенность поведения в быту горских народов. Отношение к старшим, к женщине. Честь и достоинство горца. Гостеприимство и щедрость горских народов.

Казаки России. Воспитание в казачьей семье. Уважение к старшим и к женщине. Глава семьи, семейные устои.



Повседневный этикет

Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной. Обязанности хозяев и гостей. Приглашение к ответному визиту. Сервировка крестьянского стола в старину. Значение скатерти при сервировке стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда.

Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначение столовых приборов. Правила еды.

История культуры еды. Предназначение салфеток. Как правильно есть за столом и пользоваться столовыми приборами во время еды и после неё.

Понятие внешности. Опрятная внешность, уход за телом и волосами. Умение беречь одежду, обувь и ухаживать за ними. Рациональность в выборе одежды. Внешность делового человека. Школьная форма.

Представленные в темы по этикету разработаны с учётом характеристики деятельности, предусмотренной ФГОС начального общего образования учащихся. Они включают следующие элементы: моделирование и оценивание ребёнком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.


Учебно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Форма проведения занятия

Культура общения


Приветствия

Учебно-коммуникативная игра


Правила обра­щения

Учебно-коммуникативная игра


Представление при знакомстве

Ролевая игра


Правила беседы и культура речи

Ролевая игра


Правила беседы и культура речи

Викторина


Мимика и жесты

Музыкально-дидактические игры


Мимика и жесты


Телефонный раз­говор

Сценический диалог

Культура поведения


Поведение на улице

Сценический диалог


Поведение на улице

Учебно-коммуникативная игра


Поведение в общественном транспорте

Телемост


Поведение в общественном транспорте

Учебно-коммуникативная игра


Поведение в школе

Музыкально-дидактические игры


Поведение на природе

Экскурсия


В театре

Заочное путешествие


В театре


Танцевальный этикет

Музыкально-дидактические игры


Танцевальный этикет


Посещение музея

Экскурсия


Поведение в православном храме

Телемост


Поведение в православном храме

Экскурсия


Поведение в мечети

Телемост


Этикет народов Север­ного Кавказа

Телемост


Этикет казака

Телемост

Повседневный этикет


Приём гостей

Учебно-коммуникативная игра


Приём гостей


Правила серви­ровки стола

Проект


Правила серви­ровки стола

Проект


Как вести себя за столом

Аттракцион знаний


Как вести себя за столом

Викторина


Как правильно есть

Викторина


Внешность

Учебно-коммуникативная игра


Внешность


Итоговое тестирование

Тест



Планируемые результаты

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  • Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

  • С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы начального образования МАОУ «Свободненская СОШ»

Для оценки достижений обучающихся в программе предусмотрены группы тестовых заданий по различным темам. К каждому небольшому тексту по этикету предлагается 12 вопросов. Такая модель даёт возможность проверить знания учащихся в конце каждого занятия и провести итоговое тестирование после изучения всех предложенных тем.

В ходе тестирования у детей формируются умения, связанные: информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться толковым словариком. Чтобы верно ответить на некоторые вопросы, ребёнку потребуется найти соответствующий текст в дополнительной информации.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для реализации программного содержания используются:

Учебные пособия

Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие/В.Н. Суслов. – Ростов н/Д: Легион, 2012.2.

Дидактические материалы

– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;

– таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса;

– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;

– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;

– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

–– магнитная доска;

– персональный компьютер с принтером;

– ксерокс;

– аудиомагнитофон;

– телевизор;

– мультимедийный проектор;

– интерактивная доска


Экранно-звуковые пособия

– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

– видеофильмы, соответствующие тематике программы;

Учебно-практическое оборудование

– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;

– материалы: бумага (писчая).

Оборудование класса

– ученические столы двухместные с комплектом стульев;

– стол учительский с тумбой;

– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;

Список литературы

  1. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие/В.Н. Суслов. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

  2. ДанилюкА.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нрав­ственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». — М.: Просвещение, 2009.

  3. http://standart.edu.ru/

  4. http://www.proshkolu.ru/user/piyavka-2008/file/5248599/



































Толковый словарик к тестам

Абонент телефонной связи — гражданин, с которым заключён договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера.

Авансцена — передняя часть сцены между занавесом и оркестром.

Алтарь — это часть православного храма, отделённая от основного про­странства иконостасом.

Библия — собрание разновременных и разноязычных сочинений (были записаны на протяжении XIII в. до н. э. — II в. н. э), которые являются для христиан священными.

День святого Валентина — католический праздник. Согласно легенде, в да­лёкие времена жестокий римский император Клавдий II запретил муж­чинам жениться, а девушкам выходить замуж. Святой Валентин был обычным священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре о деяниях священника стало известно власти и его кинули в тюрьму, приговорив к смертной казни. В тюрьме святой Валентин познакомился с прекрасной дочкой надзирателя — Джулией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — вален­тинку. А казнь священника произошла 14 февраля 269 года нашей эры. В этот день отмечается праздник — День святого Валентина.

Дирижёр — музыкант, управляющий коллективом с помощью движений рук при разучивании и исполнении музыкальных произведений.

Жаргонные слова — язык некоторых социальных или профессиональных групп, отличающийся от общеразговорного языка особыми словами и фразами.

Интернет — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для всемирной паутины. Часто упоминается как всемирная сеть, глобальная сеть или просто сеть.

Искусство — часть духовной культуры как человека, так и всего человече­ства, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Коран — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обря­довых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч.

Костюмер — работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы. В функции костюмера входит содержание театральных костюмов в должном порядке.

Кощунственное поведение — презрительно-издевательское, оскорбитель­ное, насмешливое отношение к чему-либо уважаемому и почитаемому. Глумление над произведениями искусства, благородными поступками, подвигами, моральными нормами.

Макияж — нанесение на кожу лица различных видов декоративной кос­метики с целью украшения, а также скрытия существующих изъянов.

Манеры — внешняя форма поведения в обществе: походка, движения, поза, речь, общий стиль поведения.

Мимика — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека.

Минарет — башня на мечети, с которой муэдзины призывают к молитве.

Модельер — специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпля­ров изделия.

Муэдзин — служитель при мечети у мусульман, призывающий с высоты минарета к молитве.

Навруз — весенний праздник равноденствия, возник более 3000 лет назад. Празднуется мусульманами. Его происхождение связано с возникнове­нием земледельческого календаря. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг. На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукуру­зы, фасоли, гороха, чечевицы, риса и бобов. В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов; наиболее извест­ным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Как и у многих народов, основной смысл приготов­ления разнообразных угощений символизирует простое желание, чтобы весь год был таким же «сладким» и счастливым.

Паломник — тот, кто приходит, преимущественно в группе, для посещения каких-то достопримечательных, чаще святых мест или людей. Старин­ное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение святым мощам и приносивших оттуда на родину ветку пальмы.

Пантонима — театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.

Партер — в театральном здании — плоскость пола зрительного зала с места­ми для зрителей. В современном партере места для зрителей размещают­ся рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами.

Повседневный этикет — единство норм, традиций и обычаев, которые необ­ходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении: в семье, в гостях, на улице, в общественном транспорте, в магазине и так далее.

Раёк — вид представления на ярмарках в России в ХУШ-Х1Х веках. Это ящик с двумя круглыми отверстиями, снабжёнными увеличительными стёклами. Через эти отверстия зрители рассматривали картинки, при­креплённые к вращающейся внутри ящика оси. Показ картинок сопро­вождался стихотворными пояснениями раёшника.

Режиссёр — художественный руководитель театральной или кинематогра­фической постановки, объединяющий всю работу по подготовке спек­такля.

Ритуал — это торжественная церемония, религиозный обряд.

Сотовая связь — один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Особенность её заключается в том, что территория приёма связи делится на ячейки (соты), в каждой из которой установлено оборудование, обеспечивающее связь при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.

Столовые приборы — это нож, вилка, ложка. Предназначены для первых и вторых горячих блюд, холодных закусок. Столовые ложки и вилки используют и для перекладывания кушанья из общего блюда в тарелку участника трапезы.

Талмуд — главный памятник еврейской письменности, собрание норм и правил в области вероучения, культа и морали.

Финальная сцена — последняя часть музыкального произведения, а также заключительная сцена оперы, балета или отдельного акта спектакля.

Хадж — паломничество к святым местам в исламе.

Экология — совокупность наук о взаимодействии человека и человеческого общества с окружающей природной средой, об условиях поддержания равновесия в этом процессе.

Элегантный — изысканный, грациозный, утончённый, изящный.

Эмоции — реакции человека на воздействие внутренних и внешних раз­дражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости.

Этика — философское учение о нравственности, правилах поведения чело­века, нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Этикет — правила, порядок поведения в общественном месте в присутствии других лиц, при общении с ними.











Учебно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Форма проведения занятия

Культура общения


Приветствия

Учебно-коммуникативная игра


Правила обра­щения

Учебно-коммуникативная игра


Представление при знакомстве

Ролевая игра


Правила беседы и культура речи

Ролевая игра


Правила беседы и культура речи

Викторина


Мимика и жесты

Музыкально-дидактические игры


Мимика и жесты


Телефонный раз­говор

Сценический диалог

Культура поведения


Поведение на улице

Сценический диалог


Поведение на улице

Учебно-коммуникативная игра


Поведение в общественном транспорте

Телемост


Поведение в общественном транспорте

Учебно-коммуникативная игра


Поведение в школе

Музыкально-дидактические игры


Поведение на природе

Экскурсия


В театре

Заочное путешествие


В театре


Танцевальный этикет

Музыкально-дидактические игры


Танцевальный этикет


Посещение музея

Экскурсия


Поведение в православном храме

Телемост


Поведение в православном храме

Экскурсия


Поведение в мечети

Телемост


Этикет народов Север­ного Кавказа

Телемост


Этикет казака

Телемост

Повседневный этикет


Приём гостей

Учебно-коммуникативная игра


Приём гостей


Правила серви­ровки стола

Проект


Правила серви­ровки стола

Проект


Как вести себя за столом

Аттракцион знаний


Как вести себя за столом

Викторина


Как правильно есть

Викторина


Внешность

Учебно-коммуникативная игра


Внешность


Итоговое тестирование

Тест