Приложение №17
«Утверждаю»
________________ Е.И. Самылкина
директор МАОУ «Свободненская СОШ»
Приказ № 122/1 от 28.08.2015г.
Принята
на заседании педагогического совета
МАОУ «Свободненская СОШ»
Протокол № 14 от 28.08.2015г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Этикет. Учусь правилам поведения»
на 2015/2016 уч.год
направление развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др.)
Учитель: Жандарова Мария Николаевна
п. Свобода
2015 г.
Пояснительная записка
Программа «Этикет. Учусь правилам поведения» осуществляется на основе требований к структуре и результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.
Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. В начальной школе дети получают определённые этические знания и представления, однако для оценки достижений такая модель инструментария, как тестирование, используется слабо. В связи с этим возникает необходимость проведения во внеурочное время занятий, которые бы позволили не только познакомить учащихся с правилами этикета и нормами поведения в общественных местах, но и помогли бы учителю получить информацию через тестирование об усвоении учащимися норм поведения и верном применении их в различных жизненных ситуациях.
Целью программы является знакомство учащихся с нормами поведения в обществе; формирование умений, предоставляющих возможность выглядеть достойно и позволяющих проявлять себя уверенно в различных жизненных ситуациях; развитие коммуникативных способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: познакомить детей с правилами этикета, нормами поведения в общественных местах; сформировать представления об этических нормах, традициях; научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях; научить уважительному и тактичному отношению к личности другого человека, сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми и устойчивую положительную самооценку.
На занятиях «Этикет. Учусь правилам поведения» дети получают определённые знания и представления по этикету. Эти темы предусмотрены программами по окружающему миру, русскому языку, основам светской этики, а также рассматриваются на классных часах.
Таким образом, основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений).
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Данная программа предназначена для учащихся 1 класса.
В соответствии с учебным планом начальной школы МАОУ «Свободненская СОШ» обучение по программе «Этикет. Учусь правилам поведения» предполагает проведение раз в неделю одного занятия в течение учебного года (33 часа).
Основное содержание программы
Материал в рабочей программе разделён на три части: культура поведения, культура общения и повседневный этикет.
Культура общения
Значение этикета в жизни человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Использование приветствия с древнейших времён. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствий для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни.
Обращения на «ты» и на «Вы». Обращение старшего к младшему и младшего к старшему. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Дурные привычки при обращении.
Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и по полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.
Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы. Культура речи. Жаргонизмы и слова-паразиты. Значение чтения для развития речи. Мимика и жесты — понятия. Выражение эмоций положительными или отрицательными жестами. Использование жестов в разных странах. Лучшая мимика — это улыбка.
Правила общения по проводному телефону. Значение приветливости в телефонном разговоре. Умения пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Уважительное отношение к старшим и окружающим.
Культура поведения
Улица — общественное место. Проявление вежливости на улице. Отношение к пожилым людям и женщинам. Правила передвижения по тротуарам. Беседа на улице, элементарные требования к поведению.
Правила, сложившиеся в общественном транспорте: вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Приветствия, беседа в транспорте.
Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника.
Экология как наука о сохранении природы. Полезность совершения походов на природу. Хозяева в доме и на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе.
История театра, балаган. Уважение к зрителю. Правила поведения в театре до начала спектакля, во время спектакля, во время антракта и после окончания спектакля. Театральные термины: партер, авансцена, ложи.
История танца. Танцевальный этикет: поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера. Занятия танцами и развитие музыкальных чувств и тела.
Музей — что это? Музеи мира. Уважительное отношение к посетителям музея. Правила передвижения по залам. Отношение к экспозициям. Получение в музее эстетического удовольствия, ценной информации.
Культура и религия. Священное писание. Верующие. Православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме.
Ислам. Священный Коран. Для чего построена и как устроена мечеть. Исламские праздники. Поведение в мечети.
Разные народы Кавказа — общий этикет. Особенность поведения в быту горских народов. Отношение к старшим, к женщине. Честь и достоинство горца. Гостеприимство и щедрость горских народов.
Казаки России. Воспитание в казачьей семье. Уважение к старшим и к женщине. Глава семьи, семейные устои.
Повседневный этикет
Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной. Обязанности хозяев и гостей. Приглашение к ответному визиту. Сервировка крестьянского стола в старину. Значение скатерти при сервировке стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда.
Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначение столовых приборов. Правила еды.
История культуры еды. Предназначение салфеток. Как правильно есть за столом и пользоваться столовыми приборами во время еды и после неё.
Понятие внешности. Опрятная внешность, уход за телом и волосами. Умение беречь одежду, обувь и ухаживать за ними. Рациональность в выборе одежды. Внешность делового человека. Школьная форма.
Представленные в темы по этикету разработаны с учётом характеристики деятельности, предусмотренной ФГОС начального общего образования учащихся. Они включают следующие элементы: моделирование и оценивание ребёнком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Форма проведения занятия |
Культура общения |
-
| | Приветствия | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Правила обращения | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Представление при знакомстве | Ролевая игра |
-
| | Правила беседы и культура речи | Ролевая игра |
-
| | Правила беседы и культура речи | Викторина |
-
| | Мимика и жесты | Музыкально-дидактические игры |
-
| | Мимика и жесты |
-
| | Телефонный разговор | Сценический диалог |
Культура поведения |
-
| | Поведение на улице | Сценический диалог |
-
| | Поведение на улице | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Поведение в общественном транспорте | Телемост |
-
| | Поведение в общественном транспорте | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Поведение в школе | Музыкально-дидактические игры |
-
| | Поведение на природе | Экскурсия |
-
| | В театре | Заочное путешествие |
-
| | В театре |
-
| | Танцевальный этикет | Музыкально-дидактические игры |
-
| | Танцевальный этикет |
-
| | Посещение музея | Экскурсия |
-
| | Поведение в православном храме | Телемост |
-
| | Поведение в православном храме | Экскурсия |
-
| | Поведение в мечети | Телемост |
-
| | Этикет народов Северного Кавказа | Телемост |
-
| | Этикет казака | Телемост |
Повседневный этикет |
-
| | Приём гостей | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Приём гостей |
-
| | Правила сервировки стола | Проект |
-
| | Правила сервировки стола | Проект |
-
| | Как вести себя за столом | Аттракцион знаний |
-
| | Как вести себя за столом | Викторина |
-
| | Как правильно есть | Викторина |
-
| | Внешность | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Внешность |
-
| | Итоговое тестирование | Тест |
Планируемые результаты
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы начального образования МАОУ «Свободненская СОШ»
Для оценки достижений обучающихся в программе предусмотрены группы тестовых заданий по различным темам. К каждому небольшому тексту по этикету предлагается 12 вопросов. Такая модель даёт возможность проверить знания учащихся в конце каждого занятия и провести итоговое тестирование после изучения всех предложенных тем.
В ходе тестирования у детей формируются умения, связанные: информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться толковым словариком. Чтобы верно ответить на некоторые вопросы, ребёнку потребуется найти соответствующий текст в дополнительной информации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации программного содержания используются:
Учебные пособия
Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие/В.Н. Суслов. – Ростов н/Д: Легион, 2012.2.
Дидактические материалы
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
– таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса;
– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;
– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
–– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– ксерокс;
– аудиомагнитофон;
– телевизор;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие тематике программы;
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
– материалы: бумага (писчая).
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
Список литературы
Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие/В.Н. Суслов. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
ДанилюкА.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». — М.: Просвещение, 2009.
http://standart.edu.ru/
http://www.proshkolu.ru/user/piyavka-2008/file/5248599/
Толковый словарик к тестам
Абонент телефонной связи — гражданин, с которым заключён договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера.
Авансцена — передняя часть сцены между занавесом и оркестром.
Алтарь — это часть православного храма, отделённая от основного пространства иконостасом.
Библия — собрание разновременных и разноязычных сочинений (были записаны на протяжении XIII в. до н. э. — II в. н. э), которые являются для христиан священными.
День святого Валентина — католический праздник. Согласно легенде, в далёкие времена жестокий римский император Клавдий II запретил мужчинам жениться, а девушкам выходить замуж. Святой Валентин был обычным священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре о деяниях священника стало известно власти и его кинули в тюрьму, приговорив к смертной казни. В тюрьме святой Валентин познакомился с прекрасной дочкой надзирателя — Джулией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку. А казнь священника произошла 14 февраля 269 года нашей эры. В этот день отмечается праздник — День святого Валентина.
Дирижёр — музыкант, управляющий коллективом с помощью движений рук при разучивании и исполнении музыкальных произведений.
Жаргонные слова — язык некоторых социальных или профессиональных групп, отличающийся от общеразговорного языка особыми словами и фразами.
Интернет — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для всемирной паутины. Часто упоминается как всемирная сеть, глобальная сеть или просто сеть.
Искусство — часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Коран — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч.
Костюмер — работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы. В функции костюмера входит содержание театральных костюмов в должном порядке.
Кощунственное поведение — презрительно-издевательское, оскорбительное, насмешливое отношение к чему-либо уважаемому и почитаемому. Глумление над произведениями искусства, благородными поступками, подвигами, моральными нормами.
Макияж — нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также скрытия существующих изъянов.
Манеры — внешняя форма поведения в обществе: походка, движения, поза, речь, общий стиль поведения.
Мимика — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека.
Минарет — башня на мечети, с которой муэдзины призывают к молитве.
Модельер — специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделия.
Муэдзин — служитель при мечети у мусульман, призывающий с высоты минарета к молитве.
Навруз — весенний праздник равноденствия, возник более 3000 лет назад. Празднуется мусульманами. Его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг. На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса и бобов. В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов; наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Как и у многих народов, основной смысл приготовления разнообразных угощений символизирует простое желание, чтобы весь год был таким же «сладким» и счастливым.
Паломник — тот, кто приходит, преимущественно в группе, для посещения каких-то достопримечательных, чаще святых мест или людей. Старинное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение святым мощам и приносивших оттуда на родину ветку пальмы.
Пантонима — театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.
Партер — в театральном здании — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами.
Повседневный этикет — единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении: в семье, в гостях, на улице, в общественном транспорте, в магазине и так далее.
Раёк — вид представления на ярмарках в России в ХУШ-Х1Х веках. Это ящик с двумя круглыми отверстиями, снабжёнными увеличительными стёклами. Через эти отверстия зрители рассматривали картинки, прикреплённые к вращающейся внутри ящика оси. Показ картинок сопровождался стихотворными пояснениями раёшника.
Режиссёр — художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий всю работу по подготовке спектакля.
Ритуал — это торжественная церемония, религиозный обряд.
Сотовая связь — один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Особенность её заключается в том, что территория приёма связи делится на ячейки (соты), в каждой из которой установлено оборудование, обеспечивающее связь при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.
Столовые приборы — это нож, вилка, ложка. Предназначены для первых и вторых горячих блюд, холодных закусок. Столовые ложки и вилки используют и для перекладывания кушанья из общего блюда в тарелку участника трапезы.
Талмуд — главный памятник еврейской письменности, собрание норм и правил в области вероучения, культа и морали.
Финальная сцена — последняя часть музыкального произведения, а также заключительная сцена оперы, балета или отдельного акта спектакля.
Хадж — паломничество к святым местам в исламе.
Экология — совокупность наук о взаимодействии человека и человеческого общества с окружающей природной средой, об условиях поддержания равновесия в этом процессе.
Элегантный — изысканный, грациозный, утончённый, изящный.
Эмоции — реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости.
Этика — философское учение о нравственности, правилах поведения человека, нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.
Этикет — правила, порядок поведения в общественном месте в присутствии других лиц, при общении с ними.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Форма проведения занятия |
Культура общения |
-
| | Приветствия | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Правила обращения | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Представление при знакомстве | Ролевая игра |
-
| | Правила беседы и культура речи | Ролевая игра |
-
| | Правила беседы и культура речи | Викторина |
-
| | Мимика и жесты | Музыкально-дидактические игры |
-
| | Мимика и жесты |
-
| | Телефонный разговор | Сценический диалог |
Культура поведения |
-
| | Поведение на улице | Сценический диалог |
-
| | Поведение на улице | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Поведение в общественном транспорте | Телемост |
-
| | Поведение в общественном транспорте | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Поведение в школе | Музыкально-дидактические игры |
-
| | Поведение на природе | Экскурсия |
-
| | В театре | Заочное путешествие |
-
| | В театре |
-
| | Танцевальный этикет | Музыкально-дидактические игры |
-
| | Танцевальный этикет |
-
| | Посещение музея | Экскурсия |
-
| | Поведение в православном храме | Телемост |
-
| | Поведение в православном храме | Экскурсия |
-
| | Поведение в мечети | Телемост |
-
| | Этикет народов Северного Кавказа | Телемост |
-
| | Этикет казака | Телемост |
Повседневный этикет |
-
| | Приём гостей | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Приём гостей |
-
| | Правила сервировки стола | Проект |
-
| | Правила сервировки стола | Проект |
-
| | Как вести себя за столом | Аттракцион знаний |
-
| | Как вести себя за столом | Викторина |
-
| | Как правильно есть | Викторина |
-
| | Внешность | Учебно-коммуникативная игра |
-
| | Внешность |
-
| | Итоговое тестирование | Тест |