Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением
отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
(МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары)
Утверждена
приказом директора
МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары
от___________20__г. № О-______
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Физика вокруг нас»
7 класс
Срок реализации программы – 1 год
Рассмотрена
на заседании МО учителей математики, физики, информатики
Протокол №________ от « » ____________2017 г.
Руководитель МО: __________________/___________________/
Программу составил:
учитель физики
Романова Н.Я.
Чебоксары, 2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики (МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»
для 7 классов
учителя физики Романовой Н.Я.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Описание места учебного курса в учебном плане
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Физика вокруг нас»
Тематическое планирование курса
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда обучающийся выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Целями изучения курса являются:
- развитие интереса и творческих способностей обучающихся при освоении ими метода научного познания;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- приобретение учащимися знаний о физических явлениях, величинах, характеризующих эти явления.
- - формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2. Общая характеристика курса «Физика вокруг нас»
Программа внеурочного курса для обучащихся 7 классов является расширением предмета «Физика».
Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
3.Описание места учебного курса «Физика вокруг нас» в учебном плане
Программа курса рассчитана на 17-18 часов (1 раз в неделю в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для обучащихся 7 классов.
Возраст учащихся: 13-14 лет.
В основе внеурочного курса лежит системно -деятельностный подход, который предполагает:
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах (2-5 человек);
проектная работа;
подготовка сообщений;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; проведение опытов.
Содержание программы курса предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
4. Результаты освоения курса «Физика вокруг нас»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность физики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
I Обучащиеся смогут: 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Обучащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды. | I Обучащиеся научатся: Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений Освоивать приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования | I Обучащиеся должны научиться: 1. В ценностноориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные исследовательские умения. II Обучащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной |
3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук. | (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования. II Обучащиеся получат возможность научиться: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. 2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде. |
5. Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Физика вокруг нас»
1. Введение (3часа)
Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Умение
извлекать необходимую информацию из текста, анализировать полученную информацию.
Рассказы о физиках, их открытиях. Международная система единиц.
2. Подготовка к олимпиаде (4 часа)
Решение задач повышенной сложности по физике и астрономии.
3. Проектная деятельность (2 часа)
Выбор возможных тем проектов
4. Механическое движение (2 часа)
Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.
Решение задач на тему «Механика».
5. Плотность вещества (2 часа)
Масса тела. Измерение массы тела на весах.
Расчет массы и объема тела по его плотности.
6. Взаимодействие тел (1 час)
Явление инерции. Взаимодействие тел.
7.Силы в природе (2 часа)
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Решение задач на тему «Силы в природе»
8. Зачетная работа по курсу (2 часа)
6.Тематическое планирование (поурочное) курса «Физика вокруг нас»
на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по факту | Проведено |
1. | Инструктаж по ТБ. Физика и познание мира. | 1 | | |
2. | Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. | 1 | | |
3. | Международная система единиц СИ и другие системы единиц. | 1 | | |
4 | Решение олимпиадных задач по астрономии ( подготовительный этап к школьной олимпиаде) | 1 | | |
5. | Решение олимпиадных задач по физике( подготовительный этап к школьной и городской олимпиаде по физике | 1 | | |
6. | Решение олимпиадных задач по физике( подготовительный этап к школьной и городской олимпиаде по физике | 1 | | |
7. | Решение олимпиадных задач по физике( подготовительный этап к школьной и городской олимпиаде по физике | 1 | | |
8. | Проектная деятельность. Выбор тем проектов. | 1 | | |
9. | Проектная деятельность. Выбор тем проектов. | 1 | | |
10. | Механическое движение. Алгоритм решения задач на тему «Механическое движение» | 1 | | |
11. | Механическое движение. Алгоритм решения задач на тему «Механическое движение» | 1 | | |
12 | Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | | |
13 | Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | | |
14. | Взаимодействие тел. | 1 | | |
15. | Силы в природе. Алгоритм решения задач на тему «Силы в природе» | 1 | | |
16. | Силы в природе. Алгоритм решения задач на тему «Силы в природе» | 1 | | |
17. | Зачетная работа по курсу | 1 | | |
18. | Зачетная работа по курсу | 1 | | |
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Решение олимпиадных задач по физике и астрономии | 4 |
3 | Проектная деятельность | 2 |
4 | Механическое движение | 2 |
5 | Плотность | 2 |
6 | Взаимодействие | 1 |
7 | Силы в природе | 2 |
8 | Зачетная работа по курсу | 2 |
| | Итого: 18 часов |
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2.Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.2012г.
3.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2012г.
4.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.
5.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 2013 г.
6.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.
7.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.
8. Мультимедийный проектор
9. Компьютер
10. Экран навесной