СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса по ФГОС "Физика вокруг нас"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением

отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики

(МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары)



Утверждена

приказом директора

МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары

от___________20__г. № О-______




Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

«Физика вокруг нас»

7 класс


Срок реализации программы – 1 год






Рассмотрена

на заседании МО учителей математики, физики, информатики

Протокол №________ от « » ____________2017 г.

Руководитель МО: __________________/___________________/


Программу составил:

учитель физики

Романова Н.Я.



Чебоксары, 2017






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики (МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»

для 7 классов

учителя физики Романовой Н.Я.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Пояснительная записка

  1. Общая характеристика курса

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  3. Содержание курса «Физика вокруг нас»

  4. Тематическое планирование курса

  5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса





















1. Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда обучающийся выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.




Целями изучения курса являются:
- развитие интереса и творческих способностей обучающихся при освоении ими метода научного познания;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- приобретение учащимися знаний о физических явлениях, величинах, характеризующих эти явления.
- - формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


2. Общая характеристика курса «Физика вокруг нас»

Программа внеурочного курса для обучащихся 7 классов является расширением предмета «Физика».

Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.



3.Описание места учебного курса «Физика вокруг нас» в учебном плане

Программа курса рассчитана на 17-18 часов (1 раз в неделю в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для обучащихся 7 классов.

Возраст учащихся: 13-14 лет.

В основе внеурочного курса лежит системно -деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного и

среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; проведение опытов.

Содержание программы курса предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.












4. Результаты освоения курса «Физика вокруг нас»


Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность физики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.


Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Предметные

I Обучащиеся смогут:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Обучащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

I Обучащиеся научатся:

  1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности:

а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

  1. Освоивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования

I Обучащиеся должны

научиться:

1. В ценностноориентационной сфере - формировать

представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные исследовательские умения.

II Обучащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной

3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.

(опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования.

II Обучащиеся получат возможность научиться: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.






















5. Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Физика вокруг нас»

1. Введение (3часа)

Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Умение

извлекать необходимую информацию из текста, анализировать полученную информацию.

Рассказы о физиках, их открытиях. Международная система единиц.

2. Подготовка к олимпиаде (4 часа)

Решение задач повышенной сложности по физике и астрономии.

3. Проектная деятельность (2 часа)

Выбор возможных тем проектов

4. Механическое движение (2 часа)

Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.

Решение задач на тему «Механика».

5. Плотность вещества (2 часа)

Масса тела. Измерение массы тела на весах.

Расчет массы и объема тела по его плотности.

6. Взаимодействие тел (1 час)

Явление инерции. Взаимодействие тел.

7.Силы в природе (2 часа)

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Решение задач на тему «Силы в природе»

8. Зачетная работа по курсу (2 часа)












6.Тематическое планирование (поурочное) курса «Физика вокруг нас»

на 2017-2018 учебный год


п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата по факту

Проведено

1.

Инструктаж по ТБ. Физика и познание мира.

1




2.

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.


1



3.

Международная система единиц СИ и другие системы единиц.

1



4

Решение олимпиадных задач по астрономии ( подготовительный этап к школьной олимпиаде)

1



5.

Решение олимпиадных задач по физике( подготовительный этап к школьной и городской олимпиаде по физике

1



6.

Решение олимпиадных задач по физике( подготовительный этап к школьной и городской олимпиаде по физике

1



7.

Решение олимпиадных задач по физике( подготовительный этап к школьной и городской олимпиаде по физике

1



8.

Проектная деятельность. Выбор тем проектов.

1



9.

Проектная деятельность. Выбор тем проектов.

1



10.

Механическое движение. Алгоритм решения задач на тему «Механическое движение»

1



11.

Механическое движение. Алгоритм решения задач на тему «Механическое движение»


1



12

Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности.

1



13

Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности.

1



14.

Взаимодействие тел.

1



15.

Силы в природе. Алгоритм решения задач на тему «Силы в природе»

1



16.

Силы в природе. Алгоритм решения задач на тему «Силы в природе»


1



17.

Зачетная работа по курсу

1



18.

Зачетная работа по курсу

1



















Учебно-тематический план



Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

3

2

Решение олимпиадных задач по физике и астрономии

4

3

Проектная деятельность

2

4

Механическое движение

2

5

Плотность

2

6

Взаимодействие

1

7

Силы в природе

2

8

Зачетная работа по курсу

2



Итого: 18 часов



7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1.Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.2012г.

3.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2012г.

4.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.

5.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 2013 г.

6.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.

7.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.

8. Мультимедийный проектор

9. Компьютер

10. Экран навесной













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!