МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Житнянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
На заседании методического совета Директор школы
Председатнль МС______________/С.В. Карлинская ----------------/Будина О.Н./
Приказ №_________ .
Протокол №________. От «___»______________2018г. От «___»______________2018г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ГЕОГРАФИЯ БРЯНСКОГ КРАЯ»
ДЛЯ 6 КЛАССА
(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Программу разработала
Черепова Оксана Владимировна
учитель географии
МБОУ «Житнянская СОШ»
на 2018/2019 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 класса разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МБОУ «Житнянская СОШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 класса разработана на основе:
1. Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО.
3. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» 4.География родного края 6 класс. Учебное пособие для 6 кл. общеобраз. Учреждений/ под ред. Ахромеева Л.М.– Брянск: Курсив, 2012.
5. Основной образовательной программы МБОУ « Житнянская СОШ».
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Житнянская СОШ».
В учебном плане учреждения на изучение курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 класса выделяется 17 часов (0,5часа в неделю, 17 учебных недель).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «География Брянского края»
в 6 классе(17ч.)
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися курса внеурочной деятельности «География Брянского края»
будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты
Ученики научатся:
-уважению к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- иметь представления о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
- гармонично развивать социальные чувства и качества:
Ученики получат возможность научиться:
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
-овладению на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
- патриотизму, любови к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов;
- ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
- планировать пути достижения цели;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю
и не умею?»); осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Ученики получат возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов;
- ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
- планировать пути достижения цели;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю
и не умею?»); осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Ученики получат возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в учебнике ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной
организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученики получат возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; - соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Ученик получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
В результате реализации рабочей программы по географии создаются условия для достижения всеми учащимися 6 класса предметных результатов на базовом уровне («ученики научатся») и отдельными мотивированными и способными учащимися на расширенном и углубленном уровне («ученики получат возможность научиться»), что обеспечивается проведением комплексных текущих (вводный и промежуточный контроль) и итоговых работ (итоговый контроль) по текстам, в которые включены задания разного уровня сложности, дифференциацией заданий на уроках и при формулировании домашних заданий.
Планируемые предметные результаты:
Ученики научатся:
• умению вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умению работать с разными источниками географической информации;
• умению выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографической грамотности;
• владению элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умению соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ученик получит возможность научиться:
• пониманию роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представлению о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умению применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности «География Брянского края»
в 6 классе(17ч.)
Физико-географическое положение Брянской области.
Особенности геологического строения.
Полезные ископаемые. Рельеф.
Особенности климата. Сезоны года. Особенности погоды.
Реки. Озера и искусственные водоемы. Болота и подземные воды.
Почвы.
Растительный мир. Животный мир.
Естественные и антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты. Современная экологическая обстановка. Население и города.
Экскурсия№1 «Изучение рельефа своей местности».
Экскурсия №2 «Изучение подземных и поверхностных вод своей местности».
ТЕМАТИЧЕЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «География Брянского края»
6 класс
Составлено на основе: География родного края 6 класс. Учебное пособие для 6 кл. общеобраз. Учреждений/ под ред. Ахромеева Л.М.– Брянск: Курсив, 2012.
17 часов в год
0,5ч. в неделю
№п/п урока | Название раздела, тема урока | Количество часов |
1. | Физико – географическое положение Брянской области. | 1 |
2. | Особенности геологического строения | 1 |
3. | Полезные ископаемые. | 1 |
4. | Рельеф. Экскурсия№1 «Изучение рельефа своей местности». | 1 |
5. | Особенности климата. | 1 |
6. | Сезоны года. | 1 |
7. | Особенности погоды. | 1 |
8. | Реки. | 1 |
9. | Озера и искусственные водоемы. | 1 |
10. | Болота и подземные воды. Экскурсия №2 «Изучение подземных и поверхностных вод своей местности». | 1 |
11. | Почвы. | 1 |
12. | Растительный мир. | 1 |
13. | Животный мир. | 1 |
14. | Естественные и антропогенные ландшафты | 1 |
15. | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 |
16. | Современная экологическая обстановка. | 1 |
17. | Население и города. Обобщающее повторение курса. | 1 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «География Брянского края»