СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Географический мир»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Географический мир»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова»

муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия)





УТВЕРЖДЕНО:

решением педагогического совета

от____2018 года

протокол №_______

Приказ №______

Директор ОУ___________/ Константинова М.Г. /







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Географический мир»

на _2018 /2019 учебный год

9 класс

Количество часов: 34

Учитель: Санников Н.И.














.


Пояснительная записка

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Программа «Географический мир» рассчитан на 34 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.

Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

.







Формы и методы проведения занятий

С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.


В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.


Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

  • картографические элементы, факты;

  • номенклатуру;

  • основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

  • особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

  • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;

  • определять различия в поясном времени различных территорий;

  • анализировать статистический материал;

  • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;

  • читать карты различного содержания;

  • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;

  • описывать географическое положение;

  • определять тип объекта согласно классификации;

  • сравнивать свойства географических объектов;

  • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.


Ожидаемые результаты:

Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение учебной мотивации обучающихся.

  • Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.

  • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс

Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение итоговых тренировочных работ.














 2. Тематическое планирование курса


Название темы курса

Дата

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

9


Источники географических знаний.




2



1.

Источники географических знаний.




1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

2.

Выдающиеся географические открытия и исследования



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ


Природа Земли и человек.



6



3.

Форма и размеры Земли, движение Земли.



1

Практикум

Картосхема

4.

Земная кора и литосфера.




Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

5.

Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.



1

Практикум

Картосхема

6.

Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

7.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

8.

Географическая облочка Земли.




1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ


Материки, океаны, народы и страны



5



9.

Современный облик планеты Земля.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

10.

Соотношение суши и океана на Земле.



1

Практикум

Обобщающая таблица

11.

Население Земли.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

12.

Материки и страны.



1

Практикум

Обобщающая таблица

13.

Многообразие стран.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ


Природопользование и геоэкология.



3



14.

Влияние хозяйственной деятельности на природу.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

15.

Основные типы природопользования.



1

Практикум

Обобщающая таблица

16.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ


География России



17



17.

Особенности географического положения.



1

Практикум

Обобщающая таблица

18.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

19.

Климат и климатические ресурсы.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

20.

Внутренние воды и водные ресурсы.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

21.

Биологические ресурсы.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

22.

Природные комплексы России.



1

Практикум

Обобщающая таблица

23.

Природные комплексы России.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

24.

Население России.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

25.

Межотраслевые комплексы России.



1

Практикум

Варианты КИМ

26.

География межотраслевых комплексов.



1

Практикум

Обобщающая таблица

27.

Районирование России.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

28.

Западный макрорегион - европейская Россия.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

29.

Восточный макрорегион - азиатская Россия.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

30.

Население и хозяйственное освоение РС(Я).




1

Практикум

Картосхема

31.

Особенности хозяйства. Промышленность РС(Я).




1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ

32.

Социально-экономические проблемы округа.




1

Практикум

Обобщающая таблица

33.

Россия в современном мире.



1

Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

Варианты КИМ


Обобщающее повторение по курсу



2



34.

Итоговое обобщение.



1

Решение демонстрационных версий КИМ.

Варианты КИМ












Содержание программы

1)Источники географических знаний (2ч)

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.

2) Природа Земли и человек (6ч)

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.

3) Материки, океаны, народы и страны (5ч)

Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

4) Природопользование и геоэкология (3ч)

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5) География России (17ч)

Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире

6) Обобщающе повторение по курсу (1ч)










Учебно-методический комплект внеурочной деятельности по географии в 9 классе.

Программы:

Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Домогацких Е. М. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.

Учебно - методические пособия для учителя:

  1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)

  2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)

  3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.

  4. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.

  5. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

  6. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.

Учебные пособия для учащихся:

  1. Домогацких Е.М. Алексеевского Н.И. Клюева Н.Н. «География. Население и хозяйство России. 9 класс» (М.: - Русское слово, 2018)

  2. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.

  3. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.

  4. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.

  5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

  6. Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke








СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения _____________/______________/

учителей_____________________ _________________2018 года

МБОУ «Бердигестяхская СОШ имени Семена Данилова»

от___________2018 года №_____

________________/________________/

Подпись руководителя МО ФИО


© 2020, 304 10