Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова»
муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия)
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от____2018 года
протокол №_______
Приказ №______
Директор ОУ___________/ Константинова М.Г. /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Географический мир»
на _2018 /2019 учебный год
9 класс
Количество часов: 34
Учитель: Санников Н.И.
.
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Географический мир» рассчитан на 34 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
.
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
Повышение учебной мотивации обучающихся.
Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс
Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение итоговых тренировочных работ.
2. Тематическое планирование курса
№ | Название темы курса | Дата | Кол-во часов | Форма проведения | Форма контроля |
9 |
| Источники географических знаний. | | | 2 | | |
1. | Источники географических знаний. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
2. | Выдающиеся географические открытия и исследования | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
| Природа Земли и человек. | | | 6 | | |
3. | Форма и размеры Земли, движение Земли. | | | 1 | Практикум | Картосхема |
4. | Земная кора и литосфера. | | | | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
5. | Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | | | 1 | Практикум | Картосхема |
6. | Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
7. | Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
8. | Географическая облочка Земли. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
| Материки, океаны, народы и страны | | | 5 | | |
9. | Современный облик планеты Земля. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
10. | Соотношение суши и океана на Земле. | | | 1 | Практикум | Обобщающая таблица |
11. | Население Земли. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
12. | Материки и страны. | | | 1 | Практикум | Обобщающая таблица |
13. | Многообразие стран. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
| Природопользование и геоэкология. | | | 3 | | |
14. | Влияние хозяйственной деятельности на природу. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
15. | Основные типы природопользования. | | | 1 | Практикум | Обобщающая таблица |
16. | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
| География России | | | 17 | | |
17. | Особенности географического положения. | | | 1 | Практикум | Обобщающая таблица |
18. | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
19. | Климат и климатические ресурсы. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
20. | Внутренние воды и водные ресурсы. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
21. | Биологические ресурсы. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
22. | Природные комплексы России. | | | 1 | Практикум | Обобщающая таблица |
23. | Природные комплексы России. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
24. | Население России. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
25. | Межотраслевые комплексы России. | | | 1 | Практикум | Варианты КИМ |
26. | География межотраслевых комплексов. | | | 1 | Практикум | Обобщающая таблица |
27. | Районирование России. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
28. | Западный макрорегион - европейская Россия. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
29. | Восточный макрорегион - азиатская Россия. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
30. | Население и хозяйственное освоение РС(Я). | | | 1 | Практикум | Картосхема |
31. | Особенности хозяйства. Промышленность РС(Я). | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
32. | Социально-экономические проблемы округа. | | | 1 | Практикум | Обобщающая таблица |
33. | Россия в современном мире. | | | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ |
| Обобщающее повторение по курсу | | | 2 | | |
34. | Итоговое обобщение. | | | 1 | Решение демонстрационных версий КИМ. | Варианты КИМ |
Содержание программы
1)Источники географических знаний (2ч)
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
2) Природа Земли и человек (6ч)
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.
3) Материки, океаны, народы и страны (5ч)
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4) Природопользование и геоэкология (3ч)
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5) География России (17ч)
Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире
6) Обобщающе повторение по курсу (1ч)
Учебно-методический комплект внеурочной деятельности по географии в 9 классе.
Программы:
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Домогацких Е. М. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.
Учебно - методические пособия для учителя:
Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.
Учебные пособия для учащихся:
Домогацких Е.М. Алексеевского Н.И. Клюева Н.Н. «География. Население и хозяйство России. 9 класс» (М.: - Русское слово, 2018)
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________/______________/
учителей_____________________ _________________2018 года
МБОУ «Бердигестяхская СОШ имени Семена Данилова»
от___________2018 года №_____
________________/________________/
Подпись руководителя МО ФИО