ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе; расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
1. Обогащать экологические предоставления младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами.
2. Расширять кругозор учащихся, развивать их воображение и эмоциональную сферу.
3. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
4. Расширить контакт учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
5. Изучить природу родного края.
6. Развивать познавательный интерес учащихся к природе.
7. Воспитывать экологическую культуру, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
8. Приобщить интерес учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к социальным, естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по миру природы и человека. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа данного курса рассчитана на один год обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметные результаты:
1. наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни.
2. выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
3. моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях.
4. уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
5. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Содержание программы «Я познаю мир»
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
В целом программа курса «Я познаю мир» позволяет создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
Занятия в классе дополнены экскурсиями. Это экскурсии по школе, сезонные экскурсии в природу.
Программа курса позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются: ролевые, дидактические, имитационные игры, беседы, викторины, групповая работа, коллективная работа, творческие задания, практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, гербариями, составление памяток.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая.
Учебно – методическое обеспечение:
От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Зелёные страницы/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015.
Великан на поляне/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.
Энциклопедии.
Материально – техническое обеспечение:
иллюстрации, таблицы,
компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
презентации
компьютер + интерактивная доска
Интернет-ресурсы.
1. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
3. Инфоурок. Собрание видеоуроков по окружающему миру.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Наша планета | 22 |
2 | Земля наш общий дом | 12 |
ИТОГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
НАША ПЛАНЕТА (22ч) |
1. | Мир живой и неживой природы. Экскурсия в природу. | 1 | Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Экскурсия. Групповые и самостоятельные наблюдения. | | |
2. | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | Практическая работа. Выполнение поделок из природных материалов. | |
3. | Как без часов определить время суток? Экскурсия в природу. | 1 | Экскурсия. Ориентирование на местности (в классе) с помощью компаса, по местным признакам во время экскурсии. Групповые и самостоятельные наблюдения. | |
4. | Форма Земли. Формы поверхности Земли. | 1 | Моделирование форм поверхностей из песка, глины или пластилина. Индивидуальная работа. | |
5. | О чём рассказывает Глобус? | 1 | Работа с глобусом и картой. Просмотр видеофильма. Составление памятки «Как работать с глобусом». | |
6. | Викторина «Знай - ка» | 1 | Занимательная викторина. | |
7. | Звёзды, созвездия, планеты. | 1 | Просмотр презентации и видео. Работа с энциклопедиями. | |
8. | Земное притяжение. | 1 | Познавательная беседа. Демонстрация опытов. Прогулка. | |
9. | Почему день сменяется ночью? | 1 | Демонстрация схем, таблиц, просмотр видеофильма. Рисование схемы. | |
10. | Почему бывает лето? | 1 | Выдвижение гипотез. Познавательная беседа. | |
11. | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | Заочная экскурсия. Познавательная беседа. | |
12. | Прозрачный невидимка (воздух). | 1 | Экскурсия в природу. Наблюдение за погодой. Измерение температуры воздуха. Сравнение погоды и климата. Ведение дневника наблюдения. | |
13. | Создание макета «Солнечная система». | 1 | Коллективная работа. Создание макета. | |
14. | Путешествие по карте России. | 1 | Практическая работа с картой. Коллективная работа. Составление памятки «Как работать с картой?» | |
15. | Адрес на глобусе и карте. | 1 | Игра-путешествие. Работа с глобусом и картой. Составление памятки «Мой адрес в мире». | |
16. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | Практическая работа с физической картой. Просмотр видеофильма. | |
17. | Путешествие по материкам и океанам. | 1 | Игра - путешествие. Групповая работа с картой. Выступление учащихся с сообщениями. | |
18. | Куда текут реки? | 1 | Выдвижение гипотез. Коллективная работа с картой. Выполнение рисунков. | |
19. | Как рождаются горы? | 1 | Дискуссия. Просмотр презентации. Работа с картой. Игра «Найди самые высокие горы нашей страны». | |
20. | Моря и острова. | 1 | Работа с картой в группах. Выполнение рисунков «Я на море». Просмотр видеофильма. | |
21. | Обитатели морей. | 1 | Работа с энциклопедиями и атласом-определителем в парах. Подготовка сообщений. Выступление учащихся с сообщениями. | |
22. | Обитатели различных материков. | | Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта. | |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (12 ч) |
23. | Великий круговорот жизни. | 1 | Прогулка. Просмотр презентации и видеоурока. Моделирование схемы. | | |
24. | Путешествие по природным зонам. Как ты себе представляешь пустыню (рисование). | 1 | Групповая работа. Просмотр презентации и видео. Рисование «Пустыня моими глазами». | |
25. | Красная книга. Коллективная работа «Красная книга, или, Возьмём под защиту». | 1 | Экскурсия в библиотеку. Коллективная работа. Составление плана работы над «Красной книгой». Распределение обязанностей. | |
26. | Жизнь леса. | 1 | Просмотр видеофильма. Экологическая викторина. Составление памятки «Как вести себя в лесу?» | |
27. | Животные леса. Рисунок животного леса. | 1 | Просмотр видеофильма. Выполнение рисунков «Животное леса». | |
28. | Где растут тропические леса? | 1 | Выдвижение гипотез. Просмотр видеофильма. Рисование тропического леса. | |
29. | Жизнь в горах. | | Просмотр видеофильма. Работа с пластилином «Как я представляю горы?» | |
30. | Путешествуем по Европе. | | Работа с картой. Просмотр презентации и видеоурока. | |
31 | Страны Африки и Америки. | | Работа с картой. Просмотр презентации и видеоурока. | |
32 | Австралия. Антарктида. | | Заочное путешествие. Просмотр видеофильма. Выполнение рисунков «Я путешествую по Антарктиде». | |
33 | Моя Родина – Россия. | | Беседа. Просмотр презентации и видеоурока. | |
34 | Земля – наш общий дом. Рисование «Планета Земля» | | Беседа. Просмотр презентации и видеоурока. Рисование «Планета Земля» | |