СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я познаю мир" 3 класс (АООП Вариант 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я познаю мир" 3 класс (АООП Вариант 1)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе; расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

1. Обогащать экологические предоставления младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами.

2. Расширять кругозор учащихся, развивать их воображение и эмоциональную сферу.

3. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.

4. Расширить контакт учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

5. Изучить природу родного края.

6. Развивать познавательный интерес учащихся к природе.

7. Воспитывать экологическую культуру, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

8. Приобщить интерес учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.

Общая характеристика учебного предмета:

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к социальным, естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по миру природы и человека. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа данного курса рассчитана на один год обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные результаты:

1. наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни.

2. выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

3. моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях.

4. уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

5. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Содержание программы «Я познаю мир»

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

В целом программа курса «Я познаю мир» позволяет создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.

Занятия в классе дополнены экскурсиями. Это экскурсии по школе, сезонные экскурсии в природу.

Программа курса позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются: ролевые, дидактические, имитационные игры, беседы, викторины, групповая работа, коллективная работа, творческие задания, практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, экологиче­ские акции, гербариями, со­ставление памяток.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая.

Учебно – методическое обеспечение:

  1. От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Зелёные страницы/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015.

  3. Великан на поляне/ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Энциклопедии.

Материально – техническое обеспечение:

  1. иллюстрации, таблицы,

  2. компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)

  3. презентации

  4. компьютер + интерактивная доска

Интернет-ресурсы.

1. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Инфоурок. Собрание видеоуроков по окружающему миру.


Учебно - тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Наша планета

22

2

Земля наш общий дом

12

ИТОГО

34



Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Содержание курса

Дата проведения

НАША ПЛАНЕТА (22ч)

1.

Мир живой и неживой природы.

Экскурсия в природу.

1

Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Экскурсия. Групповые и самостоятельные наблюдения.



2.


Вещи и вещества. Разнообразие веществ.

1

Практическая работа. Выполнение поделок из природных материалов.


3.


Как без часов определить время суток? Экскурсия в природу.


1

Экскурсия. Ориентирование на местности (в классе) с помощью компаса, по местным признакам во время экскурсии. Групповые и самостоятельные наблюдения.


4.

Форма Земли. Формы поверхности Земли.

1

Моделирование форм поверхностей из песка, глины или пластилина. Индивидуальная работа.


5.

О чём рассказывает Глобус?

1

Работа с глобусом и картой. Просмотр видеофильма. Составление памятки «Как работать с глобусом».


6.

Викторина «Знай - ка»

1

Занимательная викторина.


7.

Звёзды, созвездия, планеты.

1

Просмотр презентации и видео. Работа с энциклопедиями.


8.

Земное притяжение.

1

Познавательная беседа. Демонстрация опытов. Прогулка.


9.

Почему день сменяется ночью?

1

Демонстрация схем, таблиц, просмотр видеофильма. Рисование схемы.


10.

Почему бывает лето?

1

Выдвижение гипотез. Познавательная беседа.


11.

Где живут белые медведи и слоны?

1

Заочная экскурсия. Познавательная беседа.


12.

Прозрачный невидимка (воздух).

1

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодой.

Измерение температуры воздуха. Сравнение погоды и климата. Ведение дневника наблюдения.


13.

Создание макета «Солнечная система».

1

Коллективная работа. Создание макета.


14.

Путешествие по карте России.

1

Практическая работа с картой. Коллективная работа. Составление памятки «Как работать с картой?»


15.

Адрес на глобусе и карте.

1

Игра-путешествие. Работа с глобусом и картой. Составление памятки «Мой адрес в мире».


16.

Что обозначают на карте с помощью цвета?

1

Практическая работа с физической картой. Просмотр видеофильма.


17.

Путешествие по материкам и океанам.

1

Игра - путешествие. Групповая работа с картой. Выступление учащихся с сообщениями.


18.

Куда текут реки?

1

Выдвижение гипотез. Коллективная работа с картой. Выполнение рисунков.


19.

Как рождаются горы?

1

Дискуссия. Просмотр презентации. Работа с картой. Игра «Найди самые высокие горы нашей страны».


20.

Моря и острова.

1

Работа с картой в группах. Выполнение рисунков «Я на море». Просмотр видеофильма.


21.

Обитатели морей.

1

Работа с энциклопедиями и атласом-определителем в парах. Подготовка сообщений. Выступление учащихся с сообщениями.


22.


Обитатели различных материков.


Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Извлечение необходимой для выполнения проекта информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников), обсуждение полученных сведений. Оформление проекта. Защита проекта.


ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (12 ч)

23.

Великий круговорот жизни.

1

Прогулка. Просмотр презентации и видеоурока. Моделирование схемы.



24.


Путешествие по природным зонам. Как ты себе представляешь пустыню (рисование).

1

Групповая работа. Просмотр презентации и видео. Рисование «Пустыня моими глазами».


25.


Красная книга. Коллективная работа «Красная книга, или, Возьмём под защиту».

1

Экскурсия в библиотеку. Коллективная работа. Составление плана работы над «Красной книгой». Распределение обязанностей.


26.


Жизнь леса.


1

Просмотр видеофильма. Экологическая викторина. Составление памятки «Как вести себя в лесу?»


27.


Животные леса. Рисунок животного леса.

1

Просмотр видеофильма. Выполнение рисунков «Животное леса».


28.


Где растут тропические леса?

1

Выдвижение гипотез. Просмотр видеофильма. Рисование тропического леса.


29.

Жизнь в горах.


Просмотр видеофильма. Работа с пластилином «Как я представляю горы?»


30.

Путешествуем по Европе.


Работа с картой. Просмотр презентации и видеоурока.


31

Страны Африки и Америки.


Работа с картой. Просмотр презентации и видеоурока.


32

Австралия. Антарктида.


Заочное путешествие. Просмотр видеофильма. Выполнение рисунков «Я путешествую по Антарктиде».


33

Моя Родина – Россия.


Беседа. Просмотр презентации и видеоурока.


34

Земля – наш общий дом. Рисование «Планета Земля»


Беседа. Просмотр презентации и видеоурока. Рисование «Планета Земля»