Рабочая программа внеурочной деятельности по формированию гражданской идентичности разработана в соответствии с ФГОС НОО, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), направлена на формирование гражданской идентичности у младших школьников. Срок реализации: 4 года. Возраст детей: 6,5 – 11 лет.
Цель: формирование основ гражданской идентичности младших школьников.
1. Формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России, государственной символике;
2. Формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности к событиям героического прошлого; представление о связи истории своей семьи с историей Отечества, формирование чувства гордости за свою семью, родной город;
3. Формирование восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; познакомить с национальными ценностями, традициями народов и этнических групп родного края;
4. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;
5. Формирование потребности сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению, потребности сохранять свое здоровье.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
- формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к своей малой Родине, Россие;
- становление ценностных ориентаций и гражданской позиции через обогащение социального опыта;
- повышение уровня мотивации к проектной деятельности и приобретение навыков проектной работы: поиска и обработки информации, публичного выступления.
- развитие навыка социального взаимодействия.
- умение перерабатывать информацию: анализировать, классифицировать, обобщать.
практические занятия с элементами игр, презентаций, кроссвордов, сказок, творческие: составление кроссвордов, проектная деятельность.
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Результат деятельности |
1 класс |
1 | «Символы России» | Изучение символики России. | 1 | Презентация, рассказ учителя, беседа. |
2 | «Домашние архивы» | Составление генеалогического древа. | 1 | Таблица, рисунки, устные рассказы, презентация, фотовыставка. |
3 | «Хранители времени» | Создание календаря памятных дат своей семьи. | 1 | Календари. |
4 | «Что в имени тебе моем?» | Мини-исследование, почему так назвали. Значение имени, фамилии. | 1 | Рисунки, доклады, устные рассказы, презентации. |
5 | «Правила поведения в школе» | -Правила поведения на уроке и на перемене; -Правила поведения в столовой. | 1 | Беседа. Изготовление буклетов. |
6 | «Праздники на Руси» | История возникновения праздников (Масленница, День семьи и т.д.). | 1 | Доклады учеников. |
7 | «Осенняя фантазия» | Творческая работа ко Дню народного единства. | 1 | Поделки, открытки, буклеты. |
8 | «День матери» | Рисуем портрет. | 1 | Беседа, конкурс рисунков. |
9 | «Друзья наши меньшие» | Рассказы о домашних питомцах, домашних животных. Происхождение вида, уход, повадки. | 1 | Рассказы, рисунки учеников, фотовыставка. |
10 | «Русская матрешка» | История происхождения символа. Творческая мастерская. | 1 | Презентация учителя. Поделки, аппликации, рисунки. |
11 | «В гостях у маркиза Этикета» | Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения | 1 | «Словарик речевого этикета» (папка-скоросшиватель в классе из докладов учеников). |
12 | «Сказки разных народов» | Изучение сказок разных народов. | 1 | Рассказы учеников. Чтение сказок. |
13 | «Фабрика Деда Мороза» | Традиции празднования Нового года. Творческая мастерская. | 1 | Рассказы, изготовление игрушек. |
14 | Театр «Петрушка» | Выбор сказки, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление. | 3 | Инсценировка сказки к Новому году. |
15 | «Мужчины/Женщины в моей семье» | Мужской народный костюм/ Мужские профессии. Женский народный костюм/ Женские профессии. | 2 | Презентации, фотовыставка, куклы, аппликации, рисунки. |
16 | «Несокрушимый и легендарный» | История образования Ульяновска. | 1 | Презентация учителя. |
Знакомство с памятными местами города. | 2 | Проекты учеников по памятным местам (доклады, презентации, буклеты) |
Летопись «История моего города». Работа с собранным материалом. | 1 | Составление единой летописи города (папка-скоросшиватель в классе). |
17 | «Символы Ульяновска» | Знакомство гербом, гимном. | 1 | Конкурс рисунков, стихов. |
18 | «Литературный Ульяновск» | Знакомство с произведениями и биографиями местных писателей (В.Гришин, Е.Миллер, И.Таранов, И.Гатауллин и др.). | 2 | Выставка рисунков (иллюстраций). |
19 | «В гостях у предков» | Откуда родом. Реликвии, традиции семьи. | 1 | Беседа, рассказы учеников. |
20 | Бабушкин «Красный крест» | Знакомство с лечебными травами родного края, их пользой. | 1 | Доклады, презентации учеников. |
21 | «Школа моих родителей» | Мини-исследование образа школьной жизни, традиций своих предков. | 1 | Доклады учеников. |
22 | «Как стать неболейкой» | Беседа о здоровом образе жизни. Рисунки по теме. | 1 | Презентация учителя. Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни». |
23 | «Я такой разный» | Кто что любит и умеет делать. Обязанности в семье. | 1 | Беседа, рассказы учеников. |
24 | «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…» | Беседа о ВОВ, рассказы о родственниках – участниках ВОВ. | 2 | Рассказ учителя, доклады и презентации, Открытка на День Победы. |
25 | «Подвижные игры» | Выбор игр, распределение ролей, команд, организация и проведение игр, подготовка наград, награждение. | 2 | Русские народные игры: «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Прыгание с перевязанными ногами», Наседка и коршун», «Удар по веревочке». Подвижные игры: «Волк во рву», «Салки», «К своим флажкам», «Найди себе пару», «Охотники и утки», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест», «Зайцы в огороде». Игры на развитие памяти, внимания, воображения: «Запомни порядок», «Все помню», «Море волнуется», «Запрещенное движение», скороговорки, «Угадай чей голосок». |
Итого | 34 |
2 класс |
1 | «Я горжусь тобой, Россия!» | 7 чудес России | 1 | Рассказ, презентации учителя. Проекты детей «Чудеса родного края». Конкурс рисунков, иллюстраций, стихотворений. |
7 чудес Ульяновской области | 1 |
Стихи о Родине | 1 |
2 | «Символ Родины моей» | Береза – символ чистоты, верности, любви к родному краю. | 1 | Презентация учителя. Творческая мастерская: аппликации, рисунки, стихи. |
3 | «Наряд учебника» | Творческая мастерская: изготовление обложки. | 1 | Обложка для учебника. |
4 | «Мой дом. Мой двор. Моя улица» | Знакомство с жизненным путем людей, чьи имена даны улицам, на которых живут дети. | 2 | Выставка рисунков «Моя малая Родина», презентации, доклады, фотовыставка. |
5 | «Загадки старого города» | Знакомство с историей старых зданий, особняков и их обитателей, бытом дворянской семьи. | 3 | Фотовыставка, презентации, доклады. |
6 | «Ульяновск туриста» | Жизненный и профессиональный путь известных купцов, героев Ульяновска (Н.Пастухов, Ф.Морозов, Д.Разумовский, В. Кочетков, Ф. Жигарин, В.Давыдов и др.). | 2 | Доклады учеников, изготовление буклетов. |
7 | «Символы моей семьи» | Истоки мой семьи. Я - хранитель наследия своей семьи. | 1 | Презентация учителя. Рассказы учеников. Викторина. Презентация-фотовыставка «В кругу семьи». |
8 | «Законы коллектива» | Конституция РФ, соблюдение общественных норм и правил | 2 | Презентация учителя, Конкурс «Конституция России», Конкурс «Права или обязанности». Игра «Звездный час». Дискуссия «Ситуация в метро». |
9 | «В гости к Снегурочке» | Образ Снегурочки. Творческая мастерская: изготовление игрушек. | 1 | Рисунки, игрушки. |
10 | «Береги природу» | Изучение правил бережного отношения к природе. | 2 | Презентация учителя. Стенгазета учеников. |
11 | «Мобильник, ты – друг?» | Беседа о ЗОЖ, правилах обращения с сотовыми телефонами, негативных последствиях. | 1 | Беседа. |
12 | «В объективе – семья» | Работа, досуг. Один день из жизни семьи. Домашние обязанности. | 1 | Фотовыставка, презентации, рисунки, рассказы. |
13 | «Бабушкин сундук» | Реликвии семьи. Народные костюмы. Устное народное творчество. | 1 | Рассказы учеников, выставка рисунков, фотографий. |
14 | «День пожилого человека» | Беседа об уважении старшего поколения. Творческая мастерская. | 1 | Беседа. Изготовление подарка. |
15 | «Взрослеть – значит…» | «…думать о других». Беседа о взаимоуважении, сопереживании. | 1 | Беседа. |
16 | «Первым делом самолеты» | Знакомство с развитием авиационной промышленности в Ульяновске. | 1 | Презентация, рассказ учителя. |
17 | «В гости к самовару» | Русские традиции. История возникновения. Подготовка дома угощения. | 1 | Рассказ учителя, рассказы учеников. Чаепитие. |
18 | «Семейные династии» | Знакомство с известными семейными династиями. Мини-исследование учеников профессиональных династий родственников. | 1 | Презентация учителя. Доклады учеников. |
19 | «Путешествие в детство родителей» | Знакомство с бытом, досугом родителей в детстве. | 1 | Доклады, рисунки учеников. |
20 | «Покоритель космоса» | Жизнь и вклад Ю.А. Гагарина. | 1 | Презентация учителя. Конкурс рисунков ко Дню космонавтики. |
21 | «Мир дому моему» | Знакомство с жизнью предков в ВОВ, Афганскую, Чеченскую войны. | 1 | Доклады учеников. Рассказ учителя. Конкурс рисунков «Мир дому моему». |
22 | «Никто не забыт – ничто не забыто» | Знакомство с жизнью ульяновцев – героев ВОВ. | 2 | Презентации, доклады учеников. Рассказ учител. Концертная программа ко Дню защитника Отечества. |
23 | «Моя клумба» | Подбор и посадка семян на окне в классе. | 1 | Посадка растений в классе. |
24 | «Подвижные игры» | подбор материала, распределение ролей, организация и проведение игр, подготовка наград, награждение | 2 | Русские народные игры. Подвижные игры. Игры на внимание. |
Итого | 34 |
3 класс |
1 | «Родной берег» | Знакомство с географическим расположением, историей названия, значением рек нашего края | 1 | Презентация и рассказ учителя, выставка рисунков, фотографий, доклады. |
2 | «По страницам Красной книги» | Выбор своей страницы, сбор информации | 2 | Презентация учителя Красной книги России и Ульяновской области. Книжка-буклет «Редкие растения и животные нашего края». |
3 | «Дорога к храму» | Знакомство с разными вероисповеданиями, их традициями, храмами края | 1 | Выставка фотографий, презентации, доклады по религиям, храмам. |
4 | «Приятного аппетита» | Этикет за столом. | 1 | Беседа. |
5 | «Порядок время бережет» | Режим дня. | 1 | Беседа. Рассказы учеников. |
6 | «Не нужен и клад, коли в семье лад» | Увлечения семьи, праздники. Секреты семейного счастья. | 1 | Беседа. Рассказы учеников. Выставка рисунков, фотоколлажей. |
7 | «Я – сын/дочь своих родителей» | Я – хранитель семейных традиций. Увлечения, обязанности. | 1 | Беседа. Рассказы учеников. Фотовыставка. |
8 | «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна» | Правила общения. Понятие дружба. Зачем и как нужно дружить. | 1 | Беседа. Выставка рисунков, фотоколлажей. |
9 | «Жизнь – это труд» | Роль труда в нашей жизни, профессии. | 1 | Беседа, рассказ учителя о роли труда. Презентация учителя. |
10 | «Труд людей нашего края» | Знакомство с людьми, прославившими наш край: писатели, художники, поэты, герои войны | 2 | Буклет для туристов, Презентации, доклады учеников. Презентация учителя. |
11 | «Как развивались ремесла» | Знакомство с разными видами ремесел края. Изучение истории их развития. | 1 | Презентации, доклады. |
12 | Школьный Устав | Мои права и обязанности. | 1 | Беседа. |
13 | «Я – гражданин класса» | Общение, обязанности в классе. | 1 | Беседа. |
14 | «Городок веселых затей» | Творческая мастерская: конкурс-выставка игрушек, поделок к Новому году. | 1 | Выставка игрушек, поделок к Новому году. |
15 | «Люблю тебя, моя Россия!» | Песни о Родине | 2 | Выбор, разучивание песни. Доклады учеников. |
16 | «Тропою дикой» | Породы деревьев и кустарников, озеленяющих местность. Охраняемые растения и животные, экологическая обстановка. Бережное отношение к природе. | 2 | Создание альбома местных растений и животных, доклады, составление кроссвордов. |
17 | «Многоликая Россия, многоликая семья» | Полинациональная и поликультурная Россия, семья. | 1 | Рассказ учителя. Рассказы учеников. |
18 | Москва великая | Достопримечательности города. Любимые места. | 2 | Презентация учителя. Рассказы, доклады, рисунки учеников. |
19 | «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» | Заочное путешествие о городам-героям воинской славы. | 2 | Презентация учителя по Волгограду. Доклады, презентации учеников. |
20 | «Здесь тыл был фронтом» | Знакомство с жизнью города в годы войны и вкладом наших земляков в Великую Победу. | 1 | Выставка работ, доклады, презентации. |
21 | Дети войны | Беседа о помощи детей в ВОВ. Характеристика памятников и памятных мест города. Знакомство с их историей. | 2 | Фотовыставка, презентации, доклады, работа с открытками, фотографиями, буклетами, составление рейтинга памятных мест. |
22 | «В жизни всегда есть место подвигу» | Понятие подвига. | 1 | Презентация учителя. Беседа. |
23 | «Я бы с песни начал свой рассказ» | История военных песен. | 2 | Доклады, презентации. Разучивание песни ко Дню защитников Отечества. |
24 | «Витамины с грядки» | Знакомство с полезными свойствами фруктов и овощей родного края, подготовка докладов | 2 | Кроссворды, доклады. |
25 | «Я и мой класс» | Конкурс рисунков, фотографий. Жизнь класса. | 1 | Рисунки, фотоколлажи. |
Итого | 34 |
4 класс |
1 | «От вершины к корням» | История появления законов | 1 | Рассказ учителя. |
2 | «Народный календарь» | Приметы, пословицы, поговорки осени. | 1 | Беседа. |
3 | «Осенний бал» | Поделки из природных материалов. | 1 | Поделки. |
4 | «Россия – Родина моя» | Государственное устройство России. | 1 | Презентация учителя. |
5 | «Россия из окна поезда» | Заочная экскурсия по городам России. | 1 | Презентация учителя. Презентации, доклады учеников. Выставка рисунков, фотографий. |
6 | «Герб моей семьи» | Определение с цветом, символикой, рисунки семейных гербов. | 1 | Герб семьи. |
7 | «Ульяновск Революционный» | Известные революционеры Ульяновска (Керенский, Ленин и др.). | 1 | Презентация учителя. Доклады учеников. |
8 | «Фестиваль народов поволжья» | Знакомство с традициями народов (песнями, танцами, кухней, обрядами, одеждой, ремеслами, играми) | 2 | Кроссворд. Доклады, презентации, рисунки. |
9 | «Планета толерантности» | Декларация принципов терпимости, признаки нетерпимости, тяжелые формы проявления. | 2 | Презентация, беседа учителя. Буклеты к празднику. |
10 | «Все мы разные, но мы вместе» | Единение класса. Разносторонние увлечения. | 1 | Стенгазета. |
11 | Микробы в нашей жизни | Знакомство с микробами. Беседа о ЗОЖ, болезнях. | 1 | Беседа. |
12 | «Народный календарь» | Приметы, пословицы, поговорки зимы. | 1 | Беседа. Доклады, рассказы, рисунки. |
13 | «Тепло родного дома» | Художественное творчество. | 1 | Рисунки, поделки на тему. |
14 | Игра «Пойми меня» | Учимся понимать другого человека. Узнаем друг друга. О тактичном и бестактном поведении. | 1 | Беседа и обыгрывание различных ситуаций. Игра «Подарок». |
15 | «Отечества достойные сыны» | Знакомство с жизнью и вкладом Суворова, Кутузова, Жукова, Давыдова и др. | 2 | Презентации, доклады. |
16 | «Русский воин» | Образ воина в отечественной литературе, кино. | 1 | Беседа. |
17 | «Дуют ветры в феврале» | Конкурс стихотворений ко Дню защитника Отечества. | 1 | Стихи. |
18 | Народный календарь | Приметы, пословицы, поговорки весны. | 1 | Доклады, рассказы. |
19 | «Угадай, где я?» | Игра – загадки по достопримечательностям Ульяновска (памятники колобку, букве Ё и др.). | 1 | Рассказы, доклады, рисунки, презентации. |
20 | «Мой любимый уголок» | Фотоконкурс любимых мест родного города | 1 | Фотоконкурс. |
21 | «Ульяновск купеческий» | История торговли, известные люди города. | 1 | Презентация учителя. Доклады учеников. |
22 | «Творцы города» | Знаменитые люди современности. «Почетные граждане Ульяновской области». | 1 | Рассказы, доклады учеников. Рассказ учителя. |
23 | «Космическое поле» | Игра «Поле чудес» ко Дню космонавтики. Космонавты России. | 2 | Доклады учеников. Игра. |
24 | Семья и семейные ценности | Роль, значение семьи. Диспут «Зачем нужна семья?» | 1 | Беседа учителя. |
25 | «Твори добро» | В форме диспута. Подбор аргументов: 2 команды «за» и «против». | 1 | Презентация учителя как итог диспута учеников, конкурс рисунков «Доброта спасет мир». |
26 | «Настоящий друг» | Правила общения со взрослыми и сверстниками. Обсуждение способов разрешения конфликтов. Беседа о взаимопомощи и выручке. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. |
27 | «Человек природе друг» | О природе, правилах поведения в лесу. | 1 | Беседа. Изготовление буклетов. Выставка рисунков. |
28 | Я за безопасный Интернет! | Правила поведения в Интернете, безопасность в социальных сетях. | 1 | Беседа. |
29 | Я – человек и гражданин! | «Хочу и надо». Права и обязанности ребенка. | 2 | Беседа. Рассказ учителя по Декларации прав ребенка. |
Итого | 34 | |