Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени героя Советского Союза Л.М. Доватора»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я учусь правильно говорить, читать и писать»
для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития
коррекционно-развивающее направление
Составитель: учитель-логопед
Сергеева Надежда Сергеевна
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающего обучения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Разработана на основе «Программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ». – Ярославль, 2015
Цель программы: Оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.
Задачи программы:
Восполнение пробелов в развитии фонематического и лексико-грамматического строя речи.
Профилактика нарушений формирования процессов чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.
Коррекция устной и письменной речи обучающихся.
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
Отслеживание динамики формирования навыков устной и письменной речи;
Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, учебных умений и навыков.
Документы, определяющие содержание рабочей программы.
Рабочая программа по логопедии составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года. Регистрационный №19993; с изм. от 24.11.2015 №81
Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 14 августа 2015 года, регистрационный № 38528
Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов. –Ярославль, 2015
Характеристика группы обучающихся 2 классов с ОВЗ (вариант 7.1)
При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Слабая автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Фонематическое восприятие:
= смешения свистящих, шипящих, аффрикат (ц – с, ш – щ, ч – сь, ч – щ, ч – ц);
= недостаточная дифференциация мягких и твердых согласных;
Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза, оптико-кинетического восприятия.
Недостаточная дифференциация согласных букв, сходных по начертанию
т – п, д - б
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Недостаточная сформированность слогового анализа и синтеза; слого-ритмической структуры слова.
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
трудности овладения письмом и чтением;
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
Нарушениями в развитии устной речи и последующими трудностями формирования письма объясняются характерные особенности в учебной деятельности детей. Эти особенности могут проявляться в процессе достижения личностных, метапредметных результатов:
в снижении познавательных мотивов;
в трудностях формирования способности к организации своей деятельности;
в трудностях умения понимать причины неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать, особенно в ситуации неуспеха;
в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
в установлении аналогий и причинно-следственных связей;
в построении рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:
Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико- пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
Формирование учебной мотивации.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
Коррекция индивидуальных отклонений.
Организация благоприятной социальной среды.
Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами
Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), характерны следующие образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Общая характеристика программы
Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.
Содержание курса обеспечивает формирование у обучающихся познавательной мотивации к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами на первой ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта обучающихся.
Коррекционный процесс, предусмотренный данной программой, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предполагаемых современной педагогикой, психологией, лингвистикой и учитывает основные общедидактические, деятельностно - ориентированные принципы, а так же принципы коррекции нарушений речи.
На изучение материала во 2 классе отводится 1 час в неделю. Период обучения длится 34 учебных недели - 34 часа.
Предметные, личностные и метапредметные результаты
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы обучающимися.
Предметные результаты:
сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;
сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий;
актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Оценивание поступков, в том числе неоднозначных, как «хороших» или «плохих», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Замечание и признание расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися
коррекционной программы.
Ученик 2 класса получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках.
Соотносить выполненное задание с образцом.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Познавательные УУД
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Требования к уровню подготовленности обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы во 2 классе.
Ученик научится:
Различать гласные и согласные, находить место звука в слове, выделять предыдущий и последующий звуки. Определять количество и последовательность звуков в слове. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные; правильно произносить звуки и называть буквы, соотносить количество звуков и букв в словах; использовать в активной речи соответствующие термины;
Делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
Различать и правильно писать сходные по начертанию буквы (т-п, б-д)
Определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение; находить безударную гласную, требующую проверки;
Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в его конце; списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;
Составлять предложения из отдельных слов и 3-4 предложения на заданную тему;
Восстанавливать деформированное предложение;
Тематическое планирование логопедических занятий
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных звонких и глухих согласных по акустико-артикуляционным признакам | 7 |
2 | Слоговой анализ и синтез | 6 |
3 | Парные гласные | 3 |
4 | Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме. | 8 |
5 | Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию по акустико-артикуляционным и оптико-кинетическим признакам. | 6 |
6 | Слогоритмическая структура слова. Ударение. | 4 |
| Итого: | 34 |
Поурочное планирование логопедических занятий
с группой обучающихся 2 класса с ОВЗ, имеющих ЗПР
занятия | Наименование темы | Основное содержание логопедического занятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных согласных П – Б по акустико-артикуляционным признакам. | Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов, предложений. Слово-предмет – имя существительное. Имена собственные и нарицательные. Антонимы. | Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Наблюдать различие между словами (собственные и нарицательные существительные), по результатам наблюдения выявлять отличительные признаки. Знакомиться с собственными именами и их правописанием. Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Подбирать противоположные по смыслу слова. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
2 | Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных согласных Т – Д по акустико-артикуляционным признакам | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов, предложений. Схема предложения. Слово-действие – глагол. Глаголы – антонимы. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Знакомиться с признаками глаголов. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что делает?) Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
3 | Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных согласных К – Г по акустико-артикуляционным признакам. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов, предложений. Значение предлогов НА и В. Составление словосочетаний с предлогами. | Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Подбирать словосочетания с предлогами, сравнивать их значения. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
4 | Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных согласных С-З по акустико-артикуляционным признакам. | Выделение звуков из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Словосочетания с предлогами С, ИЗ, ЗА. Значение предлогов. Добавление в слова слогов СИ или ЗИ. Анализ значения слов. | Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки С, З и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков С, З. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Добавлять в слова слоги ЗИ или СИ и ЗЫ или СЫ. Анализировать значение слов. Составлять словосочетания с предлогами С, ИЗ, ЗА. Анализировать значение предлогов. |
5 | Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных согласных Ш – Ж по акустико-артикуляционным признакам | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов, предложений. Схема предложения. Правописание ШИ, ЖИ. Словосочетания с местоимениями Я, ТЫ. Глаголы 1 и 2 лица. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Анализировать пары слов и значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Использовать правило написания сочетаний ЖИ—ШИ, осуществлять самоконтроль использования правила. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей |
6 | Парные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. | Парные согласные в корне слова. Упражнение в проверке парных согласных в конце слова. Запись и чтение слов, предложений. Слова-признаки – имя прилагательное. | Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных в корне слова в позиции конца слова. Высказывать предположение в результате наблюдения. Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова. Осуществлять самопроверку после записи. Знакомиться с признаками имен прилагательных. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос какой? какая? какое?) Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
7 | Парные звонкие и глухие согласные. Способ проверки парных согласных на конце слова. | Подбор проверочных слов к существительным с парной согласной в конце слова. Сравнительный анализ слов, отличающихся парной согласной в конце слова. Нахождение слов с заданной орфограммой. Предлоги – антонимы. | Использовать алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Выбирать слова по заданному основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить парный по звонкости-глухости согласный). Подбирать противоположные по смыслу предлоги. |
8 | Слоговой анализ и синтез. Слогообразующая роль гласного. | Деление слов на слоги, обозначение их графически, выделение гласных. Анализ слов с выделением 1, 2 или 3 слога. Составление слов из слогов. Составление предложений. Родственные, однокоренные слова. Имя прилагательное. | Анализировать слоговой состав слова. Соотносить его с графической схемой слова. Синтезировать слова из слогов. Определять количество слогов в слове. Соотносить количество гласных и слогов. Формулировать правило подсчета слогов. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различиях. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос какой? какая? какое?). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
9 | Слоговой анализ и синтез. Определение порядка слогов в слове. | Слогообразующая роль гласного. Выделение гласных, подсчет слогов. Составление слов из слогов. Составление предложений. Родственные, однокоренные слова. Выделение корня в родственных словах. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Анализировать слоговой состав слова. Соотносить его с графической схемой слова. Синтезировать слова из слогов. Определять количество слогов в слове и их последовательность. Соотносить количество гласных и слогов. Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
10 | Слоговой анализ и синтез. Изменение значения слова при перестановке слогов в слове. | Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги, выделение гласных. Составление слов из слогов. Имя прилагательное. Прилагательные – антонимы. | Анализировать слоговой состав слова. Синтезировать слова из слогов. Определять количество и последовательность слогов в слове. Наблюдать изменения значения слова при перестановке слогов. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос какой? какая? какое?). Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой?). Подбирать антонимы к прилагательным. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. |
11 | Слоговой анализ и синтез. Перенос слов. | Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги для переноса. Составление слов из слогов. Выделение слогов и подсчет их в слове. Составление и запись предложений из слов, данных вразбивку. | Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос, связанный с правилом переноса слов. Обосновывать невозможность выполнения предложенного задания. Объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с использованием правил переноса. Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. |
12 | Слоговой анализ и синтез. Перенос двусложных слов. | Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги для переноса. Правило переноса слов. Выделение слогов и подсчет их в слове. Составление и запись предложений. Работа с кубиками, составление двусложных слов. Родственные слова. Подбор родственных слов разных частей речи. | Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Уточнять правила переноса слов. Использовать правила переноса слов. Находить слова по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести). Осуществлять самоконтроль при делении слов для переноса. Выявлять существенные признаки каждой группы слов. Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. |
13 | Слоговой анализ и синтез. Перенос трехсложных слов. | Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги для переноса. Правило переноса слов. Выделение слогов и подсчет их в слове. Составление и запись предложений из слов, данных в разбивку. Работа с кубиками, составление трехсложных слов. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Уточнять правила переноса слов. Использовать правила переноса слов и осуществлять самоконтроль. Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. Составлять трехсложные слова из набора данных слогов. |
14 | Парные гласные. Образование гласных 2 ряда. | Сравнение артикуляций парных гласных. Выделение парных гласных из слов. Составление, чтение и запись слов, предложений. Главные члены предложения. Обобщающие понятия. Суффикс. Образование названий детенышей в единственном и множественном числе. | Наблюдать особенности образования гласных второго ряда. Находить слова по заданному основанию (с парными гласными). Анализировать пары слов. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Понимать алгоритм выделения главных членов предложения. Выявлять признаки подлежащего и сказуемого. Наблюдать особенности образования названий детенышей в единственном и множественном числе. Группировать предметы по заданному признаку (обобщающие понятия). |
15 | Парные гласные. Гласные 1 и 2 ряда | Сравнение артикуляций парных гласных. Нахождение слов с парными гласными. Выделение парных гласных. Запись слов, предложений. Составление предложений из слов, данных вразбивку. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Сравнивать артикуляции парных гласных. Анализировать пары слов. Находить слова по заданному основанию (с парными гласными). Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. Восстанавливать порядок слов в деформированном предложении. |
16 | Дифференциация мягких и твердых согласных. Мягкость согласных. Гласные 2 ряда | Различение мягких и твердых согласных звуков изолированно, в слогах, словах. Сравнение слогов, слов с мягкими и твердыми согласными. Запись и чтение слогов, слов, предложений. Выделение мягких согласных. Глаголы - антонимы. | Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Различать твердые и мягкие согласные звуки. Анализировать пары слов и значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Находить слова по заданному основанию (с мягкими и твердыми согласными). Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Подбирать антонимы к глаголам. Сравнивать значение глаголов, противоположных по значению. |
17 | Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация А - Я. | Обозначение мягкости согласных на письме гласной Я. Сравнительный анализ слов. Чтение и запись слов, предложений. Образование существительных множественного числа, обозначающих название детенышей. Синонимы - существительные. | Находить слова, в которых буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного. Анализировать пары слов и значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Образовывать существительные, обозначающие названия детенышей во множественном числе. Находить слова по заданному основанию (с гласной Я, обозначающей мягкость согласного) Осуществлять самоконтроль при списывании. Подбирать синонимы к данным существительным. |
18 | Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация О - Ё. | Обозначение мягкости согласных на письме гласной Ё. Сравнительный анализ слов. Чтение и запись слов, предложений. Синонимы – прилагательные. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Находить слова, в которых буква Ё обозначает мягкость предшествующего согласного. Анализировать пары слов и значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Подбирать синонимы к данным прилагательным. |
19 | Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация У - Ю. | Обозначение мягкости согласных на письме гласной Ю. Сравнительный анализ слов. Чтение и запись слов, предложений. Прилагательные – синонимы. Образование новых глаголов с приставкой ЗА-. Изменение значений слов. Предложения из слов, данных в разбивку. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Находить слова, в которых буква Ю обозначает мягкость предшествующего согласного. Анализировать пары слов и значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Образовывать новые глаголы с приставкой ЗА-, наблюдать изменение значения слов. Заменять в тексте прилагательные синонимами. Восстанавливать порядок слов в деформированном предложении. |
20 | Обозначение мягкости согласных в слоге-слияния гласными второго ряда. | Различение мягких и твердых согласных в слоге-слияния. Родственные слова. Подбор однокоренных существительных, глаголов и прилагательных. Выделение корня. Чтение и запись слов, предложений. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Осуществлять самоконтроль при определении функции букв Ё, Ю, Я, находить слова, в которых эти буквы не обозначают мягкость предшествующего согласного. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Применять алгоритм нахождения корня при образовании однокоренных слов различных частей речи. |
21 | Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова. | Различение мягких и твердых согласных в произношении и на слух изолированно и в обратном слоге. Нахождение мягких согласных, обозначенных на письме мягким знаком. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов, предложений. Изменение существительных по числам. Окончание. | Различать на слух мягкие и твердые согласные в обратном слоге и обозначать мягкость согласных мягким знаком. Анализировать пары слов с мягким знаком и без и значение этих слов, используя приём развёрнутого толкования. Различать разные слова и формы одного и того же слова. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Изменять формы слов, находить и выделять в них окончания. Наблюдать за изменением слова в составе предложения. Называть изменяемую часть слова. Использовать алгоритм выделения нулевых окончаний. |
22 | Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в середине слова. | Различение мягких и твердых согласных в произношении и на слух изолированно и в обратном слоге. Нахождение слога в слове с мягким согласным на стыке слогов. Запись и чтение слов, предложений. Образование уменьшительно-ласкательных существительных и прилагательных. Суффиксы –ОНЬК- -ЕНЬК-. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Находить в тексте слова по заданным основаниям (Ь обозначает мягкость предшествующего согласного). Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий. Использовать алгоритм нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
23 | Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце и середине слова. | Различение мягких и твердых согласных. Нахождение слов с мягким знаком. Запись и чтение слов, предложений. Имена собственные. Выделение окончания существительных в единственном и множественном числе. | Обозначать мягкость согласных мягким знаком в конце слова и при стечении согласных. Находить в тексте слова по заданным основаниям ( Ь обозначает мягкость предшествующего согласного). Использовать правило написания имён собственных при решении практических задач. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Изменять формы слов, находить и выделять в них окончания. Называть изменяемую часть слова. Использовать алгоритм выделения нулевых окончаний. |
24 | Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда и мягким знаком. Обобщение. | Сравнение слогового состава слов при обозначении мягкости согласных гласными 2 ряда и мягким знаком. Приставка. Выделение основных признаков при сравнении предметов. | Ориентироваться в целях и задачах урока. Отрабатывать умение применять правило обозначения мягких согласных на письме. Сравнивать слоговой состав слов при выборе способа обозначения мягкости согласных. Осуществлять самоконтроль при записи слов и предложений. Использовать алгоритм выделения приставок. Сопоставлять основные и неосновные признаки предметов и использовать их при сравнении. |
25 | Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Дифференциация букв Т – П по акустико-артикуляционным и оптико-кинетическим признакам. | Сравнительный анализ элементов букв. Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах. Образование существительных с суффиксом –Ц-. Преобразование словоформ существительных в начальную форму. | Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Сравнивать и анализировать элементы букв Т – П по количеству элементов. Соотносить их с цифрами 2 и 3. Заменять цифры 2 и 3 в слогах и словах. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. Использовать алгоритм разбора по составу уменьшительно-ласкательных существительных. Преобразовывать словоформы существительных в начальную форму. |
26 | Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Различение согласных Т - П в слогах, словах и предложениях | Сравнительный анализ элементов букв. Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах. Составление словосочетаний и предложений. Значение предлогов В, НА. | Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Сравнивать и анализировать элементы букв Т – П по количеству элементов. Соотносить их с цифрами 2 и 3. Заменять цифры 2 и 3 в слогах и словах, словосочетаниях. Уточнять значение предлогов НА, В. Вставлять по смыслу пропущенные предлоги. Исправлять ошибочное использование предлогов НА, В. |
27 | Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Дифференциация букв Т – П по оптико-кинетическим признакам. | Сравнительный анализ элементов букв. Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах. Составление предложений из слов, данных вразбивку. | Сравнивать и анализировать элементы букв Т – П по количеству элементов. Дифференцировать прописные буквы Т, П, используя их в написании имен и фамилий. Использовать алгоритм написания имён собственных, контролировать действия в соответствии с алгоритмом. Восстанавливать порядок слов в деформированном предложении. Выписывать из текста слова в три столбика по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
28 | Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Дифференциация букв Д - Б по акустико-артикуляционным и оптико-кинетическим признакам. | Сравнительный анализ элементов букв. Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах. Образование глаголов с приставкой ДО-. Значение приставки. | Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Сравнивать и анализировать элементы букв Б – Д по расположению элементов. Дописывать элементы букв изолированно, в слогах, словах. Зашифровывать названия предметов буквами Д, Б. Образовывать глаголы с приставкой ДО-. Фиксировать (графически обозначать) приставку и корень. |
29 | Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Различение согласных Д – Б в слогах, словах и предложениях | Сравнительный анализ элементов букв. Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах. Составление словосочетаний и предложений с предлогом В. Выбор существительных из ряда слов. | Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Сравнивать и анализировать элементы букв Д и Б по расположению элементов. Дописывать элементы букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях. Заканчивать предложения, вставляя существительное с предлогом В. Выбирать из ряда слов существительные. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
30 | Сравнение и различение рукописных букв сходных по начертанию. Дифференциация букв Д – Б по оптико-кинетическим признакам. | Сравнительный анализ элементов букв. Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах. Различение и использование предлогов В, НА в словосочетаниях и предложениях. Выбор прилагательных их ряда слов. | Сравнивать и анализировать элементы букв Б – Д по расположению элементов. Дописывать элементы в предложениях. Вставлять пропущенные буквы Д и Б. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Заканчивать предложения, вставляя существительное с предлогами В или НА. Выбирать из ряда слов прилагательные. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
31 | Слогоритмическая структура двусложных слов. | Постановка ударения в двусложных словах. Воспроизведение ритмического рисунка слова, соотношение его со структурой слова. Ударение в приставке, корне, суффиксе. Правописание имен собственных. | Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах. Определять ударный звук в слове. Воспроизводить ритмический рисунок хлопками. Обозначать графически. Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании. Наблюдать различие между словами, различающимися местом ударения. Группировать слова по заданному основанию в два столбика (по наличию ударения). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать за ударением в разных частях слова. Использовать алгоритм написания имён собственных, контролировать действия в соответствии с алгоритмом. |
32 | Слогоритмическая структура трехсложных слов. | Определение ударного гласного в процессе произношения и написания слов. Постановка ударения в трехсложных словах. Перенос ударения на безударную гласную. Нахождение ударной части слова. | Воспроизводить ритмический рисунок слова хлопками. Обозначать графически. Группировать слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). Переносить ударение на безударную гласную. |
33 | Ударение. Форморазличительная роль ударения. | Форморазличительная роль ударения. Определение ударного гласного в процессе произношения и написания слов. Правописание слов с безударной гласной, непроверяемой ударением. Запись текста ударными гласными. | Составлять пары слов (словоформы), различающихся только местом ударения. Находить и записывать (словарные) слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Записывать текст ударными гласными. |
34 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за словами, различающимися местом ударения. Сравнение пар слов. Правописание предлогов. | Объяснять назначение знака ударения, анализируя проблемную ситуацию. Выделять ударные и безударные гласные. Наблюдать различие между словами, различающимися местом ударения. Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. Записывать текст, обозначая слогоритмическую структуру слов. Фиксировать (графически обозначать) предлоги. |
Контроль и оценка планируемых результатов
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества устранения недостатков устной речи, письма и чтения ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Стандартизированные диагностические методики используются на начальном и заключительном этапах коррекционной работы. Результаты проверки фиксируются в мониторинге по диагностике устной и письменной речи. Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений на каждом занятии проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки логопеда для создания ситуации успеха.
Список использованной литературы
Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов. – Ярославль, 2015