| Утверждаю: директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13 __________________А.М. Кириллова «___»_____________2021 г. |
Согласовано: заместитель директора по УВР ___________________З.Н. Дусеева «___»_____________2021 г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Я знаю свои права» по предмету «Обществознание»
для 7а, 7б классов
учителя высшей квалификационной категории
Кирамановой Земфиры Байраковны
2021-2022 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО от__24__ августа 2021 г. протокол №___1____ Руководитель ШМО ___________________Н.А. Ибрагимова |
Пояснительная записка
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 7 классе. Программа «Я знаю свои права» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Особенность по отношению к ФГОС ООО. Образовательная программа внеурочной деятельности по предмету «обществознание» для обучающихся 7 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учебный курс «обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Цель программы: воспитание гуманистически ориентированного человека, обладающего чувством собственного достоинства, осознающего высокую ценность свободы и демократии, граждански активного и законопослушного, уважающего права и свободы любого человека и умеющего их защищать, обладающего юридическими знаниями, необходимыми для интеграции в окружающий мир и успешной реализации жизненных планов.
Задачи программы:
Систематизировать знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;
Ориентировать на социальную ценность права и строгого правопорядка, отношение граждан к Закону, законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
Формировать социально- полезное поведение человека, проявляющегося в умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.
Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2021-2022 уч. год.
Актуальность
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное мнение.
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я знаю свои права» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я знаю свои права» позволяет ученику получить объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
Курс «Я знаю свои права» обеспечивает:
создание представлений о взаимодействии человека и общества,
освоение законов существования в социальной среде, которые могут помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходиться сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний.
развитие базовых способностей: познания, переживания (опыт), оценки явлений социальной жизни.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях. Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;
–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;
–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;
–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.
Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Требования ФГОС к результатам обучения:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные и правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения
Уметь пользоваться своими правами и выполнять обязанности;
Умение правильно употреблять основные правовые понятия и категории
Умение характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок получения платных образовательных услуг и т.д;
Умение объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;
Умение приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;
Содержание тем внеурочной деятельности «Я знаю свои права» учебного курса «Обществознание»
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Из истории прав человека. | 3 | Теория о происхождении прав человека. Понятие прав человека. Исследования в области прав человека. Конституция моей страны. | Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете?». Подготовка к выставке плакатов «Ваши права дети». Ролевая игра «Общественный договор». Познавательная беседа. | Устный и письменный опрос. |
Семейное право | 3 | Правоотношения родителей и детей. Права ребенка в семье. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Неблагополучная семья». Мини-проект по моделированию семьи. Социальная акция «Семья». Интеллектуальный марафон. | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Я – потребитель. | 2 | Право на информацию, безопасность и качество. Нарушение прав потребителя. | Наблюдение за работой в точках обслуживания населения. Выставка фоторабот по итогам наблюдения. Отработка навыков и умений устной защиты исследования. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Трудовое право | 4 | Трудоустройство несовершеннолетних. Длительность работы и отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые споры. | Заполнение образца трудового договора. Ролевая игра «Трудовой договор». Разработка обращений к компетентным специалистам. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Копилка знаний о правах призывников. | 5 | Конституционный долг – защита Отечества. Основные правила воинского учета. Обязанности и права призывников | Решение практических задач. Подготовка и участие в предметной неделе. | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Образование | 4 | Право на образование. Права и обязанности учащихся. Направления развития современного образования. | Деловая игра «Конфликт с учителем». Социальная акция «Учитель, перед именем твоим». Составление плана исследования. Стили и виды оформления исследования. Экскурсия. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Береги свое здоровье. | 3 | Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений. Формы оказания медицинской помощи. | Сбор материала по праву на мед.обслуживание. Способы обжалования неправомерных действий врача. Составление портфолио исследовательского проекта. Интеллектуальный марафон. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Уголовное право | 4 | Задержание гражданина милиционером. Осуществление привода. Проведение допроса. | Интервьюирование нарушителей. Выпуск стенгазеты. Конкурс сочинений «Моя милиция меня бережет». Подготовка к защите исследования. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
В зале суда. | 3 | Обращение в суд. Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде. | Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Деловая игра «Судебный процесс». | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Обобщение и систематизация знаний | 3 | Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете. Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Составление резюме | Работа по документам, беседа, решение проблемных задач | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Я знаю свои права» по предмету «Обществознание»
с указанием основных видов деятельности и форм организации (34 часов).
№ п/п | Тема занятий | Виды деятельности | Форма организации | Кол-во часов |
1 | Из истории прав человека. Конституция моей страны. Декларация моих прав и свобод | Познавательная деятельность | Познавательная беседа | 3 |
2 | Семейное право. В моей семье. Мой дом – моя крепость. Права ребенка в семье. | Интеллектуальная игра | Деловая игра | 3 |
3 | Я – потребитель (Право на информацию, безопасность и качество). Нарушение прав потребителя. | Познавательная деятельность | Беседа, викторина | 2 |
4 | Трудовое право. В мире профессий. Трудовая дисциплина. | Познавательная деятельность | Экскурсия | 4 |
5 | Копилка знаний о правах призывников. Основные правила воинского учета. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 5 |
6 | Право на образование. Мое образование. Самообразование. | Познавательная деятельность | Экскурсия | 4 |
7 | Береги свое здоровье. Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений. | Интеллектуальная игра | Деловая игра | 3 |
8 | Уголовное право. Контакты с полицией (Задержание гражданина полицией) Осуществление привода. Проведение допроса. | Познавательная деятельность | Экскурсия | 4 |
9 | Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде. | Познавательная деятельность | Дидактический материал. | 3 |
10 | Обобщение и систематизация полученных знаний | Познавательная деятельность | Деловая игра | 3 |
Всего 34ч. | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Список литературы, рекомендованный педагогу:
Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2016(стандарты второго поколения)
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017.
Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2018 пособие для подготовки. СПб, 2018.
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2020
Обществознание. 7 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2020.
Список литературы, рекомендованной учащимся:
Школьный словарь по обществознанию 8-9кл. (10-11). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Аверьянова., М. «Просвещение». 2018.
Обществознание. Итоговая аттестация. Типовые тестовые5 –задания. 7 кл.
Е. Н. Калачёва.М.: «Экзамен». 2019.
3. Тесты по обществознанию. 7 кл.: к учебнику под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 кл.». ФГОС. С.В. Краюшкина. М. «Экзамен». 2019.
4. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2020.
Дополнительная литература:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Декларация прав человека и гражданина
Конвенция о правах ребенка
ФЗ «Об образовании»
Ресурсы Интернета:
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://www.ombudsman.gov.ru/ - Уполномоченный по правам человека в РФ.
http://www.ombudsman.gov.ru/ -Московская школа прав человека
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm -Декларация прав школьников
Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Мультимедиа проектор
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Интерактивная доска