СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я знаю свои права» по предмету «Обществознание» 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 7 классе. Программа «Я знаю свои права» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Я знаю свои права» по предмету «Обществознание» 7 класс»



Утверждаю:

директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13

__________________А.М. Кириллова

«___»_____________2021 г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР

___________________З.Н. Дусеева

«___»_____________2021 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Рабочая программа


внеурочной деятельности «Я знаю свои права» по предмету «Обществознание»

для 7а, 7б классов

учителя высшей квалификационной категории

Кирамановой Земфиры Байраковны

2021-2022 учебный год





Рассмотрено на заседании ШМО

от__24__ августа 2021 г.

протокол №___1____

Руководитель ШМО

___________________Н.А. Ибрагимова





Пояснительная записка


Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 7 классе. Программа «Я знаю свои права» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Особенность по отношению к ФГОС ООО. Образовательная программа внеурочной деятельности по предмету «обществознание» для обучающихся 7 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Учебный курс «обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Цель программы: воспитание гуманистически ориентированного человека, обладающего чувством собственного достоинства, осознающего высокую ценность свободы и демократии, граждански активного и законопослушного, уважающего права и свободы любого человека и умеющего их защищать, обладающего юридическими знаниями, необходимыми для интеграции в окружающий мир и успешной реализации жизненных планов.

Задачи программы:

  • Систематизировать  знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;

  • Ориентировать  на социальную ценность права и строгого правопорядка, отношение граждан к Закону, законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

  • Формировать социально- полезное поведение  человека, проявляющегося в умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.

  • Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;

  • Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2021-2022 уч. год.


Актуальность

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное мнение.

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа «Я знаю свои права» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я знаю свои права» позволяет ученику получить объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.

Курс «Я знаю свои права» обеспечивает:

  • создание представлений о взаимодействии человека и общества,

  • освоение законов существования в социальной среде, которые могут помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходиться сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний.

  • развитие базовых способностей: познания, переживания (опыт), оценки явлений социальной жизни.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях.  Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;

–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;

–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;

–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.


Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.


Требования ФГОС к результатам обучения:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-способности анализировать реальные социальные и правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения;

-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения

  • Уметь пользоваться своими правами и выполнять обязанности;

  • Умение правильно употреблять основные правовые понятия и категории

  • Умение характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок получения платных образовательных услуг и т.д;

  • Умение объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;

  • Умение приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;






Содержание тем внеурочной деятельности «Я знаю свои права» учебного курса «Обществознание»


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Из истории прав человека.


3

Теория о происхождении прав человека. Понятие прав человека. Исследования в области прав человека. Конституция моей страны.


Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете?». Подготовка к выставке плакатов «Ваши права дети». Ролевая игра «Общественный договор». Познавательная беседа.

Устный и письменный опрос.

Семейное право

3

Правоотношения родителей и детей. Права ребенка в семье.


Просмотр и обсуждение видеофильма «Неблагополучная семья». Мини-проект по моделированию семьи. Социальная акция «Семья». Интеллектуальный марафон.

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.

Я – потребитель.


2

Право на информацию, безопасность и качество. Нарушение прав потребителя.


Наблюдение за работой в точках обслуживания населения. Выставка фоторабот по итогам наблюдения. Отработка навыков и умений устной защиты исследования.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


Трудовое право

4

Трудоустройство несовершеннолетних. Длительность работы и отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые споры.

Заполнение образца трудового договора. Ролевая игра «Трудовой договор». Разработка обращений к компетентным специалистам.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Копилка знаний о правах призывников.

5

Конституционный долг – защита Отечества. Основные правила воинского учета. Обязанности и права призывников

Решение практических задач. Подготовка и участие в предметной неделе.

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.

Образование

4

Право на образование. Права и обязанности учащихся. Направления развития современного образования.

Деловая игра «Конфликт с учителем». Социальная акция «Учитель, перед именем твоим». Составление плана исследования. Стили и виды оформления исследования. Экскурсия.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


Береги свое здоровье.


3

Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений. Формы оказания медицинской помощи.


Сбор материала по праву на мед.обслуживание. Способы обжалования неправомерных действий врача. Составление портфолио исследовательского проекта. Интеллектуальный марафон.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


Уголовное право

4

Задержание гражданина милиционером. Осуществление привода. Проведение допроса.


Интервьюирование нарушителей. Выпуск стенгазеты. Конкурс сочинений «Моя милиция меня бережет». Подготовка к защите исследования.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


В зале суда.


3

Обращение в суд. Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде.

Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Деловая игра «Судебный процесс».


Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Обобщение и систематизация знаний

3

Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете. Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Составление резюме

Работа по документам, беседа, решение проблемных задач

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.













Тематическое планирование  внеурочной деятельности «Я знаю свои права» по предмету «Обществознание»

с указанием основных видов деятельности и форм организации  (34 часов).



п/п

Тема занятий

Виды деятельности

Форма организации

Кол-во часов

1

Из истории прав человека. Конституция моей страны. Декларация моих прав и свобод

Познавательная деятельность

Познавательная беседа

3

2

Семейное право. В моей семье. Мой дом – моя крепость. Права ребенка в семье.

Интеллектуальная игра

Деловая игра

3

3

Я – потребитель (Право на информацию, безопасность и качество). Нарушение прав потребителя.

Познавательная деятельность

Беседа, викторина

2

4

Трудовое право. В мире профессий. Трудовая дисциплина.

Познавательная деятельность

Экскурсия

4

5

Копилка знаний о правах призывников. Основные правила воинского учета.

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

5

6

Право на образование. Мое образование. Самообразование.

Познавательная деятельность

Экскурсия

4

7

Береги свое здоровье. Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений.

Интеллектуальная игра

Деловая игра

3

8

Уголовное право. Контакты с полицией (Задержание гражданина полицией) Осуществление привода. Проведение допроса.

Познавательная деятельность

Экскурсия

4

9

Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде.

Познавательная деятельность

Дидактический материал.

3

10

Обобщение и систематизация полученных знаний

Познавательная деятельность

Деловая игра

3

Всего 34ч.





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Список литературы, рекомендованный педагогу:

  1. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2016(стандарты второго поколения)

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017.

  3. Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2018 пособие для подготовки. СПб, 2018.

  4. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2020

  5. Обществознание. 7 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2020.

Список литературы, рекомендованной учащимся:

  1. Школьный словарь по обществознанию 8-9кл. (10-11). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Аверьянова., М. «Просвещение». 2018.

  2. Обществознание. Итоговая аттестация. Типовые тестовые5 –задания. 7 кл.

Е. Н. Калачёва.М.: «Экзамен». 2019.

3. Тесты по обществознанию. 7 кл.: к учебнику под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 кл.». ФГОС. С.В. Краюшкина. М. «Экзамен». 2019.

4. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2020.

Дополнительная литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушениях.

  3. Конституция Российской Федерации.

  4. Семейный кодекс РФ.

  5. Трудовой кодекс РФ.

  6. Декларация прав человека и гражданина

  7. Конвенция о правах ребенка

  8. ФЗ «Об образовании»

Ресурсы Интернета:

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://www.ombudsman.gov.ru/ - Уполномоченный по правам человека в РФ.

http://www.ombudsman.gov.ru/ -Московская школа прав человека

http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm -Декларация прав школьников





Технические средства обучения:

1. Аудиоколонки.

2. Мультимедиа проектор

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Интерактивная доска