Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информашка» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”, которая является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям с 1 по 11 классы, а также с использованием интегрированной творческой среды на базе языка Лого, визуальной объектно-ориентированной среды программирования Скретч (8сга1сБ) и с использованием приложения конструктора мультфильмов «Мульти-пульти». Использован цикл уроков по программированию автора Шапошниковой Светланы Вячеславовны.
Современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Курс внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» направлен на достижение следующих целей:
В процессе обучения происходит:
Формирование представлений учащихся об информационной картине мира, информации и информационных процессах реального окружающего мира.
Формирование системно-информационного мировоззрения в процессе работы на компьютере.
Формирование представления об основных понятиях информатики на основе их личного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин.
Развитие начальных навыков работы на компьютере.
Развитие логического мышления.
Приобретение опыта создания на компьютере простейших информационных объектов: текстов, рисунков, схем.
Умение работать с различными видами информации и освоение основ проектнотворческой деятельности.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, поиске информации, использовании конструкторов, презентаций в учебном процессе.
Курс внеурочной деятельности «информашка» направлен на решение следующих задач:
Развиваются умения работы с информацией, коммуникативные умения и элементы информационной культуры.
Формируются умения представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (числа, таблицы, текст, рисунок).
Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Формируются навыки в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого и визуальной объектно-ориентированной среды программирования Скретч (Scratch).
Формируются умения практического применения современных компьютерных технологий при изучении общеобразовательных предметов по курсам: математика, русский язык, окружающий мир и литературное чтение.
Решение данных задач способствует:
выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации
формированию алгоритмического мышления школьников
развитию навыков проектно-творческой деятельности
воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач
Основным результатом обучения является достижение информационнокоммуникационной компетентности учащегося, развитие интеллектуальных и познавательных интересов школьников, освоение информационных технологий, используемых в их повседневной и будущей жизни.
В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Продолжительность занятия - 30 мин, в том числе на компьютере не более 20 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.
Ожидаемые результаты обучения - умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого, достижение информационно-коммуникационной компетентности учащегося, развитие интеллектуальных и познавательных интересов школьников, освоение информационных технологий, используемых в их повседневной и будущей жизни.
С 1 по 4 годы обучения программа “Первые шаги в мире информатики” представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10-15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Курс «Информашка» является составной частью внеурочной деятельности на начальной ступени образования МБОУ СОШ имени В.М.Комарова, дополняет программный курс по учебному предмету «Технология». Срок реализации программы 4 года. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю в каждом классе, всего в год: в 1-м классе - 30 часов, во 2 - 4 классах по 34 часа в год. Таким образом, программа рассчитана на 132 часа.
Планируемые результаты освоения курса «Информашка»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мир проектов»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся будет уметь:
формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Обучающийся может уметь:
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Познавательные
Обучающийся будет уметь:
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
собирать информацию;
обрабатывать информацию (с помощью ИКТ);
анализировать информацию;
передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Обучающийся может уметь:
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
проводить синтез; сравнение; классификацию по заданным критериям;
устанавливать аналогии;
строить рассуждения.
Коммуникативные
Обучающийся будет уметь:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
Обучающийся может уметь:
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
В результате освоения курса «Информашка» школьники получат представление:
о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
о мировых сетях распространения и обмена информацией,
о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);
будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность:
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами
Содержание программы по курсу «Информашка»
Повторение изученного материала (2 ч)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройство компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение задач на развитие внимания. Игра Никитиных на развитие внимания. Решение логических задач.
Введение в логику (32 ч)
Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия «симметрия». Игра «Путешествие в Зазеркалье». Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие «массив». Работа с массивами. Введение понятия присваивания.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата часов |
Повторение изученного материала (2 ч) |
1 | Урок-повторение. Правила поведения на уроках информатики. Компьютер и его основные устройства («Мир Информатики. 2 класс»). Решение задач на развитие внимания. | |
2 | Урок-повторение. Виды информации. Множества («Мир Информатики. 2 класс»). Решение задач на развитие внимания. | |
Введение в логику (32 ч) |
3 | Пиктограммы. Компьютерные программы («Мир Информатики. 3 класс»). Знакомство с окном программы Word. Рисование в программе Word (овал, прямоугольник, изменение цвета заливки и цвета линий, копирование и вставка фигур, уменьшение - увеличение размеров фигур). | |
4 | Обобщения. Отношения между множествами («Мир Информатики. 2 класс»). Знакомство с окном программы Word (Продолжение: прямая, кривая линии, изменение толщины и окраса линий). | |
5 | Логика («Мир Информатики. 2 класс»). Логика и русский язык. Развитие логического мышления. Знакомство с окном программы Word (Продолжение: поворот фигур, группировка). Формирование навыков работы с клавиатурой. Программа - тренажёр «Быстрые ручки». | |
6 | Модели («Мир Информатики. 2 класс»). Логика и русский язык. Развитие логического мышления. Знакомство с окном программы Word (Продолжение: порядок расположения фрагментов). Формирование навыков работы с клавиатурой. Программа - тренажёр «Быстрые ручки». | |
7 | Графика («Мир Информатики. 2 класс»). Логика и русский язык. Развитие логического мышления. Формирование навыков работы с клавиатурой. | |
8 | Графика («Мир Информатики. 2 класс»). Логика и русский язык. | |
9 | Обучаемся, играя. Игровой урок (Программа «Башня Знаний» и др.) | |
10 | Обучаемся, играя. Игровой урок (Программа «Башня Знаний» и др.) | |
11 | Логика и русский язык. Знакомство с окном программы Word (Продолжение: изменение узлов кривой линии, создание тени геометрических фигур). | |
12 | Подготовка к введению понятия «симметрия». Знакомство с окном программы Word (Продолжение: изменение узлов кривой линии, создание тени | |
| геометрических фигур). Понятие «Симметрия». Построение симметричных фигур. Развитие пространственного воображения и мышления. Пропедевтика осевой симметрии. | |
13 | Симметрия. Развитие пространственного воображения и мышления. Знакомство с окном программы Word (Продолжение: изменение параметров страницы, объём геометрических фигур). | |
14 | Закрепление изученного материала. Симметрия. Завершение практической работы (создание рисунка) в программе Word. Программа «Baby tape». | |
15 | Симметрия. Алгоритм («Мир информатики. 2 класс»). Логические концовки. Развитие внимания и логического мышления. Умозаключения, аргументация выводов, причинно-следственные связи. | |
16 | Симметрия. Способы представления алгоритма («Мир информатики. 2 класс»). Решение логических задач. Развитие внимания и логического мышления. Умозаключения, аргументация выводов, причинноследственные связи. | |
17 | Составление алгоритма. Исполнитель («Мир информатики. 2 класс»). Развитие внимания и логического мышления. Задачи на смекалку. | |
18 | Логические концовки. Программы «Исполнитель», «Учимся думать». | |
19 | Решение логических задач. Пропедевтика отрицания. Программа «Исполнитель | |
20 | Введение понятия «отрицание». Логика и русский язык. Развитие логического мышления. Программы «Исполнитель». | |
21 | Логика и математика. Развитие логико-математического мышления. Рисование в программе Word (открытка ко Дню защитника Отечества). | |
22 | Логика и математика. Развитие логико-математического мышления. Закрепление изученного материала. Рисование в программе Word (открытка ко Дню защитника Отечества), продолжение. | |
23 | Логика и математика. Развитие логико-математического мышления. Закрепление изученного материала». Рисование в программе Word (открытка к 8 Марта). | |
24 | Логика и математика. Развитие логико-математического мышления. Закрепление изученного материала. Рисование в программе Word (открытка к 8 Марта), продолжение. | |
25 | Логика и математика. Развитие логического мышления. Пропедевтика понятия «числовые массивы». | |
26 | Логика и математика. Развитие логико-математического мышления. Объединение предметов по какому-либо признаку. Пропедевтика понятия «числовые массивы». | |
27 | Обучаемся, играя. Игровой урок (Программа «Башня Знаний» и др.) | |
28 | Понятие «массив». Работа с массивами. Рисуем в программе Word. Рисунок ко Дню космонавтики. | |
29 | Введение понятия присваивания. Развитие логического мышления. Заполнение массивов различными видами данных. Программа «Массивы». Рисуем в программе Word (окончание работы над рисунком ко Дню космонавтики). | |
30 | Понятие «массив». Работа с массивами. Введение понятия присваивания. Алгоритм. Программа «Исполнитель» | |
31 | Работа с массивами. Алгоритм. Программа «Исполнитель» | |
32 | Повторение изученного за год материала. Алгоритм. Программа «Исполнитель» («Мир информатики. 2 год»). | |
33-34 | Повторение изученного за год материала. Обучаемся, играя. Игровой урок (Программа «Башня Знаний» и др.) | |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Информашка»
1. Основные пособия учителя:
Поурочные разработки занятий курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
«Введение в Scratch». Цикл уроков по программированию. Автор Шапошникова Светлана Вячеславовна.
Электронное сопровождение
Компакт-диск «Мир информатики. 1-2 класс» [Электронный ресурс]. -
Компакт-диск «Мир информатики. 3-4 класс» [Электронный ресурс]. -
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авторская программа курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
«Введение в Scratch». Цикл уроков по программированию. Шапошникова Светлана Вячеславовна. http://younglinux.info/book/export/html/266
Изучаем Scratch. Видеоуроки: http://scratch.sostradanie.org/scratch_1_000.html
ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)
Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.
Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.
Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006