МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЫЛГЫНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ИИНОКЕНТИЯ НИКИТИЧА ХАНДЫ»
Муниципального района «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)
Согласовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО «Тобул» заместитель директора по УР Директор школы
_______________ Филиппов И.Г. ___________ Васильева О.Д. ___________ Дмитриева Н.Н.
«_____»_________2022 г. «_____»_________2022 г. «____»_________2022 г.
Рабочая программа
по Истории Родного края
в 7 и 8 классе
на 2022-2023 учебный год
Составитель: И.Г. Филиппов
Программа внеурочной деятельности
«История Родного края»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе материалов краеведческого музея МБОУ Тылгынинская СШ.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и хозяйства Тылгынинского наслега.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «История Родного края», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся основной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «История Родного края» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Общая характеристика программы:
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тылгынинского наслега, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экономический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения наслега. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного села.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего наслега, встречам с ветеранами труда, Почетными гражданами нашего села.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экономики, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой;
- сообщения учащихся на различные темы;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Место программы в структуре ООП:
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ Тылгынинская СШ. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 7-8 классах по 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
7 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному селу. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Тематическое распределение часов в 7 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
| |
1 | Введение | 1 |
2 | Экскурсии по территории наслега | 8 |
3 | История заселения | 4 |
4 | История хозяйства | 8 |
5 | Выдающиеся личности наслега | 12 |
6 | Заключение и резерв. Рос РРоссия. | 2 |
| Всего | 35 |
Программа включает в себя четыре раздела.
Первый раздел «Экскурсии» знакомит:
- с территорией наслега, её природой, памятными местами.
В ходе изучения этого раздела семиклассники учатся составлять сообщения об окружающем мире, выделять основное в ходе исследования, обобщать.
Второй раздел «История заселения» знакомит:
- с прошлой жизнью на территории наслега;
- с народами, населявшими и населяющими наслег;
- с современной структурой населения.
В ходе изучения этого раздела дети учатся использовать статистические данные, дополнительную литературу. Овладевают навыками работы с диаграммами, таблицами.
Третий раздел «История хозяйства» знакомит:
- с традиционным хозяйством;
- с историей хозяйственного освоения;
- с развитием инфраструктуры наслега;
- с перспективами дальнейшего развития.
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью школьного музея. В ходе изучения раздела дети знакомятся с книгами местных авторов по истории наслега.
Четвертый раздел – «Выдающиеся личности наслега» знакомит:
- с интересными личностями, жившими и проживающими в наслеге;
- с почетными гражданами, внесшими большой вклад в развитие народного хозяйства наслега и страны;
- с работниками культуры, спортсменами;
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества.
8 класс.
Программа второго класса раскрывает перед ребенком мир родной истории и общества. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления возраста школьников и как культурное наследие, исторические источники. В курсе рассказывается об истории образования наслега и ее предприятиях, о значении культуры и общественной жизни для наслега, края, страны и мира.
Тематическое распределение часов во 8 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
| |
1 | Введение История и культура | 1 |
2 | Экскурсии | 8 |
3 | История образования наслега | 4 |
4 | История предприятий наслега | 14 |
5 | История общественных инициатив | 6 |
6 | Повторение и резерв | 1 |
| Всего | 34 |
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «Экскурсии» знакомит:
- с территорией наслега, её природой, памятными местами.
В ходе изучения этого раздела восьмиклассники учатся составлять сообщения об исторических местах, определять объекты по значимости. Учатся использовать планы местности и карту.
Второй раздел «История образования наслега» знакомит:
- с историей наслега до его образования;
- с особенностями образования и первыми руководителями села;
В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории своей малой Родины, чувство патриотизма.
Третий раздел «История предприятий наслега» знакомит:
- с предприятиями наслега, их развитием во времени;
- с работниками народного хозяйства, внесшими вклад в развитии наслега;
Этот раздел пополняет знания детей об истории хозяйства родного села, воспитывает интерес к изучению экономики.
Четвертый раздел «История общественных инициатив» знакомит:
- с общественными организациями наслега;
- с культурной и спортивной жизнью села;
- с общественными лидерами прошлого и настоящего.
Этот раздел развивает у школьников интерес к общественной жизни, воспитывает лидерские качества, инициативность.
Каледарно-тематическое планирование
7 класс
№ ур | Тема урока/ Тип урока | Виды контроля | Ход занятия | Дата | Примечание |
план | факт |
Введение (1 час) | |
1 | Введение | текущий | Знакомство с предметом | 02.09 | | |
Экскурсии (8 часов) | |
2 | Окрестности местности «Толоон» | текущий | Лекции и беседы об исторических местах, заселении и развитии территорий наслега | 09.09 | | |
3 | Окрестности местности «Баҕадьа» | текущий | 16.09 | | |
4 | Окрестности местности «Сулгуунда» | Текущий | 23.09 | | |
5 | Окрестности местности «Арҕаа Эбэ» | Текущий | 30.09 | | |
6 | Окрестности местности «Илин Эбэ» | Текущий | 07.10 | | |
7 | Окрестности местности «Күндэйэ» | текущий | 14.10 | | |
8 | Понятие «Родной край», итоги экскурсий | текущий | Беседа | 21.10 | | |
9 | Планирование индивидуальной работы | тематический | Планирование | 28.10 | | |
История заселения (4 часа) | |
10 | Народы заселявшие территорию | текущий | Работа по источникам | 11.11 | | Работа по индивидуальным планам |
11 | Народ Саха в нашем крае | текущий | Лекция, Беседа | 18.11 | |
12 | Современное население | текущий | Дискуссия | 25.11 | |
13 | Повторение по теме | тематический | Беседа | 02.12 | |
История хозяйства (8 часов) | |
14 | Понятие «Хозяйство», присваивающая эпоха | предварительный | Лекция, экскурсия в музее | 09.12 | | |
15 | Хозяйство до 20 века | тематический | Работа по литературе | 16.12 | | |
16 | Период колхозов | текущий | Экскурсия в музей | 23.12 | | |
17 | Период совхозов | текущий | Экскурсия в музей | 13.01 | | |
18 | Развитие инфраструктуры | текущий | комбинированная | 20.01 | | |
19 | Постсоветский период | тематический | Встреча с гостем | 27.01 | | |
20 | Перспектива развития хозяйства | текущий | Дискуссия | 03.02 | | |
21 | Повторение по теме | текущий | комбинированная | 10.02 | | |
Выдающиеся личности наслега (12 часов) |
22 | Ханды | текущий | Музей, книга | 17.02 | | |
23 | Руководители колхозов | текущий | Музей, дополнительные источники | 24.02 | | |
24 | Руководители совхозов | текущий | Музей, встреча с гостем | 03.03 | | |
25 | Врачи | текущий | Экскурсия в больницу | 10.03 | | |
26 | Учителя | текущий | Музей, встреча с гостем | 17.03 | | |
27 | Спортсмены | текущий | Беседа | 24.03 | | |
28 | Рабочие | тематический | Музей, сообщения | 07.04 | | |
29 | Работники культуры | предварительный | Экскурсия в ДЦ, книги | 14.04 | | |
30 | Руководители района | текущий | Беседа | 21.04 | | |
31 | Руководители Республики | текущий | Беседа, встреча с гостем | 28.04 | | |
32 | Работники других отраслей | текущий | Беседа | 05.05 | | |
33 | Повторение | текущий | Групповая работа по составлению презентации | 12.05 | | |
34 | Обобщающее повторение | тематический | Комбинированная | 19.05 | | |
35 | Резерв | | | 26.05 | | |
Каледарно-тематическое планирование
8 класс
№ ур | Тема урока/ Тип урока | Виды контроля | Форма контроля | Дата | Примечание |
план | факт |
Введение (1 час) | |
1 | Введение | текущий | Знакомство с предметом | 01.09 | | |
Экскурсии (8 часов) | |
2 | Окрестности местности «Толоон» | текущий | Лекции и беседы об исторических местах, заселении и развитии территорий наслега | 08.09 | | |
3 | Окрестности местности «Баҕадьа» | текущий | 15.09 | | |
4 | Окрестности местности «Сулгуунда» | Текущий | 22.09 | | |
5 | Окрестности местности «Арҕаа Эбэ» | Текущий | 29.09 | | |
6 | Окрестности местности «Илин Эбэ» | Текущий | 06.10 | | |
7 | Окрестности местности «Күндэйэ» | текущий | 13.10 | | |
8 | Понятие «Родной край», итоги экскурсий | текущий | . | 20.10 | | |
9 | Планирование индивидуальной работы | тематический | Групповая работа | 27.10 | | |
История образования наслега (4 часа) | |
10 | Территория наслега до образования Тылгынинского наслега | текущий | Работа по источникам | 10.11 | | Работа по индивидуальным планам |
11 | Образование наслега | текущий | комбинированная | 17.11 | |
12 | Председатели наслега | текущий | Индивидуальная | 24.11 | |
13 | Повторение по теме | тематический | Групповая работа по составлению картограмм | 01.12 | |
История предприятий наслега (14 часов) | |
14 | Предприятия | предварительный | комбинированная | 08.12 | | |
15 | История школы | тематический | Экскурсия в музей, книга | 15.12 | | |
16 | История здравоохранения | текущий | Музей, книга | 22.12 | | |
17 | История дошкольных учреждений | текущий | Экскурсия в ДОУ | 12.01 | | |
18 | История учреждений культуры | текущий | Экскурсия в ДЦ | 19.01 | | |
19 | История связи, почты | тематический | Беседа, дополнительные источники | 26.01 | | |
20 | История исполнительной и законодательной власти | текущий | Встреча с гостем | 02.02 | | |
21 | История ветеринарии | текущий | Музей, экскурсия | 09.02 | | |
22 | История электрификации | текущий | Музей, экскурсия в подстанцию | 16.02 | | |
23 | История сельского хозяйства | текущий | Экскурсия в музей | 02.03 | | |
24 | История сельского хозяйства | текущий | Встреча с гостем | 09.03 | | |
25 | Современные хозяйства | текущий | Беседа | 16.03 | | |
26 | История газификации | текущий | Экскурсия | 23.03 | | |
27 | Повторение по теме | текущий | комбинированная | 06.04 | | |
История общественных инициатив (6 часов) |
28 | История общественных организаций | тематический | Встреча с гостем | 13.04 | | |
29 | История сотрудничества с Магасским наслегом | предварительный | Книга | 20.04 | | |
30 | История культурных мероприятий | текущий | Беседа | 27.04 | | |
31 | История спорта | текущий | Беседа | 04.05 | | |
32 | История других общественных дел | текущий | комбинированная | 11.05 | | |
33 | Экскурсия по наслегу | текущий | комбинированная | 18.05 | | |
34 | Повторение по теме | тематический | Групповая работа по составлению презентации | 26.05 | | |
35 | | | | | | |