СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "История Родного края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению для 7-8 классов. Включает экскурсии, занятия в музее, встречи и другое.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "История Родного края"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЫЛГЫНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ИИНОКЕНТИЯ НИКИТИЧА ХАНДЫ»

Муниципального района «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)


Согласовано: Согласовано: Утверждено:

Руководитель МО «Тобул» заместитель директора по УР Директор школы

_______________ Филиппов И.Г. ___________ Васильева О.Д. ___________ Дмитриева Н.Н.

«_____»_________2022 г. «_____»_________2022 г. «____»_________2022 г.



Рабочая программа

по Истории Родного края

в 7 и 8 классе

на 2022-2023 учебный год





Составитель: И.Г. Филиппов











Программа внеурочной деятельности

«История Родного края»



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе материалов краеведческого музея МБОУ Тылгынинская СШ.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и хозяйства Тылгынинского наслега.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «История Родного края», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся основной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «История Родного края» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.



Общая характеристика программы:

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тылгынинского наслега, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.



Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экономический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения наслега. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного села.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего наслега, встречам с ветеранами труда, Почетными гражданами нашего села.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экономики, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии;

- творческие работы;

- работа с картой;

- сообщения учащихся на различные темы;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.


         

Место программы в структуре ООП:

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ Тылгынинская СШ. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

На изучение данной программы предусмотрено в 7-8 классах по 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.


Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании се­бя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде оби­тания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произве­дений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на­рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее сво­его языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.


При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.














Содержание программы

7 класс

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному селу. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.


Тематическое распределение часов в 7 классе.

Тема

Кол-во часов










1

Введение

1

2

Экскурсии по территории наслега

8

3

История заселения

4

4

История хозяйства

8

5

Выдающиеся личности наслега

12

6

Заключение и резерв.





















Рос

РРоссия.

2


Всего






35

Программа включает в себя четыре раздела.

Первый раздел «Экскурсии» знакомит:

- с территорией наслега, её природой, памятными местами.

В ходе изучения этого раздела семиклассники учатся составлять сообщения об окружающем мире, выделять основное в ходе исследования, обобщать.


Второй раздел «История заселения» знакомит:

- с прошлой жизнью на территории наслега;

- с народами, населявшими и населяющими наслег;

- с современной структурой населения.

В ходе изучения этого раздела дети учатся использовать статистические данные, дополнительную литературу. Овладевают навыками работы с диаграммами, таблицами.


Третий раздел «История хозяйства» знакомит:

- с традиционным хозяйством;

- с историей хозяйственного освоения;

- с развитием инфраструктуры наслега;

- с перспективами дальнейшего развития.

Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью школьного музея. В ходе изучения раздела дети знакомятся с книгами местных авторов по истории наслега.


Четвертый раздел – «Выдающиеся личности наслега» знакомит:

- с интересными личностями, жившими и проживающими в наслеге;

- с почетными гражданами, внесшими большой вклад в развитие народного хозяйства наслега и страны;

- с работниками культуры, спортсменами;

Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества.










8 класс.

Программа второго класса раскрывает перед ребенком мир родной истории и общества. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления возраста школьников и как культурное наследие, исторические источники. В курсе рассказывается об истории образования наслега и ее предприятиях, о значении культуры и общественной жизни для наслега, края, страны и мира.

Тематическое распределение часов во 8 классе.


Тема

Кол-во часов










1

Введение

История и культура

1

2

Экскурсии


8

3

История образования наслега


4

4

История предприятий наслега

14

5

История общественных инициатив

6

6

Повторение и резерв

1



Всего






34


Программа включает в себя семь разделов.


Первый раздел «Экскурсии» знакомит:

- с территорией наслега, её природой, памятными местами.

В ходе изучения этого раздела восьмиклассники учатся составлять сообщения об исторических местах, определять объекты по значимости. Учатся использовать планы местности и карту.




Второй раздел «История образования наслега» знакомит:

- с историей наслега до его образования;

- с особенностями образования и первыми руководителями села;

В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории своей малой Родины, чувство патриотизма.

Третий раздел «История предприятий наслега» знакомит:

- с предприятиями наслега, их развитием во времени;

- с работниками народного хозяйства, внесшими вклад в развитии наслега;

Этот раздел пополняет знания детей об истории хозяйства родного села, воспитывает интерес к изучению экономики.

Четвертый раздел «История общественных инициатив» знакомит:

- с общественными организациями наслега;

- с культурной и спортивной жизнью села;

- с общественными лидерами прошлого и настоящего.

Этот раздел развивает у школьников интерес к общественной жизни, воспитывает лидерские качества, инициативность.











Каледарно-тематическое планирование

7 класс

ур

Тема урока/ Тип урока

Виды

контроля

Ход занятия

Дата

Примечание

план

факт

Введение (1 час)


1

Введение

текущий

Знакомство с предметом

02.09



Экскурсии (8 часов)


2

Окрестности местности «Толоон»

текущий

Лекции и беседы об исторических местах, заселении и развитии территорий наслега

09.09



3

Окрестности местности «Баҕадьа»

текущий

16.09



4

Окрестности местности «Сулгуунда»

Текущий

23.09



5

Окрестности местности «Арҕаа Эбэ»

Текущий

30.09



6

Окрестности местности «Илин Эбэ»

Текущий

07.10



7

Окрестности местности «Күндэйэ»

текущий

14.10



8

Понятие «Родной край», итоги экскурсий

текущий

Беседа

21.10



9

Планирование индивидуальной работы

тематический

Планирование

28.10



История заселения (4 часа)


10

Народы заселявшие территорию

текущий

Работа по источникам

11.11


Работа по индивидуальным планам

11

Народ Саха в нашем крае

текущий

Лекция, Беседа

18.11


12

Современное население

текущий

Дискуссия

25.11


13

Повторение по теме

тематический

Беседа

02.12


История хозяйства (8 часов)


14

Понятие «Хозяйство», присваивающая эпоха

предварительный

Лекция, экскурсия в музее

09.12



15

Хозяйство до 20 века

тематический

Работа по литературе

16.12



16

Период колхозов

текущий

Экскурсия в музей

23.12



17

Период совхозов

текущий

Экскурсия в музей

13.01



18

Развитие инфраструктуры

текущий

комбинированная

20.01



19

Постсоветский период

тематический

Встреча с гостем

27.01



20

Перспектива развития хозяйства

текущий

Дискуссия

03.02



21

Повторение по теме

текущий

комбинированная

10.02



Выдающиеся личности наслега (12 часов)

22

Ханды

текущий

Музей, книга

17.02



23

Руководители колхозов

текущий

Музей, дополнительные источники

24.02



24

Руководители совхозов

текущий

Музей, встреча с гостем

03.03



25

Врачи

текущий

Экскурсия в больницу

10.03



26

Учителя

текущий

Музей, встреча с гостем

17.03



27

Спортсмены

текущий

Беседа

24.03



28

Рабочие

тематический

Музей, сообщения

07.04



29

Работники культуры

предварительный

Экскурсия в ДЦ, книги

14.04



30

Руководители района

текущий

Беседа

21.04



31

Руководители Республики

текущий

Беседа, встреча с гостем

28.04



32

Работники других отраслей

текущий

Беседа

05.05



33

Повторение

текущий

Групповая работа по составлению презентации

12.05



34

Обобщающее повторение

тематический

Комбинированная

19.05



35

Резерв



26.05

















Каледарно-тематическое планирование

8 класс

ур

Тема урока/ Тип урока

Виды

контроля

Форма контроля

Дата

Примечание

план

факт

Введение (1 час)


1

Введение

текущий

Знакомство с предметом

01.09



Экскурсии (8 часов)


2

Окрестности местности «Толоон»

текущий

Лекции и беседы об исторических местах, заселении и развитии территорий наслега

08.09



3

Окрестности местности «Баҕадьа»

текущий

15.09



4

Окрестности местности «Сулгуунда»

Текущий

22.09



5

Окрестности местности «Арҕаа Эбэ»

Текущий

29.09



6

Окрестности местности «Илин Эбэ»

Текущий

06.10



7

Окрестности местности «Күндэйэ»

текущий

13.10



8

Понятие «Родной край», итоги экскурсий

текущий

.

20.10



9

Планирование индивидуальной работы

тематический

Групповая работа

27.10



История образования наслега (4 часа)


10

Территория наслега до образования Тылгынинского наслега

текущий

Работа по источникам

10.11


Работа по индивидуальным планам

11

Образование наслега

текущий

комбинированная

17.11


12

Председатели наслега

текущий

Индивидуальная

24.11


13

Повторение по теме

тематический

Групповая работа по составлению картограмм

01.12


История предприятий наслега (14 часов)


14

Предприятия

предварительный

комбинированная

08.12



15

История школы

тематический

Экскурсия в музей, книга

15.12



16

История здравоохранения

текущий

Музей, книга

22.12



17

История дошкольных учреждений

текущий

Экскурсия в ДОУ

12.01



18

История учреждений культуры

текущий

Экскурсия в ДЦ

19.01



19

История связи, почты

тематический

Беседа, дополнительные источники

26.01



20

История исполнительной и законодательной власти

текущий

Встреча с гостем

02.02



21

История ветеринарии

текущий

Музей, экскурсия

09.02



22

История электрификации

текущий

Музей, экскурсия в подстанцию

16.02



23

История сельского хозяйства

текущий

Экскурсия в музей

02.03



24

История сельского хозяйства

текущий

Встреча с гостем

09.03



25

Современные хозяйства

текущий

Беседа

16.03



26

История газификации

текущий

Экскурсия

23.03



27

Повторение по теме

текущий

комбинированная

06.04



История общественных инициатив (6 часов)

28

История общественных организаций

тематический

Встреча с гостем

13.04



29

История сотрудничества с Магасским наслегом

предварительный

Книга

20.04



30

История культурных мероприятий

текущий

Беседа

27.04



31

История спорта

текущий

Беседа

04.05



32

История других общественных дел

текущий

комбинированная

11.05



33

Экскурсия по наслегу

текущий

комбинированная

18.05



34

Повторение по теме

тематический

Групповая работа по составлению презентации

26.05



35










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!