Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №8
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Домодедовской СОШ №8
______________________О.М. Комарницкая
Приказ № 575 от «22» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юным умникам и умницам»
Общеинтеллектуальное направление развития
2019-2020 учебный год
(срок реализации программы)
2 «Б»
(возраст обучающихся)
Составитель: Горбачева Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов высшей категории
г. Домодедово
2019 – 2020 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования, учебному плану образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год, учебному годовому графику на 2019-2020 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 ч в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания.
формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Метапредметные результаты
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
читать и пересказывать текст.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мозговая гимнастика» 1-2 минуты
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка 3 минуты
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления 10-15 минут
Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Весёлая переменка 3-5 минут
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Решение творческо-поисковых и творческих задач 10-12 минут
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
Коррегирующая гимнастика для глаз 1-2 минуты
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Графический диктант, штриховка 10 минут
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мысл
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 четверть- 8 часов |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 03.09-06.09 | |
2. | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. | 09.09-13.09 | |
3. | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове. Логически-поисковые задачи. | 16.09-20.09 | |
4. | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей. | 23.09-27.09 | |
5. | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания | 30.09-04.10 | |
6. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. | 07.10-11.10 | |
7. | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек. | 14.10-18.10 | |
8. | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей. | 21.10-25.10 | |
2 четверть-7 часов |
9. | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица» | 05.11-08.11 | |
10. | Тренировка внимания. «Лабиринт». | 11.11-15.11 | |
11. | Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку». | 18.11-22.11 | |
12. | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности. | 25.11-29.11 | |
13. | Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая». | 02.12-06.12 | |
14. | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы. | 09.12-13.12 | |
15. | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …» Составление ребусов. | 16.12-20.12 | |
16. | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». | 23.12-27.12 | |
3 четверь-11 часов |
17. | Тренировка внимания. «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций. | 13.01-17.01 | |
18. | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку». | 20.01-24.01 | |
19. | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | 27.01-31.01 | |
20. | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха. | 03.02-07.02 | |
21. | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 10.02-14.02 | |
22. | Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова». | 17.02-21.02 | |
23. | Развитие концентрации внимания. «Слоговица», «Найди слово». Антонимы. | 24.02-28.02 | |
24. | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы. | 02.03-06.03 | |
25. | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. | 09.03-13.03 | |
26. | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка. | 16.03-20.03 | |
4 четверть-8 часов |
27. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка. | 01.04-03.04 | |
28. | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка. | 06.04-10.04 | |
29. | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка. | 13.04-17.04 | |
30. | Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка. | 20.04-24.04 | |
31. | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | 27.04-30.04 | |
32. | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | 04.05-08.05 | |
33. | Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 11.05-15.05 | |
34. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов. | 18.05-26.05 | |
Итого:34 часа |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания кафедры
учителей начальных классов
(название кафедры)
от 28.08.2019 №1
(дата, № приказа)
_________________/_Бокова Е.С./
(подпись руководителя кафедры) (Ф.И.О. руководителя кафедры)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
____________________ /Шундукова С.В./
(подпись зам. директора по УМР) (Ф.И.О. зам. директора по УМР)
28.08.2019
(дата)