МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №4
ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН
Утверждаю
Директор МБОУ гимназии №4
поселка Псебай
«___» ________ 2019г. Пр.№ 1
____________И.С.Рой
Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Юный путешественник: изучаю родной край» для учащихся 1-4 классов
Разработала учитель начальных классов,
руководитель курса «Юный путешественник»
В.В.Москвитина
2019 год
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Положения о деятельности курса «Юный путешественник: изучаю родной край»
Пояснительная записка.
1. Актуальность программы:
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного воспитания, взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений. Программа туристической деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Литературное чтение», «Технология» и др. Более того, виды и направления внеурочной деятельности интегрируют результаты учебной деятельности — универсальные учебные действия в конкретных формах организации активной практико-ориентированной деятельности (самодеятельности) обучающихся в туризме, что, собственно, и обеспечивает их взаимосвязь и формирование качественно новых универсальных учебных действий.
Предметами деятельности факультатива являются:
—наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося (родной край: школа, микрорайон, город). В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека;
—двигательная деятельность общеразвивающей направленности в процессе
занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье,
совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются
определённые двигательные действия, активно развиваются мышление,
—творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к
здоровью и здоровому образу жизни;
—способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представленные в системе социальных норм,
убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмоциональное
здоровье младшего школьника, а также сохранение окружающего мира;
—изучение природного и культурно-исторического наследия России.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Занятия дают возможность научить детей необходимым знаниям о природе, о поведении в природе, умение работать в группе, оказывать необходимую помощь в нестандартной ситуации себе и товарищам. А так же ребята учатся другим жизненно – необходимым навыкам. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
Формы занятий:
- индивидуальная,
- парная,
- групповая.
Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:
-программа рассчитана на 306 часов
Программа – интенсивный курс обучения.
Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной,
двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их
физического и психоэмоционального здоровья. При этом предполагается
решение следующих задач:
• освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной
жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;
• изучение основ туристско-краеведческого мастерства;
• развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их
личностному самовыражению в туризме и краеведении;
• мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и
краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в
природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение
норм сохранения и поддержания физического, психического и социального
здоровья;
• развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
• вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и
краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
• воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств,
обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников —
туристской походной группы;
• развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли
и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.
8. Основные направления содержания деятельности:
Для решения поставленных в программе задач используются следующие образовательные технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- исследовательские, проектные методы обучения;
- технология игрового обучения;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- здоровьесберегающие технологии.
В практике работы используются следующие формы:
- однодневные экскурсии,
- практические занятия;
- викторины;
- игры;
- спортивные игры;
- беседы;
- экологические сказки,
-театрализованные постановки,
-трудовые десанты,
-многодневные познавательные экспедиции и экскурсии.
11. Материально – техническое обеспечение:
Для проведения занятий по программе имеется материальная база:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской,
- техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;
- библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.
-музеи.
- площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом
воздухе.
Тематическое планирование
Теоретические занятия |
| Тема занятия | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Польза и значение туризма. | 1 | Сентябрь |
2 | Правила поведения юных путешественников. | 1 | Сентябрь |
3 | Оздоровительный эффект от водных процедур. | 1 | Сентябрь |
4 | Движение — ходьба пешком – укрепляет здоровье. | 1 | Октябрь |
5 | Я, моё тело, моё здоровье. | 1 | Ноябрь |
6 | Планета Земля – наш космический дом. | 1 | Декабрь |
7 | Живое и неживое в природе. | 1 | Декабрь |
8 | Камни – осколки горных пород. Символизм камней и гор. Кавказские горы. | 1 | Январь |
9 | Мир пещер. Символизм пещер. Красота и гармония воды. Пещеры Кавказа. | 2 | Март |
10 | История Кавказского заповедника. | 2 | Март |
11 | Направления деятельности Кавказского заповедника. | 2 | Апрель |
12 | Животные мир и растительный мир Кавказского заповедника. | 1 | Апрель |
13 | Люди, посвятившие жизнь охране природы. | 1 | Апрель |
14 | Основы медицинских знаний. | 3 | Май |
15 | Основы туристических навыков. Разведение костров, разбивка палаток. | 3 | Май |
Итого | | 22 | |
Однодневные походы | |
1 | Поход на берег реки М. Лаба. | 5 | Сентябрь |
2 | Поход на Герпегемский хребет. | 5 | Май |
Экскурсии | |
1 | Поездка в Лаго-Наки. | 12 | Октябрь |
2 | Поездка в краевой историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина. | 12 | Апрель |
3 | Экскурсия в контору Восточного отдела Кавказского заповедника. | 2 | Февраль |
Итого | | 26 | |
Театрализованные постановки | |
1 | «В здоровом теле – здоровый дух!» | 6 | Май |
2 | «Чистота - залог здоровья!» | 6 | Ноябрь |
3 | «В поисках чистой воды». | 6 | Апрель |
4 | «Экологические сказки». | 6 | Декабрь |
Итого | | 24 | |
Экологические акции и трудовые десанты | |
1 | Уборка берегов рек «Нашим рекам - чистые берега!» | 6 | Сентябрь-май |
2 | «В защиту пихты Кавказской». | 6 | Декабрь |
3 | «Первоцветы на Кубани». | 6 | Февраль-март |
Итого | | 18 | |
Участие в экологических конкурсах и викторинах | |
1 | Конкурсы, проводимые Кавказским заповедником. | 5 | В течение года |
2 | Краевые конкурсы. | 5 | В течение года |
3 | Российские конкурсы. | 5 | В течение года |
Итого | | 15 | |
Познавательные экспедиции | |
1 | Окрестности Герпегемского хребета. | 95 | Июнь |
Итого | | | |
Содержание программы.
1.Теоретические занятия.
Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления
организма человека. Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя. Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, лугов и полей.
Оздоровительный эффект от водных процедур. Движение — ходьба пешком и на лыжах укрепляет костно-мышечную систему, сердце, лёгкие и другие органы человека.
Правила поведения юных путешественников
Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной
деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном
полигоне, в парке (лесу). Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.
Знакомятся с Кавказским заповедником: его историей создания, направлениями деятельности, сотрудниками. Изучают основы медицинских знаний и основы туристических навыков.
Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных)
ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе.
Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний,
соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды его
права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.
2.Однодневные походы, экскурсии.
Знакомство с местными водоемами. Прохождение экологической тропы по Герпегемскому хребту. Знакомство с историей возникновения поселка, с легендами возникновения географических названий (поселок Псебай, «Сторублевый камень», Гора Шахан и река Андрючка и др.). Соблюдение правил поведения во время туристических походов.
3. Экскурсии.
Поездки в Лаго-Наки. Знакомство с пещерами и природой Кавказа. Поездка в краевой историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина. Посещение отдела природы, участие в викторине, проводимой музеем, знакомство с экспонатами музея, привезенными из нашим мест. Экскурсия в контору Восточного отдела Кавказского заповедника. Знакомство с сотрудниками и их деятельностью.
4. Театрализованные постановки.
Написание сценариев к мероприятиям, разучивание ролей, подготовка костюмов, выступление перед школьниками и ребятами их детских садов.
5. Экологические акции и трудовые десанты.
Уборка бытового мусора по берегам рек. Изготовление листовок в защиту пихты Кавказской в канун новогодних праздников, и первоцветов. Развешивание листовок по поселку. Привлечение внимания населения к экологическим проблемам.
6. Участие в конкурсах и викторинах.
В течение всего года участие в конкурсах и викторинах.
7. Познавательные экспедиции.
Как результат работы, награда за активное участие в изучении родного края – участие в экспедициях.
Литература для учителя
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся
начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). — М., 1992.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение,
2010.
4. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных
занятий школьников: учеб. пособие. — М.: Логос, 2003.
5. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся начальных
классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. — М.:
Просвещение, 2011.
6. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1–2 и 3–4
классов общеобразовательных учреждений / В.Я. Барышников и А.И.
Белоусов под ред. М.Я. Виленского. — М.: Русское слово, 2010.
7. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших
школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.
8. Организация и развитие ученического самоуправления в
общеобразовательном учреждении: учеб.-метод. пособие / под общ. ред.
А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.
9. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся. — М.: РМАТ, 2001.
10. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии / пер.
с чеш. С.Д. Баранниковой. — М.: Профиздат, 1990.
11.Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой, К.И.
Паровой, О.А. Суворовой. — М.: Культура и традиции, 1995.
12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А.
Горского. — М.: Просвещение, 2010.
13. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе,
организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В.
Усков. — М. : ФЦДЮТиК, 2006.
35
14. Смирнов Д.В.Оздоровительно-познавательный туризм : программы дополнительного
образования детей : вып. 4. — М. : Советский спорт, 2003.
15. Смирнов Д.В. Юные туристы-краеведы // Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г.
Туризм и краеведение : образовательные программы для системы дополнительного
образования детей / под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. — М. : Советский спорт,
2005.
В список литературы к программе не включены перечни сайтов из сети Интернет.
Список рекомендуемой литературы для учеников
1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат. : для мл. возраста]. — М. :
Дом, 1993.
2. Берроуз Э. Тарзан. — СПб. : Искуство, 1991.
3. Верн Ж. Дети капитана Гранта. — Л., 1984.
4. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан. — М. : Детская литература, 1977.
5. Дефо Д. Робинзон Крузо. — Л. : Лениздат, 1933.
6. Киплинг Р. Маугли. — М. : Детская литература, 1986.
7. Пришвин М.М. Моя страна. — М. : Географиздат, 1950.
8. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Евгений Онегин. — М. : АСТ : Олимп, 1997.
9. Рони-старший Ж. Борьба за огонь: повесть. — Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1988.
10. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. М. : Детская
литература, 1977.
11. Чуковский Н. Водители фрегатов (Книга о великих мореплавателях). — М. : Детская
литература, 1984.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по ВР
МО учителей начальных классов
МБОУ гимназии №4 им.И.Н.Нестерова _____________ А.А.Сулухия
посёлка Псебай от 30 августа 2019 г. 30 августа 2019 г.
_____________ Е.П.Малакеева