СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный путешественник:изучаю родной край" для учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе примерных рабочих программ по внеурочной деятельности. Актуальность программы состоит в том, что во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный путешественник:изучаю родной край" для учащихся 1-4 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №4

ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН



Утверждаю

Директор МБОУ гимназии №4

поселка Псебай

«___» ________ 2019г. Пр.№ 1

____________И.С.Рой





Рабочая программа внеурочной деятельности

курса «Юный путешественник: изучаю родной край» для учащихся 1-4 классов





Разработала учитель начальных классов,

руководитель курса «Юный путешественник»

В.В.Москвитина




2019 год

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Положения о деятельности курса «Юный путешественник: изучаю родной край»

Пояснительная записка.

1.  Актуальность программы:

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного воспитания, взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений. Программа туристической деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Литературное чтение», «Технология» и др. Более того, виды и направления внеурочной деятельности интегрируют результаты учебной деятельности — универсальные учебные действия в конкретных формах организации активной практико-ориентированной деятельности (самодеятельности) обучающихся в туризме, что, собственно, и обеспечивает их взаимосвязь и формирование качественно новых универсальных учебных действий.

Предметами деятельности факультатива являются:

—наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося (родной край: школа, микрорайон, город). В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека;

—двигательная деятельность общеразвивающей направленности в процессе

занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье,

совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются

определённые двигательные действия, активно развиваются мышление,

—творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к

здоровью и здоровому образу жизни;

—способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представленные в системе социальных норм,

убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмоциональное

здоровье младшего школьника, а также сохранение окружающего мира;

—изучение природного и культурно-исторического наследия России.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Занятия дают возможность научить детей необходимым знаниям о природе, о поведении в природе, умение работать в группе, оказывать необходимую помощь в нестандартной ситуации себе и товарищам. А так же ребята учатся другим жизненно – необходимым навыкам. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

Формы занятий:

- индивидуальная,

- парная,

- групповая.

Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:

-программа рассчитана на 306 часов

Программа – интенсивный курс обучения.

Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной,

двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их

физического и психоэмоционального здоровья. При этом предполагается

решение следующих задач:

• освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной

жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;

• изучение основ туристско-краеведческого мастерства;

• развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их

личностному самовыражению в туризме и краеведении;

• мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и

краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в

природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение

норм сохранения и поддержания физического, психического и социального

здоровья;

• развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

• вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и

краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;

• воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств,

обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников —

туристской походной группы;

• развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли

и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.

8. Основные направления содержания деятельности:

Для решения поставленных в программе задач используются следующие образовательные технологии: 
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- исследовательские, проектные методы обучения;
- технология игрового обучения;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- здоровьесберегающие технологии.

В практике работы используются следующие формы:

- однодневные экскурсии,

- практические занятия;

- викторины;

- игры;

- спортивные игры;

- беседы;

- экологические сказки,

-театрализованные постановки,

-трудовые десанты,

-многодневные познавательные экспедиции и экскурсии.

11. Материально – техническое обеспечение:

Для проведения занятий по программе имеется материальная база:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской,

- техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;
- библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;

- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.

-музеи.

- площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом

воздухе.

Тематическое планирование

Теоретические занятия


Тема занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Польза и значение туризма.

1

Сентябрь

2

Правила поведения юных путешественников.

1

Сентябрь

3

Оздоровительный эффект от водных процедур.

1

Сентябрь

4

Движение — ходьба пешком – укрепляет здоровье.

1

Октябрь

5

Я, моё тело, моё здоровье.

1

Ноябрь

6

Планета Земля – наш космический дом.

1

Декабрь

7

Живое и неживое в природе.

1

Декабрь

8

Камни – осколки горных пород. Символизм камней и гор.

Кавказские горы.

1

Январь

9

Мир пещер. Символизм пещер. Красота и гармония воды. Пещеры Кавказа.

2

Март

10

История Кавказского заповедника.

2

Март

11

Направления деятельности Кавказского заповедника.

2

Апрель

12

Животные мир и растительный мир Кавказского заповедника.

1

Апрель

13

Люди, посвятившие жизнь охране природы.

1

Апрель

14

Основы медицинских знаний.

3

Май

15

Основы туристических навыков. Разведение костров, разбивка палаток.

3

Май

Итого


22


Однодневные походы


1

Поход на берег реки М. Лаба.

5

Сентябрь

2

Поход на Герпегемский хребет.

5

Май

Экскурсии


1

Поездка в Лаго-Наки.

12

Октябрь

2

Поездка в краевой историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина.

12

Апрель

3

Экскурсия в контору Восточного отдела Кавказского заповедника.

2

Февраль

Итого


26


Театрализованные постановки


1

«В здоровом теле – здоровый дух!»

6

Май

2

«Чистота - залог здоровья!»

6

Ноябрь

3

«В поисках чистой воды».

6

Апрель

4

«Экологические сказки».

6

Декабрь

Итого


24


Экологические акции и трудовые десанты


1

Уборка берегов рек «Нашим рекам - чистые берега!»

6

Сентябрь-май

2

«В защиту пихты Кавказской».

6

Декабрь

3

«Первоцветы на Кубани».

6

Февраль-март

Итого


18


Участие в экологических конкурсах и викторинах


1

Конкурсы, проводимые Кавказским заповедником.

5

В течение года

2

Краевые конкурсы.

5

В течение года

3

Российские конкурсы.

5

В течение года

Итого


15


Познавательные экспедиции


1

Окрестности Герпегемского хребета.

95

Июнь

Итого






Содержание программы.

1.Теоретические занятия.

Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления

организма человека. Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя. Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, лугов и полей.

Оздоровительный эффект от водных процедур. Движение — ходьба пешком и на лыжах укрепляет костно-мышечную систему, сердце, лёгкие и другие органы человека.

Правила поведения юных путешественников

Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной

деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном

полигоне, в парке (лесу). Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Знакомятся с Кавказским заповедником: его историей создания, направлениями деятельности, сотрудниками. Изучают основы медицинских знаний и основы туристических навыков.

Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных)

ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе.

Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний,

соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды его

права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.

2.Однодневные походы, экскурсии.

Знакомство с местными водоемами. Прохождение экологической тропы по Герпегемскому хребту. Знакомство с историей возникновения поселка, с легендами возникновения географических названий (поселок Псебай, «Сторублевый камень», Гора Шахан и река Андрючка и др.). Соблюдение правил поведения во время туристических походов.

3. Экскурсии.

Поездки в Лаго-Наки. Знакомство с пещерами и природой Кавказа. Поездка в краевой историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина. Посещение отдела природы, участие в викторине, проводимой музеем, знакомство с экспонатами музея, привезенными из нашим мест. Экскурсия в контору Восточного отдела Кавказского заповедника. Знакомство с сотрудниками и их деятельностью.

4. Театрализованные постановки.

Написание сценариев к мероприятиям, разучивание ролей, подготовка костюмов, выступление перед школьниками и ребятами их детских садов.

5. Экологические акции и трудовые десанты.

Уборка бытового мусора по берегам рек. Изготовление листовок в защиту пихты Кавказской в канун новогодних праздников, и первоцветов. Развешивание листовок по поселку. Привлечение внимания населения к экологическим проблемам.

6. Участие в конкурсах и викторинах.

В течение всего года участие в конкурсах и викторинах.

7. Познавательные экспедиции.

Как результат работы, награда за активное участие в изучении родного края – участие в экспедициях.

Литература для учителя

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). — М., 1992.

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

образования: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение,

2010.

4. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных

занятий школьников: учеб. пособие. — М.: Логос, 2003.

5. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся начальных

классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. — М.:

Просвещение, 2011.

6. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1–2 и 3–4

классов общеобразовательных учреждений / В.Я. Барышников и А.И.

Белоусов под ред. М.Я. Виленского. — М.: Русское слово, 2010.

7. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших

школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.

8. Организация и развитие ученического самоуправления в

общеобразовательном учреждении: учеб.-метод. пособие / под общ. ред.

А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.

9. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой

деятельности учащихся. — М.: РМАТ, 2001.

10. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии / пер.

с чеш. С.Д. Баранниковой. — М.: Профиздат, 1990.

11.Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой, К.И.

Паровой, О.А. Суворовой. — М.: Культура и традиции, 1995.

12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А.

Горского. — М.: Просвещение, 2010.

13. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе,

организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В.

Усков. — М. : ФЦДЮТиК, 2006.

35

14. Смирнов Д.В.Оздоровительно-познавательный туризм : программы дополнительного

образования детей : вып. 4. — М. : Советский спорт, 2003.

15. Смирнов Д.В. Юные туристы-краеведы // Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г.

Туризм и краеведение : образовательные программы для системы дополнительного

образования детей / под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. — М. : Советский спорт,

2005.

В список литературы к программе не включены перечни сайтов из сети Интернет.

Список рекомендуемой литературы для учеников

1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат. : для мл. возраста]. — М. :

Дом, 1993.

2. Берроуз Э. Тарзан. — СПб. : Искуство, 1991.

3. Верн Ж. Дети капитана Гранта. — Л., 1984.

4. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан. — М. : Детская литература, 1977.

5. Дефо Д. Робинзон Крузо. — Л. : Лениздат, 1933.

6. Киплинг Р. Маугли. — М. : Детская литература, 1986.

7. Пришвин М.М. Моя страна. — М. : Географиздат, 1950.

8. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Евгений Онегин. — М. : АСТ : Олимп, 1997.

9. Рони-старший Ж. Борьба за огонь: повесть. — Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1988.

10. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. М. : Детская

литература, 1977.

11. Чуковский Н. Водители фрегатов (Книга о великих мореплавателях). — М. : Детская

литература, 1984.






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по ВР

МО учителей начальных классов

МБОУ гимназии №4 им.И.Н.Нестерова _____________ А.А.Сулухия

посёлка Псебай от 30 августа 2019 г. 30 августа 2019 г.

_____________ Е.П.Малакеева