Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;ФГОС (базовый уровни); Примерной программы внеурочной деятельности «Юный биолог » 8 класс. В учебные задачи, решаемые этим курсом, последовательно формируют у учащихся основы биологического и экологического мышления, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.
Программа по биологическому и экологическому образованию для 8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 8 классах, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).
Цель программы: — формирование основ биологической познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об биологических и экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования биологически и экологически безопасного образа жизни.
Задачи:
· обучающие - развитие познавательного интереса к природе родного края , приобретение знаний и умений оформления творческих проектов , листовок, плакатов , развитие мотивации бережного отношения к природе и ресурсам среды .;
· воспитательные - формирование общественной активности личности, культуры общения ,выступления и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и бережного отношения к природе и ресурсам среды;
· развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности .
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы биологической и экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов биологии , экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Виды учебной деятельности:
проектная, ролевая игра,
проблемно-ценностное и досуговое общение,
социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности:
исследовательская работа в библиотеке, Интернете;
проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов;
проведение эко-уроков «Хранители воды », «Сделаем вместе», «Озеро Байкал», «Черное море»;
ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания биологического и экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.
Содержание работы школы биологической и экологической грамотности структурировано в 8 классе , в виде трех разделов-модулей.
1. «Биология в жизни человека .Экономное потребление: учусь быть взрослым»
2. «Биологическая и экологическая безопасность в природной среде»
3. «Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение»
Описание места внеурочной деятельности «Юный биолог» в учебном плане.
Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена из расчёта 34 (1ч в неделю) в 8 классе.
Набор обучающихся - свободный
Результаты внеурочной деятельности «Юный биолог».
Цели и результаты внеурочной деятельности в 8 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции.
Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы биологического и экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.
Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в биологических и экологических ценностях.
Личностные результаты предусматривают умения:
оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора биологически и экологически безопасного образа жизни;
позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
выражать отношение к случаям биологического и экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
объяснять смысл биологического и экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
выполнять проект;
называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
о научной области биологии и экологии, предмете их изучения;
о принципе предосторожности;
о способах биологически и экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
об историческом опыте биологически иэкологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
о моделях поведения в условиях биологически иэкологической опасности: избегание опасности, приспособление и устранение её;
о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
давать определение понятиям «биологическая безопасность», «экологический риск», «экологическая безопасность»;
применять экосистемную познавательную модель для обнаружения биологической иэкологической опасности в реальной жизненной ситуации;
устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительногопотребительства;
называть источники информации, из которых можно узнать оббиологических и экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
приводить примеры биологически иэкологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей:
Защита проектов , исследований по экономному использованию энергии, предметов, материалов
Проведение эко-уроков «Хранители воды » , «Сделаем вместе», «Разделяем вместе », «Озеро Байкал»;
Организация фотовыставки «Экология души»;
Основное содержание курса
Раздел 1. Биология в жизни человека. Экономное потребление: учусь быть взрослым
Биология в жизни человека. Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
«Биологический следопыт », «Экологический следопыт», «Бездомные животные» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в виде проектов.
Урок для родителей «Учимся жить экономно».
Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».
Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде
Безопасность общения с природой для человека. Биологическая и экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение
Просвещение как средство повышения биологической и экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила биологически и экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Тематическое планирование
(34 ч внеурочной деятельности в 8 классе, 1 час в неделю)
Раздел 1. Биология в жизни человека .Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 ч)
Объяснять : чувство меры как признак взрослости, ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, вмеждународной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия
Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия, ресурсосбережение, его виды, энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли
Выполнять :проект в области ресурсосбережения: энергобережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать: роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать :своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Представлять: результаты проектов в классной газете.
Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде ( 9 ч)
Безопасность общения с природой для человека. Биологическая и экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.)
Доказывать: что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать: своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Описывать: возможности духовного общения с природой у разных народов.
Высказывать :аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры
Составлять :инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды
Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение (17 ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека
Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила биологически и экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Экология и мода . Мода на экологию .
Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)
№ | Тема | Форма занятий | Вид деятельности учащихся |
1 | Раздел 1. Биология в жизни человека. Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 ч). | Лекции, моделирование, мини- проекты | Применение биологии в практической жизни, моделирование, защита мини- проектов |
2 | Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде (9 ч). | Лекции, моделирование, демонстрационные опыты мини- проекты | Применение биологии в практической жизни, моделирование, защита мини- проектов, проведение эко-уроков. |
3 | Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение ( 17 ч) | Лекции, моделирование, мини- проекты | Применение биологии в практической жизни, моделирование, защита мини- проектов, проведение эко-уроков и экологических акций. |
Итого : 34 часа |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный биолог» в 8 классе
34 часа, 1 час в неделю
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения 1 группа | Даты Проведения 2 группа | Характеристика видов деятельности (УД) |
план | факт | план | факт |
| Раздел 1. Биология в жизни человека. Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 ч) |
1 | Ценность бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре. | 1 | 3.09 | | 4.09 | | Приводить примеры (из фольклора) нерасточительного отношения к природным ресурсам. |
2 | Ценность бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях. | 1 | 10.09 | | 11.09 | | Приводить примеры (из художественных произведений) нерасточительного отношения к природным ресурсам. |
3 | Ценность бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. | 1 | 17.09 | | 18.09 | | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. |
4 | Экономическое потребление как проявление биологической и экологической ответственности. | 1 | 24.09 | | 25.09 | | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. |
5 | Энергосбережение. Древесина. Экономное использование изделий из дерева. | 1 | 1.10 | | 2.10 | | Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др |
6 | Бережное расходование пресной воды и природных ресурсов. | 1 | 8.10 | | 9.10 | | Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др |
7 | Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды. | 1 | 15.10 | | 16.10 | | Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды. |
8 | Сохранение качества окружающей среды. Международная Хартия Земли. | 1 | 22.10 | | 23.10 | | Высказывать свое мнение по вопросам сохранения качества окружающей среды. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе |
Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде (9 ч) |
9 | Биологическая и экологическая безопасность человека в условиях местной природы. | 1 | 5.11 | | 6.11 | | Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. |
10 | Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. | 1 | 12.11 | | 13.11 | | Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. |
11 | Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека. | 1 | 19.11 | | 20.11 | | Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. |
12 | Природа и духовные потребности человека. | 1 | 26.11 | | 27.11 | | Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. |
13 | Чувственно - эмоциональное общение человека с природой. | 1 | 3.12 | | 4.12 | | Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. |
14 | Культурные традиции духовного общения с природой у разных народов. | 1 | 10.12 | | 11.12 | | Обосновывать целесообразность экологического поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества природной среды. |
15 | Чувство единения с природой. | 1 | 17.12 | | 18.12 | | Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). |
16 | Ценность эстетической привлекательности природной среды. | 1 | 24.12 | | 25.12 | | Красота родного края , защита природы. |
17 | Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его культуры. | 1 | 14.01 | | 15.01 | | Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). |
Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение ( 17 ч) |
18 | Правила биологически и экологически грамотного поведения. | 1 | 21.01 | | 22.01 | | Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. |
19 | Личный пример. | 1 | 28.01 | | 29.01 | | Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). |
20 | Плакат. Буклет. Листовка. | 1 | 4.02 | | 5.02 | | Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). |
21 | Выступление. Экологический театр. | 1 | 11.02 | | 12.02 | | Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). |
22 | Подготовка выступления , публичной лекции, эко – урока. | 1 | 18.02 | | 19.02 | | Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). |
23 | Биология и экология питания .Продукты разные нужны, блюда разные важны. | 1 | 4.03 | | 5.03 | | Называть полезные и вредные для здоровья человека продукты, обосновывать и аргументировать свой выбор |
24 | Режим питания. | 1 | 11.03 | | 12.03 | | Составлять грамотное меню, с учетом возраста и состояния здоровья человека. |
25 | Энергия пищи. | 1 | 18.03 | | 19.03 | | Доказывать ,что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека |
26 | Где и как мы едим. | 1 | 25.03 | | 26.03 | | Доказывать ,что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека |
27 | Ты – покупатель. | 1 | 1.04 | | 2.04 | | Доказывать ,что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека |
28 | Кухни разных народов. | 1 | 8.04 | | 9.04 | | Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур |
29 | Кухни разных народов Башкортостана. | 1 | 22.04 | | 23.04 | | Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур |
30 | Кулинарная история. | 1 | 29.04 | | 30.04 | | Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие». |
31 | Как питались на Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие. | 1 | 6.05 | | 7.05 | | Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие». |
32 | Как питались на территории Башкирии | 1 | 13.05 | | 14.05 | | Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие». |
33 | Биология , экология и мода . | 1 | 20.05 | | 21.05 | | Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований |
34 | Красота природы – современная мода . | 1 | 27.05 | | 28.05 | | Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований |
ИТОГО: в 8 классе 34 часа. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Кадровое: учитель 1 категории Яроцкая И.А.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Меловая доска
Ноутбук
Цифровая лаборатория einsteintm
Световые микроскопы
Электрический микроскоп
Коллекции
Гербарии
Информационно – методическое обеспечение образовательного процесса
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод, пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
Данилов-Данилъян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Да-нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология,
2009.
Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлеб-ный. — М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.
Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.
Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.
Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.
Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.
Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.
Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.
Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.
Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.
Рекомендуемая литература для учащихся и родителей
Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1—3.
Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.
Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: 1ЛНКА РКЕ88, 1996.
Рянжин С. В: Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.
Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Би-бинформ, 2007.
Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.
Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А. Е. Чижевский. — М.: АСТ, 1997.