СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог » 8 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примернfz  программf  внеурочной деятельности «Юный биолог »  8 класс. В учебные задачи, решаемые этим курсом, последовательно формируют у учащихся основы  биологического  и экологического  мышления, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.Программа по  биологическому и экологическому образованию для 8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог » 8 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;ФГОС (базовый уровни); Примерной программы  внеурочной деятельности «Юный биолог » 8 класс. В учебные задачи, решаемые этим курсом, последовательно формируют у учащихся основы биологического и экологического мышления, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.

Программа по биологическому и экологическому образованию для 8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 8 классах, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).

Цель программы:   — формирование основ биологической познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об биологических и экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования биологически и экологически безопасного образа жизни.

Задачи:

· обучающие - развитие познавательного интереса к природе родного края , приобретение знаний и умений оформления творческих проектов , листовок, плакатов , развитие мотивации бережного отношения к природе и ресурсам среды .;

· воспитательные - формирование общественной активности личности, культуры общения ,выступления и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и бережного отношения к природе и ресурсам среды;

· развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности .





Общая характеристика     программы  внеурочной деятельности

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы биологической и экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов биологии , экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: 

проектная, ролевая игра,

проблемно-ценностное и досуговое общение,

социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: 

исследовательская работа в  библиотеке, Интернете;

проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов;

проведение эко-уроков «Хранители воды », «Сделаем вместе», «Озеро Байкал», «Черное море»;

ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания биологического и экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.

  • Содержание  работы   школы  биологической и экологической  грамотности структурировано в 8 классе , в виде трех разделов-модулей.

1.  «Биология в жизни человека .Экономное потребление: учусь быть взрослым»

2. «Биологическая и экологическая безопасность в природной среде»

3. «Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение»

Описание места внеурочной деятельности «Юный биолог» в учебном плане.

Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена из расчёта 34 (1ч в неделю) в 8 классе.

Набор обучающихся - свободный

Результаты внеурочной деятельности «Юный биолог».

Цели и результаты внеурочной деятельности в 8 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Внеурочная деятельность выполняет развивающую,  воспитательную и социализирующую функции.

Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы биологического и экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в биологических и экологических ценностях.

Личностные результаты предусматривают умения:

  • оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора биологически и экологически безопасного образа жизни;

  • позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

  • выражать отношение к случаям биологического и экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

  • демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными  результатами являются умения:

  • объяснять смысл биологического и экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

  • представлять    экосистемную    познавательную    модель в виде последовательности аналитических действий;

  • рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

  • представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

  • пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

  • различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

  • называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

  • выполнять проект;

  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

  • позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

  • о научной области биологии и экологии, предмете их изучения;

  • о принципе предосторожности;

  • о   способах  биологически и экологически   безопасного   образа  жизни в местных условиях;

  • об историческом опыте биологически иэкологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

  • о моделях поведения в условиях биологически иэкологической опасности: избегание опасности, приспособление и устранение её;

  • о способах ресурсосбережения  (энергосбережения,  бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

  • давать  определение  понятиям «биологическая безопасность»,  «экологический  риск», «экологическая безопасность»;

  • применять экосистемную  познавательную  модель для обнаружения биологической иэкологической опасности в реальной жизненной ситуации;

  • устанавливать    причинно-следственные    связи    между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительногопотребительства;

  • называть источники информации, из которых можно узнать оббиологических и экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

  • приводить примеры биологически иэкологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Отслеживание и оценивание результатов обучения детей:

Защита проектов , исследований по экономному использованию энергии, предметов, материалов

Проведение эко-уроков «Хранители воды » , «Сделаем вместе», «Разделяем вместе », «Озеро Байкал»;

Организация фотовыставки «Экология души»;















Основное содержание курса

Раздел 1. Биология в жизни человека. Экономное потребление: учусь быть взрослым

Биология в жизни человека. Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,

художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.

Формы организации внеурочной деятельности:

«Биологический следопыт », «Экологический следопыт», «Бездомные животные» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).

Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в виде проектов.

Урок для родителей «Учимся жить экономно».

Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».

Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде

Безопасность общения с природой для человека. Биологическая и экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).

Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.

Формы организации внеурочной деятельности:

Психологический практикум-тренинг.

Ролевая ситуационная игра.

Практикум, демонстрационные опыты.

Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение

Просвещение как средство повышения биологической и экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила биологически и экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

Формы организации внеурочной деятельности:

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.



















Тематическое планирование

(34 ч внеурочной деятельности в 8 классе, 1 час в неделю)

Раздел 1. Биология в жизни человека .Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 ч)

Объяснять : чувство меры как признак взрослости, ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, вмеждународной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия, ресурсосбережение, его виды, энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли

Выполнять :проект в области ресурсосбережения: энергобережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать: роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать :своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Представлять: результаты проектов в классной газете.

Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде ( 9 ч)

Безопасность общения с природой для человека. Биологическая и экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.)

Доказывать: что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать: своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

Описывать: возможности духовного общения с природой у разных народов.

Высказывать :аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека

Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры

Составлять :инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды

Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение (17 ч)

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека

Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила биологически и экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Экология и мода . Мода на экологию .

Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)

















Тема

Форма

занятий

Вид деятельности

учащихся

1

Раздел 1. Биология в жизни человека. Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 ч).

Лекции, моделирование, мини- проекты

Применение биологии в практической жизни, моделирование, защита мини- проектов

2

Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде (9 ч).

Лекции, моделирование, демонстрационные опыты мини- проекты

Применение биологии в практической жизни, моделирование, защита мини- проектов, проведение эко-уроков.

3

Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение ( 17 ч)

Лекции, моделирование, мини- проекты

Применение биологии в практической жизни, моделирование, защита мини- проектов, проведение эко-уроков и экологических акций.

Итого : 34 часа
















Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный биолог» в 8 классе

34 часа, 1 час в неделю

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

1 группа

Даты

Проведения

2 группа

Характеристика видов деятельности (УД)

план

факт

план

факт


Раздел 1. Биология в жизни человека. Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 ч)

1

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре.

1

3.09


4.09


Приводить примеры (из фольклора) нерасточительного отношения к природным ресурсам.

2

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях.

1

10.09


11.09


Приводить примеры (из художественных произведений) нерасточительного отношения к природным ресурсам.

3

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете.

1

17.09


18.09


Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам.

4

Экономическое потребление как проявление биологической и экологической ответственности.

1

24.09


25.09


Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам.

5

Энергосбережение. Древесина. Экономное использование изделий из дерева.

1

1.10


2.10


Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др

6

Бережное расходование пресной воды и природных ресурсов.

1

8.10


9.10


Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др

7

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды.

1

15.10


16.10


Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды.

8

Сохранение качества окружающей среды. Международная Хартия Земли.

1

22.10


23.10


Высказывать свое мнение по вопросам сохранения качества окружающей среды. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе

Раздел 2. Биологическая и экологическая безопасность в природной среде (9 ч)

9

Биологическая и экологическая безопасность человека в условиях местной природы.

1

5.11


6.11


Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.

10

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

1

12.11


13.11


Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

11

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека.

1

19.11


20.11


Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

12

Природа и духовные потребности человека.

1

26.11


27.11


Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

13

Чувственно - эмоциональное общение человека с природой.

1

3.12


4.12


Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.

14

Культурные традиции духовного общения с природой у разных народов.

1

10.12


11.12


Обосновывать целесообразность экологического поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества природной среды.

15

Чувство единения с природой.

1

17.12


18.12


Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.).

16

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

1

24.12


25.12


Красота родного края , защита природы.

17

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его культуры.

1

14.01


15.01


Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.).

Раздел 3. Мой вклад в биологическое и экологическое просвещение ( 17 ч)

18

Правила биологически и экологически грамотного поведения.

1

21.01


22.01


Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

19

Личный пример.

1

28.01


29.01


Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

20

Плакат. Буклет. Листовка.

1

4.02


5.02


Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

21

Выступление. Экологический театр.

1

11.02


12.02


Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

22

Подготовка выступления , публичной лекции, эко – урока.

1

18.02


19.02


Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

23

Биология и экология питания .Продукты разные нужны, блюда разные важны.

1

4.03


5.03


Называть полезные и вредные для здоровья человека продукты, обосновывать и аргументировать свой выбор

24

Режим питания.

1

11.03


12.03


Составлять грамотное меню, с учетом возраста и состояния здоровья человека.

25

Энергия пищи.

1

18.03


19.03


Доказывать ,что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека

26

Где и как мы едим.

1

25.03


26.03


Доказывать ,что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека

27

Ты – покупатель.

1

1.04


2.04


Доказывать ,что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека

28

Кухни разных народов.

1

8.04


9.04


Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур

29

Кухни разных народов Башкортостана.

1

22.04


23.04


Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур

30

Кулинарная история.

1

29.04


30.04


Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие».

31

Как питались на Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие.

1

6.05


7.05


Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие».

32

Как питались на территории Башкирии

1

13.05


14.05


Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие».

33

Биология , экология и мода .

1

20.05


21.05


Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований

34

Красота природы – современная мода .

1

27.05


28.05


Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований

ИТОГО: в 8 классе 34 часа.









Ресурсное обеспечение реализации Программы

Кадровое: учитель 1 категории Яроцкая И.А.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Меловая доска

Ноутбук

Цифровая лаборатория einsteintm

Световые микроскопы

Электрический микроскоп

Коллекции

Гербарии

Информационно – методическое обеспечение образовательного процесса

Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод, пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.

Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

Данилов-Данилъян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Да-нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.

Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология,

2009.

Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлеб-ный. — М.: Педагогика, 1999.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.

Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.

Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.

Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.

Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.

Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.

Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.

Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей

Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1—3.

Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.

Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: 1ЛНКА РКЕ88, 1996.

Рянжин С. В: Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Би-бинформ, 2007.

Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А. Е. Чижевский. — М.: АСТ, 1997.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!